Открытые уроки.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Лицей г.Истры
Открытый урок по окружающему миру
На тему: « Равнины и горы России»
Выполнил учитель 4 «Д» класса
МОУ Лицей г. Истра
Смирнова Ольга Валерьевна
Истра,2016г.
Тема урока: « Равнины и горы России»
Используемые технологии (методы): частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации), информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цель урока: формирование у учащихся представление о равнинах и горах России.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с равнинами и горами на территории России, формировать умения работать с физической картой России.
Познавательные: развивать умения, необходимые для работы с различными информационными источниками, развивать познавательную активность , умение наблюдать, делать выводы, способствовать обогащению словарного запаса.
Регулятивные: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя, планировать и контролировать , вносить коррективы и оценивать свою деятельность;
Коммуникативные: способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся, сотрудничества друг с другом и учителем.
Личностные: способствовать воспитанию любви к своей стране, родному краю; воспитывать патриотов своего Отечества.
Оборудование:
Физическая карта России; слайды с изображением изучаемых объектов;
Урок проходит с использованием интерактивной доски.
Ход урока:
- Организационный момент.
Ребята, поприветствуйте наших гостей.
- Повторение пройденного материала.
Вспомните, что мы проходили на прошлом уроке? Какая была тема?
-Что такое всемирное наследие?
-Что такое Красная книга МСПО?
(слайд 3-4)
Молодцы, ребята! Чтобы проверить ваши знания, выполните самостоятельно работу в тестах на стр.16-18.
Кто выполнил, закройте тесты и отложите на край стола.
- Изучение нового материала.
А)Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с новым разделом учебника «Природа России».
-Как вы думаете, что мы будем изучать в этом разделе?
Откройте учебники на стр. 57, прочитайте цели раздела и определите каждый для себя, что нового вы узнаете из этого раздела.
Б) Тема нашего сегодняшнего урока: Равнины и горы России
Ребята, кто из вас знает, что такое равнины? Какие они бывают?
Что такое горы? Какие горы в России вы знаете?
Исходя из этого какие мы можем поставить цели урока?
- Знакомство с равнинами России.
- Изучение гор на территории России.
-Работа с физической картой России. (слайд5)
В) Перед вами физическая карта России. Физическая карта-это географическая карта, на которой, изображают поверхности суши, моря и океаны. (слайд 6)
Давайте вспомним, что обозначает каждый цвет на физической карте.
-океаны, моря, реки и озера- синий, чем глубже участок тем темнее цвет. (слайд8)
- низкие места высотой до 200м над уровнем моря- это равнины или низменности обозначают зеленым цветом. (слайд 9)
- возвышенности расположенные от 200 до 500м над уровнем моря окрашены в желтый цвет разных оттенков чем выше местность тем ярче цвет.( слайд 10).
-горы- коричневый цвет. Чем выше горы тем темнее цвет. ( Слайд 11)
Ознакомится с правилами работы с картой.
Правила работы с картой:
- Географические объекты на карте показывают только указкой;
- Океаны, моря, озера, равнины, возвышенности, горы надо обводить указкой вокруг;
- Реки показывают от истока к устью;
- Границы обводят по условному знаку границ, полуострова и острова- по береговой линии;
- Города показывают указкой направляя ее на кружок. (слайд 16)
Г) Россия- страна огромных равнин и величественных гор.(слайд 13)
Равнины – это участки поверхности земли со спокойным, плоским или холмистым рельефом, где наблюдается небольшое колебание высот. На карте это различные оттенки зеленого цвета. Темно-зеленый- это низменности и заболоченные местности, чем светлее тем выше над уровнем неба. (слайд 14)
Про равнины России нам расскажет один из учеников.
- Восточно-Европейская равнина одна из самых крупных равнин на нашей планете (вторая по величине после Амазонской равнины в Западной Америке). Она располагается в восточной части Европы. Так как большая её часть находится в пределах границ Российской Федерации, Восточно-Европейскую равнину иногда называют Русской. Поверхность ее не совсем ровная. Здесь есть низменности, возвышенности, много холмов. Такие равнины называются холмистым. Площадь Восточно-Европейской равнины более 4 млн. км2(слайд 15-17)
Откройте учебники на стр.58-59 и работая в парах найдите на физической карте Восточно-Европейскую равнину.
(Показ учеником равнины на карте сл.20-21)
- Западно-Сибирская низменность третья по величине равнина на нашей планете после Амазонской и Русской. Площадь её около 2,6 миллионов квадратных километров. Протяжённость Западно-Сибирской низменности с севера на юг (от побережья Карского моря до гор Южной Сибири и полупустынь Казахстана) составляет около 2,5 тысяч километров, а с запада на восток (от Урала до Енисея) – 1,9 тысячи километров. Западно-Сибирская низменность довольно чётко ограничена с севера береговой линией Карского моря, с юга – сопками Казахстана и горами Алтая, с запада – восточными предгорьями Урала, а на востоке – долиной реки Енисей. Поверхность ее очень ровная: на многие-многие километры нет ни понижений, ни повышений. Такие равнины называются плоскими. Западно- Сибирская равнина- самая плоская и самая низкая из крупнейших равнин Земли. Поэтому здесь очень много болот.( слайд 18-19)
Работая в парах найдите на карте в учебнике Западно-сибирскую равнину.
-показ учеником на физич. Карте.
- Среднесибирское плоскогорье, обширное плоскогорье в центральной части Северной Азии, в пределах Якутской АССР, Красноярского края и Иркутской области России. Ограничено на юге горами Восточного Саяна, Прибайкалья и Северного Забайкалья, на западе - Западно-Сибирской равниной, Средняя высота плоскогорья 500-700 м. Большая часть территории плоскогорья, характеризуется сглаженным рельефом, здесь широко распространены плоские и широкие междуречья. Здесь преобладают возвышенные пространства с плоской поверхностью и довольно крупными склонами, напоминающие горную местность. Отсюда название-«плоскогорье». (слайд 20-22)
Найдите на физической карте России Среднесибирское плоскогорье работая в парах.
- показ учеником на карте
Слово учителя.
Равнины составляют большую часть территории России. Однако наша страна славится и своими величественными горами. Горы- это определенная форма рельефа, которая представляет собой резкое поднятие над окружающей территорией, имеющие значительные перепады высот. На физической карте изображены коричневым цветом, чем выше горы тем темнее цвет. (слайд 23)
Про горы России нам расскажет ученик(….)
- Урал Протяжённость Уральских гор с юга на север 2 тысячи километров, а с запада на восток от 50 до 150 километров. В древности горы Урала называли Рифейскими, а до XVIII века «каменным поясом» (в переводе с тюркского «Урал» означает пояс). Издавна Урал считался естественной границей, разделяющей две части света - Европу и Азию. Уральские горы сравнительно невысоки: всего лишь несколько вершин достигают высоты 1,5 тысяч метров над уровнем моря, а самая высокая из них (гора Народная) – 1895 метров.Горные цепи Урала расположены параллельно друг другу в направлении с севера на юг. Между ними имеются продольные понижения, по которым текут реки.(слайд 24-26) показ на физической карте.
- Горы Кавказа расположены на перешейке между Каспийским и Черным морями. Территорию Кавказа можно разделить на несколько частей: Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье. На территории Российской Федерации располагаются лишь Предкавказье и северная часть Большого Кавказа. Последние две части вместе называют Северным Кавказом. Однако для России эта часть территории является самой южной. Здесь, по гребню Главного хребта, проходит государственная граница Российской Федерации, за которой лежат Грузия и Азербайджан.В горах Северного Кавказа развито оледенение, по площади которого эта область занимает первое место среди всех районов России. Протекающие здесь реки питаются водой, образующихся при таянии ледников. Наиболее крупными кавказскими реками являются Кубань и Терек, а также их многочисленные притоки. Наиболее опасными природными явлениями, возникающими в этих местах, являются оползни, горные обвалы и землетрясения. Здесь расположена высочайшая в России гора-Эльбрус. Эту гору называют двуглавой, потому что у нее две вершины. Высота первой 5642м, а второй вершины 5621м. Эльбрус и его окрестности (Приэльбрусье)-одно из притягательных мест для альпинистов и любителей горнолыжного спорта. ( слайд 27-29) показ на физической карте.
- Алтай Сам Алтай подразделяется на русский и китайский к северу и югу от притока Иртыша Бухтармы, но составляет одну цельную горную группуСамая высокая точка — гора Белуха. Это величественный, недоступный горный великан, имеющий 3350 метров высоты, и покрытый обширными снеговыми полосами. На южном склоне находится ледник, источник Катуни, протекающей сквозь две скалы, соседние горные хребты имеют 2430—2730 метров высоты. Алтай включен в Список Всемирного наследия, а само слово «Алтай» означает «золотой».(слайд 30-31)
- На юге Сибири расположены горы Саяны. Они славятся своей красотой, богатством живой природы.(слайд 32-33)
- Закрепление изученного материала.
Из полученных знаний и с помощью карты в учебнике(с.58-59) подпиши на контурной карте (с.30-31) крупнейшие равнины и горы нашей страны. Обрати внимание, что на контурной карте даны пунктирные линии для подписей. После выполнения, попроси сидящего рядом ученика проверить твою работу.
- Подведение итогов.
- Назови и покажи на карте Равнины России.
- Какая из известных тебе равнин России относится к холмистым равнинам, а какая –к плоским?
- Какие горы нашей страны ты теперь знаешь? Покажи их на карте.
Что нового для себя вы открыли на сегодняшнем уроке?
- Рефлексия
С помощью смайликов оцените свою работу.
- Домашнее задание
Учебник стр.60-65 р/т стр.29-33
Слайд 40- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...
Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс
Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...
Конспект открытого урока "Великие географические открытия"
Великие географические открытия...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"
Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...