Организм человека
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)

Дорошенко Ирина Викторовна

Конспект урока окружающего мира по теме «Организм человека». 3-й класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Организм человека28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира по теме «Организм человека». 3-й класс

  • Дорошенко Ирина Викторовна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: окружающий мир3 классвнимание к окружающим


Цель: дать представление об организме человека, учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать, соблюдая здоровый образ жизни.

Планируемые предметные результаты освоения материала: Учащиеся научатся объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой.

Планируемые личностные результаты освоения материала: ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;

Планируемые метапредметные результаты освоения материала:

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • понимать цель познавательной деятельности;
  • планировать свои действия при выполнении заданий;
  • осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
  • находить необходимую информацию в книгах;
  • получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • выполнять парные и групповые задания в классе;
  • сотрудничество с учителем и одноклассниками.
  • Умение использовать ИКТ-компетенции.
  • Умение задавать вопросы по теме

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, система мгновенного опроса, презентация, карточки с заданиями, модель организма человека, толковый словарь.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Ребята, сегодня на уроке окружающего мира  у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними, посылая свои добрые улыбки гостям и друг другу.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Мы закончили изучать большой раздел “Эта удивительная природа”

Посмотрите на доску и разделите картинки  на две группы (делят на живую и не живую природу)

- На какие группы делится природа? (Живая и неживая)

- Что относится к живой природе? (Животные, растения, бактерии, грибы, человек)

Давайте попробуем из этой группы выделить еще кого-нибудь? (человек)

- Можно ли сказать, что человек является частью природы? (Человек, как и всё живое, дышит, питается, растёт, развивается, рождается и умирает)

- Чем человек отличается от всех других на Земле живых организмов?

(Он – мыслящее существо, обладает речью и умеет трудиться)

Значит, как мыслящее существо, человек может заботиться о своём здоровье.

Выходят два ученика (что между ними общего?)

Какие органы мы с вами назвали (внешние)

- Давайте вспомним внешнее строение человека.

ИКТ «Лернингапс» (внешнее строение человека)

- А теперь вспомните о внутреннем строении человека.

ВЫВОД: Всё в человеке взаимосвязано. Внешнее строение связано с внутренним строением. И у здорового человека все органы работают хорошо. Но многое зависит от нас.

3. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА.

Как вы думаете, о чем мы с Вами будем говорить сегодня на уроке

-Правильно об организме человека.

-Что такое организм человека? Где мы можем узнать точное определение данного термина (в толковом словаре)

Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.

- Сегодня на уроке мы попытаемся открыть тайны главного чуда света- человека. поговорить о строении человеческого тела, о том, как мы устроены

- На протяжении тысячелетий представления о строении, функциях и болезнях человеческого организма основывались не столько на научных наблюдениях, сколько на различных мифах и магии. В Средние века церковь запрещала изучать строение тела человека, поэтому ученые делали это в тайне под страхом смерти.

- Большой толчок для развития знаний о человеке дало изобретение микроскопа и открытие рентгеновских лучей. Так что к концу XX в. стало уже ясно, как работает наше тело, а медики научились лечить большинство болезней. (Фото рентгеновского аппарата и микроскопа)

- И все же, человеческий организм устроен так сложно - сложнее любой самой мудреной машины, что до сих пор ученые не смогли открыть все его тайны, расшифровать коды, объяснить законы и противоречия.

Разобраться в устройстве собственного организма не только важно, но и очень интересно.

4. РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

- Давайте представим себя учеными- анатомами и отправимся в мир открытий и знаний.

В теле человека 10 главных систем. Каждая система отвечает за какой-нибудь один процесс или несколько процессов, необходимых для поддержания жизни. Мы рассмотрим несколько.

Опорно-двигательная система образована скелетом и мышцами. Скелет человека составляет основу тела, определяет его размеры и форму и совместно с мышцами образует полости, в которых располагаются внутренние органы.

Нервная система

- Всем, что мы делаем, о чем думаем, командует особый орган.

- Как он называется? (Головной мозг – центр управления нашим организмом). В мозг по нервам поступают сигналы от всех частей тела. Мозг похож на сверхмощный компьютер, который непрерывно анализирует поступающую информацию и отдает приказы органам и системам организма. Благодаря ему, мы видим, слышим, двигаемся, думаем и дышим.

- Мозг (головной и спинной) и нервы составляют нервную систему. Нервная система контролирует все функции человеческого организма. Общая длина нервов, расходящихся по всему телу, составляет примерно 75 км.

- Прислушайтесь к себе. Вы дышите. А ведь это мозг следит за тем, как вы дышите. А если попробовать не дышать. Получится это? (Это невозможно. Человек должен дышать. Человеку нужен воздух)

- Мозг подает сигналы организму и требует совершать вдох и выдох.

Пищеварительная система

Мне нужно 4 человека. У вас в руках карточки с названием органа пищеварения. Ваша задача встать в таком порядке, в каком пища проходит у нас по организму.

(Выдать ребятам карточки с названиями органов пищеварения: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник)

- Эти органы составляют пищеварительную систему.

Общая длина всех органов пищеварительной системы составляет около 9 м

Весь процесс пищеварения занимает около суток.

В желудке еда задерживается примерно на 3 часа. Желудок взрослого человека вмещает примерно 2 литра жидкости.

Печень – самый большой и самый горячий орган в нашем организме. Он борется с вредными и ядовитыми веществами. Она вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает переваривать пищу.

Если тонкую кишку растянуть, её длина составит около 6 м.

Длина толстой кишки взрослого человека примерно 1,5 м.

Дыхательная система

- Без чего человек не может жить?

- Назовите органы, которые помогают нам дышать. (Гортань, трахея, бронхи, легкие)

Легкие расположены в грудной полости и защищены ребрами. У человека 2 лёгких: правое и левое. Причём, левое лёгкое больше, чем правое. Лёгкие взрослого человека вмещают примерно 3 литра воздуха. Ткань, из которой “сделаны” лёгкие, напоминает губку. Благодаря ей они могут сжиматься и расправляться.

 В лёгкие через гортань, трахею и бронхи попадает вдыхаемый воздух.

- Посмотрите, что происходит с легкими при дыхании. (При вдохе лёгкие наполняются воздухом и расширяются, а при выдохе – уменьшаются).

Кровеносная система

ЭТОТ ОРГАН  КРОВЬ ТОЛКАЕТ

ОРГАН ГЛАВНЫЙ, КАЖДЫЙ ЗНАЕТ

А ВНУТРИ ЕСТЬ КЛАПАН- «ДВЕРЦА»,

ЧТО ЗА ОРГАН ЭТО…(Сердце)

- А как полезные вещества, полученные из того, что мы съели, распространяются по всему организму. Доходят до всех наших органов? (При помощи крови)

- - Как будет называться система? (Кровеносная)

Сердце и кровеносные сосуды составляют эту систему. Все человеческие органы пронизаны кровеносными сосудами. Они доставляют им кислород и питательные вещества.

Сердце – основа системы кровообращения. Это особая мышца. Оно, словно особый насос, гонит кровь по кровеносным сосудам. Не прекращает работу даже во сне. Оно с такой скоростью перекачивает кровь, что она проходит по самым отдалённым капиллярам и возвращается в сердце всего за 1 минуту.

Размером сердце - с кулак.

А какие науки помогают нам изучит наш организм?. Откройте учебник на стр. 123 и прочитайте.

И так, что изучает каждая из этих наук?

Даем определение наукам:

Анатомия – наука, изучающая строение организма.

Физиология – наука, изучающая работу органов человека.

Гигиена - наука о здоровье.

Вывесить на доску таблички

5. ТЕСТИРОВАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ НА УРОКЕ ЗНАНИЙ.

(Выберите буквы, которые являются правильными вариантами ответов на поставленные вопросы)

1. Сколько всего систем в организме человека?

  • а) 17
  • б) 29
  • в) 10
  • г) 5

2. Какой орган называют центром управления организмом?

  • а) печень
  • б) мозг
  • в) сердце
  • г) легкие

3. При помощи какого органа осуществляется дыхание?

а) сердце

  • б) кишечник
  • в) желудок
  • г)легкие

4. Какой орган размером с кулак, но заставляет кровь обегать всё тело?

  • а) мозг
  • б) сердце
  • в) печень
  • г) желудок

5. Какой орган входит в систему пищеварения?

  • а)сердце
  • б) легкие
  • в) мозг
  • г) печень

6. ИТОГ УРОКА

- Попробуйте собрать пословицу. (В, дух, теле, здоровый, здоровом)

(В здоровом теле здоровый дух)

- Как эта пословица связана с нашим уроком? (Мы должны беречь и защищать наш организм, чтобы быть здоровыми, энергичными, веселыми. А чтобы беречь организм, мы должны его изучать)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру 4 класс"Школа2100":Раздел1 "Как работает организм человека" по теме"Многранный мир чувств"

Урок по окружающему миру «Человек и природа». 4 класс. Программа «Школа 2100»Раздел 1 «Как работает организм человека»Тема: Многогранный мир чувств....

Цифровые диктанты по теме "Организм человека" в 3 кл.

Данная папка содержит два цифровых диктанта по теме "Организм человека" в 3 классе....

"Организм человека"

Урок-презентация...

Урок окружающего мира "Организм человека" 3 класс.

По теме даётся разработка урока и презентация с подробными схемами и опорными таблицами....

Организм человека (презентация к уроку окружающего мира)

Данная презентация может быть использована при организации работы на уроке. На этапе рефлексии, при  работе с учебником, во  время объяснения материала. Презентация составлена на основе учеб...

Окружающий мир. Проверочная работа по теме:"Организм человека".

Цель работы: проверить знания детей по теме:"Организм человека". УМК "Школа России", 3 класс....

Организм человека: "Органы очистки организма" (3 класс, УМК "Гармония")

Презентаци выполнена к урока окружающего мира в з классе по теме "Организм человека: органы очистки организма" (УМК "Гармония", Поглазова)...