Архитектурные памятники XVIII века
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Дворниченко Елена Владимировна

Конспект урока: " Архитектурные памятники XVIII века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arhitekturnye_pamyatniki_xviii_eka.docx637.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Архитектурные памятники  ХVIII века»

Ход урока.

I.Организационно-мотивационный блок.

1. -Урок  сегодня хочу начать  со слов Натальи Кончаловской. Послушайте.

Слава нашей стороне!

 Слава русской старине!

      Колесо истории повернем

              И рассказывать о нем начнем,

      Что бы люди знать могли

О делах родной земли.

2. Актуализация знаний.

-О чём расскажет нам  сегодня «колесо истории»?

- Почему так решили? (тема  Литературные памятники» и « Архитектурные памятники Древней Руси»  нам знакома.)

 Слайд № 2

Слайд2

-  В какой век привело нас  «колесо истории»? (18 век)

- Докажите, что мы оказались в 18 веке? ( Петр правил  в 18 веке, проводил реформы )

На доске :             18 век

- О каких творениях Петра I говорится в этих строках? ( Ставится проблема) Дети не знают.

                           ?

 Слайд №3

Слайд3

 Прочитайте слова:

церковь, храм, дворец, собор.

-По какому принципу их объединили в одну группу? (архитектурные памятники Древней Руси, общественные здания  для всех людей,  архитектура. Мы знакомы с их особенностями)

- Почему некоторые церкви, соборы, храмы являются архитектурными памятниками?

- Архитектурные памятники  каких веков мы изучали?

- Почему слово «дворец»  лишнее?   Обоснуйте свои ответ.  ( С архитектурными памятниками: собор, храм, церковь мы знакомы, а  дворец  …. Выслушиваются предположения детей).

знаю                                                                 не знаю

церковь                                                             дворец

храм

собор

- Что знаете об архитектурных сооружениях - церкви, храме, соборе?

Расскажите о внешнем виде.

 Слайд №4

Слайд4

 (фронтальный опрос)

- Каковы особенности внутреннего убранства церквей, храмов, соборов?

Слайд №5

Слайд5

- Что представляете себе, когда говорят слово «дворец»?

- Почему вы можете представить себе это  здание – дворец?

- Где можно « встретить» слово   дворец? ( В сказках, книгах).

- Кто жил  в сказочных дворцах? (царь, царевна, принцессы)

- Как вы думаете,  есть ли в наше время дворцы?

-Можно ли их увидеть, сфотографировать?

II. Целеполагание.

- О чём мы будем говорить сегодня на уроке окружающего мира?  

( о дворцах)

-Кем был Петр I? (царь, император)

- Мог ли Петр I  жить во дворце?

- Сопоставьте слова дворец, архитектура, Петр, 18 век, далёкое прошлое.

-  Какую тему урока можно предложить?

- Кто назовёт тему урока?  ( Выслушиваются варианты,  корректируются, обобщаются  и выводится совместная тема урока)

Слайд №6

Слайд6

Тема : «Архитектурные памятники   ХVIII века.

- Надо ли изучать эту тему?  Почему?

- О каких архитектурных памятниках будем говорить? ( о дворцах)

- Какие учебные задачи мы можем поставить перед собой на уроке?

(Выслушиваются предложения учащихся.) Задачи, предложенные детьми обобщаются и записываются.

 Учебные задачи:

1.  Познакомиться с архитектурными памятниками 18 века.

2. Сформировать представление о дворцах.

3. Научиться отличать дворцы от других сооружений.

-Что можем узнать о дворце, что бы сформировать о нем  представление? (Дети высказывают сначала свои предположения).

 Составляем совместно с детьми план.

Слайд № 7

Слайд7

- Для чего вам надо  так много узнать о дворцах? ( знать их особенности, как выглядят и т.д.)

III. Исполнительский  блок.

1.Расшифруйте слова и узнаете ,о каких дворцах пойдет

 Работа организуется по рядам. Предлагаются карточки с написанными словами в неправильном расположении букв в словах.

             

1 ряд   йикснинретакЕ                                   3 ряд    Дом Пашкова (дом – дворец)    

                 5 3 6 142                                                          авокшаПмоД

2 ряд     имйзни                                         

- Какие слова получились?      

-С какой целью вы расшифровывали слова?( отмечаю на доске) Узнать название дворцов.

 -О каких дворцах вы узнаете на уроке? (Дети называют, учитель вывешиваю таблички с надписью на доске.)

Зимний дворец       Екатерининский дворец                       Дом Пашкова

                                                                                                  дом - дворец

- Хватает ли вам знаний, чтобы ответить на остальные пункты плана изучения дворца?

- Куда или кому  вы обратитесь за помощью? (учебник, энциклопедия, справочник)

-Узнать надо много, а времени мало. Как лучше продолжить работу? (в группах)

-Какие умения будете формировать при работе в группах? (умение добывать информацию на интересующие вопросы).

Прочитайте, какой дворец вы будете изучать  и возьмите необходимую папку   с названием дворца. ( Приложение №1)

Групповая работа .  

1. Рассматривание фотографий и  задании в конверте №1.

У каждой группы имеется свои план работы, задание, слова для справок, критерии для самооценки  каждого члена группы.

а) Учащиеся восстанавливают текст и ищут необходимую информацию о дворце.

Конверт №1  

Зимний дворец (внешний вид)                            Внешний вид.

1.____________________________________

2. Построен этот дворец в городе___________________________________ известным зодчим _______________________________________ в 18 веке.

3.Это ________ этажное здание с ровными рядами окон.

Дворец __________________,  ________________________, богато украшенный,_________________

4.Белоснежные колонны равномерно _________________________ вдоль стен. Нас _________________________ причудливые карнизы и необыкновенные по форме наличники окон, которые_________________________ львиными  масками и причудливыми завитками. Оформление крыши_______________________ необычностью. На ней ______________________ декоративные вазы и статуи. Стены _____________________ в зеленоватый цвет, а лепные детали позолотой. Это  ___________________ зданию праздничность.

  1. Строился Зимний дворец для_______________________________ России и ____________________ семьи.
  2.  Зимний дворец – выдающийся архитектурный ____________________, в котором сейчас находится музей ______________________.

План работы.

1.Рассмотри иллюстрации Зимнего дворца.

2.Восстанови текст, используя слова для справок и учебник.(подумайте кто будет работать с учебником)

3.Прочитай получившийся текст,  подготовь выступление с показом иллюстраций при чтении текста.

4.Не забудь сделать самооценку своей работы  и работы группы.

Слов для справок

1.Впиши название сооружения.

2. Название города и фамилию зодчего смотрите в учебнике стр.89  абзац 3,4.

3. Выбери прилагательные - великолепный, скромный, роскошный, простой, величественный, пышный, сказочный, белокаменный, царственный.

4.Выбери глаголы: распределяются, восхищают, украшены, удивляют, поражают, окрашены.

5.Обратись за помощью к учебнику стр.89 абзац 4.

Задайте вопрос группе, рассказывающей о внутреннем убранстве Зимнего дворца.

-Что проходило в залах дворца? (в залах дворца проходили приемы и балы)

Оценивание своей работы в группе.

- Над чем вы работали? ( Искали информацию дворцах 18 века. Архитектурных памятниках 18 века. Учились восстанавливать текст  для получения полноты информации.)

-Что надо было сделать?

- Для чего нам надо было выполнить это задание?

б) Выступление групп  подготовленными сообщениями о  дворцах.  Вначале выступления групп повторяем « правила слушания» ответа.

Зимний дворец

  1. в Санкт- Петербурге
  2. Варфоломей Растрелли(итальянский зодчий)
  3. Богато украшен скульптурами;  колоннами, карнизы, наличники украшены львиными масками, завитками. Крыша- декоративные вазы и статуи. Стены зеленоватого цвета, лепнина  из позолоты.
  4. Скульптуры, позолоченные вензеля, картины, колонны, золотой орнамент. балконы, лоджии. Зеркала, изделия из драгоценных камней.
  5. для императорской семьи

Екатерининский дворец

1.Царское село(около Санкт- Петербурга)

2. Растрелли

3. Стены ярко-голубого и фисташкового цвета, парапет (бе- лые перила с резными вставками ), герб императрицы, золоченые статуи и статуи атлантов, украшен выпуклым рисунком и               резьбой, окна с завитками на белых наличниках; на стенах  лепнина вензеля и колонны

4. Скульптуры, вензеля, зеркала, колоны.

5. для императорской семьи.

Дом Пашкова

1.Москва

2. Василий Иванович Баженов

3.Белоснежные колонны, украшенные завитками и лепниной. На крыше декоративные вазы и беседка и колоннами.

4 люстры со свечами, скульптуры, колонны, фигурная лепнина вензелями, зеркала

5.для знатной, богатой семьи.

Иллюстрации

( Слайд № 8, 9)

Слайд8

Слайд9

Иллюстрации

(Слайд№10)Слайд10

Иллюстрации

(Слайд№11,

12)

Слайд11

Слайд12

3. Оценивание выступающей  группы учащимися класса .

Карта  оценивания  групп.

Оцени ответ выступающей группы.

Критерии к результату

.

-Для чего выполняли это задание? ( Узнали какие дворцы были в 18 веке, кто жил во дворцах, в каких городах они находятся. Узнали зодчих,  увидели всю красоту внутреннего и внешнего убранства дворцов. Расширили свои знания. Совершенствовали умения работать в группах).

- Что узнали о дворцах?

- Давайте посмотрим, какие пункты плана были достигнуты? (отмечаю в слайде «+»)

 ( Слайд №13)

Слайд13

-Успешно ли вы с ним справились?

Физическая разминка.

- Какие учебные  задачи ставили для себя в начале урока?

- Какие  нам удалось  решили ? (возвращаемся к задачам урока и отмечаем.)

Слайд №14 

Слайд14

1. Сформировать представление о дворцах. +

2. Научиться отличать дворцы от других сооружений.  –

- Трудно ли было решать учебные задачи?

- Какими способами вы работали?

-Над какой задачей нам надо поработать?

- Что должны знать, чтобы достигнуть решения последней задачи?

IV.Контрольно –оценочный блок.( Применение знаний на практике. )

Приложение №4

  1. Соотнеси изображение с названием. Конверт №2.

- Возьмите из папок конверт №2.  

_ Причитайте,  что надо сделать?  

- Подходит задание к теме?

- Для чего будем выполнять задание? ( Для закрепления и проверки полученных знаний о дворцах. Будем учиться отличать дворцы от других сооружений).

Слайд №15

Слайд15

Слайд №16

слайд 16

  • Работа в парах. 

Дети выполняют задание. Соотносят название дворца с иллюстрацией.

-Чему научимся выполняя задание?

-По силам вам задание?

-Куда можете обратиться, если возникнут затруднения при выполнении задания?

- Если возникнут трудности, куда можно обратиться за помощью? (доска, учебник, папка с информацией).

Сравните выполненное задание с эталоном.

 Слайд №17слайд 17

- Чему учились, выполняя задание? (соотносить внешний вид дворца с его названием)

-С какой целью  выполняли задание?   ( Учились отличать дворцы от других сооружений. Учились соотносить название дворца с его внешним видом).

- Удалось справиться с заданием?

- Как бы оценили свою работу? ( линеечка)

Отмечаем  выполнение третьей учебной  задачи урока.

Слайд №18Слайд18

-Все учебные задачи удалось раскрыть?

2. Работа в тетрадях.    

Стр.14 №35, 36   Самостоятельная работа.  

Прежде чем приступить к выполнению задания подумайте:

- С чего начтёте работу?

-На что обратите внимание?

- Как лучше выполнять задание?

- При возникновении вопрос, где можешь найти ответ?

           Оцените работу (Линеечка)

V.Итог

- Какую проблему  на уроке мы решили? ( Изучили архитектурные памятники XVIII )

-О чём рассказало вам «колесо истории»?

3. Коллективная работа - составление синквейна.

Времена теперь другие,                                                А приданья старины

Как и  мысли, и дела.                                                      Забывать мы не должны.

Далеко ушла  Россия                                                         Слава русской старине!

От страны какой была.                                                        Слова нашей стороне!

Умный сильный наш народ

Свою землю бережет,

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История в архитектурных памятниках. Примитивное жилище. Аппликация из резаных нитей. Жилища разных народов.

В разработке показана связь архитектуры с природно –  климатическими условиями,  уровнем развития и особенностями развития и жизни людей. Развитие творческих способностей детей, речи, ...

Архитектурные памятники Липецкой области

В презентации рассказывается об архитектурных памятниках Липецкой области....

Азбука архитектурных памятников, строений и сооружений Краснодарского края

Азбука архитектурных памятников, строений и  сооружений Краснодарского края...

История в архитектурных памятниках

Можно использовать как урок истории, можно как внеклассное мероприятие на неделе истории даже в начальной школе...

Урок изобразительного искусства в 3 классе (региональный компонент) «Архитектурные памятники г. Белёва. Средства выразительности графического рисунка»

Цели урока:·        знакомство с одной из сторон творчества русского народа − архитектурой и памятниками градостроения г. Белёва·...

Методическая разработка по окружающему миру(4 класс) по теме : "Архитектурные памятники XXIV века"

Цель: изучить архитектурные памятники 18 века.Задачи:                -организовать изучение архитектуры 18 века;            ...

«Нравственное воспитание через архитектурные памятники православной культуры».

Воспитание нравственно-эстетических  качеств у ребенка- наиважнейшая задача взрослых. Эта тема очень интересная и нужная! Нравственность - правила, определяющие духовные и душевные качества, необ...