Тела. Вещества.Частицы
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Агаджан Елена Алиджановна

УМК, автор программы

Школа России, А.А.Плешаков

Цель урока

Познакомить детей с понятиями тело, вещество и частица.

Задачи урока

Познакомить со строением веществ в разных агрегатных состояниях.

формировать умение анализировать учебный материал, делать выводы и оценивать достижения.

развивать наблюдательность, внимание, образное мышление и представление.

воспитание чувства коллективизма, товарищества, ответственности за порученное дело.

Формирование УУД:

Предметные

Знакомство с понятием «тело», «вещество», «частицы», «атомы»;

Представление о том, что каждое тело состоит из веществ, о телах искусственных и природных, о мельчайших частицах, из которых состоят вещества.

Метапредметные (понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить;

Регулятивные: выполнять целепологание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в рабочее поле.

Личностные: Осознавать, что доброе, уважительное отношение к миру делает человека лучше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tela._veshchestva.chastitsy.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Окружающий мир, 3 класс

УМК, автор программы

Школа России, А.А.Плешаков

Учитель

Агаджан Е.А.

Тема урока,

№ урока в рабочей программе

Тела. Вещества.Частицы.

№9

Тип урока

урок открытия нового знания

Цель урока

Познакомить детей с понятиями тело, вещество и частица.

Задачи урока

Познакомить со строением веществ в разных агрегатных состояниях. 

формировать умение анализировать учебный материал, делать выводы и оценивать достижения.

развивать наблюдательность, внимание, образное мышление и представление.

воспитание чувства коллективизма, товарищества, ответственности за порученное дело.

Формирование УУД:

Предметные

Знакомство с понятием «тело», «вещество», «частицы», «атомы»;

Представление о том, что каждое тело состоит из веществ, о телах искусственных и природных, о мельчайших частицах, из которых состоят вещества.

Метапредметные (понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить;

Регулятивные: выполнять целепологание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в рабочее поле.

Личностные: Осознавать, что доброе, уважительное отношение к миру делает человека лучше.

Организационная структура урока

Этапы урока,

время

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент.

Организовывает учащихся на работу

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

2

Актуализация

- Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел «Эта удивительная природа».

- Посмотрите, что вы видите вокруг себя сейчас?

- Как назвать одним словом?

- Ученые называют предметы телами.  Странно, верно? Ведь, мы считаем, что тело есть у человека и животных. Оказывается, в науке телами называют все предметы, которые нас окружают.

- Природа – это то что нас окружает.

Называют

- Объекты, предметы…

3

Постановка целей и задач

- Мы узнали первую часть темы.

Вывешиваю на доску карточку.

- Сформулируйте задачи урока.

Тело ( Что?, какие?, из чего?)

4

Первичное усвоение новых знаний

В словаре С.И.Ожегова есть четыре значения этого слова:

  1. Тело - отдельный предмет

в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом…

  1. Тело — организм человека или животного в его внешних, физических формах.
  2. Тело - основная часть, корпус чего-нибудь.

 Действительно, все предметы, которые нас окружают, называют телами.

Как вам кажется, какое значение    интересует нас с вами?

Хорошо читающий ученик читает определения из словаря

Высказывают предположения

Первичное усвоение новых знаний

Первичное усвоение новых знаний

Работа в паре

Возьмите приготовленные карточки. Разделите предложенные слова на две группы.

Карандаш, дерево, камень, книга, стол, облако, луна.  

-Давайте, сравним два стакана (пластмассовый и стеклянный) Что общее и чем отличаются?

- То из чего сделано, это вещество.

На доске открываю карточку ВЕЩЕСТВА

- Поиграем в игру. Я показываю картинку, а вы назовите тело и вещество, из которого оно состоит?

Так что же такое «вещество?»

Веществами называют то, из чего состоят все тела. Вода, сахар, металл – вещества.

-Итак, все тела состоят из веществ. Вещества имеют свои признаки. Я предлагаю вам объединить в 3 группы следующие вещества: молоко, чугун, дым, вода, воздух, сок, железо, стекло.

Все ли вещества одинаковы?

Существует 3 группы веществ: твердые, жидкие, газообразные.

Физминутка

Опыт

- В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы – физику, химию. А сегодня мы попробуем  провести химический опыт, чтобы узнать, из чего состоят вещества.

Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. В этом мы можем убедиться, проведя опыт.

- В каждой паре на столе стакан с водой и кусочек сахара. Положите сахар  в стакан с водой. Размешайте.

- Почему мы перестали видеть сахар?

Если мы не видим сахар, значит ли это, что он исчез?

- Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте воду на вкус. Какая она?

Мы не видим его потому, что он распался на более мелкие частицы.

Открываю третью часть темы ЧАСТИЦЫ

Мельчайшую частицу вещества ученые назвали молекулой. Но каждая молекула - невидимка состоит из еще более мелких частиц – атомов).

Частицы (молекулы и атомы) в разных состояниях вещества отличаются друг от друга  по форме, размеру, промежутками между ними. Частицы (молекулы) постоянно движутся.

Чтобы понять, какое расстояние между частицами в разных веществах предлагаю выполнить следующие задания.

-возьмите в руки карандаш, попробуйте разъединить частицы. Получается?

Предположите, какие расстояния между частицами в твердых веществах

В твёрдых телах эти промежутки маленькие, частицы плотно прижаты друг к другу. так как промежутки между ними очень малы. Поэтому твердые тела сохраняют форму.

- Переливаю воду. Что можете сказать о частицах в жидкостях.

в жидкостях – промежутки увеличиваются, нарушая ровные ряды.

У жидких веществ промежутки между молекулами (частицами) немного больше, и молекулы могут перемещаться.

Жидкости текучи.  

- Воздух мы не видим, но можем почувствовать. Помашите руками, ощущаете ветерок?

Самые большие промежутки в газах. Частицы (молекулы) постоянно движутся. Молекулы (частицы)

У газообразных веществ расстояние между молекулами намного больше самих молекул, поэтому молекулы

в газах свободно и очень быстро движутся. Газы летучи и занимают весь предоставленный объем.

Частицы эти очень разные и они по- разному дружат между собой.

Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками, - очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить. 

Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь! Это твердые человечки и они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете!

Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом и только прикасаются локтями. Такие человечки живут в жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар!

Ну, а третьи человечки - вообще хулиганы! Они двигаются как хотят и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Такие вещества называются газообразными.

Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки!

Делят на группы. Есть тела, которые создала природа, а есть те, которые сделал своими руками человек.

Определяют естествен. или искусств.

Тела

карандаш                 дерево

книга                        камень  

стол                          облако

                                  луна  

Называют общее и различное

Называют из чего предмет.

Предположения детей.

Предположения детей. Делают вывод о том, что все вещества твердые, жидкие или газообразные.

Кладут сахар в стакан, размешивают

Пробуют одноразовыми ложечками воду.

Вода сладкая, значит, сахар не исчез.

Ответы детей

Выполнят действия

Делают выводы

Слушают учителя

6

Рефлексия. Итог.

Итог.

- Назовите тему.

-я назову тело, а вы вещество: парта, окно, колесо машины.

- Назовите три состояния вещества.

- Поставьте «!» - если было легко, материал понятен,

«?» - если было трудно, остались вопросы по теме.

Дерево, стекло, резина

Твердое, жидкое, газообразное

Выполняют работу, оценивают.

7

Домашнее задание.

стр. 36-39

Записывают в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тела, вещества, частицы.

Презентация составлена к уроку окружающего мира по учебнику А.А.Плешакова 3 класс...

Разработка урока "Тела, вещества, частицы"

Сценарий урока занял первое место на окружном конкурсе "Сделай свой урок интересным"...

Тест «Тела, вещества, частицы».

Данный тест позволяет быстро и эффективно проверить знания учащихся. Тест создан по новому образовательному стандарту Е.М.Тихомирова....

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе. Тела, вещества, частицы.

Презентация может быть использована на уроке окружающего мира по теме "Тела, вещества, частицы"....

Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» УМК "Школа России"

Тип урока: Урок открытия новых знанийОбразовательная цель:  создать условия для ознакомления с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы», формирования представлений о телах и веществах, ис...

Тест по окружающему миру 3 класс - тема «Тела, вещества, частицы",«Разнообразие веществ»

Тест по окружающему миру 3 класс  - тема  «Тела, вещества, частицы»,«Разнообразие веществ»...

Тест «Тела, вещества, частицы», «Разнообразие веществ»

Тест «Тела, вещества, частицы», «Разнообразие веществ»...