Окружающий мир 3 класс Школа России
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

рабочая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл окружающий мир 3 класс 37.87 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Программа по окружающему миру для 3 класса,  разработана в соответствии с Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9,  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; изменениями от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011г.№ 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015г. №507, от 31.12.2015г. №1576, авторской программой Плешакова А.А. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».

Цели и задачи

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

        Описание места учебного предмета в учебном плане

         Курс рассчитан на 68 часов в год, 2 часа в неделю в соответствии с годовым учебным планом работы МОУ «СОШ Поселья» на 2021-2022 учебный год.

        УМК

  1. Плешаков  А. А. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса нач. школы ФГОС: в 2 ч. / А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2012.
  2. Плешаков, А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» ФГОС / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2012г.
  3. Контрольно – измерительные материалы ФГОС. Окружающий мир 3 класс, М.: «ВАКО», 2012 г.
  4. Итоговая аттестация. Окружающий мир 3 класс, Издательство «Экзамен», 2012г.

       

Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета

                Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание программы  (68ч)

                 Как устроен мир (7 ч)

        Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

        Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.

        Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное).         Меры по охране природы.

Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

        Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

        Эта удивительная природа (21 ч)

        Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

        Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

        Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

        Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

        Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

        Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

        Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

        Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

               Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов.

        Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

        Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

        Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

        Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

            Наша безопасность (8 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

        Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

        Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

        Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

        Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

             Чему учит экономика (12 ч)

        Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

        Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

        Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

        Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

        Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

        Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

        Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

        Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.

        Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

             Путешествие по городам и странам (10 ч)

Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.

        Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

        Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

        Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

Формы организации учебных занятий

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

Виды учебной деятельности

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

  1. эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.  Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Как устроен мир (7 ч)

1

Природа, её разнообразие. Царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни человека.

1

03.09

2

Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира.

1

06.09

3

Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек-часть общества. Человечество.

1

09.09

4

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Роль экологии в сохранении  природного дома человечества

1

13.09

5

Природа в опасности. Охрана природы.

1

16.09

6

Обобщение по разделу «Как устроен мир»

1

20.09

7

Проверочная работа на тему «Как устроен мир»

1

23.09

8

Тела, вещества, частицы. Твёрдые вещества, жидкости и газы

1

27.09

9

Разнообразие веществ. 

1

30.09

10

Воздух его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения. Охрана воздуха от загрязнений

1

04.10

11

Вода, её свойства. 

1

07.10

12

Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

1

11.10

13

Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды.

1

14.10

14

Разрушение твёрдых пород в природе.

1

18.10

15

Почва, её состав.

Значение почвы для живых организмов. Охрана почвы 

1

21.10

16

Растения, их разнообразие. Группы растений, виды растений.

1

25.10

17-18

Дыхание и питание растений.

2

28.10

08..11

19

Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека.

1

11.11

20

Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

1

15.11

21

Животные, их разнообразие. Группы животных.

1

18.11

22

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания.

1

22.11

23

Сеть питания и экологическая пирамида.

1

25.11

24

Размножение и развитие животных.

1

29.11

25

Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животных. Охрана животных.

1

02.12

26

Грибы, их разнообразие и строение. Съедобные и несъедобные грибы. Охрана грибов

1

06.12

27

Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни.

1

09.12

28

Обобщение по разделу «Эта удивительная природа»

Тест «Эта удивительная природа»

1

13.12

Мы и наше здоровье. (10ч)

29

Организм человека. Органы и системы органов.

1

16.12

30

Органы чувств, их значение и гигиена

1

20.12

31

Кожа, её значение и гигиена.

1

23.12

32

Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка.

1

17.01

33

Питательные вещества. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания. 

1

20.01

34

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

1

24.01

35

Инфекционные болезни и способы их предупреждения.

1

27.01

36

Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.

1

31.01

37

Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье»

1

03.02

38

Проверочная работа на тему «Мы и наше здоровье»

1

07.02

Наша безопасность. (8ч)

39

Как действовать при возникновении пожара в квартире, при аварии водопровода, утечке газа.

1

10.02

40

Правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира.

1

14.02

41

Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков.

1

17.02

42

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях.

1

21.02

43

Гроза - опасное явление природы. Ядовитые растения и грибы. Опасные животные.

1

24.02

44

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и загрязнённой воды.

1

28.02

45

Обобщение по разделу «Наша безопасность».

1

03.03

46

Тест «Наша безопасность».

1

07.03

Чему учит экономика. (12ч)

10.03

47

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика

1

48

Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение.

1

14.03

49

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана.

1

17.03

50

Растениеводство - отрасль сельского хозяйства.

1

21.03

51

Животноводство - отрасль сельского хозяйства.

1

24.03

52

Промышленность и её основные отрасли.

1

04.03

53

Роль денег  в экономике. Денежные единицы разных стран.

1

07.03

54

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета.

1

11.03

55

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

1

14.03

56

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей.

1

18.04

57

Обобщение по разделу «Чему учит экономика».

1

21.03

58

Проверочная работа на тему «Чему учит экономика».

1

25.04

Путешествие по городам и странам. (10ч)

59

Города золотого кольца России - слава и гордость страны. 

1

28.04

60

Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.

1

02.05

61

Страны зарубежной Европы, их многообразие. Скандинавские страны

1

05.05

62

Страны зарубежной Европы, их многообразие. Бенилюкс.

1

09.05

63

Страны зарубежной Европы, их многообразие. Страны центральной  Европы.

1

12.05

64

Страны зарубежной Европы, их многообразие Франция и Великобритания

1

16.05

65

Страны на юге Европы. Греция и Италия

1

19.05

66

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран.

1

23.05

67-68

Обобщение по разделу «Путешествие по городам и странам».

2

26.05

30.05

Итого:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по окружающему миру УМК "Школа России" автор А.А. Плешаков «Окружающий мир 1- 4 класс»

Программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру ...

Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС

Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе  и авторской программы "Школа России"....

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....

Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России

Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев....

Тема: Моря, озера и реки России.4 класс,окружающий мир, УМК «Школа России»

Тема:  Моря, озера и реки России.4 класс,окружающий мир, УМК «Школа России»...