Тема "Чтобы путь был счастливым" (3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект по окружающему миру. 3 класс. Тема "Чтобы путь был счастливым"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Окружающий мир | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 21.01.2021
Класс: 3А
Студентка: Леоненкова А.М.
Учебный предмет: Окружающий мир
Образовательная система: Школа России
Тема: Чтобы путь был счастливым
Тип урока: общеметодологической направленности
Цель: создание условий для формирования представлений о правилах безопасного поведения пешехода, велосипедиста и пассажира.
Задачи:
Дидактические:
- Выявить в ходе работы разные опасности, которые могут подстерегать на дороге.
- Формировать умение принимать решение при возникновении опасных ситуаций на дорогах.
- Раскрыть особенности правил безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира.
Развивающие:
- Формировать умение строить рассуждение по теме урока.
- Совершенствовать умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы.
- Развивать умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу.
- Развивать умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.
- Развивать умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
- Развивать умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Воспитательные:
- Формировать положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.
- Формировать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знания о различных опасностях, которые могут подстерегать на дороге;
- Умение принимать решение при возникновении опасных ситуаций на дорогах;
- Понимание правил безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира;
Личностные:
- Положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.
- Интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Метапредметные:
Познавательные.
- Умение строить рассуждение по теме урока.
- Умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы.
Регулятивные:
- Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу.
- Умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.
Коммуникативные:
- Умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
- Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, мультимедийная презентация, карточки
План урока:
1. Этап мотивации (2 мин.)
1.1.Привествие
1.2.Эмоциональный заряд
2. Этап актуализации и пробного учебного действия(6 мин.)
3. Этап выявления места и причины затруднения(6 мин.)
4. Этап построения выхода из затруднения (3 мин)
4.1 Определение темы урока
4.2 Определение цели и задач урока.
5. Этап реализации построенного проекта(20 мин.)
5.1. Правила поведения при переходе улицы?
5.1.1. Три главных правила пешехода. (стр.8-9)
5.1.2. Работа с рисунком
5.1.3. Выполнение задания в рабочей тетради
5.1.4. Обобщение
5.2. Правила поведения при езде на велосипеде?
5.2.1. Работа с рисунком
5.2.2. Работа с учебником (стр. 10)
5.2.3. Выполнение задания в рабочей тетради
5.2.4. Обобщение
5.3. Правила поведения при езде на автомобиле или общественном транспорте?
5.3.1. Работа с рисунком
5.3.2. Работа по учебнику (стр. 11)
5.3.3. Выполнение задания в рабочей тетради
5.3.4. Обобщение
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (8 мин.)
6.1. Игра «Найди ошибки»
6.2. Работа с рубрикой «Обсудим!»
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (2 мин.)
Работа с рубрикой «Проверь себя»
8. Этап включения в систему знаний и повторения
9. Этап рефлексии учебной деятельности
10. Домашнее задание
Прогнозирование домашнего задания
Ход урока
Этап фрагмента урока их задачи | Главные вопросы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приемы работы | Форма организации УД | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимо конт- роля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Пред мет ные | Мета- пред- мет- ные | Лич- ност ные | ||||||||
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1.Привествие -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ангелина Максимовна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. 1.2.Эмоциональный заряд Здравствуйте, ребята! В этот солнечный день я шла к вам на урок и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. | Создание ситуации успеха | Фронтальная | П.1 | П.1, Р.2, К1 | Л.1, Л.2 | ||||
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация | - Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? - А где могут подстерегать вас опасности? ( в быту, в лесу, на дороге, в школе) - О безопасности в каком месте мы говорили на прошлом уроке? ( в быту) -Какие же опасности вас могут подстерегать в быту?(пожар, авария водопровода, утечка газа) - Давайте вспомним о правилах безопасности в быту? Для этого я предлагаю проверить ваши знания тестами. В тесте 6 заданий, но на ваш выбор вам предлагается выполнить любых 5 из них. Даю вам несколько минут для его выполнения, а затем мы вместе с вами его проверим (во время выполнения детьми теста озвучить все вопросы) Вопросы теста:
-Вариантов ответа может быть несколько. -Ребята, а теперь, когда вы выполнили тесты, я попрошу вас проверить себя, даю вам минутку. - Ответы представлены на слайде, пожалуйста, проверьте и за каждый правильный ответ поставьте себе плюс рядом с заданием. Если у вас 5 «+» , значит отметка – 5 , 4 «+», отметка -4 и т.д. Поставьте себе отметку - Поднимите руку те, кто выполнил без ошибок, кто допустил одну и т.д. Все хорошо справились с тестами, а значит усвоили тему, Молодцы! - Для чего же мы должны изучать этот раздел? - Что дает нам безопасность? (благодаря безопасности у человека в жизни происходит меньше травмоопасных и печальных исходов) - Что нужно знать, чтобы обезопасить себя? (правила безопасного поведения) | Самостоятельное выполнение детьми теста Мыслительная дея – ть | Беседа | Фронтальная | Тесты | Фронтальный опрос | П.3 | К.1, П.1 | Л.1 | |
3. Этап выявления места и причины затруднения. Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - Мы говорили о безопасности, которую надо соблюдать дома. Но очень часто мы покидаем дом. - Какие опасности могут встретить вас в пути? (может случиться авария, попасть под машину…) -А как можно этих опасностей избежать? (Необходимо соблюдать установленные правила) - А сейчас давайте поговорим о том, как человек может добраться до места своего назначения? - Если вы идете в школу, то кем вы становитесь в пути? (пешеходом) слайд 2 - Если вы едите куда-то на велосипеде? (велосипедистом) - Если вы куда-то едете на транспорте, то кем вы становитесь? ( пассажиром,) слайд - Таким образом, опасностей в дороге много. Вы становитесь пешеходами, пассажирами или велосипедистами. | Отвечают на вопросы | Занимательный материал Беседа Создание проблемной ситуации | Фронтальная | Презентация | Фронтальный опрос | П.2, П.1 | К.1, П.1 | Л.1, Л.2 | |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1 Определение темы урока -О чём же мы будем говорить сегодня на уроке? (о правилах пешехода, пассажира, велосипедиста) -Проверьте свои предположения. - Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 8-ой, прочтите тему и скажите, как эта тема связана с тем, о чем мы говорили только что? -Как же звучит тема нашего урока? (Чтобы путь был счастливым) Слайд 4.2 Определение цели и задач урока. - Какую цель вы перед собой поставите? (мы должны изучить правила безопасности пешеходов, велосипедистов и пассажиров) - А какие учебные задачи вы поставите перед собой? -Сравните ваши варианты с задачами учебника из рубрики «На следующем уроке» на стр. 7-ой. слайд (знать и соблюдать правила безопасности пешеходов, обсудить какие опасные ситуации могут возникнуть) -Насколько они совпадают? - Какую проблему вы перед собой поставите? (как правильно переходить улицу) слайд | Определяют тему урока Сверяют предположения по учебнику Определяют цели и задачи урока | Беседа Беседа Работа по учебнику | Фронтальная | Презентация | Наблюдение Фронтальный опрос Самоконтроль | П.1, П.2 | Р.1, Р.2 | Л.2 | |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Правила поведения при переходе улицы? 5.2. Правила поведения при езде на велосипеде? 5.3. Правила поведения при езде на автомобиле и общественном транспорте? | 5.1.1. Три правила пешехода (стр. 8) - Ребята, а для чего нам, людям, нужны правила поведения на дороге? (для того, чтобы при передвижении в разные места мы обходились без травм и аварий) - Какие правила пешехода вы знаете? (варианты детей) - Я предлагаю вам обратить к первому правилу пешехода на странице 8-ой. Прочтите его , пожалуйста, и скажите, что нового из этого правила вы узнали? - Почему его нужно выполнять? -Что такое велопешеходная дорожка? - Чтобы ответить на этот вопрос автор учебника предложил нам небольшой текст внизу на странице 8-ой. Прочитайте его ,пожалуйста. - Итак, что же такое велопешеходная дорожка - Посмотрите внимательно на слайд, что вы на нем видите? - А чтобы понять как связаны эти рисунки с правилами пешехода, я предлагаю вам обратиться к правилу , под номером 2, прочитайте его, пожалуйста. - Что вы узнали? Для чего же предназначены пешеходные переходы? - Поднимите руку те, кто переходят дорогу строго по пешеходным переходам? 5.1.2. Работа с рисунком -Ребята , а посмотрите на рисунки на стр. 9-ой, что вы тут видите? - Давайте прочитаем правило пешехода под номером 3 и определим, к какому из этих 3-х правил подходит наш рисунок? - Да верно, никогда нельзя переходить дорогу на красный сигнал светофора, а если светофор отсутствует, то дорогу следует переходить только по пешеходным переходам. - Ребята, но этих правил для полной безопасности нам недостаточно, давайте посмотрим, что предлагает нам автор. Посмотрите на правила, которые находятся на странице 9-ой. Кто желает прочитать вслух? (читают по одному и объясняют, как поняли) 5.1.3.Выполнение заданий в рабочей тетради - Ребята, а сейчас я предлагаю выполнить задания в вашей рабочей тетради на стр. 6-ой. Прочитайте 1 задание и самостоятельно поработайте. Затем каждый из вас проверит друг друга. слайд - Переходим ко 2 заданию 5.1.4. Обобщение - Какие правила пешехода вы изучали на уроке? А кто запомнил правила пешехода для полной безопасности? Поднимите руки - Так как нужно переходить через дорогу? - На какой свет светофора строго нельзя идти? Физкультминутка. Постовой стоит упрямый (шагаем на месте) Людям машет: Не ходи! (движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз) Здесь машины едут прямо (руки перед собой) Пешеход, ты погоди! (руки в стороны) Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс) Приглашает нас идти (шагаем на месте) Вы, машины, не спешите (хлопки руками) Пешеходов пропустите! (прыжки на месте) 5.2.1. Работа с рисунком - А сейчас взгляните на рисунок на странице 10-ой. - Кто является участниками дорожного движения на рисунке? - Правильно, а что вы знаете о правилах безопасного передвижения при езде на велосипеде? -Скажите, а почему на рисунке слева написано «Это опасно». Что опасного делают дети? 5.2.2. Работа с учебником стр. 10 - Давайте проверим ваши догадки, прочитайте первый абзац текста на странице 10-ой. - Вы правы были? Что вы поняли из прочитанного? Почему запрещено выезжать на дорогу? - Посмотрите внимательно на рисунок, который находится справа, что на нем делает мальчик? -Давайте узнаем, из текста правильно ли он переходит дорогу, прочтите 2 абзац, пожалуйста. - Так правильно он поступает или нет? - Ребята, но это еще не все правила безопасного движения, чтобы узнать остальные , я предлагаю вам обратиться к абзацу 3-ему нашего текста. - Что же вы узнали из него? -Да , действительно , ни в коем случае нельзя отпускать руль велосипеда, это очень опасно, но еще хочу вам сказать, что многие допускают еще одну грубую ошибку, но чтобы узнать какую предлагаю вам поработать с 4-ым абзацем. Прочитайте его про себя и скажите, что же это за грубая ошибка? 5.2.3. Выполнение заданий в рабочей тетради - Мы поговорили с вами о правилах поведения при езде на велосипеде, давайте попробуем выполнить задание под номером 4 в рабочей тетради на стр.8-ой. - Взгляните на 4 задание, кто прочитает мне его формулировку? Что нам нужно сделать? -Да , я предлагаю обсудить его вместе. - Что изображено на первой картинке? Правильно ли? Почему? Каким цветом закрасим? Что изображено на второй? Правильно? Почему? Закрасим, каким цветом? 5.2.4.Обобщение - Ребята, о каких правилах поведения за рулем велосипеда вы узнали? - Что нельзя делать во время езды на велосипеде? - Какие правила были новыми для вас? 5.3.1. Работа с рисунком - Мы с вами уже поговорили о пешеходах, поговорили о велосипедистах. Давайте же взглянем на рисунок , который находится на 11-ой странице и подумаем о чем пойдет речь далее? - Да действительно, посмотрите внимательно, что не так делает девочка на первом рисунке? 5.3.2. Работа по учебнику (стр. 11) -Давайте обратимся к 1-ому абзацу текста и проверим ваши предположения? -Что узнали нового? -Посмотрите на рисунок, который находится посередине? Что здесь не так? -Правильно ли мальчик поступает? -Сейчас мы с вами убедимся правильно или нет, прочитав абзацы текста под номерами 2 и 3. Вот 2-ом абзаце 1 предложение. Будьте внимательны - Что же вы узнали из них? -А теперь посмотрите на наш самый последний рисунок, что изображено на нем? Как вы думаете? Может, есть какие-то догадки? - Давайте прочитаем абзац 4-ый текста и узнаем, что же значит этот рисунок? - Что вы узнали из него? - Так же я хочу вам сказать, что есть специальные станции метро, где ходят поезда (слайд) и если вам придется там побывать, то тоже необходимо выполнять правила безопасности, прочитайте их внимательно, это последний абзац нашего текста. Что вы узнали из него? 5.3.3. Выполнение задания в рабочей тетради - Ребята, давайте проверим, как мы запомнили правила поведения в том случае, если ты пассажир. -А сейчас самостоятельно прорешайте тест в рабочей тетради на стр. 8-ой , под номером 5 и обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, чтобы проверить друг друга. Садиться в автомобиль и выходить из него безопаснее: В общественном транспорте нужно: Увидев в общественном транспорте оставленные без присмотра вещи, надо: В метро нужно ждать поезда : (учитель читает условие и говорит правильный ответ, они сверяют ответы друг друга) 5.3.4. Обобщение - Что мы узнали на этом этапе? - С какими правилами познакомились? | Отвечают на вопросы учителя Ищут ответ на вопрос в учебнике Работа с рисунком Работа с рабочей тетрадью Работа по учебнику, рассматривание иллюстраций Работают по учебнику Работа в парах Работа по учебнику, рассматривание иллюстраций Работа по учебнику Выполнение задания в рабочей тетради | Работа по учебнику Беседа Беседа Работа в парах Беседа Работа по учебнику Работа по учебнику | Фронтальная Фронтальная Фронтальная, парная Фронтальная Фронтальная, парная Фронтальная Парная, фронтальная | Учебник Рабочая тетрадь Учебник Рабочая тетрадь Учебник Рабочая тетрадь | П.3, П.2, П.1 | П.1, П.2, Р.2, К.1, К.2 | Л.1 | |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 6.1. Игра «Найди ошибки» - Чтобы проверить, как хорошо вы разобрались в теме нашего урока, я предлагаю вам поиграть в игру. - Сейчас на пару я раздам листочки с правилами, но там допущены ошибки. -Вам нужно их внимательно прочитать и указать на неверные правила. - Но это еще не все , вам нужно исправить эти правила - Посовещавшись в паре, найдите эти ошибки и исправьте, кто готов, руку на локоток (проведение игры) « Найди ошибки в правилах дорожного движения, исправь»: - Ходить разрешается по проезжей части. - Переходить улицу только там, где положено. - Переходить только на желтый сигнал светофора. - Можно кататься там, где ездят автомобили. - Садиться в автомобиль и выходить из него нужно со стороны тротуара. - Держись за поручень, чтобы не упасть, не ходи без дела по проходу во время движения. 6.2. Работа с рубрикой «Обсудим!» - Также, для проверки ваших знаний, я предлагаю вам поработать также в группах над рубрикой «Обсудим!». - Первые три варианта от окна будут работать с текстом под номером 1. Другие 3 варианта будут работать с текстом под номером два. Обсудите ситуацию со своим соседом по парте, во время ответа, товарищи из группы будут дополнять | Работают в парах Работают в группах, обсуждают ситуации из рубрики «Обсудим!» | Работа в парах Работа в группах | Парная Групповая | Учебник Учебник | П.1, П.2, П.3 | П.1, П.2, К.2 | Л.1, Л.2 | ||
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Работа с рубрикой «Проверь себя» - Ребята, я предлагаю поработать вам в парах и поиграть в игру «Учитель – ученик». Один человек из пары будет учителем, а другой учеником. Задача ученика – ответить на эти вопросы. - Кто ответит на все вопросы, можете поменяться ролями. - Посмотрим, как учителя провели проверку своих учеников. В конце я задам эти же вопросы и посмотрю, кто хорошо работал и был внимательным. - Назови три главных правила пешехода? Если затрудняешься воспользуйся учебником (ходить по тротуарам, переходить дорогу по пешеходным переходам, переходить на зеленый сигнал светофора) - А на какой странице учебника можно найти ответ на этот вопрос? Скажи всем , пожалуйста (в учебнике на с.8) - Какие еще правила безопасности должен соблюдать пешеход? (всегда старайся держаться от проезжей части, когда загорится зеленый не спеши переходить дорогу, ведь какой-нибудь автомобиль может не успеть затормозить, старайся переходить дорогу в группе людей ) - Какие правила безопасности необходимо соблюдать, если катаешься на велосипеде? (ездить по тротуарам, чтобы перейти дорогу, нужно слезть с велосипеда, нужно всегда держаться за руль, нельзя возить другого на багажнике) - Назови страницу, к которой мы можем обратиться за помощью для всех, пожалуйста (стр. 10) - Спасибо, присаживайся - Ну и последний вопрос в нашей рубрике, какие правила безопасности нужно соблюдать при езде на личном и общественном транспорте? (нужно садиться в авто со стороны тротуара, нельзя отвлекать водителя, нельзя в общественном транспорте прислоняться к дверям, нужно держаться за поручень, если вы увидели пакет или сумку , необходимо сообщить водителю, это может быть опасно, в метро нужно держаться подальше от платформы) - Скажи нам страницу , пожалуйста. (стр. 11-ая) - Важно сказать то, что на улице мы можем быть то пешеходами, то велосипедистами, то пассажирами, но что важно соблюдать в первую очередь? | Работают в парах, распределяются по ролям «учитель», «ученик» | Работа в парах Работа по учебнику Беседа | Парная Фронтальная | Учебник | Фронтальный опрос Самоконтроль Взаимоконтроль | П.1, П.2, П.3 | П.1, К.1, Р.2 | Л.2 | |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | - Вы хорошо поработали, давайте вспомним, какова была тема урока? ( чтобы путь был счастливым) - Какую цель мы перед собой поставили? (мы должны были изучить правила безопасности пешеходов, велосипедистов и пассажиров) - Что нам помогло достичь этой цели? (решение задач) - Какие задачи мы перед собой ставили? (знать правила безопасности пешеходов, велосипедистов и пассажиров, повторить правила дорожного движения, правила пользования общественным транспортом, правила поведения в общественном транспорте) - С какими задачами мы справились? - Над какими задачами (вопросами) вы хотели бы еще поработать? | Отвечают на вопросы учителя | Беседа | Фронтальная | Презентация | Фронтальный опрос Наблюдение | П.3 | Р.2, К.1, П.2 | Л.2 | |
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, | - Как вы считаете, что нам помогло достичь цели урока? (хорошая работоспособность, активность на уроке, сплоченная работа и т.д.) - Оцените свои достижения на уроке ,дополняя фразы по очереди: (слайд) 1. Для меня было открытием то, что… 2. Мне было интересно.. 3. Мне было трудно… 4. Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что… | Оценивают свои достижения, продолжая фразу | Прием «Продолжи фразу» | Фронтальная | Презентация | Фронтальный опрос Наблюдение | П.3 | П.1, Р.1, К.1 | Л.2 | |
10. Домашнее задание | Прогнозирование дом. задания - Какое домашнее задание вы себе запишите? А может вы заметили, какое задание в вашей рабочей тетради осталось невыполненным? - Предложенное домашнее задание показать на слайде | Прогнозируют домашнее задание и записывают его в дневник | Фронтальная | Презентация | Фронтальный опрос Наблюдение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема урока: «Чтобы путь был счастливым».
Методическая разработка урока. Класс: 3.Тема: "Чтобы путь был счастливым".Цель: формировать представление школьников о безопасности дорожного движения.Тип урока: обобщающий.Продолжительность урок...
Урок окружающего мира по теме "Чтобы бы путь был счастливым. Дорожные знаки" для 3 класса
Данный материал предназначен для учащихся 3 класса. ...
Конспект урока . Окружающий мир.Чтобы путь был счастливым. 3 класс.
Окружающий мир. Тема "Чтобы путь был счастливым". 3 класс....
Презентация к уроку окружающего мира "Чтобы путь был счастливым" 3 класс
Презентация к уроку окружающего мира "Чтобы путь был счастливым". 3 класс...
Урок окружающего мира в 3 классе "Чтобы путь был счастливым"
На уроке дети повторяли изученный материал и получали новые знания. Изучали правила пешехода и велосипедиста....
Урок окружающего мира в 3 классе "Чтобы путь был счастливым"
Урок соответствует ФГОС, прослеживаются все этапы, урок "Открытие новых знаний", рефлексия в виде графического диктанта с самопроверкой и самооценкой, организована работа в группах, оформляют памятки....