Проектная работа "Сохраним лес"
проект по окружающему миру (3, 4 класс)

Новикова Елена Юрьевна

Экология и воспитание: проблема формирования экологической культуры 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Школа №19(25)» г.Рязань

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «СОХРАНИМ ЛЕС!»

ВЫБОР ТЕМЫ

  • За последнее десятилетие проблемы загрязнения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам, нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия, которое повлекло за собой последствия катастрофического характера в виде экологических кризисов и природных катастроф.  
  • Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия всех людей на Земле.
  • Лес, как большая экологическая система, предоставляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов Рязани. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т.д. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым, нужно гарантировать ему защиту.

ПРОБЛЕМА:

Отсутствие экологической культуры и природоохранного сознания у большинства населения Земли.

ПРИЧИНЫ ЭТОМУ СЛЕДУЮЩИЕ:

  • Недостаток научных знаний о природе.
  • Несформированность экологического сознания у детей и родителей.
  • Отсутствие системы непосредственного общения с природой (экскурсии, прогулки в природу).

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС:

Быть или не быть жизни на Земле?

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА

Если формирование экологической культуры начать с раннего детства, то процесс этот будет более эффективным и целесообразным.

ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА:

Экология и воспитание: проблема формирования экологической культуры

ЦЕЛЬ:

Развитие у детей осознанно-нравственного отношения к лесу, как к экосистеме.

ТЕМЫ   САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ   ИССЛЕДОВАНИЙ:

  • Наблюдения.

Оценка окружающей среды под ОБЪЕКТ И БАЗА ПРОЕКТА

Объект: экологическая система – лес.

Участники проекта: учащиеся 3А класса.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из энциклопедий, журналов, интернета; творческая работа.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ: 

  • Познавательное
  • Природоохранное
  • Здоровьесберегающее

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  • Сформировавшиеся элементарные экологические представления о лесе.
  • Осознанное отношение к природе.
  • Сформировавшиеся представления о том, что сохранность природных объектов – обязанность человека.
  • Активное участие детей и родителей в реализации проекта. Понимание родителями важности бережного отношения к лесу.
  • влиянием антропогенных воздействий.
  • Рисование наиболее ярких примеров загрязнения окружающей среды.
  • Пословицы и поговорки.
  • Просветительская работа по защите природной среды.

ЗАДАЧИ:

  • прививать любовь к природе;
  • формировать элементарные экологические знания о лесе.
  • воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесу
  • формировать понятия о взаимосвязях в природе;
  • понимать ценности леса как источника материального и духовного развития общества;
  • выработать умения видеть возможные последствия своей деятельности в лесу;
  • овладеть знаниями и практическими умениями рационального природопользования;
  • формировать стремление к деятельности по улучшению и сохранению природной среды.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1 ЭТАП – ИНФОРМАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

  • Обсуждение целей и задач проекта с участниками проекта; поиск информации, изучение материала по теме проекта.
  • Создание условий необходимых для реализации проекта.
  • Обоснование, предсказание путей реализации проекта.

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по развитию экологического сознания у учащихся.
  • Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (экологический центр, информационный стенд).
  • Проведение серии занятий с учащимися по развитию представлений о лесе;
  • Родительский всеобуч (просвещение родителей по вопросам природоохранительной деятельности человека).
  • Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.
  • Творческая работа учащихся.

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Разработка результатов по реализации проекта.

  • Творческое рассказывание «Прогулка в лес» (уточнить умение детей в рассказах отражать свое отношение к миру природы);
  • Познавательный урок «Лес и мы» (уточнить знания детей о разных видах леса, воспитывать осознанно-бережное отношение к природе родного края)
  • Познавательный урок «Удивительный лес» (расширять знаний о лесах, представителях флоры и фауны);
  • Беседа «Мы – друзья леса» (развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, воспитывать экологическую культуру детей);
  • Чтение художественной литературы (прививать любовь к природе средствами художественной выразительности);
  • Рисование плакатов «Правила поведения в лесу» (закреплять знания о правилах поведения в лесу);
  • Рисование на тему «После отдыха в лесу» (развивать умение отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы);
  • Выставка семейных фотографий «Лес – мой зелёный друг» (расширять кругозор и представления детей о лесе).

ИТОГИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

В ходе работы над проектом учащиеся изучили богатства лесного наследия, обогатились знаниями и опытом общения с природой, расширили кругозор, познакомились с животным и растительным миром лесов средней полосы России; узнали о проблемах экологии нашей зоны, о причинах нарушения экологического равновесия.

В результате участия в проекте дети овладели навыком безопасного поведения в лесу; овладели знаниями и умением рационального природопользования; усвоили виды деятельности человека, которые не приносят вреда природе; научились видеть красоту окружающего природного мира.

РЕШЕНИЕ:

  • Принять участие в акции «Вырасти зелёного друга» (посадка саженцев кустов, деревьев);
  • Организовать прогулку в городскую рощу (наблюдение примеров неправильного отношения к лесу);
  • Дать советы родителям «Правила поведения в лесу»;
  • Провести экологическое развлечение с учащимися и их родителями «Мы идём в поход в лес» (привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды, формирование экологической культуры).

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА: 

Использование проекта для ознакомления с другими экосистемами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБЪЕКТ: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – ЛЕС УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : УЧАЩИЕСЯ 3А КЛАССА МБОУ «Школа №19(25)» г.Рязань

Слайд 2

«ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ЭКОСИСТЕМА – ЛЕС» ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Слайд 3

ВЫБОР ТЕМЫ

Слайд 4

ПРОБЛЕМА ОТСУТСТВИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРИРОДООХРАННОГО СОЗНАНИЯ У БОЛЬШИНСТВА НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ

Слайд 5

ПРИЧИНЫ НЕДОСТАТОК НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ. НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ. ОТСУТСТВИЕ СИСТЕМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ (ЭКСКУРСИИ, ПРОГУЛКИ В ПРИРОДУ).

Слайд 6

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ?

Слайд 7

ЦЕЛЬ РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ ОСОЗНАННО-НРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЕСУ, КАК К ЭКОСИСТЕМЕ

Слайд 8

ЗАДАЧИ ПРИВИВАТЬ ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ; ФОРМИРОВАТЬ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ О ЛЕСЕ. ВОСПИТЫВАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ, БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЕСУ ФОРМИРОВАТЬ ПОНЯТИЯ О ВЗАИМОСВЯЗЯХ В ПРИРОДЕ; ПОНИМАТЬ ЦЕННОСТИ ЛЕСА КАК ИСТОЧНИКА МАТЕРИАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА; ВЫРАБОТАТЬ УМЕНИЯ ВИДЕТЬ ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛЕСУ; ОВЛАДЕТЬ ЗНАНИЯМИ И ПРАКТИЧЕСКИМИ УМЕНИЯМИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ; ФОРМИРОВАТЬ СТРЕМЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УЛУЧШЕНИЮ И СОХРАНЕНИЮ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ.

Слайд 9

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА ЕСЛИ ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАЧАТЬ С РАННЕГО ДЕТСТВА, ТО ПРОЦЕСС ЭТОТ БУДЕТ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМ И ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ

Слайд 10

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АНАЛИЗ; ОПРОС; НАБЛЮДЕНИЕ; СБОР ИНФОРМАЦИИ ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИЙ, ЖУРНАЛОВ, ИНТЕРНЕТА; ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

Слайд 11

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ СФОРМИРОВАВШИЕСЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЕСЕ. ОСОЗНАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ. СФОРМИРОВАВШИЕСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТОМ, ЧТО СОХРАННОСТЬ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ – ОБЯЗАННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. ПОНИМАНИЕ ВАЖНОСТИ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЕСУ.

Слайд 12

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ 1 ЭТАП – ИНФОРМАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ 2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) 3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Слайд 13

ИТОГИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Слайд 14

РЕШЕНИЕ ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОГУЛКУ В ГОРОДСКУЮ РОЩУ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В АКЦИИ «ВЫРАСТИ ЗЕЛЁНОГО ДРУГА» ПРОВЕСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ «МЫ ИДЁМ В ПОХОД В ЛЕС» ОРГАНИЗОВАТЬ ЭКСКУРСИЮ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Слайд 15

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТА ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДРУГИМИ ЭКОСИСТЕМАМИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....