Урок окружающего мира в 4 классе "Звездное небо - великая книга природы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Открытый урок в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvezdnoe_nebo_-_velikaya_kniga_prirody.docx | 135.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Звездное небо – великая книга природы
Цели урока: способствовать обогащению представлений учащихся о звездах, созвездиях.
Задачи:
Образовательные: дать учащимся представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба.
Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и учебника; формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации; умения делать сравнение, обобщение, выводы; умения работать и взаимодействовать в парах.
Воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся, развивать желание познавать новое.
Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор,
презентация к уроку,
учебник «Окружающий мир», 4 класс, 1 часть, авт. А.А.Плешаков
атлас-определитель «От земли до неба», авт. А.А.Плешаков
толковый словарь С.И.Ожегова
Ход урока:
- Организационный момент
- Сообщение темы и целей урока Слайд 1 (пустой)
- Ребята, я вас приглашаю вас совершить космическое путешествие.
- А какую большую тему мы с вами изучаем? (Земля и человечество)
- Сегодня мы узнаем много нового о звездах, о созвездиях.
Тема нашего урока: «Звездное небо – великая книга природы».
Кто сумеет ее прочесть, перед тем откроются несметные сокровища окружающего нас Космоса. Слайд 2 (Прочитайте эпиграф про себя, читаем вслух)
- Ребята, и в конце урока вы попробуете ответить на вопрос: почему звездное небо – великая книга природы и какие сокровища там спрятаны?
- Чтобы достигнуть целей, мы переместимся из нашего класса в космос.
- А когда мы говорим о космосе, что вы представляете? (ответы детей) Слайд 3
- Это огромное пространство без конца и края, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся огромные звездные скопления, вокруг них движутся планеты.
- Ребята, а какие планеты вам известны? (ответы)
- Сколько их? (9)
- Что образуют между собой эти планеты? (Солнечную систему)
- А мы живем на какой планете? (Земля)
- Как выдумаете, а из космоса видна наша планета? (голубой шар) Слайд 4(Земля из космоса)
- Я – капитан на космическом корабле. И как у каждого капитана, у меня есть помощники, которые будут помогать на уроке.
- Прошу всех надеть воображаемые «скафандры» космонавтов. Пристегнуть «ремни».
- Во время перемещения в пространстве дышим спокойно и ровно. Закрыли глаза.
5, 4, 3, 2, 1… пуск. Открываем глаза, глубокий вдох и выдох. Ну, вот мы с вами оказались в космосе.
- Что нас окружает? (ответы детей) Слайд 5 (звездное небо)
III. Проверка домашнего задания
- Чтобы дальше двигаться и узнать что-то новое, мы должны вспомнить, что изучали на прошлом уроке.
- На дом было задано подготовить краткое сообщение о любой планете Солнечной системы.
(заслушиваются сообщения детей, 3-4 человека) Слайды 6, 7, 8, 9
Меркурий
Венера
Марс
Юпитер
- Некоторым ребятам я дам карточки трех цветов: желтая – простой уровень (на оценку «3»); зеленая – средний уровень (на оценку «4») и красная – сложный уровень (на оценку «5»). Выберите одну любую карточку и выполните задания. Подпишите и сдайте, когда выполните.
Слайд 10 (звездное небо)
IV. Изучение нового материала
- Сегодня мы узнаем, какими могут быть звезды, а поможет нам ученый, который изучает небесные объекты. Кто это? (Астроном)
- А какие небесные объекты изучает астроном? (звезды, планеты, спутники, кометы)
- Ребята, с помощью какого прибора он их изучает? (телескоп)
- Ребята, кто знает имя первого астронома, использовавшего в своих исследованиях телескоп?
Слайд 11
- Совершенно верно. Галилео Галилей – великий итальянский ученый, который сделал много открытий: пятна на Солнце, четыре спутника Юпитера и многое другое.
- Звездное небо, какое огромное количество звезд, и какие они разные! Когда можно увидеть звезды на небе? (ночью, на безоблачном небе) Слайд 12
- А что же такое звезда? (небесное тело)
- Прочитайте, что написано в толковом словаре о звезде.
(Звезда – небесное тело (раскаленный газовый шар), ночью видимое как светящаяся точка).
- Ребята, а как вы думаете, почему звезды светятся? (Звезды светятся, потому что они горячие)
- С Земли звезды кажутся нам маленькими точками, а на самом деле они разные не только по размеру, но и по цвету.
- От чего зависит цвет звезд? (от температуры) Слайд 13
- Красные – сравнительно холодные, желтые – горячие, есть белые звезды, голубые – они самые горячие, потому и самые яркие.
- Приведите пример желтой звезды (Солнце)
- Что мы знаем о Солнце? (ответы детей)
- Молодцы!
Слайд 14
- Встречаются звезды гиганты и карлики. Звезда-гигант имеет низкую температуру поверхности (около 5000), а карлики более высокую температуру.
- Как вы думаете, Солнце – звезда-карлик или звезда-гигант? (ответы детей)
- Солнце относится к нормальным звездам, но еще его называют желтым карликом.
- Существуют еще двойные звезды. Слайд 15
- Как вы думаете, почему их так назвали? (Ответы)
- Это группы из двух звезд, в которых звезды удерживаются близко друг к другу благодаря взаимному притяжению согласно закону всемирного тяготения. Главная звезда – желтая, а спутник – белая или голубая звезда. Слайд 16
- Звездное небо – небольшая часть безграничного космоса. Земляне всех поколений всегда смотрели на него с любопытством и тревогой.
- Как вы думаете, почему: с любопытством и в то же время с тревогой? (ответы детей)
- Так выглядит «Млечный путь». Слайд 17
- Гигантская звёздная система, в которой находится Солнечная система, а также огромное количество звёзд.
- Как вы думаете, сколько звезд может находиться в Млечном пути? (ответы детей)
- Она состоит из 200 миллиардов звезд!
Помощник капитана (подготовленный ребенок)
- Название «Млечный Путь» или по-другому Галактика происходит от греческого слова и обозначает молоко. Согласно древнегреческой легенде, Зевс решил сделать своего сына Геракла бессмертным, и для этого подложил его спящей жене Гере, чтобы Геракл выпил божественного молока. Гера, проснувшись, увидела, что кормит не своего ребёнка, и оттолкнула его от себя. Брызнувшая из груди богини струя молока превратилась в Млечный Путь.
Слайд 18 (скопление звезд)
- А что можно сказать о расположении звезд? (ответы детей)
- Посмотрите на экран. Что вы видите?
- Вы верно заметили, что существуют места скопления звезд. Люди разделили небо на 88 участков. Эти участки назвали созвездиями и дали этим «звездным фигурам» имена героев мифов и легенд, сказочных существ.
- Вот послушайте одну легенду. Подумайте, о каком созвездии идет речь.
Помощник капитана
- Жила прелестная богиня охоты. Любила она танцевать и наряжаться при этом в шкуру медведя. У нее были подруги. Одна из них нарушила клятву, и тогда богиня охоты превратила ее в медведицу. Охотник хотел убить медведицу, но за нее вступился самый главный бог Зевс: взял ее за хвост и закинул на небо. Так как медведица была тяжелая, то хвост вытянулся.
- О каком созвездии была легенда? (Большая медведица)
- А на что похоже это созвездие? (ковш) Слайд 19
- А кто-нибудь из вас видел на небе это созвездие?
- А кто знает, какое созвездие находится рядом с созвездием Большая медведица? (Малая медведица) Слайд 20
- Какая яркая звезда находится в созвездии Малая медведица? (Полярная звезда)
- На какую сторону горизонта указывает Полярная звезда? (Север)
- Кому она помогает? (морякам, путешественникам)
- Как помогает?
- Находится на конце ручки ковша.
- Ребята, а какие созвездия вам еще известны? (Ответы детей)
- А вы знаете, кто вы по знаку зодиака? (Ответы)
- Знаки зодиака – это тоже созвездия. Слайд 21
- Зодиа́к (зодиакальный круг). Начальной точкой зодиакального круга принято считать точку весеннего равноденствия.
- Кто помнит, когда день весеннего равноденствия? (21 марта)
- Что происходит в эти сутки? (день равен ночи)
- Именно от этого дня и идет отсчет зодиака.
- Поэтому первым знаком идет Овен. Овнами являются те люди, которые рождены в период с 21 марта по 19 апреля.
- На сколько частей делится зодиакальный круг?
- Зодиакальный круг делится на 12 равных частей, каждая обозначается знаком зодиака, символом соответствующего зодиакального созвездия.
- Отстегните ремни – пора выполнить разминку космонавта
V. Физкультминутка Слайд 22 (пустой)
Над Землёю ночью поздней, | Руки вверх, в стороны вниз потянулись вверх, руки вверх |
Этап продолжения работы над новым материалом.
- Посмотрите на экран: вот еще некоторые созвездия.
- В каждом созвездии есть более яркая звезда, которая выделяется из всех. У этой звезды есть свое имя.
(Просмотр слайдов с комментированием) Слайд 23
- Созвездие Орион, выше созвездие Телец, здесь скопление звёзд - Плеяды.
- Проверьте зоркость вашего зрения: сколько звезд вы отчетливо различаете в Плеядах? (Если шесть — у вас отличное зрение)
Слайд 24
- Посмотрим на созвездие Большой Пёс. Немногие знают, что всеми любимое слово «каникулы» произошло от латинского слова «каникула», или «собачка».
- Какая звезда в созвездии самая яркая? (Сириус)
- Ребята, Сириус - самая яркая звезда всего звездного неба.
Слайд 25
- Созвездие Волопас. Волопас – землепашец, погоняющий 7 впряженных в плуг волов (7 звезд Большой Медведицы), или охотник, преследующий ее. Яркая звезда Арктур означает «сторож медведя». Это созвездие видно на всей территории России.
Слайд 26 (звездное небо)
- Ребята, конечно, это далеко не все созвездия, но если вы некоторые сможете отыскать на небе, значит уже хорошо.
- А давайте составим памятку «Как наблюдать звезды» (дети называют)
- Откройте учебники на стр. 17 и прочитайте про себя «Как наблюдать звездное небо?» (Чтение про себя)
Чтение вслух Памятки
VI. Закрепление изученного материала
- Ребята, я хочу проверить, как вы запомнили созвездия и яркие звезды. Вам дана карточка, на которой изображены созвездия и обозначены самые яркие звезды этих созвездий.
- Как называются эти созвездия и звезды?
- Поднимите руки, кто выполнил задание. Молодцы!
Слайд 27
- Смотрим на экран и проверяем. У кого так же ставьте себе пятерки!
- Теперь на второй карточке небольшой тест. Подчеркните правильный ответ.
- Поднимите руки: кто справился с заданием!
- Поменяйтесь карточками с соседом. Проверяем по экрану. Ставим оценки!
Слайд 28
- Поднимите руки: кто выполнил задание без ошибок?
- Молодцы!
VII. Итог урока:
Слайд29 тема урока
- Ребята, в начале урока я задала вопрос, на который мы сейчас попробуем ответить. Вопрос: почему звездное небо – великая книга природы, и какие сокровища там спрятаны?
- Прочитайте, какой ответ дан на этот вопрос в учебнике. Прочитайте про себя, на с.21.
- Читаем вслух.
- Ребята, наше путешествие подходит к концу. Оно было очень насыщенным и интересным.
- Что нового вы узнали?
- Отстегнули ремни.
VII. Домашнее задание
- Найдите в энциклопедии или атласе-определителе созвездие - ваш знак зодиака и нарисуйте в тетради. Найдите легенду об этом знаке и подготовьте сообщение
Приложение 1
Проверка домашнего задания
Желтая карточка (легкий уровень) на оценку «3»
Планеты Солнечной системы
1.Планеты Солнечной системы изучают:
а) географы; б) химики; в) астрономы.
2.Вокруг Солнца вращаются планеты. Их…
а) 7; б) 9; в) 11
3.Плутон – это…
а) самая большая планета Солнечной системы; б) самая маленькая планета Солнечной системы;
в) планета, равная по величине планете Земля.
4.Относительно Солнца планеты расположены так:
а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;
б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;
в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
5.Есть ли у Земли естественные спутники?
А) есть, один; б) нет; в) есть, два.
_____________________________________________________________________________________
Зеленая карточка (средний уровень) на оценку «4»
Угадай планету
- На этой планете такая жара, что там оказаться опасно, друзья ________________________
- Эту планету холод сковал, теплом ее солнечный луч не достал _______________________
- Эта планета гордится собой, поскольку считается самой большой! ____________________
- Природа ее красотой наградила, и жизнь нам планета эта подарила ___________________
- А что за планета зеленого цвета? Имя морского царя ей дано, об этом известно людям давно __________________
_____________________________________________________________________________________
Красная карточка (повышенная сложность: на оценку «5»)
- Какова величина Солнца? _______________________________________________________
- Почему Луна светится? _________________________________________________________
- Сколько спутников у Марса? ____________________________________________________
- Из чего состоят кольца Сатурна? _________________________________________________
- Почему Нептун зеленый? ________________________________________________________
Приложение 2
Закрепление изученного материала
- Определи созвездия и звезды
- Тест
- Ученый, который изучает небесные тела?
а) географ; б) астроном; в) историк.
- Звезда – это…
а) газовый шар; б) планета; в) каменные глыбы
- Назовите самую яркую звезду всего звездного неба?
А) Полярная звезда; б) Сириус; в) Арктур
- Галактика, в которой мы живем, называется…
А) туманность Андромеды; б) Млечный путь.
- Полярная звезда всегда находится на …
А) юге; б) севере; в) западе; г) востоке.
Туманность Андромеды – ближайшая к Млечному пути Галактика
Приложение3
Закладка-звезда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру 4 класс Звездное небо - Великая книга Природы
Звездное небо - Великая книга ПриродыЦели: сформировать представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба; учить находить созвездия на звездной карте и в ночном небе...
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс "Звёздное небо-великая книга природы "
Данный материал предназначен для учителей начальных классов в помощь при проведении урока по окружающему миру "Звёздное небо - великая книга природы ", УМК "Школа России" Плешаков ...
Конспект урока по окружающему миру по теме -Звездное небо - Великая книга Природы
Конспект урока по окружающему миру по теме -Звездное небо - Великая книга Природы (4 класс)...
Урок окружающего мира 4 класс Звездное небо-великая книга природы
Конспект урока разработан в соответствии с ФГОС НОО. В конспекте представлены новые образовательные технологии, формы и методы....
Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Звездное небо. Великая книга природы"
Конспект урока окружающего мира в 4 классе...
Технологическая карта урока окружающего мира " Звездное небо - Великая Книга Природы" ( 3 класс) , УМК "Школа России"
Цель урока: формирование у обучающихся представления о звездах, созвездиях как участками звездного неба.Задачи урока:Дидактические:1.Дать представление о звездах и созвездиях.2.Познакомить обучающихся...
Технологическая карта урока по окружающему миру, УМК "Школа России", 3 класс, тема: "Звёздное небо – Великая книга Природы"
Цель урока: формирование у обучающихся представления о звёздах, созвездиях как участков звёздного небаЗадачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с правилами наблюдения звёздного неба, ...