Окружающий мир 1 класс "Как менялась одежда?"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Как менялась одежда со временем»
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Справа друг, и слева друг.
Сколько нас теперь вокруг!
Все мы вместе – молодцы!
За работу – удальцы!
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
- Ребята, давайте вспомним что же мы уже с вами узнали на прошлых уроках. Я задам вам несколько вопросов,а вы будете на них отвечать.
1. Как называются птицы, которые осенью улетают на юг, а весной возвращаются на родину?
1.Какие из этих птиц «зимующие «? (вывешиваю на доску три картинки с пицами)
3.Чем питаются белые медведи?
4.А где живут белые медведи? (во льдах северного ледовитого океана)
Молодцы!
III. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ребята, к нам в гости как и всегда пожаловал Муравьишка ( вывешиваю на доску нарисованного муравья) и приготовил для вас загадки. Любите отгадывать загадки?
Итак, слушаем.
Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет - молодец.
1. Дождик льётся не на шутку,
Надевают дети … (вывешиваю картинку с изобр. куртки)
2. Если мёрзнут даже зубы,
Надевайте дети … (вывешиваю картинку с изобр.шубы)
3. Мы зимою по привычке
Надеваем …(вывеш. рукавички)
- Назовите эти предметы одним словом. (Одежда)
- Правильно. Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (Об одежде) СЛАЙД 1 с темой урока
- Прочитайте тему урока на с. 20 учебника.
- Как вы думаете, какие уч. Задачи мы сегодня с вами поставим перед собой? СЛАЙД 2 « цели урока»
- Муравьишка принёс в наш класс крошечного малыша (принесу куклу в пеленке). Какая на нём одежда? (пелёнка)
- Малыш стал подрастать, какая теперь нужна ему одежда? (ползунки)
- Малыш растёт не по дням, а по часам. Какая одежда теперь ему нужна? (рубашка, брюки, шорты, свитер и т.д.) (все это я принесу)
Вот как меняется одежда одного человека за короткое время.
Сегодня мы с вами попробуем заглянуть в прошлое и узнать историю одежды.
IV.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
Рассмотрите рисунки на с.20 СЛАЙД 3 (одежда из прошлого)
-Посмотрите, пожалуйста, на самый первый рисунок. Кого мы видим?(первобытного человека)
- Во что он одет?( в шкуру животного)
(Ученик читает )
Чтоб в морозы не замерзнуть,
Чтоб спастись от холодов,
Человек в любую шкуру
Завернуться был готов.
Шкуру чистил он сначала,
Закреплял, чтоб не упала,
И ходил и в дождь, и в снег
В этой шкуре человек.
- Скажите, а почему раньше одежду делали из шкуры животного?
Древние люди обматывали вокруг тела звериные шкуры, а на шею вешали ожерелья из разноцветных камней. Сначала шкуру нужно было выскоблить, затем в ней проделывали дыры, а в них просовывали ремни, сплетённые из кожи или сухожилий убитых животных. Благодаря этим ремням удавалось удерживать шкуры на теле.
- Обратите внимание на человека, обёрнутого в кусок ткани. Кто так одевался? (Жители Древней Греции)
Эту одежду делали из большого прямоугольного куска ткани, который искусно оборачивали вокруг тела, а на одном плече или на двух закрепляли брошью.
- Рассмотрите остальные фигуры людей и назовите особенности их одежды.
- Найдите девушку в сарафане. Так одевались люди, которые жили на Руси. Славяне, наши предки, в основном были земледельцами. Они выращивали лён, хлопок, из них женщины сами делали пряжу (скручивали нити) и ткали полотно, из которого шили себе одежду: рубахи, сарафаны, юбки, штаны. Такая одежда называлась домотканой.
Традиционная (народная) одежда жителей нашей страны была многослойной – одновременно надевали несколько одежд одна на другую.
Русские женщины надевали рубаху, сверху сарафан – это платье без рукавов. Сарафан книзу расширялся, потому что по бокам вставляли полоски ткани, не прямые, а косые. Такой сарафан называли « косоклинник». (СЛАЙД 4 с изображением славян) Сарафаны шили из тканей, разрисованных пышными букетами, украшали серебряными и позолоченными пуговицами; носили их с белыми рубахами, тоже украшенными букетами. Праздничные сарафаны и рубахи берегли, передавали их из поколения в поколение
. На голове женщины носили разные головные уборы. Это зависело от того, замужем женщина или нет. Девушки заплетали только одну косу и носили круглый венец вокруг головы. Замужние женщины заплетали две косы и носили кичку – твёрдую шапочку. Распространённым головным убором были кокошники. Их украшали речным жемчугом, золотыми и серебряными узорами, драгоценными камнями.
Основной обувью крестьян – простых деревенских людей – были лапти, которые плели из лыка, бересты или верёвок. Лыко – это часть коры молодых лиственных деревьев, например липы, а береста – наружная часть коры берёзы.
Мужчины (СЛАЙД) тоже одевались не так, как сейчас. Они носили рубахи – косоворотки. Ворот имел впереди прямой разрез, который завязывался на шнурки или застёгивался на пуговицы. Такую рубаху носили навыпуск и обязательно подвязывали узким пояском с кистями. По вороту и подолу мужские рубахи часто украшали вышивкой. Одежду украшали вышивкой-оберегом. Считалось, что оберег оберегает от беды. Вышивали разные узоры – изображения птиц, коней, деревьев. В старину люди считали, что изображение птицы, приносит радость, добро.
КОРОТКИЙ ВИДЕОРОЛИК с интернета по теме урока на 2-3 мин.
.
- А кто скажет, во что оделся Муравьишка? (В доспехи рыцаря)
- Кто из людей на рисунке также в одежде для защиты в бою? (Богатырь, у него кольчуга, на голове шлем, а в руках щит и меч)
- Из чего делали такую одежду? (Из металла)
- Почему? (Она защищала)
V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VI. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ УРОКА
- А какая одежда на черепахе? (Современная)
- Подумайте и обсудите в парах, всегда ли мы одеваемся одинаково. Какая одежда нужна нам для разных случаев?
Современная одежда очень разнообразна. По одежде можно узнать, где живёт человек, кем работает. Для каждого случая – своя одежда.
- Сравните одежду людей, изображённых на рисунке. Назовите предметы одежды каждого вида. Где человек может появляться в такой одежде?
СЛАЙД (деловая одежда, спорт.одежда, рабоч.одежда, одежда для дома, школьная форма)
7. Работа в тетради (1-2 задание.)
VII. РЕФЛЕКСИЯ
1.Ответы на вопросы учебника (с. 21, в рамке)
2.Учитель раздает картинки на каждую парту с изображением «как менялась одежда со временем» ,дети должны расставить картинки в правильной последовательности .
Оцените свои достижения смайликами.
VIII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Что вы узнали сегодня на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте по теме: «К. И. Чуковский «У меня зазвонил телефон», «Путаница», 1 класс
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28 г. СызраниКОНСПЕКТ УРОКА по теме: «К. И. Чуковский «У меня зазвонил телефон», «Путаница».Класс: 1Предмет: урок обучения грамот...
Классный час "Будущее зависит от меня"
Разработка классного часа для 1 класса к 1 сентября...
Родительское собрание "Быть отличником хочу! Пусть меня научат!"
Кто из родителей не желает видеть своего ребенка отличником? Вы таких знаете? Я нет. Каждый мечтает, чтобы его ребенок учился на пятерки или четверки. А как этого хотят сами ребятишки! Но не у к...
Урок окружающего мира в 1-м классе по теме «Этикет для меня»
Знакомство ребят на этом уроке с основными понятиями: этика, этикет; вежливые слова; этические нормы поведения в обществе. Учащиеся узнают о том, что этика – одна из древнейших отр...
Тест по окружающему миру на тему "Как менялась Русь" для 4 класса
Тест по окружающему миру на тему "Как менялась Русь" для 4 класса...
Моё настроение и настроение окружающих меня людей
Моё настроение и настроение окружающих меня людей...
Составление картотеки задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт софизмов для 1 класса Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шу
Составление картотеки задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт соф...