Педагогическое эссе в форме – «лонгрид» по теме: "Какое отношение имеет проектирование к реализации ФГОС?"
статья на тему

Лагода Инна Викторовна
Современная модель образования требует активного поиска новых целей, форм организационных структур и технологий обучения. Это связано с тем, что в 21-м веке человечество вступило в переходный период от общества индустриального к информационному, от письменной культуры к культуре информационно-компьютерной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое задание модуля 2 : Педагогическое эссе в форме – «лонгрид» по теме: "Какое отношение имеет проектирование к реализации ФГОС?"

Современная модель образования требует активного поиска новых целей, форм организационных структур и технологий обучения. Это связано с тем, что в 21-м веке человечество вступило в переходный период от общества индустриального к информационному, от письменной культуры к культуре информационно-компьютерной.

Возникла потребность в подготовке активного, думающего человека, ориентированного на знания и использование новых технологий, способного творчески подходить к решению задач, понимать и формулировать смыслы человеческой деятельности, обладающего установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, ведущего здоровый и безопасный для себя и окружающих образ жизни, способного на эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации.

Реалии современного образования меняют и цели, и содержание образования. Лейтмотивом всей деятельности педагога становится проектирование деятельности  для достижения результатов по формированию УУД учеников.

Проектируя любой урок направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Практически все учебники для начальной школы прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС НОО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

В чем суть проектной деятельности и ее применения, в реализации ФГОС нового поколения. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);

Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД); Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход; Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность. Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
Исходя из этого, необходимо на каждом этапе урока предоставить возможность ученику стать реальным субъектом деятельности, то есть сделать так, чтобы он не только выполнял определённые действия по намеченному плану, но и принимал участие в:

Для  осуществления проектной деятельности в школьной среде    имеются необходимые для этого   факторы:

- наличие сформированного коллектива;  

- посещение обучающимися занятий по внеурочной деятельности;

- заинтересованность родителей  в занятости детей  общественно - полезным трудом  и творческой деятельностью;

- свобода выбора учащихся к деятельности, к которой есть предрасположение;

- наличие опытных наставников-педагогов, готовых поддержать любую инициативу, помочь в решении организационных вопросов.

Что же необходимо предпринять, чтобы обучающиеся были субъектами деятельности и выполняли именно деятельность, а не проявляли просто активность?

-создать условия, развивающую среду для раскрытия индивидуальности ученика, его творческих способностей;

-использовать индивидуальный подход в обучении, разрабатывать индивидуальные маршруты обучения талантливых, одарённых детей, а так же детей, нуждающихся в дополнительном образовании;

-задействовать в работе проектную деятельность, чтобы ученики принимали решение в постановке целей и сами искали пути для её реализации;

-так же использование в работе ИКТ -технологий способствует творческому развитию личности обручающихся, их задействованности в образовательном и воспитательном процессах.

Отдельно хочется отметить требования к процессу достижения результата:

-Самостоятельность: насколько команда была самостоятельна в реализации проекта от задумки до эксплуатации, прежде всего в принятии решений

-Учет ограниченности ресурсов: время, деньги и т.д.

-Осознанность в выборе организационных решений: индивидуальность / командность, распределение ролей, какие преграды были выделены, как они преодолевались и т.д.

Образовательный проект имеет также образовательный результат, который должен отдельно выделяться и рефлексироваться участниками.

Каждый учитель на каждом предмете, обучение которому проходит в соответствии с требованиями ФГОС, должен обеспечивать, проверять и оценивать не только предметные, но и метапредметные образовательные результаты своих учеников. В каждом конкретном случае ищем наиболее актуальные цели для формирования у обучающихся УУД. Далее  выявляем совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Для эффективного подхода к формированию УУД, нужно уметь на должном, современном уровне использовать ИКТ. Это: осуществление контроля и оценки полученных результатов (самостоятельный и взаимный контроль и оценка); рефлексии деятельности по итогам урока.

ФГОС предусматривает формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Большие возможности в этом плане открывает метод проектов (проектная технология) — один из методов личностно-ориентированного обучения, способ организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе решения задач учебного проекта.

При выполнении учебного проекта (учебного исследования) обучающиеся включаются в активную учебно-познавательную сформированные деятельность, результатом, которой являются компетенции, включающими в себя навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; навыков проектной деятельности, самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; постановки целей и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования, аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Ключевыми особенностями ФГОС основного общего образования, которые должны быть обязательно учтены при проектировании современного урока определены:

1. Системно-деятельностный подход лежащий в основе стандарта;

2. Требования к результатам освоения основной образовательной программы;

3. Становление целостной картины мира и компетентностей в любой предметной области на основе развития УУД – личностных, познавательных, коммуникативных (формирования общеучебных умений и навыков).

4. Методическое сопровождение образовательного процесса, помогающее учителю реализовывать требования ФГОС — технологические карты.

5. Технологические карты — это методический инструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. В технологических картах определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные), указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися.

Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность  является  одним из путей формирования УУД как о общеобразовательной школе, так и во внеурочное время.

Проектирование деятельности педагога в рамках реализации ФГОСТ - это только одна сторона медали. Проектная деятельность, которая раскрылась в момент внедрения федеральных государственных стандартов, широко внедряется и действует в рамках учебной работы и воспитательного процесса. Хорошие результаты даёт и самостоятельная проектная деятельность обучающихся в различных направлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся

Представлены документы, подтверждающие участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся...

Педагогическое эссе в форме – «лонгрид» по теме: "Какое отношение имеет проектирование к реализации ФГОС?"

Реалии современного образования меняют и цели, и содержание образования. Лейтмотивом всей деятельности педагога становится проектирование деятельности  для достижения результатов по формированию ...

Педагогическое эссе : "Какое отношение имеет проектирование к реализации ФГОС?"

Эссе является итоговой работой к Модулю 2. Подпрограмма "Формирование и развитиекомпетенций учащихся в области использования информационно-коммуникативных технологий. Работа отражает уровень осмы...

Открытый урок окружающего мира по теме: «Какую форму имеет Земля», 4 класс, УМК "Планета Знаний"

урок дан для студентов колледжа социально-педагогического профиля...

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием учащихся

В данном разделе представлено участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием учащихся...

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием учащихся

В данном разделе представлено участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием учащихся....

2.3.Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся

2.3.Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся...