Рабочая программа по окружающий мир 4 класс УМК "Начальная школа 21 века" 2021-2022 учебный год
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру
№ п/п | Название темы урока | Сроки изучения | Примечание | |
по плану | по факту | |||
Человек-живое существо (организм)- 10 ч. | ||||
1 | Общее строение организма человека. | 02.09-03.09 | ||
2 | Нервная система. Головной и спинной мозг. | 06.09-10.09 | ||
3 | Двигательная система организма человека. | 06.09-10.09 | ||
4 | Пищеварительная система. | 13.09-17.09 | ||
5 | Пищеварительная система. | 13.09-17.09 | ||
6 | Дыхательная система. | 20.09-24.09 | ||
7 | Кровеносная система. Кровь и ее значение. Сердце - главный орган кровеносной системы. | 20.09-24.09 | ||
8 | Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества | 27.09-01.10 | ||
9 | Кожа. | 27.09-01.10 | ||
10 | Обобщение по теме: «Человек-живое существо» | 04.10-08.10 | ||
Как человек воспринимает окружающий мир (4 ч). | ||||
11 | Зрение. Гигиена зрения. | 04.10-08.10 | ||
12 | Слух. Гигиена слуха | 11.10-15.10 | ||
13 | Обоняние, вкус, осязание их роль в жизни человека. | 11.10-15.10 | ||
14 | Обоняние, вкус, осязание их роль в жизни человека. | 18.10-22.10 | ||
Мир чувств- (3 ч.) | ||||
15 | Мир чувств. Эмоции. | 18.10-22.10 | ||
16 | Внимание. | 25.10-29.10 | ||
17 | Зачем человеку память. Проверь себя. | 25.10-29.10 | ||
Ты и твое здоровье (11ч.) | ||||
18 | Правила здоровой жизни. | 08.11-12.11 | ||
19 | Режим дня. | 08.11-12.11 | ||
20 | Правила закаливания. | 15.11-19.11 | ||
21 | Можно ли снять усталость? | 15.11-19.11 | ||
22 | Поговорим о вредных привычках. | 22.11-26.11 | ||
23 | Поговорим о вредных привычках. | 22.11-26.11 | ||
24 | Когда дом становится опасным. | 29.11-03.12 | ||
25 | Улица полна неожиданностей. | 29.11-03.12 | ||
26 | Улица полна неожиданностей. | 06.12-10.12 | ||
27 | Если случится беда. | 06.12-12.12 | ||
28 | Если случится беда. Ядовитые грибы и растения. | 13.12-17.12 | ||
Человек — часть природы (2 ч.) | ||||
29 | Чем человек отличается от животных. | 13.12-17.12 | ||
30 | От рождения до старости (развитие человека). | 20.12-24.12 | ||
Родная страна от края до края (16 ч) | ||||
31 | Поговорим о доброте. | 20.12-24.12 | ||
32 | Что такое справедливость. | 27.12-31.12 | ||
33 | О смелости. | 10.01-14.01 | ||
34 | Умеешь ли ты общаться. | 10.01-14.01 | ||
35 | Природные зоны России. Зона арктических пустынь. | 17.01-21.01 | ||
36 | Природные зоны России. Зона тундры. | 17.01-21.01 | ||
37 | Природные зоны России. Тайга и зона. | 24.01-28.01 | ||
38 | Природные зоны России. Зона смешанных лесов. | 24.01-28.01 | ||
39 | Природные зоны России. Степь. | 31.01-04.02 | ||
40 | Природные зоны России. Пустыня и субтропики. | 31.01-04.02 | ||
41 | Почвы России. | 07.02-11.02 | ||
42 | Рельеф России. | 07.02-11.02 | ||
43 | Рельеф России. | 14.02-18.02 | ||
44 | Как возникали и строились города. | 14.02-18.02 | ||
45 | Россия и ее близкие и дальние соседи | 21.02-25.02 | ||
46 | Россия и ее близкие и дальние соседи | 21.02-25.02 | ||
Гражданин и государство (3 ч.) | ||||
47 | Гражданин и государство. | 28.02-04.03 | ||
48 | Права и обязанности граждан. | 28.02-04.03 | ||
49 | Символика России. Проверь себя. | 07.03-11.03 | ||
Человек и культура (12 ч.) | ||||
50 | Что такое культура. | 07.03-11.03 | ||
51 | Из истории письменности. | 14.03-18.03 | ||
52 | О первых школах и книгах. | 14.03-18.03 | ||
53 | Чему и как учились в России при Петре I. | 21.03-25.03 | ||
54 | Русское искусство до XVIII века. Художественные ремесла | 04.04-08.04 | ||
55 | Русское искусство до XVIII века. Музыка в Древней Руси. Скоморохи. | 04.04-08.04 | ||
56 | Искусство России XVIII века. Архитектура | 11.04-15.04 | ||
57 | Искусство России XVIII века. Живопись. Государственный публичный театр | 11.04-15.04 | ||
58 | «Золотой век» русской культуры (XIX век). Поэты и писатели | 18.04-22.04 | ||
59 | «Золотой век» русской культуры (XIX век).Композиторы | 18.04-22.04 | ||
60 | «Золотой век» русской культуры (XIX век).Художники | 25.04-29.04 | ||
61 | Искусство России ХХ века. | 25.04-29.04 | ||
Человек – защитник своего Отечества (7 ч.) | ||||
62 | Как Русь боролась с половцами. Битва на Чудском озере. | 02.05-06.05 | ||
63 | Битва на Чудском озере. Куликовская битва. | 02.05-06.05 | ||
64 | Отечественная война 1812 года. | 09.05-03.05 | ||
65 | Великая Отечественная война 1941- 1945 гг. | 09.05-13.05 | ||
66 | Великая Отечественная война 1941- 1945 гг. | 16.05-20.05 | ||
67 | Проверь себя. | 16.05-20.05 | ||
68 | Резерв | 23.05-25.05 |
Тематическое планирование
№ | Название темы урока | Кол-во часов | Планируемые образовательные результаты |
Человек-живое существо (организм)- 10 часов | |||
1 | Общее строение организма человека. | 1 | Обсуждать содержание шмуцтитула: о чём ты узнаешь, на какие вопросы ответишь. Вести учебный диалог: «Можно ли назвать человека телом живой природы? Какие признаки живых существ — животных и растений — можно отнести и к человеку?» Понятие организм. Характеризовать функции разных систем органов. «Чтение» рисунка-схемы «Внутренние органы человека». |
2 | Нервная система. Головной и спинной мозг. | 1 | Читать рисунок - схему, обсуждать тексты «Головной мозг», «Спинной мозг». Составлять план пересказа на тему «Нервная система человека». Характеризовать функции разных систем органов, обсуждение текста учебника «Нервная система», взаимосвязи наук анатомии, физиологии, гигиены. |
3 | Двигательная система организма человека. | 1 | Узнают, что такое скелет и мышцы. Значение опорно-двигательной системы. Осанка. Предупреждение искривления позвоночника, защита спинного и головного мозга. Сравнивать куклу тряпичную и пластмассовую. Высказывать предположение: «Каким было бы тело человека, если бы не имело костей?» Читать и обсуждать тексты: «Скелет – опора тела», «Мышцы умеют сокращаться». Работать в парах: готовить ответ на вопрос «Можно ли выполнять сложные движения, не думая о том, как это делать?» Характеризовать функции разных систем органов. Работать в группах: составлять презентацию «Какие занятия полезны для мышц?» |
4 | Пищеварительная система. | 1 | Узнают строение пищеварительной системы. Значение пищеварительной системы. Зубы. Правила ухода за зубами. Выполнять задание на обобщение пройденного материала: «Почему человек должен питаться?» Работать с рисунком-схемой «Пищеварительная система». Составлять рассказ-рассуждение: «Как пища переваривается?» Характеризовать функции разных систем органов. |
5 | Пищеварительная система. | 1 | Пересказывать текст рубрики «Этот удивительный мир». Работать в парах: готовить памятку «Как беречь зубы». Характеризовать функции разных систем органов |
6 | Дыхательная система. | 1 | Узнают систему органов дыхания. Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания. Первая помощь при простудных заболеваниях. Пересказывать текст рубрики «Этот удивительный мир». Работать в парах: готовить памятку «Как беречь зубы». Характеризовать функции разных систем органов система». Проводить опыт «Измерение давления». Работать с рисунком-схемой. Составлять рассказ-рассуждение. Работать в парах: подготовка памятки «Правила бережного отношения к дыхательной системе» (с опорой на иллюстративный материал). Характеризовать функции разных систем органов. |
7 | Кровеносная система. Кровь и ее значение. Сердце - главный орган кровеносной системы. | 1 | Узнают органы кровеносной системы. Кровь, ее функции. Состав крови. Участвовать в учебном диалоге: «Почему кровеносную систему называют транспортной?» (на основе высказанных предположений). Строить рассказ- рассуждение с опорой на рисунок-схему. Проводить опыт «Измерение пульса».Проводить специально организованное наблюдение (работа с микроскопом). |
8 | Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества | 1 | Узнают органы выделения: почки, мочеточники, мочевой пузырь. Главный орган выделения – почки. Работать с рисунком-схемой «Выделительная система». Сравнение самостоятельно составленного текста (на основе рисунка-схемы) с текстом учебника. Решать логическую задачу: «Почему при обследовании больного делают анализ его мочи?» Характеризовать функции разных систем органов. |
9 | Кожа. | 1 | Основные понятия. Кожа, ее роль в организме. Строение и функции кожи. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание. Первая помощь при легких травмах Читать текст, формулировать вывод. Составлять памятку «О коже нужно заботиться». Характеризовать функции разных систем органов |
10 | Обобщение по теме: «Человек-живое существо» | 1 | Характеризовать функции разных систем органов |
Как человек воспринимает окружающий мир - 4 часа | |||
11 | Зрение. Гигиена зрения. | 1 | Узнают органы зрения, их значение в жизни человека. Охрана зрения. Гигиена зрения. Обсуждение высказанных гипотез по вопросу «Почему поэт связывает слова “Я живу” с органами чувств человека?» Проводить опыт: «Рассмотрим предметы». Обсуждать вывод: «Глаза — органы зрения, наши „окна" в мир». Работать в парах: подготовка памятки «Береги глаза». Характеризовать функции разных систем органов. Представлять информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Выполнять рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности; самоконтроль правил поведения |
12 | Слух. Гигиена слуха | 1 | Узнают органы слуха, их значение в жизни человека. Строение органа слуха. Охрана слуха. Гигиена слуха. Характеризовать функции разных систем органов. Читать информацию, представленную на рисунках-схемах. Представлять информацию в «свёрнутом» виде Характеризует (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов слуха, вкуса, обоняния, осязания. Соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. Высказывает и обсуждает гипотезы, формулирует вывод на основе наблюдений, сопоставляет, обобщает. Проводит опыт, наблюдения. Участвует в дидактической игре. Читает, пересказывает. Принимает правила участия в учебном диалоге. Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности; самоконтроль правил поведения в житейских. Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. |
13 | Обоняние, вкус, осязание их роль в жизни человека. | 1 | Узнают органы обоняния, вкуса, осязания, их значение в жизни человека. Дегустация. Рецепторы. Принимать участие в беседе «Что такое обоняние» (на основе имеющихся представлений). |
14 | Обоняние, вкус, осязание их роль в жизни человека | 1 | Проводить опыты: «Проверим своё обоняние» и «Проверим свой вкус». Работать с рисунком-схемой «Как мы чувствуем запахи?» Вести учебный диалог «Осязание» (на основе высказанных предположений). Характеризовать функции разных систем органов |
Мир чувств- 3 часа | |||
15 | Мир чувств. Эмоции | 1 | Основные понятия.Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Умение управлять своими чувствами. Настроение человека.Опыт «Измерение пульса при спокойной работе в классе и при ответе на трудный вопрос». Поддерживать учебный диалог (на основе высказанных предположений): «Что отличает человека от машины-робота?» Выделять главную мысль текста. Работать в группах: разыгрывать житейские ситуации (по выбору детей). Составлять рассказ повествование по картине В. Перова «Тройка» по коллективно составленному плану. Работать в группах: составление памятки «Учимся владеть собой!». Характеризовать функции разных систем органов. |
16 | Внимание. | 1 | Обсуждать житейские ситуации на тему «Когда внимание начинает „работать"?». Формулировать вывод «Что такое внимание?» Выполнять задание на развитие внимания (по рисункам учебника). Работать в парах: обсуждать альтернативные суждения. Работать с листом самооценивания «Всё ли удалось нам (мне) в совместной работе?» |
17 | Зачем человеку память. Проверь себя. | 1 | Основные понятия. Память, ее значение в жизни человека. Развиваем память: 5 шагов. Обсуждать высказанные предположения «Зачем человеку память?». Выполнять задание на выбор альтернативного суждения: как лучше запоминать. Работать в группах: составление памятки «Развивай память!» Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнал, на какие вопросы можешь ответить, о чём тебе хотелось бы ещё узнать. |
Ты и твое здоровье -11 часов | |||
18 | Правила здоровой жизни. | 1 | Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнаешь, на какие вопросы ответишь. Вести учебный диалог: обсуждать ответы на вопрос «Какие условия нужно соблюдать при составлении режима дня?» Составлять текст по последовательной серии иллюстраций. Обсуждать вывод: «Что важно учесть при выполнении режима дня?» Читать и пересказывать текст рубрики «Здоровый человек — здоровый сон». Выполнять задание на самоконтроль и самооценку: проверь себя — выполняешь ли ты правила здорового |
19 | Режим дня. | 1 | Узнают режим дня: его значение в жизни человека. Значение правильного сна и правильного питания в жизни человека. Задание на анализ текста: формулирование вывода «Каковы особенности рационального питания?» Работать в парах: составление памятки «Правила рационального питания» (на основе иллюстративного материала учебника). Пересказывать текст рубрики «Этот удивительный мир». |
20 | Правила закаливания. | 1 | Узнают, что закаливание – тренировка организма. Правила закаливания. Вести учебный диалог: обсуждать правила закаливания (на основе текста учебника). Работать с листом самооценивания «Активность во время учебного диалога». Составлять текст по иллюстрациям учебника. Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек». |
21 | Можно ли снять усталость? | 1 | Узнают, как снять усталость. Читать текст и выделять его главную мысль. Работать в парах: характеризовать понятия «физический труд» и «умственный труд» (с опорой на иллюстрации учебника). Пересказывать текст рубрики «Этот удивительный мир». Составлять рассказ-описание «Дискобол» (по фотоскульптуры Мирона «Дискобол»). |
22 | Поговорим о вредных привычках. | 1 | Вести учебный диалог: «Поговорим о вредных привычках». Читать и обсуждать тексты «Курение опасно для здоровья», «Осторожно — спиртное», «Забава, которая приводит к смерти». |
23 | Поговорим о вредных привычках. | 1 | Составлять план ответа «Вредные привычки». Работать с рисунками- схемами: составление текста-рассуждения. Оформлять вывод: «Что вносят в жизнь человека вредные привычки? |
24 | Когда дом становится опасным. | 1 | Вести учебный диалог: обсуждение предположений о возможных причинах возникновения пожара. Читать и обсуждать главную мысль стихотворения С. Маршака «Пожар». Работать с иллюстративным материалом: составлять рассказ- рассуждение. Работать в парах. Выполнять игровое упражнение «Как пользоваться газовой плитой». Вести учебный диалог: обсуждать предположение «Может ли компьютер повредить здоровью?». |
25 | Улица полна неожиданностей. | 1 | Обсуждать правила поведения на улице, важность знаков дорожного движения. Обсуждать высказанные предположения о причинах дорожных происшествий с детьми. |
26 | Улица полна неожиданностей. | 1 | Обсуждать жизненные ситуации: «Улица полна неожиданностей». Работать в группах. Оформлять вывод: «Команды регулировщика важнее, чем сигналы светофора». Ролевая игра-упражнение «Сигналы регулировщика». |
27 | Если случится беда. | 1 | Принимать участие в игре упражнении: «Помощь при травме». Читать текст «Если гроза застала тебя на прогулке» и выделять его главную мысль. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». |
28 | Если случится беда. Ядовитые грибы и растения. | 1 | Работать в группах: выбор и пересказ текста («Если тебя укусила пчела», «Ядовитые грибы», «Ядовитые растения»). Читать информацию, представленную в видеофильмах (слайдах). Осознавать необходимость беречь своё здоровье. |
Человек — часть природы 2 часа | |||
29 | Чем человек отличается от животных. | 1 | Человек – часть природы. Особенности организма человека. Инстинкты. Мышление Вести учебный диалог: обсуждение высказанных предположений по вопросу «Чем человек отличается от животных?» (на основе иллюстраций учебника). Читать и обсуждать текст «Человек умеет думать и говорить». |
30 | От рождения до старости (развитие человека). | 1 | Основные понятия. Возраст человека. Условия роста и развития человека. Пора детства. Почему пожилым людям требуются помощь и поддержка. Вести учебный диалог: обсуждать высказанные суждения. Строить рассказ- рассуждение на основе иллюстраций учебника. Читать информацию, представленную в таблице. Обсуждать проблему. Составлять план текста «Почему пожилым людям нужна твоя помощь». Работать с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ-описание по картине. Составлять рассказ из личного опыта. Опыт «Измерение роста и веса младшего школьника». Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнал, на какие вопросы можешь ответить, о чём тебе хотелось бы ещё узнать. |
Родная страна от края до края 16 часов | |||
31 | Поговорим о доброте. | 1 | Правила взаимодействия людей. Доброта – необходимое для человека качество Анализировать шмуцтитул. Вести учебный диалог. Обсуждать жизненные ситуации с нравственных позиций. Объяснять смысл крылатых выражений. Оформлять вывод. «Добрыми бывают как чувства, так и поступки. Добрые поступки связаны с такими качествами человека, как внимательность, неравнодушие, отзывчивость» |
32 | Что такое справедливость. | 1 | Справедливость – важное качество настоящего человека. Вести учебный диалог: обсуждение качеств героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина. Работать в группах: оценивать жизненные ситуации (кого из героев можно назвать справедливым). Оформлять вывод «Кого называют справедливым». Выполнять задание на самооценку участия в совместной деятельности (справедливо ли я вёл себя в процессе совместной деятельности) |
33 | О смелости. | 1 | Смелость – важное качество человека. Читать и обсуждать текст «Первый подвиг Геракла». Вести учебный диалог: обсуждать проблему «Смелость — это отсутствие страха или умение его преодолевать?» Объяснять смысл пословицы «Смелость города берёт». |
34 | Умеешь ли ты общаться. | 1 | Вести учебный диалог: обсуждать жизненные ситуации и события, изображённых в художественных произведениях. Составлять памятку «Культура общения». Работать в группах: сравнивать диалоги сказки «По щучьему велению». Оформлять вывод. Работать в группах: сравнивать и анализировать письменную речь, представленную в разных письмах. Работать в парах: составлять памятку «Если в дверь позвонили». Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнал, на какие вопросы можешь ответить, о чём тебе хотелось бы ещё узнать. |
35 | Природные зоны России. Зона арктических пустынь. | 1 | Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие вопросы ты ответишь. Вести учебный диалог: обсуждать предположение, почему большинство животных Арктики имеют белую или очень светлую окраску, для чего полярной сове густой перьевой покров. Составлять тезисы по тексту рубрики «Знакомься: наша Родина». Вести учебный диалог: обсуждать предположение, почему полярная ива достигает пяти метров в длину, а не в высоту. |
36 | Природные зоны России. Зона тундры. | 1 | Природные зоны России. Особенности климата, растительного и животного мира, труда и быта людей природных зон. Сравнивать картины Арктики и тундры (с опорой на иллюстрации и видеоматериалы), пересказ текстов рубрик «Знакомься: наша Родина», «Жил на свете человек», «Этот удивительный мир» |
37 | Природные зоны России. Тайга. | 1 | Природные зоны России. Особенности климата, растительного и животного мира, труда и быта людей природных зон, читать и обсуждать текст «Тайга». Работать в группах: составлять план-пересказ текста рубрик «Знакомься: наша Родина», «Этот удивительный мир», «Жил на свете человек». |
38 | Природные зоны России. Зона смешанных лесов. | 1 | Читать и обсуждать текст «Зона смешанных и широколиственных лесов». Упражняться в классификации: заполнять таблицы (на основе иллюстраций учебника и справочных материалов). Находить информацию в справочной литературе; готовить презентацию по изученной теме. |
39 | Природные зоны России. Степь. | Природные зоны России. Особенности климата, растительного и животного мира, труда и быта людей природных зон | |
40 | Природные зоны России. Пустыня субтропики. | 1 | Работать в группах: готовить вывод «Особенности степи как природной зоны» или «Особенности пустыни как природной зоны» (по выбору, на основе чтения текстов и анализа иллюстраций, а также справочной литературы»). Оценивать участие в совместной деятельности. Упражняться в классификации: заполнять таблицу. Самостоятельно подготовить рассказ о субтропиках (по желанию — с презентацией). |
41 | Почвы России | 1 | Почва – среда обитания растений и животных. Состав почв России. Плодородие. Охрана почв. Проводить опыт: состав почвы. Вести учебный диалог: что такое почва (анализ текста учебника и результатов опыта). Обсуждать проблему: «Есть ли в природе вредные существа» (на основе текста рубрики «Этот удивительный мир»). |
42 | Рельеф России. | 1 | Вести учебный диалог: обсуждение истинности высказывания «Правомерны ли слова: Россия - страна великих равнин?» Работать с картой: описывать местонахождение Восточно¬Европейской и Западно ¬ Сибирской равнин. Анализировать текст «Восточно-Европейская равнина». |
43 | Рельеф России | 1 | Рельеф России. Равнины на карте России. Восточно-Европейская и Западно -Сибирская равнины – местоположение, особенности. Урал – Каменный пояс. Читать и обсуждать текст «Урал — Каменный пояс». Работать с картой «Кавказские горы» (местоположение, определение высоты). Работать с текстом рубрики «Жил на свете человек». |
44 | Как возникали и строились города. | 1 | Работать с рубрикой «Вспомни». Читать и анализировать текст «Как выбиралось место для строительства города»: характеризовать города как населённые пункты. Обсуждать проблемы: «Каковы причины выбора места для основания города». Обсуждать сообщения учащихся (подготовленные дома): «Кремлёвские города» (с презентацией). |
45 | Россия и ее близкие и дальние соседи. Япония, Китай. | 1 | Слушать рассказ учителя: «Япония — Страна восходящего солнца», “ Китай – страна природных контрастов». Смотреть и анализировать видеоматериалы. Читать и пересказывать текст «Япония Страна восходящего солнца». Выполнять творческое задание (воображаемая ситуация): «Чем меня поразил город Токио?» (с опорой на иллюстративный материал). Работать в парах: сравнивать портреты (китаец, русский), описание внешнего вида людей разных национальностей. Анализировать результаты деятельности в парах (удачи, трудности, их причины). Читать текст «Китай — страна природных контрастов», смотреть видеоматериалы. |
46 | Россия и ее близкие и дальние соседи. | Финляндия – северный сосед России. Королевство Дания – западный сосед России. Составлять план рассказа- рассуждения. Самостоятельно готовить рассказ о Финляндии. Составлять рассказ на одну из предложенных тем («Дания —островное государство», «Столица Дании», «Великий гражданин Дании —Х. К. Андерсен») с использованием карты и справочной литературы. | |
Гражданин и государство 3 часа | |||
47 | Гражданин и государство. | 1 | Принимать участие в беседе «Мы живём в Российском государстве». Играть «Спрашиваем — отвечай» (что ты знаешь о своём народе) |
48 | Права и обязанности граждан. | 1 | Слушать рассказ учителя: «Права граждан России». Строить рассказ-рассуждение «Права гражданина России» (с опорой на иллюстративный материал). Оценивать свою деятельность: как я выполнил задание. |
49 | Символика России. Проверь себя. | 1 | Обсуждать проблемы: «Кого называют патриотом». Работать с иллюстративным материалом: сравнивать и описывать символы России. Слушать гимн Росси |
Человек и культура 12 часов | |||
50 | Что такое культура. | 1 | Вести учебный диалог: обсуждение проблемы, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины. Составлять рассказ «Чем я люблю заниматься?». Читать информацию, представленную в графическом (схема) и иллюстративном виде. Оценивать совместную деятельность: удачен ли был её результат. Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек». |
51 | Из истории письменности. | 1 | Обсуждать предположения: можно ли представить современное общество без образованных людей. Сравнивать собственные высказывания с текстом учебника «Летопись —рукописная книга». Работать в группах: представлять текст в зашифрованном знаковом виде (пиктограммы). Читать пиктограммы. Читать и обсуждать текст «О первых школах и книгах», объяснять смысл указа князя Владимира. Готовить рассказ-описание по картине «Школа в Московской Руси». |
52 | О первых школах и книгах. | 1 | Образование – часть культуры. Получение образования – обязанность гражданина России. Первые школы на Руси. Особенности обучения в Древней Руси. Указ князя Владимира об открытии школ. Владимир Мономах и его «Поучение». Обсуждение: можно ли представить современное общество без образованных людей. Слушать рассказ учителя: «Владимир Мономах и его „Поучение"». Самостоятельно готовить сообщение «Первая Азбука». Составление плана рассказа «Особенности первых школ в России» |
53 | Чему и как учились в России при Петре I. | 1 | Начало XVIII века – время правления Петра I. Образование во время царствования Петра I. Школы XVIII века. Образование после Петра I. Первые университеты в России. Обсуждать вывод: «Особенности образования в эпоху Петра I». Анализировать и сравнивать учебные планы: современный и XVIII века. Обсуждать предположения: «Почему Пётр I уделял особое внимание подготовке моряков». Составлять план рассказа по теме «Образование в XVIII веке». Пересказывать текст «Михаил Васильевич Ломоносов». |
54 | Русское искусство до XVIII века. Художественные ремесла | 1 | Работать с иллюстрациями. Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек». Вести учебный диалог: обсуждать предположение «Можно ли отнести предметы художественных ремёсел к произведениям искусства? «Описывать произведения художественного искусства Древней Руси. |
55 | Русское искусство до XVIII века. Музыка в Древней Руси. Скоморохи. | 1 | Музыка и обрядовые праздники наших предков. Первые артисты на Руси – скоморохи. Пересказывать текст «Скоморохи (потешники) — первые артисты на Руси». Составлять рассказ-описание «Гусляры» (на основе картины В. Васнецова «Гусляры»). |
56 | Искусство России XVIII века. Архитектура | 1 | Читать и обсуждать текст «Архитектура» (с опорой на иллюстративные материалы учебника). Вести учебный диалог: обсуждать предположение справедливы ли слова «Архитектура — застывшая музыка». Обсуждать вопросы: какие архитектурны е сооружения, кроме церквей и соборов, появились в XVIII веке? |
57 | Искусство России XVIII века. Живопись. Государственный публичный театр | 1 | Составлять рассказ-описание на тему «Какое произведение живописи нравится мне больше других?» (на основе иллюстраций, по выбору ученика). Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек». |
58 | «Золотой век» русской культуры (XIX век). Поэты и писатели | 1 | Вести учебный диалог: обсуждать предположение, почему XIX век называют «золотым веком русской культуры». Читать и обсуждать текста «Поэты и писатели XIX века». Обсуждать проблемные вопросы. Работать в группах. Пересказывать текст, составлять рассказ- рассуждение, рассказ-описание. |
59 | «Золотой век» русской культуры (XIX век). Композиторы | 1 | Слушать рассказ учителя «Композиторы XIX века», слушание музыки М. Глинки, П. Чайковского. Составлять рассказ-рассуждение: «Почему я люблю музыку композитора ...». |
60 | «Золотой век» русской культуры (XIX век). Художники | 1 | Чтение и обсуждение текста «Товарищество передвижных выставок». Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек». |
61 | Искусство России ХХ века. | 1 | Вести учебный диалог: обсуждать предположения об особенностях произведений живописи XX века (на основ видеоматериалов и иллюстраций учебника). Играть в игру «Архитектурные памятники столицы» (на основе видеоматериалов и иллюстраций учебника). |
Человек – защитник своего Отечества 7 часов. | |||
62 | Как Русь боролась с половцами. | 1 | Обсуждать проблему «Почему люди воюют». Осуществлять коммуникативную деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси». |
63 | Битва на Чудском озере. Куликовская битва. | 1 | «Великие войны России». Работать с картой: описание схемы боя А. Невского со шведскими захватчиками. Пересказывать текст «Куликовская битва» от первого лица (воображаемая ситуация — представь, что ты был участником Куликовской битвы). |
64 | Отечественная война 1812 года. | 1 | Отечественная война 1812 года. Основные сражения. Характеристика полководцев – Кутузова и Наполеона. Героизм народа. Готовить рассказ-повествование «Основные сражения Отечественной войны 1812 года». Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек», Составлять рассказ-описание «Василиса Кожина» (по картине А. Смирнова). |
65 | Великая Отечественная война 1941- 1945 гг. | 1 | Слушать рассказ учителя «Страницы Великой Отечественной войны» (с использованием видеоматериалов). |
66 | Великая Отечественная война 1941- 1945 гг. | 1 | Основные сражения Великой Отечественной войны. Героизм воинов и людей в тылу Работать в группах: создание летописи Великой Отечественной войны с подбором иллюстративного материала. |
67 | Проверь себя. | 1 | |
68 | Резерв | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа По Математике 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД
Тип программы: программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...
Рабочая программа По ИЗО 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД
Тип программы: программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...
Рабочая программа По Музыке 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД
Тип программы: программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...
Рабочая программа По Технологии 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД
Тип программы: программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...
Рабочая программа по чтению 2 класс УМК «Школа России» На 2014 -2015 учебный год
рабочая программа...
Рабочая программа по чтению 2 класс УМК «Школа России» На 2014 -2015 учебный год
рабочая программа...
Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Школа России" на 2016-2017 учебный год
Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию кач...