История в архитектурных памятниках
план-конспект занятия по истории (4 класс) на тему

Орлова Лариса Викторовна

Можно использовать как урок истории, можно как внеклассное мероприятие на неделе истории даже в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_v_arkhitekturnykh_pamyatnikakh.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ,

ПРОВЕДЕННОГО НА НЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

УЧИТЕЛЕМ ИСТОРИИ ГБОУ ШКОЛЫ № 643

ОРЛОВОЙ Л. В.

В 5Х КЛАССАХ

ИСТОРИЯ В АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКАХ

ЦЕЛЬ: 

сформировать представления об архитектурных памятниках как исторических источниках, дать знания о величайших памятниках архитектуры  мира  

ЗАДАЧИ:

  1. стимулировать интерес к предмету
  2. в  свободной форме закрепить уже имеющиеся знания по теме, расширить их новыми данными.
  3. воспитывать интерес, чувство уважения к другим культурам,  традициям.
  4. продолжить формировать умения и навыки анализировать, обобщать, делать выводы, самостоятельно извлекать знания из дополнительной литературы и других источников информации, развивать исследовательские навыки школьников.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. презентация «Знаменитые архитектурные памятники»
  2. серия иллюстраций
  3. заранее подготовленные работы учеников
  4. ватман, ножницы, фломастеры и другое оборудование, необходимое для изготовления газеты.

Архитектура - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания. Н. В. Гоголь

- Начать сегодняшнее занятие хочу с эпиграфа. Как вы понимаете это выражение? ( архитектурные памятники сохраняют для нас информацию о далеком прошлом, о котором осталось очень мало письменных и устных источников, или не осталось вовсе)

- Архитектурные памятники – это своеобразная каменная книга, на страницах которой запечатлены различные эпохи развития человечества. И сегодня мы совершим путешествия по страницам этой каменной книги.

- Представьте  себе, что мы отправляемся назад, в прошлое на машине времени. На экране монитора стали проплывать различные здания: на мгновенье показались крыши современных зданий, унизанных телевизионными антеннами; потом промелькнули купола церквей и удивленное лицо звонаря, застывшего на колокольне; затем мачты кораблей и роскошные особняки на набережной; дальше – причудливое нагромождение стен и башен средневекового замка; а вот потянулись леса и едва виднеются затерянные среди деревьев низкие, наспех сколоченные хижины.  Вдруг весь экран заполонило лазурное море и появились колонны величественного храма.

И вот все исчезло…На экране виднелся лишь песок, а вдали тонкой серебряной ниткой извивается река. В какую страну мы попали? Конечно к Египет! Нашему взору предстали огромные пирамиды и молчаливый сфинкс, стерегущий их уже более 5 тысяч лет.

- Кто может рассказать о истории создания пирамид? (выступления детей, с информацией об истории создания пирамид, их загадках, тяжелом труде земледельцев, бальзамировании тел фараонов)

- Молодцы! Но еще хочу добавить, что важным источником знаний стали стены погребальных камер, украшенные цветными рельефами. На них были изображены картины земной жизни египтян: труд земледельцев, ремесленников, сцены домашнего быта, военных походов. Эти рассказы в картинках содержат тысячи фигур и десятки тысяч мелких деталей, которые дают представление и быте древних египтян. Изучая все это, ученые смогли многое понять и восстановить, например погребальный обряд.

- Садимся в машину времени. И вот мы уже в столице Древней Греции – Афинах. Уже более 25 веков поражают путешественников величественные здания, построенные греками. Давайте мысленно перенесемся в V век до н. э. и вместе с пышной процессией греков поднимемся на Акрополь. Греки несут богам щедрые дары, ведут животных для жертвоприношения. Сегодня праздник в честь покровительницы города богини Афины. Расскажите легенду о споре Афины и Посейдона. (подготовленный ребенок рассказывает легенду о подарках богов).

- Молодец! Итак, а мы продолжаем подъем по крутой широкой лестнице к Пропилеям – парадному входу на Акрополь. Что интересного мы увидим там? ( выступление группы детей с короткими рассказами о Парфеноне, храме богини Ники)

 - Большую часть свободного времени греки проводили вне дома, в различных общественных местах: в храмах, театрах, на стадионах, поэтому все эти сооружения были украшены с особой тщательностью и любовью. Прошли столетия, но много прекрасных барельефов сохранилось, и ученые смогли по ним воссоздать картины жизни того времени. Греками были созданы совершенные архитектурные пропорции, которые являются идеалом для архитекторов вплоть до наших дней.

- А теперь перенесемся на несколько веков вперед, в другую часть Средиземного моря – в Древний Рим.  

Толпы зрителей спешат занять места на трибунах амфитеатра. Сейчас начнутся гладиаторские бои, которые продлятся, если верить афише, четыре дня. Зрелище обещает быть интересным: дикие животные, бои пеших воинов, соревнования колесниц. Император не скупится на организацию пышных празднеств по случаю победы римского войска. Захвачены сотни тысяч пленных, самые крепкие из которых пополнят ряды гладиаторов.

В честь победы была возведена триумфальная арка, через которую в город входили победители. Традиция устанавливать триумфальные ворота не забыта и в наше время. Какие подобные памятники есть в нашем городе? Что вы знаете об их истории?

- Мы с вами возвращаемся в Древний Рим. В 80 году н.э. в Риме был сооружен Колизей, самый большой из всех амфитеатров, которые знал древний мир. Послушаем рассказ об этом знаменитом памятнике архитектуры. ( выступление нескольких докладчиков об истории создания храма, проходивших на нем мероприятиях, использовании при его строительстве арок – перекрытии, которое было изобретено римлянами и используется до наших дней)

- В каждой стране и в каждой эпохе есть архитектурный памятник, который поражает воображение людей, вызывает желание узнать о нем побольше, увидеть его в реальности. Любое знаменитое сооружение является незаменимым историческим источником. Расскажите о тех памятниках, которые вас больше всего заинтересовали. ( дети зачитывают сообщения о Пизанской башне, Тадж Махале, Эйфелевой башне, Башнях Близнецах, русской избе).

- Современный город все больше наступает на исторические памятники. Строятся заводы, фабрики, жилые дома, прокладываются новые дороги. Чаще всего это делается на месте разрушенных старых построек. А станут ли они таким же достоянием культуры? Мы пока не знаем. Современные здания часто вызывают спор о своей культурной ценности. В качестве примера хочу привести высказывание английского поэта и издателя Уильяма Морриса «Приезжая в Париж, я обедаю только в ресторане на Эйфелевой башне. Это единственное место, откуда не видно этого чудовищного сооружения.» Наша задача – бережно относиться к наследию прошлого, сохранять памятники архитектуры!

- Сейчас настало время вашей работы. Вы объединитесь в три группы по рядам. Каждая команда должна создать газету, в которой расскажите о знаменитых архитектурных  памятниках прошлого. Приготовьте все необходимое. Начинайте!

(работа продолжается около 10 минут, каждая команда представляет зрителям свою газету)

- Во всем мире первый понедельник октября – это профессиональный праздник архитекторов. Но кроме этого, у них есть еще один праздник – Всемирный день архитектуры, который отмечают 1 июля.

Архитектура – это искусство и наука, пришедшая к нам из древности.

Сегодня мы вспомнили, что в истории человечества существует немало архитектурных памятников прошлого, служащих источником знаний об истории своей страны и своего времени.  

А закончить мне хочется еще одним афоризмом: «Архитектура — это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка.»  немецкий философ Фридрих Шеллинг

- Занятие окончено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История в архитектурных памятниках. Примитивное жилище. Аппликация из резаных нитей. Жилища разных народов.

В разработке показана связь архитектуры с природно –  климатическими условиями,  уровнем развития и особенностями развития и жизни людей. Развитие творческих способностей детей, речи, ...

Архитектурные памятники Липецкой области

В презентации рассказывается об архитектурных памятниках Липецкой области....

Азбука архитектурных памятников, строений и сооружений Краснодарского края

Азбука архитектурных памятников, строений и  сооружений Краснодарского края...

Урок изобразительного искусства в 3 классе (региональный компонент) «Архитектурные памятники г. Белёва. Средства выразительности графического рисунка»

Цели урока:·        знакомство с одной из сторон творчества русского народа − архитектурой и памятниками градостроения г. Белёва·...

Методическая разработка по окружающему миру(4 класс) по теме : "Архитектурные памятники XXIV века"

Цель: изучить архитектурные памятники 18 века.Задачи:                -организовать изучение архитектуры 18 века;            ...

«Нравственное воспитание через архитектурные памятники православной культуры».

Воспитание нравственно-эстетических  качеств у ребенка- наиважнейшая задача взрослых. Эта тема очень интересная и нужная! Нравственность - правила, определяющие духовные и душевные качества, необ...

Курсовая работа «Пирамиды –величайшие архитектурные памятники Древнего Египта»

Данная работа представлена в качестве курсовой работы в рамках профессиоанльной переподготовки...