РП по окружающему миру УМК " Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК "Школа России" предмет окружающий мир, 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_okruzhayushchiy_mir.docx | 51.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Протокол № 1 от «29» августа 2019 г. | «Согласовано» _________________________ (подпись курирующего заместителя директора) «29» августа 2019 г. | «Утверждено» приказом директора гимназии от 30.08.2019 г. №323 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
3 абвгде класс
Количество часов: 68
Программа составлена на основе
авторской программы по окружающему миру А.А. Плешакова «Окружающий мир» и разработана в соответствии с ФГОС НОО по Образовательной системе «Школа России »
по окружающему миру для 1-4 классов начальной школы
УЧЕБНИК: А.А. Плешаков «Учебник для общеобразовательных организаций» по окружающему миру для 3 класса» (в 2ч.). – М.: Издательство «Просвещение», 2016г.
Составители: Галинурова И.В.
учитель начальных классов
МБОУ гимназии г. Советский
2019 – 2020 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ для 2абвгде классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009г. № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, 29.12.2014г. № 1643, от 31.12.2015г. № 1576);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08 апреля 2015г. № 1/15);
- Примерная программа по предмету ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.
Рабочая программа по предмету ОКРУЖАЮЩИЙ МИР составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования по ФГОС 3 классы МБОУ гимназии г. Советский (с изменениями), утвержденной приказом от30.08.2019 г. №323 «Об утверждении образовательных программ и учебного плана МБОУ гимназии г. Советский на 2019-2020 учебный год».
1. Планируемые результаты:
Предметные
• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
• сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• владение базовым понятийным аппаратом (доступным
для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно - научных и социально-гуманитарных дисциплин;
• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружащего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
• владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума,
• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
• понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
• понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
• понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Обучающийся научится:
- находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
- осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- находить на карте страны — соседи России и их столицы;
- определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
- осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
- различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
- различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
- проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
- исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
- классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
- пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
- обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
- использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
- использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
- оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- вырабатывать правильную осанку;
- выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
- понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
- правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
- соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
- понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
Обучающийся получит возможность научиться:
- раскрывать роль экономики в нашей жизни;
- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
- различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
- понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
- объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
- понимать, как ведётся хозяйство семьи;
- обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
- рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
- приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
- использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- способность регулировать собственную деятельность, в
- том числе учебную деятельность, направленную на познание
- (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира
- природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
- осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
2.Содержание учебного курса
1. КАК УСТРОЕН МИР 7 Ч.
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и жи-вой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
2.ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА (19Ч.) Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
3. МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ 10 Ч. Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
4.НАША БЕЗОПАСНОСТЬ ( 8 Ч.) Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
5. ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА ( 12 Ч.) Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека
6 .Путешествие по городам и странам ( 12 ч.)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте,столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека
Календарно-тематическое планирование
Класс: | 3в | |
Предмет: | Окружающий мир | |
Учитель: | Берестова Е.А. | |
Часов | Название темы/урока | |
План | Дата | |
7 | Как устроен мир. | |
05.09 | 05.09 | Природа. Ценность природы для людей. |
07.09 | 07.09 | Человек. |
12.09 | 12.09 | Проект «Богатства, отданные людям». Входная диагностика. Р.к. Художники хантыйского народа: Г. Райшев, М. Тебетев. |
14.09 | 14.09 | Общество. |
19.09 | 19.09 | Что такое экология. Р.к. Роль заповедников Югры в охране природы. Заповедник «Малая Сосьва». |
21.09 | 21.09 | Экскурсия. Природа в опасности! Р.к. Экскурсия «Мой город». |
26.09 | 26.09 | Обобщение знаний по теме «Как устроен человек». Проверочная работа №1. |
19 | Эта удивительная природа. | |
28.09 | 28.09 | Тела, вещества, частицы. Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы». |
03.10 | 03.10 | Разнообразие веществ. Практическая работа № 2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания». |
05.10 | 05.10 | Воздух и его охрана. Практическая работа № 3 «Свойства воздуха». |
10.10 | 10.10 | Вода. Практическая работа № 4 «Свойства воды». |
12.10 | 12.10 | Превращения и круговорот воды. Практическая работа № 5 «Круговорот воды в природе». |
17.10 | 17.10 | Берегите воду! Р.к. Водоёмы ХМАО - Югры. |
19.10 | 19.10 | Что такое почва. Практическая работа № 6 «Состав почвы». |
24.10 | 24.10 | Разнообразие растений. Р.к. Многообразие природы. Растения: папоротники. |
26.10 | 26.10 | Экскурсия. Солнце, растения и мы с вами. Р.к. Сезонные изменения в природе Югры. Народный календарь. |
07.11 | 07.11 | Размножение и развитие растений. Практическая работа № 7 «Размножение и развитие растений». |
09.11 | 09.11 | Охрана растений. |
14.11 | 14.11 | Разнообразие животных. Р.к. Приспособленность животных к условиям жизни Севера. |
16.11 | 16.11 | Кто есть кто? |
21.11 | 21.11 | Наши проекты: Р.к. Красная книга Югры. |
23.11 | 23.11 | Размножение и развитие животных |
28.11 | 28.11 | Охрана животных. Р.к. Экскурсия в краеведческий музей. |
30.11 | 30.11 | В царстве грибов. Р.к. Ягоды нашего края. |
05.12 | 05.12 | Великий круговорот жизни. Р.к. Взаимосвязь животного и растительного мира. |
07.12 | 07.12 | Обобщение знаний по теме. Это удивительная природа. Проверочная работа № 2 |
10 | Мы и наше здоровье. | |
12.12 | 12.12 | Организм человека. |
14.12 | 14.12 | Органы чувств. |
19.12 | 19.12 | Надёжная защита организма. Практическая работа № 7 «Знакомство с внешним строением кожи». |
21.12 | 21.12 | Опора тела и движение. |
26.12 | 26.12 | Наше питание. |
28.12 | 28.12 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». |
11.01 | 11.01 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 8 «Подсчет ударов пульса». |
16.01 | 16.01 | Умей предупреждать болезни. |
18.01 | 18.01 | Здоровый образ жизни. |
23.01 | 23.01 | Обобщение знаний по теме “Мы и наше здоровье”. Проверочная работа № 3. |
8 | Наша безопасность. | |
25.01 | 25.01 | Огонь, вода и газ. |
30.01 | 30.01 | Чтобы путь был счастливым. |
01.02 | 01.02 | Дорожные знаки. |
06.02 | 06.02 | Проект «Кто нас защищает». |
08.02 | 08.02 | Экскурсия по городу. Опасные места. Р.к. Географические названия – свидетели прошлого. |
13.02 | 13.02 | Природа и наша безопасность. |
15.02 | 15.02 | Экологическая безопасность. Практическая работа № 9 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды». |
20.02 | 20.02 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа № 4. |
12 | Чему учит экономика. | |
22.02 | 22.02 | Для чего нужна экономика. |
27.02 | 27.02 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. Р.к. Многообразие полезных ископаемых на карте ХМАО. |
01.03 | 01.03 | Р.к. Нефть и газ – горючие полезные ископаемые Практическая работа № 10 «Полезные ископаемые». |
06.03 | 06.03 | Растениеводство. Практическая работа № 11 «Знакомство с культурными растениями. |
13.03 | 13.03 | Животноводство. Р. к. Отрасли животноводства в ХМАО-Югре. |
15.03 | 15.03 | Какая бывает промышленность. Р. к. «Нефть, газ, каменный уголь, торф-«земное тепло Югры». |
20.03 | 20.03 | Проект «Экономика родного края». |
22.03 | 22.03 | Что такое деньги. Практическая работа № 12 «Знакомство с различными монетами». |
03.04 | 03.04 | Государственный бюджет. |
05.04 | 05.04 | Семейный бюджет. |
10.04 | 10.04 | Экономика и экология. |
12.04 | 12.04 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа № 5. |
10 | Путешествие по городам и странам. | |
17.04 | 17.04 | Золотое кольцо России. |
19.04 | 19.04 | Золотое кольцо России. |
24.04 | 24.04 | Золотое кольцо России. Р.к. Югорская земля во глубине веков. |
26.04 | 26.04 | Проект «Музей путешествий». Р.к. Музеи города. Ценность музеев, ценность исторических находок, бережное их сохранение. |
08.05 | 08.05 | Наши ближайшие соседи. Р.к. Происхождение названия города. История в названии улиц и площадей твоего города. Герб города. |
10.05 | 10.05 | На севере Европы. |
15.05 | 15.05 | Что такое Бенилюкс. |
17.05 | 17.05 | В центре Европы. |
22.05 | 22.05 | По Франции и Великобритании. |
24.05 | 24.05 | На юге Европы. |
2 | Резерв. | |
29.05 | 08.12 | Резервный урок. |
31.05 | 22.04 | Резервный урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по окружающему миру УМК "Школа России"
Итоговая контральная работа по окружающему миру в форме тестов. УМК "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Презентация по окружающему миру "Цветоводство" Школа России
Презентация по окружающему миру УМК Школа России по теме "Цветоводство" Выполнил ученик 4 класса...
Полезные ископаемые. Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России". 3 класс
Презентация к уроку окружающего мира "Полезные ископаемые". УМК "Школа России". 3 класс...
Программа по окружающему миру УМК "Школа России" автор А.А. Плешаков «Окружающий мир 1- 4 класс»
Программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру ...
Конспект по окружающему миру, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Россия на карте
Цели деятельности учителя: формирование умения работать с картой; представления об основных условных обозначениях физической карты; знакомство с картой РоссииПланируемые результаты:Предметные: знать:к...
Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...