конспект урока по окружающему миру " Кладовые земли .."
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Цыдыпова Алена Владимировна

Усвоение новых знаний.

Цели урока: Познакомить с горными породами и минералами, развивать мышление, воспитывать наблюдательность.

Задачи урока: Формировать представление о важной части неживой природы горных породах и минералах на основе практической работы. Сообщить сведения о роли горных пород и минералов в жизни человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по окружающему миру

«Заглянем в кладовые Земли»

Тема: «Заглянем в кладовые Земли».

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Цели урока: Познакомить с горными породами и минералами,                        развивать мышление, воспитывать наблюдательность.

Задачи урока: Формировать представление о важной части неживой природы горных породах и минералах на основе практической работы. Сообщить сведения о роли горных пород и минералов в жизни человека.

Оборудование и материалы: У учителя – компьютер, проектор, мультимедиа презентация «Заглянем в кладовые Земли», образцы горных пород.

У учащихся – учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.

Подробный конспект урока.

  1. Оргмомент, эмоциональный настрой.

  Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Вот книжки на столе,

А вот – тетрадки.

Не хочется играть

Сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят

    Урок уж важный!

- Сегодня на уроке  мы с вами отправимся в путешествие. Но прежде чем отправиться, давайте узнаем, какая погода нас сегодня ожидает.(Сообщение дежурного синоптика о погоде).

- А теперь нам необходимо выполнить с вами первое задание, чтобы узнать, куда мы отправимся (Дети решают кроссворд и выясняют название темы урока).

II Проверка домашнего задания.

Вариант-1.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

  1. Какой предмет напоминает созвездие Большой Медведицы ?
  2. Самая близкая к нам звезда?
  3. Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила.

  1. Снег, дождь, град – это …
  2. Какое сейчас время года?
  3. Неизвестно, где живет,

Налетит – деревья гнет.

  1. Птиц, улетающих в теплые края осенью, а возвращающихся весной, называют …
  2. Название планеты, на которой мы живем.

                                              Вариант 2.

1.

2.

3.

4.

5.

  1. Планета, на которой мы живем.
  2. Неизвестно, где живет,

Налетит – деревья гнет.

  1. Человек заболел. Он говорит : «У меня жар». Это значит – поднялась …
  2. Число градусов тепла записывается со знаком …
  3. Какое время года будет за осенью?

_______________________________________________________

Вариант 2.

1.

2.

3.

4.

5.

  1. Планета, на которой мы живем.
  2. Неизвестно, где живет,

Налетит – деревья гнет.

  1. Человек заболел. Он говорит : «У меня жар». Это значит – поднялась …
  2. Число градусов тепла записывается со знаком …
  3. Какое время года будет за осенью?

      ( Дети разгадывают кроссворд и выясняют тему урока)

III Изучение нового материала.

- Итак, мы с вами отправимся сегодня к хранителям земных  сокровищ – гномам! Эти сказочные человечки лучше других знают толк в камнях , и , я думаю , поделятся с нами своими знаниями.

- Итак, Заглянем в кладовые Земли! В дорогу!( Слайд 1).

- Какие инструменты взяли с собой гномы?  Для чего?Фрагмент мультфильма. Слайд 2)

- Твердая оболочка Земли – земная кора – состоит из множества горных пород и минералов, или как их называют, камней.

- Как вы думаете к живой или неживой природе относятся камни?

- Камни очень разнообразны и красивы, и у каждого из них есть свое название. Старший гномик собрал большую коллекцию. Каждый из вас может собрать свою коллекцию красивых камней , ведь камни повсюду, надо только внимательно присмотреться к ним. Вся поверхность земли состоит из горных пород.(Слайд 3).

- Название «горные» подсказывает , что их легко увидеть в горах. Младший гномик сделал для нас замечательные фотографии.

- Но горные породы встречаются не только в горах. Увидеть их можно на обрывистых склонах оврагов , по берегам рек.( Слайд 4)

- «Все горные породы , полезные для человека, так и называются – полезные ископаемые. Почему ископаемые? Потому что многие из них находятся под землей, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь из – под земли («ископать», как говорили в старину)».

Некоторые полезные ископаемые можно использовать в том виде, как их добывают. Уголь можно сразу закладывать в топку – он будет гореть. Или мел – бери кусочек и пиши.

- Но есть другие полезные ископаемые. Чтобы они действительно стали полезными , их надо сначала переработать.( Слайд 5)

Рассмотрите рисунок и расскажите, как люди используют полезные ископаемые в быту.

 - Помните, в 1 классе мы с вами знакомились с гранитом.

- Что вы помните об этой горной породе? ( Слайд 6)

- А сейчас вам гномик расскажет о граните.

Гранит.

Гранит является вулканической горной породой. Название «гранит» происходит  от слова «гранум», означающего в переводе «зерно». Зернами называют кристаллы кварца, слюды, полевого шпата и других минералов. Цвет гранита может быть различным. Чаще всего он имеет сероватую или розоватую окраску.

Гранит – один из самых прочных строительных материалов. Он идет на возведение фасадов больших зданий, памятников. Древние египтяне использовали его для строительства храмов и знаменитых пирамид.

Показать гранит и выяснить, чем отличаются минералы от горных пород.

-Вы поняли, чем отличается горная порода от минералов?

Минералы – это природные вещества. А горные породы – это природные соединения минералов. Горные породы состоят из нескольких минералов! Многие минералы имеют вид кристаллов. Кристаллы имеют правильную форму и всегда очень красивы.

Физминутка

(Дети выполняют упражнения под музыку).

- А вот еще один гномик загадывает нам загадку:

- А как вы ответите на следующую загадку?

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

(Песок).( Слайд 8)

- Что вы знаете о песке?

Послушайте нашего гномика.

Песок.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц. Цвет у него бывает различный- черный, зеленоватый, красноватый, желтый и белый песок встречаются чаще всего. Это зависит от того, из какой породы он образуется, потому что песок – это вторичная порода. Он образуется из твердых пород путем разрушения под действием солнца, воды, ветра. Песок используется в литейном деле, в стекольном производстве, в строительстве и др.

Этот мастер белый – белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

(Мел).(Слайд 9)

- Что вы можете рассказать об этой горной породе?

А сейчас гномик расскажет вам о ней.

Известняки.

Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо известный мел, обыкновенный известняк и мрамор.

Обыкновенный известняк – плотный камень белого, серого или желтоватого цвета.Из него иногда состоят целые горы. Известняк используется при строительстве домов, им мостят мостовые, используется для приготовления известки.

Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске.

Мрамор -  твердый плотный камень разной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшения зданий, из него делают статуи, колонны, ступени лестниц.

(Рассмотреть камни известняка, мела и мрамора).

- И еще одна загадка:

Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу.

(Глина). (Слайд 10)

Камни с давних пор играют большую роль в жизни человека.Было время , когда наши предки почти все делали из камня: орудия труда,и охоты, предметы быта. Это время так и называлось – каменный век.

- Красивые камни люди использовали для изготовления украшений.

( Слайд    11 ). Показать коллекцию камней.

IV Проверка и оценивание.

ТЕСТ

1. К какой природе относятся горные породы и минералы?

    а) живой

    б) неживой

    с) сделаны руками людей

2. Что такое гранит?

    а) драгоценный камень

    б) ценное топливо

    в) горная порода

    г) минерал

3. Из чего состоит гранит?

   а) полевой шпат, кварц, слюда

   б) уголь, железо

   в) мрамор, изумруды

4.Почему горные породы так называются?

   а) встречаются только в горах

   б) легко увидеть в горах

   в) можно заметить только с большой высоты

5. Где можно увидеть горные породы в равнинной местности

   а) на обрывистых склонах оврагов, по берегам рек

   б) в лесу

   в) в болоте

   г) в бескрайних полях

6. Для чего человек с давних пор использовал горные породы?

   а) для еды

   б) в строительстве, для изготовления украшений

   в) для постройки лодок, кораблей

- А теперь проверьте себя и оцените.(Слайд  12 )

V Рефлексия деятельности на уроке

- Молодцы! Гномики довольны вашей работой. Они приготовили вам подарки.

_А теперь оцените свою работу на уроке и сам урок (Дети поднимают таблички настроения).

VI Домашнее задание

Приготовиться рассказать о горных породах  и минералах , с. Учебника 44 – 47, рабочая тетрадь с.32-34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме "Кладовые земли" 4 класс УМК "Гармония"

Открытый урок по окружающему миру.Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: сформировать понятие «полезные ископаемые».Задачи:личностные: способствовать формированию интереса к урокам окружающ...

Конспект урока по окружающему миру на тему" Кладовые Земли".

На уроке учащиеся осознают значимость горных пород для жихни человека, узнают составные части гранита, научатся различать горные породы....

Конспект урока по окружающему миру на тему" Кладовые Земли".

На уроке учащиеся осознают значимость горных пород для жихни человека, узнают составные части гранита, научатся различать горные породы....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Земля как планета"

ТемаЗемля как планетаЦельсистематизировать знания детей о Земле как планете Солнечной системы;формировать представления о причинах смены дня и ночи, времён года;развивать умение анализировать, сравнив...

план-конспект урока по окружающему миру 2 класс "Заглянем в кладовые земли"

план-конспект урока по окружающему миру 2 класс "Заглянем в кладовые земли"...

Конспект урока по окружающему миру «Кладовые земли» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цели: формирование знаний о значении полезных ископаемых и их значении для человека  Планируемые результат:Предметные:- знать представление какие бывают полезные ископаемые, о местонахождении и д...

Конспект урока по окружающему миру "Сокровища земли под охраной человечества" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей. Планируемые результаты: Предметные: знать...