Лекция на тему дорожных знаков и разметки
презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
- Дорожные знаки. Такие привычные, такие знакомые, такие полезные. А когда же они возникли?! Как выглядели первые? Да и вообще, интересно ведь. Раз уж возникли подобные вопросы, предлагаем окунуться в историю, в историю дорожных знаков…
- Люди давно стали заботиться о развитии дорог, создании удобств для движения конных обозов и пеших граждан .
- Для того, чтобы люди не сбились с пути, дорогу помечали. Так в древнем Риме в третьем веке до нашей эры вдоль дорог через определенные расстояния устанавливали каменные столбы-указатели. А в самом Риме около здания Форума стоял позолоченный камень, от которого велся счет расстояний всех главных дорог. По этим столбам можно было узнать направление дороги и определить расстояние.
- О дорогах заботились наши предки еще с тех пор, когда ездили на лошадях или ходили пешком. В степи укладывали камни и ставили столбы, а в лесу делали затесы на деревьях и вешки из сучьев. На перекрестках устанавливали каменные или деревянные кресты, строили часовни.
- Первые дорожные знаки были установлены в 1903 году на улицах Парижа. Они были квадратной формы и имели чёрный фон. Таким образом, создатели пытались сделать знаки заметными издалека. В 1903 г. во Франции приняли Акт по моторным машинам об установке знаков перед перекрестками, опасными поворотами и прочими «ужастями». Через несколько лет стало ясно, что и без запретов не обойтись. В то время законодательно было утверждено к установке всего девять знаков. В наше время все они утратили свою актуальность.
- При царе Алексее Михайловиче впервые стали устанавливать верстовые столбы. Он повелел между Москвой и загородной своей резиденцией – селом Коломенским – через каждую версту поставить высокие столбы, которые в народе прозвали «коломенскими верстами». Тогда же про высоких людей сложилась поговорка: «Высок, как коломенская верста».
- При Петре I строительство дорог в России резко возросло. На больших дорогах, большаках, стали устанавливать верстовые столбы и окрашивать их полосами в цвета русского национального флага, потому что «полосатость» хорошо просматривалась на расстоянии.
- Позже на столбах, расположенных на перекрестках, стали делать надписи о том, куда ведет «путь-дорога». Дороги, на которых устанавливались столбы, назывались столбовыми, в отличие от второстепенных дорог, на которых столбов не было.
- Пока скорость экипажа лошадей не превышала 20 км/ч, об особых дорожных знаках не помышляли. Когда же появились автомобили, вытеснившие с дорог и улиц конные экипажи, скорости резко возросли и встал вопрос об организации движения, введении дорожных знаков, которые бы более подробно рассказывали водителям о предстоящем пути, предупреждали об опасностях.
- Почти за сто лет с того времени количество знаков увеличилось, они меняли свой вид. Изменения шли параллельно с усовершенствованием самих средств передвижения. Поскольку опасность возрастает пропорционально скорости, внимание к дорожным знакам и к их установке возрастает.
- Поначалу каждая страна имела свои знаки, изготовляли их дорожные органы, каждый на свой лад. Когда международные автомобильные сообщения были развиты слабо и водители одной страны редко ездили в другую, то такое положение можно было терпеть. Сейчас же автомобильные сообщения между странами получили большое развитие. Тысячи зарубежных автотуристов приезжают в нашу страну, многие российские автолюбители выезжают в другие государства. Стала нужна международная информация на дорогах, которая была бы понятна любому водителю в любой стране. Возникла необходимость введения международных дорожных знаков. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЯЗЫК ЗНАКОВ
- В 1909 году в Париже состоялась первая Международная конференция по автомобильному движению. На этой конференции обсуждались и вопросы о дорожной сигнализации. Конференция утвердила четыре предупреждающих знака: «Неровная дорога», «Извилистая дорога», «Пересечение с железной дорогой», «Пересечение дорог», которые должны были устанавливаться за 250 метров до опасного участка.
- В 1926 году в Париже созывается Международная конференция с участием 50 государств, в том числе и СССР. На этой конференции система дорожной сигнализации была дополнена еще двумя знаками: «Неохраняемый железнодорожный переезд», «Остановка обязательна» и приняла «Международную конвенцию о дорожном транспорте». Стандарт на шесть первых знаков был введён в действие в 1927 году.
- В 1931 году в Женеве на Конференции по дорожному движению была принята новая «Конвенция о введении единообразия в сигнализацию на дорогах». Количество дорожных знаков было увеличено до 26 и они были разбиты на три группы: предупреждающие, предписывающие, указательные. Эта система знаков действовала в нашей стране до 1961 года. В 1933 году количество знаков увеличилось до 22. Дальнейшее увеличение количества дорожных знаков до 39 происходило уже в 1953 году. В 1964 году знаков, регламентирующих дорожное движение в нашей стране, стало уже 78.
- В 1949 году в Женеве на очередной Международной конференции по дорожному движению был принят «Протокол о дорожных знаках и сигналах». В Протоколе были даны рекомендации о размещении знаков, их размерах и цвете. Для предупреждающих и запрещающих знаков должен применяться светлый фон - белый или желтый, для предписывающих знаков - синий. Протоколом предусматривалось существование 51 дорожного знака: 22 - предупреждающих, 18 - запрещающих, 2 - предписывающих , 9 - указательных. В нашей стране система знаков, предусмотренная Протоколом 1949 года, была введена позже и просуществовала до 1973 года.
- В 1968 году в Вене собралась Международная конференция с участием представителей СССР, где была принята «Конвенция о дорожных знаках и сигналах», отдающая предпочтение символам, а не надписям. Объяснялось это тем, что символы воспринимаются быстрее, чем надписи. К тому же они больше понятны ночью и в условиях плохой видимости. Новый стандарт так же максимально учитывал положения ранее заключённых международных соглашений. США конвенцию тогда не подписали, не захотев отказываться от множества словесных пояснений на своих дорожных знаках. В те годы надписи типа: «Не та дорога! Поворачивайте назад!» или «Этот мост не ремонтировался сорок лет, ездить опасно!», были в Штатах явлением обычным.
- На основании этой конвенции и Европейского соглашения, дополняющего «Конвенцию о дорожных знаках и сигналах», был утвержден Государственным комитетом стандартов Совета Министров СССР ГОСТ 10807-71 «Знаки дорожные». Этот ГОСТ предусматривал установку на наших улицах и дорогах 126 видов дорожных знаков. В 1978 году был принят новый ГОСТ 10807-78, который установил семь групп дорожных знаков: предупреждающие знаки; знаки приоритета; запрещающие знаки; предписывающие знаки; информационно- указательные знаки; знаки сервиса; знаки дополнительной информации (таблички).
- Дорожные знаки рассказывают, где можно двигаться машинам или пешеходам и с какой скоростью, где можно перейти дорогу, предупреждают об опасностях. Поэтому дорожные знаки называют дорожной азбукой. Согласно новому стандарту, группа информационно-указательных знаков разделена на две самостоятельные группы: знаки особых предписаний и информационные. В настоящее время все дорожные знаки разделены на восемь групп: предупреждающие знаки; знаки приоритета; запрещающие знаки; предписывающие знаки; знаки особых предписаний; информационные знаки; знаки сервиса; знаки дополнительной информации (таблички).
- В группу знаков особых предписаний включены, в частности, прежние информационно-указательные знаки, устанавливающие или отменяющие особый режим движения: «Автомагистраль», «Дорога для автомобилей», «Дорога с односторонним движением», «Реверсивное движение» и другие.
- Дорожные знаки относятся к одной из наиболее динамичных групп технических средств организации дорожного движения. Развитие транспорта, специфика дорожного движения выдвигают новые требования, для успешного удовлетворения которых вводятся новые дорожные знаки. Если в 1903 г. на дорогах нашей Родины применялось всего 4 дорожных знака, предупреждавших водителей самоходных транспортных средств о возможной опасности, то в настоящее время на улицах и дорогах России применяется более двух с половиной сотен дорожных знаков восьми групп, подробно регламентирующих практически все стороны дорожного движения.
- Большинство дорожных знаков предназначены водителям, некоторые относятся и к пешеходам. Знаки предупреждают об опасности, запрещают, разрешают, информируют. Они бывают круглые, прямоугольные, треугольные. Знаки различаются не только изображением, но и размером, формой, цветом. Чтобы в дорожных знаках можно было легче разобраться, они распределены по своему назначению по группам. Всего таких групп восемь. Дорожные знаки
- Предупреждающие знаки информируют водителей о том, что впереди опасный участок дороги, надо быть внимательным и снизить скорость. Они предупреждают водителей, на что обратить внимание на этом участке дороге: на дорожные работы или на близость школы или детского сада и т.д. Почти все эти знаки – это треугольники с белым фоном, красной каемкой и черным рисунком. 1. Предупреждающие знаки Знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» сообщает о приближении к регулируемому железнодорожному переезду, а о нерегулируемом переезде предупреждает знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума».
- Знак «Выброс гравия» устанавливается перед участками дорог, на которых возможен выброс гравия, щебня и т.п. из-под колес транспортных средств. Чаще всего это происходит там, где проводится ремонт дороги. Выброс гравия, щебня и т.п. опасен для проходящих рядом с проезжей частью пешеходов. При попадании в человека, особенно в его лицо, этих материалов возможны травмы. Поэтому надо отворачиваться от проезжающих мимо автомобилей, поворачиваться к ним спиной.
- Знак «Пешеходный переход». Этот знак предупреждает водителей о том, что впереди будет пешеходный переход. Водителю, возможно, придется снизить скорость, ведь на проезжей части могут быть люди. Но пешеходам переходить дорогу этот знак НЕ РАЗРЕШАЕТ! Знак «Дети» устанавливается у школ, детских садов и других детских учреждений. Он предупреждает водителей, что на этом участке дороги на проезжей части возможно появление людей. А детей знак предупреждает, что появляться им на проезжей части запрещено!
- Знак «Дорожные работы» предупреждает о том, что впереди ведутся работы на тротуаре, обочине, проезжей части или на разделительной полосе. Особую опасность такие участки работ представляют в темное время суток, так как в этих местах часто оставляют строительные материалы, дорожные машины и механизмы без должного обозначения и освещения. При необходимости обойти препятствие по проезжей части нужно пропускать проезжающие автомобили и ни в коем случае не идти перед ними! Предусмотреть все опасные случаи невозможно, и поэтому есть знак «Прочие опасности».
- 2. Знаки приоритета Слово приоритет означает первенство в чем-либо. Знаки приоритета устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги. В отличие от предупреждающих знаков знаки приоритета не имеют общих внешних признаков – они различны по форме и цвету фона. Основные знаки приоритета: «Главная дорога», «Уступите дорогу», «Движение без остановки запрещено».
- Запрещающие – самые строгие среди дорожных знаков. Они вводят запреты и ограничения. У них круглая форма с красным окаймлением и белым фоном, рисунок черный. Только знаки, запрещающие остановку и стоянку автомобилей, имеют синий фон. 3. Запрещающие знаки
- Знак «Движение тракторов запрещено». Запрещается движение тракторов и самоходных машин. Знак «Движение на велосипедах запрещено». Запрещается движение велосипедов и мопедов. Но велосипед или мопед можно вести руками. Знак «Въезд запрещен». Запрещает въезд всех транспортных средств за знак.
- Знак «Движение пешеходов запрещено». Это единственный из запрещающих знаков, который относится непосредственно к пешеходам. Пешеход, изображенный на этом знаке, перечеркнут красной чертой. Знак может запрещать движение пешеходов на некоторых участках дорог, например, в тоннелях, на путепроводах, там, где идет ремонт и т.д. Знак «Поворот направо запрещен».
- 4. Предписывающие знаки Предписание – это указание, распоряжение, приказ. Предписывающие знаки имеют круглую форму с голубым фоном и белым рисунком. Они указывают направление движения, минимальную скорость и т. д. Например, знаки: «Движение направо», «Движение прямо и налево». Другие предписывающие знаки дают разрешение на движение по специальным дорожкам только отдельным участникам движения, например, велосипедистам или пешеходам.
- 5. Знаки особых предписаний Знаки особых предписаний вводят или отменяют определенные режимы движения. Это прямоугольники с различным фоном: синим, зеленым, белым. Большинство их имеет синий фон и белые изображения. "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса". "Место остановки трамвая". "Пешеходный переход". "Искусственная неровность". "Жилая зона". "Пешеходная зона".
- 6. Информационные знаки Информация- означает сообщение о положении дел, о состоянии чего-либо. Информационные знаки сообщают о расположении населенных пунктов и других объектов, а также об установленных или о рекомендуемых режимах движения. Знаки этой группы прямоугольной формы. Они имеют различный фон: синий, зеленый, белый и желтый. Большинство их имеет синий фон и белые изображения. "Место стоянки". "Подземный пешеходный переход". "Надземный пешеходный переход".
- 7. Знаки сервиса Слово сервис в переводе с английского обозначает обслуживание, оказание услуг, добрая услуга. Знаки сервиса указывают участникам дорожного движения места расположения таких нужных объектов, как пункт первой помощи, пункт питания, автозаправочная станция или пост дорожно-патрульной службы. Все знаки сервиса прямоугольные, голубые с черным рисунком на белом фоне. "Пункт медицинской помощи". "Автозаправочная станция". "Питьевая вода".
- Таблички очень разнообразны по своим значениям, все они или уточняют, или ограничивают действие знаков. Например, любой знак с табличкой «Субботние, воскресные и праздничные дни» действует только в эти дни. 8. Знаки дополнительной информации (таблички) Знаки дополнительной информации отличаются от всех других знаков. Они меньше по размеру, выполнены в виде прямоугольных белых табличек с черными изображениями и надписями. Таблички применяются только вместе с другими знаками.
- Знак «Дети» может применяться с табличкой, которая называется «Расстояние до объекта». Это означает, что от места установки знака до участка дороги, где возможно появление детей на проезжей части, расстояние 100 метров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Дорожные знаки"
Презентация по тематике "Правила дорожного движения"...
Урок по окружающему миру по теме "Дорожные знаки"
Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: карточки с дорожными знаками, с названиями групп дорожных знаков; геометрические фигуры с особенностями внешнего вида каждой группы дорожных знак...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/25/picture-151465-1353822611.jpg)
Конспект урока по развитию речи на тему "Дорожные знаки"
Конспект урока по развитию речи может быть использован на уроках окружающего мира или развития речи в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/01/picture-204103-1375345948.jpg)
Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Дорожные знаки".
Мною представлена презентация к уроку окружающего мира на тему «Дорожные знаки».Цели презентации: расширить и систематизировать знания учащихся третьего класса о группах дорожных знаков, их назн...
Методическая разработка занятия , тема :"Дорожные знаки".
Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему "Дорожные знаки"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/17/picture-274529-1374062594.jpg)
Открытый урок окружающего мира в 3 классе на тему: "Дорожные знаки"
Тема урока: Дорожные знакиКласс: 3Цель урока: Познакомить с дорожными знаками и их группами, формировать регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные УУД....