Организм человека
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока окружающего мира по теме «Организм человека». 3-й класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организм человека | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира по теме «Организм человека». 3-й класс
- Дорошенко Ирина Викторовна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа
Класс: 3
Ключевые слова: окружающий мир, 3 класс, внимание к окружающим
Цель: дать представление об организме человека, учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать, соблюдая здоровый образ жизни.
Планируемые предметные результаты освоения материала: Учащиеся научатся объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой.
Планируемые личностные результаты освоения материала: ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;
Планируемые метапредметные результаты освоения материала:
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- понимать цель познавательной деятельности;
- планировать свои действия при выполнении заданий;
- осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
- находить необходимую информацию в книгах;
- получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- выполнять парные и групповые задания в классе;
- сотрудничество с учителем и одноклассниками.
- Умение использовать ИКТ-компетенции.
- Умение задавать вопросы по теме
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, система мгновенного опроса, презентация, карточки с заданиями, модель организма человека, толковый словарь.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Ребята, сегодня на уроке окружающего мира у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними, посылая свои добрые улыбки гостям и друг другу.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Мы закончили изучать большой раздел “Эта удивительная природа”
Посмотрите на доску и разделите картинки на две группы (делят на живую и не живую природу)
- На какие группы делится природа? (Живая и неживая)
- Что относится к живой природе? (Животные, растения, бактерии, грибы, человек)
Давайте попробуем из этой группы выделить еще кого-нибудь? (человек)
- Можно ли сказать, что человек является частью природы? (Человек, как и всё живое, дышит, питается, растёт, развивается, рождается и умирает)
- Чем человек отличается от всех других на Земле живых организмов?
(Он – мыслящее существо, обладает речью и умеет трудиться)
Значит, как мыслящее существо, человек может заботиться о своём здоровье.
Выходят два ученика (что между ними общего?)
Какие органы мы с вами назвали (внешние)
- Давайте вспомним внешнее строение человека.
ИКТ «Лернингапс» (внешнее строение человека)
- А теперь вспомните о внутреннем строении человека.
ВЫВОД: Всё в человеке взаимосвязано. Внешнее строение связано с внутренним строением. И у здорового человека все органы работают хорошо. Но многое зависит от нас.
3. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА.
Как вы думаете, о чем мы с Вами будем говорить сегодня на уроке
-Правильно об организме человека.
-Что такое организм человека? Где мы можем узнать точное определение данного термина (в толковом словаре)
Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.
- Сегодня на уроке мы попытаемся открыть тайны главного чуда света- человека. поговорить о строении человеческого тела, о том, как мы устроены
- На протяжении тысячелетий представления о строении, функциях и болезнях человеческого организма основывались не столько на научных наблюдениях, сколько на различных мифах и магии. В Средние века церковь запрещала изучать строение тела человека, поэтому ученые делали это в тайне под страхом смерти.
- Большой толчок для развития знаний о человеке дало изобретение микроскопа и открытие рентгеновских лучей. Так что к концу XX в. стало уже ясно, как работает наше тело, а медики научились лечить большинство болезней. (Фото рентгеновского аппарата и микроскопа)
- И все же, человеческий организм устроен так сложно - сложнее любой самой мудреной машины, что до сих пор ученые не смогли открыть все его тайны, расшифровать коды, объяснить законы и противоречия.
Разобраться в устройстве собственного организма не только важно, но и очень интересно.
4. РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
- Давайте представим себя учеными- анатомами и отправимся в мир открытий и знаний.
В теле человека 10 главных систем. Каждая система отвечает за какой-нибудь один процесс или несколько процессов, необходимых для поддержания жизни. Мы рассмотрим несколько.
Опорно-двигательная система образована скелетом и мышцами. Скелет человека составляет основу тела, определяет его размеры и форму и совместно с мышцами образует полости, в которых располагаются внутренние органы.
Нервная система
- Всем, что мы делаем, о чем думаем, командует особый орган.
- Как он называется? (Головной мозг – центр управления нашим организмом). В мозг по нервам поступают сигналы от всех частей тела. Мозг похож на сверхмощный компьютер, который непрерывно анализирует поступающую информацию и отдает приказы органам и системам организма. Благодаря ему, мы видим, слышим, двигаемся, думаем и дышим.
- Мозг (головной и спинной) и нервы составляют нервную систему. Нервная система контролирует все функции человеческого организма. Общая длина нервов, расходящихся по всему телу, составляет примерно 75 км.
- Прислушайтесь к себе. Вы дышите. А ведь это мозг следит за тем, как вы дышите. А если попробовать не дышать. Получится это? (Это невозможно. Человек должен дышать. Человеку нужен воздух)
- Мозг подает сигналы организму и требует совершать вдох и выдох.
Пищеварительная система
Мне нужно 4 человека. У вас в руках карточки с названием органа пищеварения. Ваша задача встать в таком порядке, в каком пища проходит у нас по организму.
(Выдать ребятам карточки с названиями органов пищеварения: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник)
- Эти органы составляют пищеварительную систему.
Общая длина всех органов пищеварительной системы составляет около 9 м
Весь процесс пищеварения занимает около суток.
В желудке еда задерживается примерно на 3 часа. Желудок взрослого человека вмещает примерно 2 литра жидкости.
Печень – самый большой и самый горячий орган в нашем организме. Он борется с вредными и ядовитыми веществами. Она вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает переваривать пищу.
Если тонкую кишку растянуть, её длина составит около 6 м.
Длина толстой кишки взрослого человека примерно 1,5 м.
Дыхательная система
- Без чего человек не может жить?
- Назовите органы, которые помогают нам дышать. (Гортань, трахея, бронхи, легкие)
Легкие расположены в грудной полости и защищены ребрами. У человека 2 лёгких: правое и левое. Причём, левое лёгкое больше, чем правое. Лёгкие взрослого человека вмещают примерно 3 литра воздуха. Ткань, из которой “сделаны” лёгкие, напоминает губку. Благодаря ей они могут сжиматься и расправляться.
В лёгкие через гортань, трахею и бронхи попадает вдыхаемый воздух.
- Посмотрите, что происходит с легкими при дыхании. (При вдохе лёгкие наполняются воздухом и расширяются, а при выдохе – уменьшаются).
Кровеносная система
ЭТОТ ОРГАН КРОВЬ ТОЛКАЕТ
ОРГАН ГЛАВНЫЙ, КАЖДЫЙ ЗНАЕТ
А ВНУТРИ ЕСТЬ КЛАПАН- «ДВЕРЦА»,
ЧТО ЗА ОРГАН ЭТО…(Сердце)
- А как полезные вещества, полученные из того, что мы съели, распространяются по всему организму. Доходят до всех наших органов? (При помощи крови)
- - Как будет называться система? (Кровеносная)
Сердце и кровеносные сосуды составляют эту систему. Все человеческие органы пронизаны кровеносными сосудами. Они доставляют им кислород и питательные вещества.
Сердце – основа системы кровообращения. Это особая мышца. Оно, словно особый насос, гонит кровь по кровеносным сосудам. Не прекращает работу даже во сне. Оно с такой скоростью перекачивает кровь, что она проходит по самым отдалённым капиллярам и возвращается в сердце всего за 1 минуту.
Размером сердце - с кулак.
А какие науки помогают нам изучит наш организм?. Откройте учебник на стр. 123 и прочитайте.
И так, что изучает каждая из этих наук?
Даем определение наукам:
Анатомия – наука, изучающая строение организма.
Физиология – наука, изучающая работу органов человека.
Гигиена - наука о здоровье.
Вывесить на доску таблички
5. ТЕСТИРОВАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ НА УРОКЕ ЗНАНИЙ.
(Выберите буквы, которые являются правильными вариантами ответов на поставленные вопросы)
1. Сколько всего систем в организме человека?
- а) 17
- б) 29
- в) 10
- г) 5
2. Какой орган называют центром управления организмом?
- а) печень
- б) мозг
- в) сердце
- г) легкие
3. При помощи какого органа осуществляется дыхание?
а) сердце
- б) кишечник
- в) желудок
- г)легкие
4. Какой орган размером с кулак, но заставляет кровь обегать всё тело?
- а) мозг
- б) сердце
- в) печень
- г) желудок
5. Какой орган входит в систему пищеварения?
- а)сердце
- б) легкие
- в) мозг
- г) печень
6. ИТОГ УРОКА
- Попробуйте собрать пословицу. (В, дух, теле, здоровый, здоровом)
(В здоровом теле здоровый дух)
- Как эта пословица связана с нашим уроком? (Мы должны беречь и защищать наш организм, чтобы быть здоровыми, энергичными, веселыми. А чтобы беречь организм, мы должны его изучать)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру 4 класс"Школа2100":Раздел1 "Как работает организм человека" по теме"Многранный мир чувств"
Урок по окружающему миру «Человек и природа». 4 класс. Программа «Школа 2100»Раздел 1 «Как работает организм человека»Тема: Многогранный мир чувств....
Цифровые диктанты по теме "Организм человека" в 3 кл.
Данная папка содержит два цифровых диктанта по теме "Организм человека" в 3 классе....
"Организм человека"
Урок-презентация...
Урок окружающего мира "Организм человека" 3 класс.
По теме даётся разработка урока и презентация с подробными схемами и опорными таблицами....
Организм человека (презентация к уроку окружающего мира)
Данная презентация может быть использована при организации работы на уроке. На этапе рефлексии, при работе с учебником, во время объяснения материала. Презентация составлена на основе учеб...
Окружающий мир. Проверочная работа по теме:"Организм человека".
Цель работы: проверить знания детей по теме:"Организм человека". УМК "Школа России", 3 класс....
Организм человека: "Органы очистки организма" (3 класс, УМК "Гармония")
Презентаци выполнена к урока окружающего мира в з классе по теме "Организм человека: органы очистки организма" (УМК "Гармония", Поглазова)...