Методы и формы экологического воспитания детей младшего школьного возраста
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
Экологическое воспитание состоит из экологических знаний и умений, экологического мышления, ценностных направлений, экологически обоснованного поведения. Содержание экологического воспитания приобретается учащимися в их различной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методы и формы экологического воспитания детей младшего школьного возраста | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и формы экологического воспитания детей младшего школьного возраста
«Метод – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи».
«Форма – это способ организации учебно-воспитательного процесса».
Экологическое воспитание состоит из экологических знаний и умений, экологического мышления, ценностных направлений, экологически обоснованного поведения. Содержание экологического воспитания приобретается учащимися в их различной деятельности. Б. Т. Лихачев разделяет методы экологического воспитания таким образом «…внешкольные и школьные методы формирования сознания и развития мышления, научение умениям и навыкам практически направленной деятельности, развитие нравственно-правовой ответственности, эстетического отношения к действительности, нравственного самосовершенствования» . Экологическое воспитание учащихся осуществляется в урочной и внеурочной деятельности. Классная работа содержит больше информации, а внеурочная - более интересна для детей своей свободной и своеобразной формой. Для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, уроки тоже стоит сделать оригинальными, чтобы они были разнообразными, интересными и увлекательными. Как правило, в педагогической практике применяются разные формы и методы проведения уроков. Необходимо, чтобы учащиеся были не только слушателями, но и сами активно участвовали по ходу проведения урока. Успешному решению поставленных задач, содействуют различные формы работы. Особенно, это уроки - путешествия, уроки - игры, экскурсии, этические беседы, обобщающие уроки, уроки - конференции, которые дают возможность раскрыть мир природы через разнообразные виды ощущений, присущие для всего живого, дать основную информацию о неживой природе и живой природе, развить познавательные интересы. При применении этих форм используются различные приёмы: инсценировка, чтение стихотворений, сказок, викторины, загадки, что способствует поднятию интереса к живому, пониманию гармонии и красоты природы. Экологическое воспитание немыслимо без экскурсий в мир природы. Еще в XVIII веке французский философ Жан-Жак Руссо высказал мысль о том, что экскурсии в природу развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность в исследовании окружающего мира. А. М. Новиков дает такое определение: «Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях» . В настоящее время, в связи с выходом экологии на первый план В. А. Ясвин, С. Д. Дерябо предлагают следующее определение: «Экологическая экскурсия – это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях» . Каждая из форм работы побуждает различные виды познавательной способности детей младшего школьного возраста: самостоятельная работа с разными источниками информации позволяет собрать фактический материал, определить сущность проблемы; игра формирует опыт принятия разумных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, распространение ценных идей. Сначала наиболее рациональны методы, которые анализируют и корректируют сформировавшиеся у школьников экологические ценностные направленности , интересы и потребности. Определенные методы имеют универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, постоянных, определяющих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, изображающие количественное представление экологических закономерностей и т.п.) дает возможность успешно формировать структурные компоненты экологического знания и отношение к ним как к лично значимым. Метод эксперимента играет немаловажную роль в развитии экологической стороны младшего школьника. Впервые он получил философское осмысление в трудах Ф. Бэкона, создавшего и первую классификацию экспериментов. «Эксперимент, или опыт, — особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях, для выявления конкретных особенностей. Данный метод имеет большое значение для развития наблюдательности и любознательности ребёнка, воспитания его активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы. Опыты направлены на то, чтобы дети сами учились организовать наблюдения, узнавали, искали причины явления, самостоятельно добивались результатов, чтобы они почувствовали радость открытий, а это важное условие для развития наблюдательности».
Развитие экологических знаний у детей младшего школьного возраста реализуется при помощи заданий, которым соответственно следует придавать экологическую направленность. Задания, применяемые на уроках, должны определять не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные стороны отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого дети будут чаще участвовать в самостоятельном поиске, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, осваивать практические умения, участвовать в творческой деятельности.
Главные методы преподавания - наблюдение, эксперимент, моделирование. Эти методы определяют формы организации учебной деятельности учащихся, нестандартные для данного учебного предмета: экскурсии, уроки с раздаточным материалом, практические и лабораторные работы в классе, в уголке живой природы, в природе, самостоятельные наблюдения детей. Наблюдению как важному методу познания природы придавали очень большое значение педагоги Е. И. Тихеева, О. Иогансон, А. А. Быстров, П. М. Басе, Э. И. Залкинд, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова и др.
Наблюдение – это сложный познавательный процесс восприятия, в котором отражается единство чувственного и рационального процесса. В процессе наблюдения у детей образуются конкретные знания по конкретной теме, развивается мышление, речь, проявляется интерес и любовь к природе.
Развитие экологических навыков, умений и знаний связано с воспитанием чувства эмоционально-положительного отношения к природе, её объектам и явлениям, развитием способности ориентироваться в окружающей природной среде и иметь четкое понимание её экологических проблем. Получить знания учащиеся могут не только из учебника, но и из прямого взаимодействия с природой. Поэтому важную роль придают «зелёным урокам» (уроки в природе). «Зелёный урок» имеет отличие от экскурсии в том, что учащиеся не только ведут наблюдение за природным объектом, а выполняют конкретное задание. Они расширяют свой кругозор, развивают мышление, устанавливая связи с собственным запасом знаний и увиденным на «зелёном уроке».
Особенность младшего школьного возраста в том, что его можно считать, как переходным от периода, когда ведущей деятельностью являлась игровая деятельность, к периоду, когда ведущей деятельностью становится учебная. Игра – наиболее естественный и приятный вид деятельности для младших школьников, формирующий их характер. Вследствие этого можно успешно применять игровые методы обучения при экологическом воспитании, так как они обладают хорошей результативностью, способствуют стимуляции познавательной деятельности учащихся, развитию их самостоятельности, мышления.
Игра как метод экологического воспитания является не только способом развлечения, но и методом, с помощью которого происходит знакомство с окружающим миром. Н. С. Лукин в своих работах, анализирующих выражение в играх младших школьников явлений окружающей действительности, сделал вывод, о том, что для данного возраста характерна тесная связь игры с реальной жизнью. Соревновательные экологические игры – это вид экологических игр, основанный на стимулировании активности участников в получении и представлении экологических знаний, умений и навыков. Соперничество всегда было надежной мотивационной базой человеческой деятельности. Неудивительно, что разнообразные конкурсы экологической направленности пользуются особой популярностью как у учителей, так и у детей. К таким играм можно отнести: конкурс-аукцион, конкурс проектов, конкурс кроссвордов и т.д.
Этические беседы как форма деятельности по экологическому воспитанию, которая позволяет мотивированно и обоснованно подвести учащихся к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома. Во время этической беседы дети учатся находить многочисленные связи в природе: между растениями и животными, животными - хищниками и жертвами, природными условиями среды и её обитателями, деятельностью человека и состоянием природного окружения. Проводить этическую беседу на уроках, экскурсиях, во внеурочное время для анализа экологических связей в ситуациях "Бездомные животные", "Сорванные цветы", при разборе отрывков произведений писателей - натуралистов, при отгадывании загадок и применении пословиц, сказок, музыки, наблюдений. Доверительная обстановка беседы, соучастие в ней каждого ребёнка со своим мнением, мыслями, эмоциями, выводами способствует становлению личностной позиции учащегося.
Использовать разнообразные тематики этических бесед по экологии: "Природа просит защиты", "Мы учимся у природы", "О чём поют птицы" и др. Во время этических бесед с углублением детей в реальную или теоретическую ситуацию нравственного выбора, затрагивающую эмоции и чувства, используя вопросы и задания поэтапно подводить детей к личным выводам и заключениям. Таким образом, этическая беседа имеет важное мировоззренческое значение. Она помогает формировать у младших школьников реальную научную картину мира, осмысление своего места в системе всех земных жителей, ответственность за сохранение нашего общего дома.
Большую роль в экологическом воспитании младших школьников играют обобщающие уроки. Применяя их в курсе природоведения, можно решать проблемы систематизации и закрепления экологических знаний учащихся, развивать у учащихся способность анализировать материал, сравнивать, рассуждать и самостоятельно делать выводы и заключения.
Кроме того, обобщающие уроки выполняют и контрольно-оценочную функцию. Помимо этого, на обобщающих уроках есть возможность использовать межпредметные связи, разнообразный дидактический материал, технические средства обучения, что повышает активность учащихся, а, следовательно, результативность урока. Завершением урока может быть, например, написание мини-сочинения, создание выставки поделок из природного материала и др.
Существуют различные формы проведения уроков в начальной школе: уроки в форме соревнований и игр (КВН, викторины, дидактические игры), уроки в форме мероприятий (экскурсии, прогулки), уроки с групповыми формами работы, уроки творчества, уроки-беседы. Соответственно, для повышения уровня экологической воспитанности педагогом должны быть учтены рассмотренные методы и формы и использованы в соответствии с поставленными целями урока.
Результатом экологического воспитания является, экологическая воспитанность личности, составляющими которой выступают знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту) и нравственно-эстетическое восприятие природной среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы формирования экологического воспитания детей младшего школьного возраста
•Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное целое•Учить классифицировать объ...
Выпускная квалификационная работа Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста в малокомплектной школе
Дипломная работа...
Статья на тему "Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста"
Статья на тему "Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста"...
Разнообразие форм работы во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста
Экологическое воспитание младших школьников является одной из важнейших задач учителя начальных классов и предполагает использование различных форм и методов экологического воспитания...
Доклад «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС»
Наш дом, планета Земля, должен стать заботой каждого из нас. Самая большая ценность на Земле - жизнь в её разных проявлениях. Ценно каждое живое существо, независимо от его значения для ч...
Использование метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста
В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» ФГОС говорится, что в области «Обществознание и естествознание» п...
Проект «Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста»
Общение детей с природой, организованное педагогом, содержание познаний, доступное возрасту, восприятию детей, вызывает устойчивый энтузиазм, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее....