Урок по теме "Пустыни" 4 класс "Школа России"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Новикова Юлия Николаевна

Урок был проведён в технологии "Перевёрнутый класс", приём "Ротация станций".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Участие в конкурсе "Учитель года"221.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира

Предмет

Окружающий мир

Учитель

Новикова Юлия Николаевна

Класс

4

Тема урока

Степи. Пустыни.

Цель урока

Формирование понятия об особенностях природных зон степей  и пустынь: растительный, животный мир, почва, климат, экологические проблемы

Задачи урока

(Планируемые результаты)

Образовательные (предметные):

-обобщить знания о природных зонах России

-практиковать определение на карте природных зон России

- научиться анализировать особенности приспособления растений и животных к условиям природных зон степи и пустыни

Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умение работать в группе, анализировать, делать выводы; развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитательные:  воспитывать культуру речи, умения групповой коммуникации; прививать интерес к окружающему миру

УУД

Личностные: совершенствовать умение не создавать конфликтных ситуаций при работе в группе; формировать навыки сотрудничества; 

Метапредметные

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям;  структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Регулятивные: формировать умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, учиться работать по инструкции, оценивать  работу одноклассников, свою работу, работать в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Основные понятия, персоналии

Степь, пустыня

Оснащение

Учебники, планшеты, проектор, раздаточные материалы для работы в группе, инструкции

Формы урока

Групповая, фронтальная, индивидуальная

Технологии, методы, приемы

« Перевёрнутый класс», «Ротация станций», диалог, ИКТ, составление концепт-карт, приём проблемных вопросов, приём «Дерево успеха»

Этап урок

Содержание

Формат взаимодействия (Режим работы)

Оснащение

Планируемый результат

Формат  контроля

Ведущие УУД

Мотивационно-целевой

Побуждающий диалог

Фронтальный  

Карта природных зон России

Сформулирована тема и цель урока

Визуальный

Регулятивные

Актуализация имеющихся знаний по теме

Мозговой штурм, ассоциации

Фронтальный

Плакаты с изображением природных зон

Актуализированы имеющиеся знания по теме «Природные зоны»

Комбинированный

Познавательные

Изучение нового материала

Ротация станций:

«Станция работы с учителем»

«Станция групповой работы» (создание концепт - карт)

«Станция работы с компьютером»

Групповой

Индивидуальный

Фронтальный

Учебник

Гербарий

Картинки с изображением растений и животных степи и пустыни

Раздаточные материалы

Компьютер

Выполнены задания в группах, составлены интеллект -карты

  1. Обобщение знаний по теме «Степи»
  2. Обобщение знаний по теме «Пустыни»
  3. Выполнены продуктивные задания по 2 темам.

-Результаты представлены классу.

-Обсуждены итоги полученных при работе в группах  результатов

Подведены итоги тестирования на компьютерах. Выявлены причины ошибок.

Комбинированный

Познавательные

Коммуникативные

Рефлексивно-оценочный

Домашнее задание

Подведение итога урока и установление соответствия полученного результата поставленной цели. Формулировка  учащимися конечного результата своей работы на уроке. Оценивание работы учащихся на уроке, комментарий к домашнему заданию

Фронтальный

Индивидуальный

Карта рефлексии «Дерево успеха», стикеры

Названы

основные

позиции

изученного

материала и оценен уровень освоения материала

Самоконтроль

Личностные:

рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность; умение оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

Ход урока.

  1. Мотивационный компонент.

- Добрый день, дети. Прошу Вас помочь мне провести  урок. Рассчитываю на вашу помощь. Проявите себя! Покажите, на что вы способны!

- Как настроение? Те, у кого хорошее настроение, поднимите руки вверх. Подайте руки товарищам, которые не проявили активность и передайте им частичку своего положительного настроения.

II. Актуализация знаний.

- Итак, начнём. Давайте вспомним, какую тему вы изучали на прошлом уроке?

- Сформулируйте вопросы по изученной теме и задайте их одноклассникам.

- Дети, а с какими природными зонами вы уже познакомились, перечислите.

-Какие ассоциации у вас возникают, когда мы говорим о ледяных пустынях? (льды, мороз, айсберги)

- Тундра? (мхи, лишайники, олени, карликовые деревья))

- Тайга?( кедры, белки, шишки)

- Зона смешанных и широколиственных лесов? ( сосны, берёзы)

- А про какие природные зоны мы будем говорить сегодня на уроке? Отгадайте загадки.

Тут, куда не кинем взгляд,             Вот песчаный океан

Травы ровные стоят                        Раз бархан и два бархан.

И колышутся волнами                   Тут без дождика тоска,

Под душистыми ветрами.               Всюду горы из песка.      

-Какая цель стоит перед нами на сегодняшнем уроке? ( Обобщить, углубить и систематизировать знания по теме «Степи», «Пустыни».)

- Давайте обратимся к карте природных зон и найдём на ней степи и пустыни.

-Молодцы!

III. –Сегодня наш урок называется «перевёрнутый класс». Почему? (Потому что мы сами дома читали новую тему, пытались в ней разобраться))

-Работать мы будем следующим образом. В нашем классе 3 рабочие зоны: работа с учителем (1 группа), групповая работа (2 группа), онлайн – зона работы на компьютерах. (3 группа). Здесь дети работают на компьютерах, пробуют свои силы,выполняют тест. В зоне групповой работы нужно дружно, сообща выполнить коллективное задание, результат своей работы прикрепить к доске. Для каждой группы своё задание. Внимательно его прочитайте. В каждой зоне мы работаем по 6 минут и по сигналу (звонок колокольчика) меняем зоны работы по часовой стрелке.

- Кому не понятно? Для каждой группы   задания лежат на столе.

-Начинаем работу.

1 группа работает с учителем.

-Где располагается зона степей. Какой климат в этой зоне? Лето, зима, осадки. Что мы знаем о почве?

- Перечислите животных степи. Какой образ жизни они ведут. Что интересного вы о них знаете?

- Растения степи перечислите. Как они приспособились к жаркому климату?

-Какие экологические проблемы есть в данной зоне? (Браконьерство, распашка земель, перевыпас животных на одном месте)

- Созданы заповедники по охране степей ( Ростовский, Оренбургский, Даурский)

-Теперь говорим про пустыни.

-Проблемы (неумеренное орошение вызывает засоление почвы, перевыпас скота, браконьерство), Заповедник «Чёрные земли»

Групповая работа.

Задания для 1 группы.

  1. Подпиши названия животных степи.
  2. Подпиши названия растений степи.
  3. Выбери подходящие слова для характеристики лета, зимы, осадков и наклей слова в нужное место под словами «лето», «зима», «осадки».
  4. Выбери слова для характеристики  почвы зоны степей, наклей внизу под словом «почва».
  5. Договоритесь, кто будет отвечать у доски по результатам выполненного задания.

Работайте дружно, обсуждайте ответы в группе!

Оцените свою работу смайликом!

Задания для 2 группы.

  1. Подпиши названия животных пустыни.
  2. Подпиши названия растений пустыни.
  3. Выбери подходящие слова для характеристики лета, зимы, осадков и наклей слова в нужное место под словами «лето», «зима», «осадки».
  4. Выбери слова для характеристики  почвы зоны степей, наклей внизу под словом «почва».
  5. Договоритесь, кто будет отвечать у доски по результатам выполненных заданий.

Работайте дружно, обсуждайте ответы в группе!

Оцените свою работу смайликом!

Задания для 3 группы.

  1. Узнай животное, подпиши его название и соедини с зоной обитания.
  2. Цветным выделителем подчеркни верные утверждения.
  3. Договоритесь, кто будет отвечать у доски по результатам выполненных заданий.

Работайте дружно, обсуждайте ответы в группе!

Оцените свою работу смайликом! (Наклейте в уголке плаката)

Инструкция для работы в зоне онлайн

  1. Набери в поисковой строке videouroki.net → в разделе «Тесты» нажать синюю кнопку→ «Пройти тест»→ ввести номер теста 542973001 → Укажите ваши данные → Начать тест
  2. Прочитай внимательно вопрос.

 Выбери правильный ответ или ответы. (Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл). Сохранить.

 Выполнил тест, нажми кнопку – отправить.

Посмотри результат, сколько баллов получил. Можно посмотреть ошибки. Закрой вкладку.

  1. Если осталось время!  → Выполни задания в «Рабочей тетради»

Тест по теме «Степи. Пустыни» 4 класс

  1.Где располагается зона степей?

А) севернее смешанных лесов

Б) южнее смешанных лесов

В)  южнее тундры

          2.В зоне степей много:

А) деревьев   Б)  травянистых растений    В) кустарников

 3.  Выбери  растения степи

А) маки      Б) сосны   В) тюльпаны   Г) верблюжья колючка    Д) ковыль

4. Выбери  животных степи

А) песец    Б) заяц      В) сайгак     Г) лисица    Д) олень

5. Выбери птиц степи

А) сова     Б) дрофа   В) кукушка    Г) журавль-красавка

6. На картинке изображена

А) степь      Б) пустыня      В) тундра

7. Выбери  растения пустынь

А) кедр    Б) верблюжья колючка   В) белая полынь   Г) саксаул   Д) малина

8. Отметь животных пустыни

А) ушастая круглоголовка      Б) рысь     В) тушканчик    Г) суслик   Д) гадюка

IV. Отчёт оп проделанной работе.

Группы отчитываются о проделанной работе.

Результаты тестирования.

- Каковы причины ошибок, допущенных в тестах и в интеллект –картах.

-Как можно решить эти проблемы?

V .Просмотр небольшого фрагмента видео РЭШ.

- Что нового вы узнали из этого фильма?

- Оцените свою работу на уроке. Если всё было понятно, старался – возьми зелёное яблочко и прикрепи его к дереву. Если не всё пока получалось, возьми жёлтое, если ничего не понятно, не справлялся, возьми красное яблочко ( сигнал тревоги).

-Посмотрите на наше дерево. Какой вывод сделаем о нашей работе? Что понравилось? Не понравилось?

VI. Игра «Да, нет»

- Корни у верблюжьей колючки достигают 20м

- Сайгак может бежать со скоростью 40 км/ч

-Верблюд может обходиться без пищи 45 дней

- В горбах у верблюда находится до 200 кг жира

-Кто хочет сам придумать какое-либо утверждение? Вы это сделаете дома. Найдите интересные сведения о растениях и животных зоны степей и пустынь, составьте утверждения и сыграйте с одноклассниками.

-Спасибо всем за помощь и хорошую работу. И запомните девиз: «Успех решает не судьба, а только наши знания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Леса России" в 4 классе, УМК "Школа России"

Красочная презентация по теме урока  делает  изучение темы "Леса России" из раздела "Природные зоны" интересным и занимательным. Материал может быть использован для проведения внеклассного м...

Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."

Классный час расширяющий знания о  Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....

Контрольная работа по математике 3 классШкола России

Контроль знаний по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток"...

Аннотации к рабочим программам 2 классШкола России.

Данные аннотации написаны с учетом ФГОС,в каждой аннотации по предмету расписаны УУД....

Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России

Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев....

Конспект урока окружающего мира «Города России. Проект» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять проект; расширение знаний о городах России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну.Планируемые результаты:Предметные: знать: п...