Рабочая программа по предмету "Окружающий мир". 4 класс. УМК "Планета знаний"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир". 4 класс. УМК "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 106.5 КБ |
ktp_okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx | 44.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 19» г. Тулы
Рассмотрено Руководитель методического объединения учителей _______________________ ________/______________/ ФИО Протокол №_______ от «___» __________201_ г | Принято На педагогическом совете
Протокол №_______ от «___» _________201_г | Утверждаю Директор «ЦО № 19»
__________/_____________/ ФИО
Приказ №______ от «___» ___________201_ г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
_______________________________ОКРУЖАЮЩИЙ МИР__________________________________
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)
ДЛЯ_4 _КЛАССА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576, № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт» в части требований к рабочим программам учебных предметов;
- Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253;
- О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548;
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования №19»;
- Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования №19» на 2018 – 2019 учебный год.
Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова, Е. В. Саплиной, А. И. Саплина «Окружающий мир» (УМК «Планета Знаний»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение предмета «Математика» в четвертом классе отводится 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Основное содержание программы по окружающему миру
Наш край (22 ч)
Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.
Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды.
Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт.
Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород.
Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган.
Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека.
Почвы нашего края, их виды. Охрана почв.
Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и охрана.
Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования.
Экскурсия: на луг или в поле.
Наша Родина на планете Земля (13 ч)
Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны.
Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.
Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле.
Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия.
Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России.
Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.
Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне.
Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации.
Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля.
История нашей Родины (33 ч)
Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте.
История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства.
Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского государства.
Российское государство в XIII—XVII вв.
Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский.
Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV.
Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв.
Российское государство в XVIII—XIX вв.
Пётр I — царь-реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи.
Правление Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого университета.
Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И. Кутузов.
Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в.
Россия в XX в.
Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30-е годы.
Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны. Тыл в годы войны.
Основные вехи развития России во 2-й половине XX века.
Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни.
Ближние и дальние соседи России.
Программное и учебно – методическое оснащение
Класс | Предмет | Авторская программа | Методическое пособие | Контрольно-оценочные материалы | Учебник, рабочая тетрадь |
4 | Окружающий мир | Авторская программа курса «Окружающий мир» 1-4 классы/ Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель, 2013 | Обучение в 4 классе по учебнику «Окружающий мир» Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова, Е. В. Саплиной, А. И. Саплина (Программа. Методические реко-мендации. Тематическое планирование) (М.Г.Нефедова) М.: АСТ Астрель, 2015 | Окружающий мир. Тесты и самостоятельные работы для текущего контроля к учебнику Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова, Е. В. Саплиной, А. И. Саплина «Окружающий мир», 4 класс (И.В.Потапов). М.: ДРОФА Астрель, 2017 Окружающий мир. Проверочные и диагностические работы к учебнику Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова, Е. В. Саплиной, А. И. Саплина «Окружающий мир», 4 класс (И.В,Потапов, О.Б.Калинина). М.: ДРОФА Астрель, 2017 | Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2-х частях / И.В.Потапов, Е.В,Саплина, А.И.Саплин – М.: ДРОФА Астрель, 2017 Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради № 1, 2 к учебнику И.В.Потапова, Е.В,Саплиной, А.И.Саплина «Окружающий мир» / № 1 – Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов; № 2 – И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И.Саплин – М.: ДРОФА Астрель, 2017 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
К КОНЦУ 4 КЛАССА
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
- способность к самооценке;
- осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
- знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
- понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;
- чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
- понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;
могут быть сформированы:
- устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
- умение оценивать трудность предлагаемого задания;
- адекватная самооценка;
- чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
- установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
- осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
- осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
- основы экологической культуры;
- уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
- целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Обучающиеся научатся:
- проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
- давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;
- различать план местности и географическую карту;
- читать план с помощью условных знаков;
- различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;
- показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы,
- равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;
- приводить примеры полезных ископаемых и доказывать
- необходимость их бережного использования;
- объяснять, что такое природное сообщество, приводить
- примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей
- между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;
- характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества;
- рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
- устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
- рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;
- объяснять, что такое природные зоны, характеризовать
- особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;
- выполнять правила поведения в природе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;
- предсказывать погоду по местным признакам;
- характеризовать основные виды почв;
- характеризовать распределение воды и суши на Земле;
- объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;
- приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
- объяснять причины смены времён года;
- применять масштаб при чтении плана и карты;
- отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;
- объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
- давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
- определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
- делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
- участвовать в мероприятиях по охране природы.
Человек и общество
Обучающиеся научатся:
- различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;
- различать права и обязанности гражданина, ребёнка;
- описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
- описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);
- называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII в. —создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; октябрь 1917 г. — революция;
- 1922 г. — образование СССР; 1941–1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полёт в космос Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);
- соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;
- находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
- рассказывать о ключевых событиях истории государства;
- рассказывать об основных событиях истории своего края.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- описывать государственное устройство Российской Федерации, основной положения Конституции;
- сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр I, Екатерина II, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Александр II, Николай II, В.И. Ленин, И.В. Сталин, маршал Г.К. Жуков, действующий президент РФ);
- характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
- описывать культурные достопримечательности своего края.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
- осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
Обучающиеся могут научиться:
- самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
- понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
- использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;
- осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
- устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
- обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
- выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
- устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
- сравнивать исторические события, делать обобщения.
Обучающиеся могут научиться:
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;
- сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания;
- сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
- устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
- сравнивать исторические и литературные источники;
- строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
- собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
• сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Обучающиеся могут научиться:
• распределять обязанности при работе в группе;
• учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»
4 КЛАСС, 2018-2019 учебный год
Программа И.В.Потапова,
Г.Г.Ивченковой, Е.В.Саплиной,
А.И.Саплина «Окружающий мир»
(УМК «Планета знаний»)
68 часов (2 часа в неделю)
№ | Тема урока | Элементы содержания | Результаты | Дата | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||
I ТРИМЕСТР | ||||||
НАШ КРАЙ – 22 часа | ||||||
1. | Часть 1. Что такое погода, ее составляющие. Правила поведения в природе. | Представление о погоде и ее явлениях (изменение температуры воздуха, облачность, осадки). Наблюдения, фиксация результатов наблюдений. | Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком. | Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. | Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка. | 03.09. – 07.09. |
2. | Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы. | Актуализация знаний об образовании ветра, полученных в 3 классе; наблюдение за зависимостью погоды от ветра. Осознание влияния таких явлений природы, как гроза, смерч, гололед, на жизнь людей. | Проводить наблюдения, фиксировать результаты, устанавливать взаимосвязи в природе. | Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. | |
3. | Предсказания погоды: научные прогнозы, народные приметы. Проверочный тест по теме «Погода». (сборник «Тесты и самостоятельные работы для текущего контроля»). | Знакомство со способами и значением прогнозирования погоды, проверка уровня освоения изученной темы. | Проводить наблюдения, устанавливать и объяснять взаимосвязи в природе, давать характеристику погоде. | Иметь интерес к изучению природы, стремление к расширению и углублению знаний, осознавать свое продвижение в овладении учебными действиями. | Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, сотрудничать при выполнении работы в паре, мини-группе. | 10.09. – 14.09. |
4. | Экскурсия на луг или в поле. | Наблюдение за особенностями жизни и взаимодействия обитателей луга, разнообразием животных и растений, влиянием человека на жизнь луга. | Проводить под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты. | Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. | Выделять и анализировать существенную информацию, сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. | |
5. | Анализ теста. Коррекция ошибок. Наша местность на плане и карте. | Знакомство со значением планов и карт в жизни человека. Актуализация знаний и умений по ориентированию в пространстве, полученных на уроках в 3 классе. Развитие пространственных представлений и воображения. | Объяснять значение плана и карты в жизни человека, приводить примеры из истории создания карт. | Осознавать свое продвижение в овладении учебными действиями. | Ориентироваться в схемах, получать информацию из различных источников, выделять существенную информацию из текста. | 17.09. – 21.09. |
6. | План местности. Масштаб. Практическая работа. | Закрепление знаний о масштабе, знакомство с планом местности, «чтение» плана местности. | Ориентироваться в условных обозначениях, использовать условные обозначения при создании простых планов местности. | Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. | Ориентироваться в схемах, получать информацию из различных источников, анализировать материал и синтезировать учебный продукт. | |
7. | Географическая карта. | Представление о карте, формирование умения читать и понимать карты. | Различать карту и план местности, виды карт, ориентироваться в картографических символах. | Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. | Ориентироваться в изображениях и символах, анализировать, сравнивать, делать выводы. | 24.09. – 28.09. |
8. | Проверочный тест по теме «Наша местность на плане и карте». (сборник «Тесты и самостоятельные работы для текущего контроля»). Равнины. | Закрепление представлений о горизонте, формах земной поверхности, представление о видах равнин, устройстве холмов, строении и образовании оврагов, причинах их образования. | Различать формы поверхности суши, объяснять влияние природных явлений и человека на поверхность. | Иметь стремление к расширению и углублению знаний. | Находить необходимую информацию в тексте, осуществлять описание природных объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |
9. | Анализ теста. Коррекция ошибок. Горы. | Сравнение холмов и гор, выделение существенных признаков гористой местности, наблюдение за строением земной поверхности в окрестностях дома и школы. | Различать формы поверхности суши, объяснять влияние природных явлений и человека на поверхность. | Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края. | Сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, выделять характерные признаки объектов. | 01.10. – 05.10. |
10. | Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши. | Проведение опытов и наблюдений, позволяющих сделать выводы о влиянии температур, движения воздуха и воды на поверхность суши. | Объяснять причины изменения поверхности суши под влиянием природных явлений. | Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. | Делать выводы по результатам наблюдений, получать информацию из различных источников, удерживать цель познавательной деятельности. | |
11. | Как деятельность человека изменяет поверхность суши. | Расширение представлений о воздействии человека на поверхность суши, усиление влияния с течением времени и развитием науки и техники. | Объяснять причины и результаты воздействия человека на строение земной поверхности, изменение рельефа. | Иметь стремление к расширению и углублению знаний. | Выделять существенную информацию из текста, анализировать и делать выводы. | 08.10. – 12.10. |
12. | Богатства недр. | Актуализация и расширение знаний о полезных ископаемых, их использовании в хозяйстве. | Приводить примеры и характеризовать полезные ископаемые, доказывать необходимость их бережного использования. | Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы. | Анализировать, делать выводы, выдвигать гипотезы, строить аргументированные высказывания. | |
13. | Разнообразие почв. Проверочный тест по теме «Поверхность местности, недра и почва». (сборник «Тесты и самостоятельные работы для текущего контроля»). | Актуализация и расширение представлений о составе, свойствах и разнообразии почв, повышении плодородия, определение взаимосвязей в природе. | Приводить примеры видов почв, объяснять на доступном уровне происхождение состава почвы разных видов, значение почвы в природе и жизни человека. | Испытывать чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе. | Выделять существенную информацию, строить аргументированные высказывания, сотрудничать в паре, мини-группе. | 15.10. – 19.10. |
14. | Анализ теста. Коррекция ошибок. Что такое природное сообщество. | Знакомство с терминами «природное сообщество», «цепь питания», «экологическая пирамида», отслеживание элементарных взаимосвязей в природных сообществах. | Объяснять и оперировать в речи изученными терминами. | Иметь стремление к расширению и углублению знаний. | Выделять существенное в тексте, ориентироваться в схемах, устанавливать причинно-следственные связи в природе. | |
15. | Проверочная работа № 1 по теме «Географическая карта» (работа № 1 из сборника «Проверочные и диагностические работы»). Какие растения растут на лугу. | Контроль знаний по изученным темам. Знакомство с обитателями луга как природного сообщества, приспособленностью организмов к жизни на лугу, уточнение информации, полученной на экскурсии. | Приводить примеры признаков приспособленности организмов в условиях луга, некоторых взаимосвязей между обитателями сообщества, использования природного сообщества человеком. | Понимать, объяснять и применять основные правила поведения в природе, ориентироваться на их выполнение. | Выделять существенную информацию, сравнивать, объяснять причинно-следственные связи. | 22.10. – 26.10. |
16. | Анализ работ. Коррекция ошибок. Животные - обитатели луга. Луг в жизни человека. | |||||
17. | Какие растения растут в лесу. | Уточнение и расширение представлений об условиях жизни в лесу, особенностях растений леса, приспособленностью их к совместной жизни | Приводить примеры признаков приспособленности растений к жизни в лесу, некоторых взаимосвязей между обитателями сообщества. | Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы. | Выделять существенную информацию, сравнивать, объяснять причинно-следственные связи. | 29.10. – 02.11. |
18. | Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека. | Уточнение и расширение знаний о животных смешанного леса, приспособленности животных смешанного леса к условиям жизни, выявление связи между обитателями смешанного леса. | Приводить примеры признаков приспособленности растений к жизни в лесу, некоторых взаимосвязей между обитателями сообщества, использования природного сообщества человеком. | Понимать, объяснять и применять основные правила поведения в природе, ориентироваться на их выполнение. | Выделять существенную информацию, сравнивать, объяснять причинно-следственные связи. | |
19. | Водоём. Водные объекты и человек. | Уточнение и расширение представлений о жизни и приспособленности обитателей пресного водоема, влиянии человека на жизнь водоема, роли пресных водоемов в хозяйстве. | Приводить примеры признаков приспособленности растений и животных к жизни в пресном водоеме, некоторых взаимосвязей между обитателями сообщества, использования природного сообщества человеком. | Понимать, объяснять и применять основные правила поведения в природе, ориентироваться на их выполнение. | Выделять существенную информацию, сравнивать, объяснять причинно-следственные связи. | 12.11. – 16.11. |
20. | Проверочный тест по теме «Природные сообщества». (сборник «Тесты и самостоятельные работы для текущего контроля»). Искусственные сообщества. Поле. Животные – обитатели полей. | Знакомство с искусственными сообществами, расширение знаний о культурных растениях, связях между растениями и животными полей. | Характеризовать природные и искусственные сообщества, рассказывать об использовании культурных растений в хозяйстве, взаимодействии растений и животных полей. | Понимать, объяснять и применять основные правила поведения в природе, ориентироваться на их выполнение. | Выделять существенную информацию, классифицировать природные объекты. | |
21. | Анализ теста. Коррекция ошибок. Природное сообщество сад. | Расширение знаний о культурных растениях сада, узнавание наиболее распространенных в данной местности плодовых деревьев и кустарников, знакомство с животными, обитающими в садах, выявление связей животных сада с растениями и друг с другом. | Характеризовать природные и искусственные сообщества, рассказывать об использовании культурных растений в хозяйстве, взаимодействии растений и животных сада. | Ориентироваться на понимание причин личной успешности / неуспешности в освоении материала. | Выделять существенную информацию, классифицировать природные объекты. | 19.11. – 23.11. |
22. | Проверочный тест по теме «Искусственные сообщества». (сборник «Тесты и самостоятельные работы для текущего контроля»). Обобщение по разделу «Наш край». | Закреплять полученные в течение изучения раздела знания. | Умение применять полученные знания | Ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала | Умение наблюдать, анализировать языковой материал, действовать по алгоритму. | |
НАША РОДИНА НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ – 13 часов | ||||||
23. | Проверочная работа № 2 по теме «Наш край» (работа № 2 из сборника «Проверочные и диагностические работы»). Какую форму имеет Земля. | Углубление знаний учащихся о форме Земли, представлений о научных методах познания окружающего мира. | Рассказывать о форме Земли, проводить наблюдения под руководством учителя и самостоятельно. | Осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. | Наблюдать, делать выводы, характеризовать природные объекты и явления, выделять существенную информацию из различных источников. | 26.11. – 30.11. |
24. | Анализ работ. Коррекция ошибок. Карта полушарий. | Повторение о глобусе как модели Земли, знакомство с картой полушарий, ориентация в географических картах. | Ориентироваться в географических картах, на глобусе, показывать материки и океаны. | Иметь положительное отношение и интерес к изучению окружающего мира. | Использовать готовые модели для объяснения природных явлений, выделять существенную информацию из текста. | |
II ТРИМЕСТР | ||||||
25. | Движение Земли. | Знакомство с суточным и годовым вращением Земли, влиянием вращения планеты на климатические особенности районов. | Рассказывать о движении Земли вокруг оси и Солнца, объяснять связи между объектами и явлениями природы. | Осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. | Понимать информацию, представленную в виде схемы, рисунка, текста, наблюдать, делать выводы. | 03.12. – 07.12. |
26. | Проверочный тест по теме «О планете Земля». (сборник «Тесты и самостоятельные работы для текущего контроля»). В пустынях Африки. | Знакомство с природными условиями Сахары, ее растительным и животным миром, занятиями населения Сахары; наблюдение за приспособленностью организмов к условиям жизни в пустынях и их взаимосвязями. | Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на примере пустынь Африки. | Иметь стремление к расширению и углублению знаний. | Выделять существенное в тексте, анализировать, делать выводы, получать информацию из различных источников. | |
27. | Анализ теста. Коррекция ошибок. Экваториальные леса Южной Америки. | Знакомство с природными условиями экваториальных лесов Америки, растительным и животным миром, занятиями населения, значением экваториальных лесов в жизни планеты и необходимостью их охраны. | Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на примере экваториальных лесов Южной Америки. | Понимать, объяснять и применять основные правила поведения в природе, ориентироваться на их выполнение. | Выделять существенное в тексте, анализировать, делать выводы, получать информацию из различных источников. | 10.12. – 14.12. |
28. | Антарктида. Австралия. Евразия. | Знакомство с природными условиями Антарктиды, Австралии, Евразии, особенностями жизни обитателей регионов. | Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на примере Антарктиды, Австралии, давать общую характеристику Евразии. | Иметь стремление к расширению и углублению знаний. | Выделять существенное в тексте, анализировать, делать выводы, получать информацию из различных источников, презентовать результаты своих исследований. | |
29. | Проверочный тест по теме «Разнообразие условий жизни на Земле». (сборник «Тесты и самостоятельные работы для текущего контроля»). Карта России. | Повторение и обобщение знаний о планах и картах, закрепление умения работать с географическими картами, знакомство с некоторыми географическими объектами на территории России. | Ориентироваться в географических картах, обозначать на карте границы России, города, природные объекты. | Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края, страны. | Использовать модели, получать информацию из текста, выделять существенное. | 17.12. – 21.12. |
30. | Анализ теста. Коррекция ошибок. Зона арктических пустынь. | Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром Арктики, особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в Арктике. | Объяснять термин «природные зоны», характеризовать особенности природы, хозяйственной и природоохранной деятельности человека в Арктике. | Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе. | Анализировать, обобщать информацию, делать выводы, сотрудничать в паре и группе. | |
31. | Тундра. | Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром тундры, особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в тундре. | Характеризовать особенности природы, хозяйственной и природоохранной деятельности человека в тундре, сравнивать особенности природных зон, рассказывать о причинах различий. | Иметь стремление к расширению и углублению знаний. | Анализировать, обобщать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. | 24.12. – 27.12. |
32. | Зона лесов. | Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром зоны лесов на основе сравнения с зоной тундры, особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в зоне лесов. | Характеризовать особенности природы, хозяйственной и природоохранной деятельности человека в зоне лесов, сравнивать особенности природных зон, рассказывать о причинах различий. | Иметь стремление к расширению и углублению знаний. | Анализировать, обобщать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. | 11.01. |
33. | Степи. | Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром зоны степей на основе сравнения с зоной лесов; особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в зоне степей. | Характеризовать особенности природы, хозяйственной и природоохранной деятельности человека в зоне степей, сравнивать особенности природных зон, рассказывать о причинах различий. | Иметь стремление к расширению и углублению знаний. | Анализировать, обобщать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. | 14.01. – 18.01. |
34. | Проверочный тест по теме «Природные зоны России». (сборник «Тесты и самостоятельные работы для текущего контроля»). Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы. | Расширение и углубление знаний об экологических проблемах России, выявление некоторых путей решения экологических проблем, знакомство с международным сотрудничеством по охране природы, осознание ответственности людей за будущее планеты Земля. | Рассказывать об экологических проблемах России и мира, способах и путях их решения. | Иметь основы экологической культуры. | Выделять существенную информацию из текста, сравнивать, наблюдать, проводить аналогии, получать информацию из различных источников. | |
35. | Анализ теста. Коррекция ошибок. Обобщение по разделу «Наша родина на планете Земля» | Закреплять полученные в течение изучения раздела знания. | Умение применять полученные знания | Ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала | Умение наблюдать, анализировать языковой материал, действовать по алгоритму. | 21.01. – 25.01. |
ИСТОРИЯ НАШЕЙ РОДИНЫ – 33 часа | ||||||
Наши верные помощники – 1 час | ||||||
36 | Проверочная работа № 3 по теме «Наша родина на планете Земля» (работа № 3 из сборника «Проверочные и диагностические работы»). Часть 2. История на карте. Исторические источники. | Знакомство с понятием «историческая карта», ее отличиями от географической, с условными обозначениями, которые встречаются на исторической карте, с историческими источниками (вещественными, письменными, устными). | Различать исторические и географические карты, ориентироваться в знаково-символических обозначениях географических карт, рассказывать о различных исторических источниках. | Интересоваться изучением истории своей страны. | Извлекать информацию из различных источников, преобразовывать знаково-графическую информацию в текстовую, строить логические рассуждения. | |
Древняя Русь – 5 часов | ||||||
37. | Анализ работ. Коррекция ошибок. Первые русские князья. | Знакомство с деятельностью первых русских князей. | Называть первых русских князей, рассказывать о жизни и деятельности исторических личностей. | Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. | Выделять существенное в тексте, строить логические высказывания, находить дополнительную информацию в различных источниках. | 28.01. – 01.02. |
38. | Князь Владимир. Крещение Руси. | Знакомство с деятельностью князя Владимира и основными положениями христианства — религии, которую приняла Русь. | Рассказывать о деятельности князя Владимира, особенностях принятия христианства, знать дату принятия христианства. | Осознанно положительно относиться к культурным ценностям своей страны. | Выделять существенное в тексте, строить логические высказывания, находить дополнительную информацию в различных источниках. | |
39. | Культура Древней Руси. | Знакомство с особенностями культуры Древней Руси. | Описывать памятники культуры на основе иллюстраций и наблюдений. Обсуждать значение памятников культуры и необходимости их охраны. | Осознанно положительно относиться к культурным ценностям своей страны. | Извлекать информацию из текста, карты, иллюстрации, сравнивать, делать выводы, строить корректные связные высказывания. | 04.02. – 08.02. |
40. | Проверочный тест по теме «Древняя Русь». (сборник «Тесты и самостоятельные работы для текущего контроля»). Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский. | Расширение и углубление представлений о борьбе русских княжеств с иноземными захватчиками. | Рассказывать на доступном уровне о сражениях с иноземными захватчиками, прославившихся исторических личностях данного периода. | Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. | Анализировать информацию, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя. | |
41. | Анализ теста. Коррекция ошибок. Куликовская битва. Дмитрий Донской. | Знакомство с деятельностью князя Дмитрия Донского. | Рассказывать на доступном уровне о сражениях с иноземными захватчиками, прославившихся исторических личностях данного периода. | Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. | Анализировать информацию, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя. | |
Московское царство – 6 часов | ||||||
42. | Проверочная работа № 4 по теме «Древняя Русь» (работа № 4 из сборника «Проверочные и диагностические работы»). Первый русский царь. Преобразования в государстве. | Знакомство с особенностями развития государства в XVI веке. | Рассказывать о личности и деяниях первого русского царя, характеризовать историческую личность с опорой на текст учебника и дополнительную информацию. | Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества. | Извлекать информацию из различных источников, анализировать и обобщать, строить логические рассуждения. | 11.02. – 15.02. |
43. | Анализ работ. Коррекция ошибок. Как жили люди на Руси в XIV—XVI веках. | Знакомство с бытовой жизнью русских людей XIV—XVI веков. | Рассказывать об особенностях быта русских людей данного исторического периода. | Иметь стремление к расширению и углублению знаний. | Составлять рассказ по иллюстрации, выделять существенную информацию из текста, находить информацию в различных источниках и презентовать ее в различных формах. | 18.02. – 22.02. |
44. | Проверочный тест по теме «Московское царство». (сборник «Тесты и самостоятельные работы для текущего контроля»). Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский. | Знакомство с основными событиями смутного времени. | Рассказывать об исторических событиях данного исторического периода, подвигах исторических личностей. | Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. | Анализировать информацию из текста, обобщать и делать выводы, классифицировать исторические события и личностей, обсуждать с одноклассниками ответы на вопросы. | |
45. | Анализ теста. Коррекция ошибок. Русское государство при первых Романовых. | Знакомство с основными событиями России XVII века; рассказать о преобразованиях в государстве при первых Романовых. | Рассказывать об изменениях в государстве в данный исторический период, роли исторических личностей в преобразованиях. | Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества. | Извлекать информацию из различных источников, анализировать и обобщать, строить логические рассуждения. | 25.02. – 01.03. |
46. | Расширение границ России в XVII веке. | Знакомство с процессами освоения земель Сибири и Дальнего Востока, с историей первых землепроходцев. | Рассказывать об особенностях освоения Сибири и Дальнего Востока, знать исторических личностей-первопроходцев. | Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. | Анализировать информацию из текста, обобщать и делать выводы, классифицировать исторические события и личностей, обсуждать с одноклассниками ответы на вопросы. | |
III ТРИМЕСТР | ||||||
47. | Проверочная работа № 5 по теме «Московское царство» (работа № 5 из сборника «Проверочные и диагностические работы»). Повторительно-обобщающий урок. | Повторение и обобщение пройденного материала. Демонстрация уровня знаний по теме. | Обобщать и делать выводы об исторических событиях и личностях, применять полученные знания при ответах на занимательные и проверочные вопросы. | Уметь оценивать трудность предлагаемого задания, адекватно оценивать свои возможности, осознавать причины успешности / неуспешности деятельности. | Выделять существенную информацию из текста, сравнивать, наблюдать, проводить аналогии, получать информацию из различных источников. | 04.03. – 08.03. |
Российская империя – 8 часов | ||||||
48. | Анализ работ. Коррекция ошибок. Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке, быту. | Познакомить учащихся с деятельностью царя-реформатора Петра I. | Рассказывать о личности и деяниях Петра Первого, характеризовать историческую личность с опорой на текст учебника и дополнительную информацию. | Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества. | Извлекать информацию из различных источников, анализировать, сравнивать и обобщать, строить логические рассуждения. | |
49. | Проверочный тест по теме «Эпоха преобразований». (сборник «Тесты и самостоятельные работы для текущего контроля»). Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II. | Знакомство с изменениями в государстве при Екатерине II, с биографией великих военачальников А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова. | Рассказывать о личности и деяниях Екатерины II, характеризовать историческую личность с опорой на текст учебника и дополнительную информацию. | Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества. | Анализировать информацию из текста, обобщать и делать выводы, классифицировать исторические события и личностей, обсуждать с одноклассниками ответы на вопросы. | 11.03. – 15.03. |
50. | Анализ теста. Коррекция ошибок. Образование и наука в XVIII веке. | Знакомство с особенностями развития образования и науки в XVIII веке, с жизнью и деятельностью известного ученого М.В. Ломоносова и изобретателя И.П. Кулибина. | Рассказывать об особенностях образования и научного прогресса в XVIII веке, достижениях ученых и изобретателей. | Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества. | Извлекать информацию из различных источников, анализировать и обобщать, строить логические рассуждения. | |
51. | Война 1812 года. | Знакомство с Отечественной войной 1812 года. | Рассказывать на доступном уровне о событиях войны с Наполеоном, героических личностях, знать дату изгнания Наполеона из Москвы. | Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. | Анализировать информацию из текста, обобщать и делать выводы, классифицировать исторические события и личностей, обсуждать с одноклассниками ответы на вопросы. | 18.03. – 22.03. |
52. | Отмена крепостного права. | Продолжение знакомства с основными событиями XIX века. | Рассказывать на доступном уровне об отмене крепостного права, царе-реформаторе, знать год отмены крепостного права. | Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. | Извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения. | |
53. | Проверочный тест по теме «XIX век: победы и открытия». (сборник «Тесты и самостоятельные работы для текущего контроля»). Наука и техника в XIX веке. | Знакомство с основными достижениями науки и техники в XIX веке, с жизнью и открытиями ученых П.Н. Яблочкова, Н.И. Пирогова, К.А. Тимирязева. | Рассказывать об особенностях научного прогресса в XIХ веке, достижениях ученых и изобретателей. | Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества. | Извлекать информацию из различных источников, анализировать и обобщать, строить логические рассуждения. | 03.04. – 05.04. |
54. | Анализ теста. Коррекция ошибок. Город и горожане. Мода XIX века. | Знакомство с основными изменениями, произошедшими в облике русских городов в XIX веке, а также с изменениями в одежде, моде и кулинарном искусстве. | Рассказывать об особенностях быта горожан XIХ века, сравнивать устройство городов, одежду разных исторических периодов. | Осознанно положительно относиться к культурным ценностям своей страны. | Анализировать и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, произведений искусства, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации и презентовать результаты исследований. | |
55. | Культура XIX века. Обобщение по теме «Российская империя». | Знакомство с основными культурными достижениями XIX века, с именами выдающихся деятелей культуры. | Рассказывать о некоторых деятелях культуры XIX века, их творениях. | Осознанно положительно относиться к культурным ценностям своей страны. | Анализировать и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, произведений искусства, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации и презентовать результаты исследований. | 08.04. – 12.04. |
Российское государство. Россия в начале XX века – 6 часов | ||||||
56. | Проверочная работа № 6 по теме «Российская империя» (работа № 6 из сборника «Проверочные и диагностические работы»). Революция в России. | Знакомство с основными событиями начала XX века. | Рассказывать на доступном уровне о причинах революции, гражданской войне в России начала XX века. Знать даты падения династии Романовых, революции 1917 года. | Интересоваться изучением истории своей страны. | Извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения. | |
57. | Анализ работ. Коррекция ошибок. Россия в годы Советской власти. | Знакомство с основными событиями развития России в 20—30 годы XX века. | Рассказывать об особенностях развития страны в послереволюционный период, об образовании Советского государства. | Интересоваться изучением истории своей страны. | Анализировать информацию из текста, обобщать и делать выводы, классифицировать исторические события и личностей, обсуждать с одноклассниками ответы на вопросы. | 15.04. – 19.04. |
58. | Проверочный тест по теме «Российское государство». (сборник «Тесты и самостоятельные работы для текущего контроля»). Великая Отечественная война. | Знакомство с основными событиями Великой Отечественной войны: битвой под Москвой, Сталинградским сражением, Курской битвой, блокадой Ленинграда; расширение представлений о героическом подвиге советского народа. | Рассказывать о датах начала и окончания войны, самых известных битвах, городах-героях, подвигах военнослужащих и партизан в борьбе с фашистами. | Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. | Анализировать и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, произведений искусства, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации и презентовать результаты исследований. | |
59. | Анализ теста. Коррекция ошибок. Тыл в годы войны. Победа над фашизмом. | Знакомство с работой тыла в годы войны; представление о самоотверженном труде всех людей. | Рассказывать о работе и жизни в тылу в годы войны, трудовых подвигах работников заводов, госпиталей, сельского хозяйства, знать дату Дня Победы в Великой Отечественной войне. | Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. | Анализировать и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, произведений искусства, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации и презентовать результаты исследований. | 22.04. – 26.04. |
60. | Всероссийская проверочная работа. | Демонстрация уровня предметных учебных действий | Применять полученные знания при ответах на вопросы. | Осознавать практическую значимость изучения окружающего мира. | Выделять существенную информацию из текста, сравнивать, наблюдать, проводить аналогии, получать ин-формацию из различных источников. | |
61. | Анализ работ. Коррекция ошибок. Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века. | Знакомство с процессом последовательного восстановления народного хозяйства, с главными научными достижениями XX века. | Рассказывать о событиях послевоенного периода, восстановлении хозяйства, достижениях науки и техники, космических полетах, знать дату первого полета Ю.Гагарина в космос. | Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. | Анализировать и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, произведений искусства, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации и презентовать результаты исследований. | 29.04. – 03.05. |
Российское государство. Современная Россия – 7 часов | ||||||
62. | Проверочная работа № 7 по теме «Российское государство» (работа № 7 из сборника «Проверочные и диагностические работы»). По северным городам России. | Знакомство с северными городами России, их своеобразием и особенностями. | Знать наиболее крупные и известные города северной части России, рассказывать об их достопримечательностях, особенностях жизни в этих городах. | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. | Извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения. | |
63. | Анализ работ. Коррекция ошибок. По городам Центральной России. | Знакомство с городами Центральной России, их своеобразием и особенностями. | Знать наиболее крупные и известные города Центральной России, города Золотого кольца, | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. | Ориентироваться на карте, извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать и делать выводы, строить логические высказывания. | 06.05. – 10.05. |
64. | Города Урала и Сибири. | Знакомство с городами Урала и Сибири, их своеобразием и особенностями. | Знать наиболее крупные и известные города Сибири и Урала, рассказывать об их достопримечательностях, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в этих городах. | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. | Ориентироваться на карте, извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать и делать выводы, строить логические высказывания. | |
65. | Дальний Восток. Южные города России. | Знакомство с городами Дальнего Востока, с южными городами России. | Знать наиболее крупные и известные города Юга и Дальнего Востока России, | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. | Ориентироваться на карте, извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать и делать выводы, строить логические высказывания. | 13.05. – 17.05. |
66. | Проверочный тест по теме «Современная Россия». (сборник «Тесты и самостоятельные работы для текущего контроля»). Россия в мировом сообществе. | Знакомство с положением России в мировом сообществе, международными организациями, традициями и праздниками разных народов. | Рассказывать на доступном уровне о роли России в современном мире, о традициях разных народов России, называть основные международные организации и их функции. | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. | Ориентироваться на карте, извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать и делать выводы, строить логические высказывания. | |
67. | Анализ теста. Коррекция ошибок. Жизнь современного человека. | Расширение представлений о некоторых особенностях жизни современного человека. | Рассказывать об изменениях, произошедших в жизни человека с древности до современности, обсуждать положительные и отрицательные стороны современной жизни, быта. | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. | Анализировать и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации. | 20.05. – 24.05. |
68. | Итоговый урок «Мы знаем!». | Обобщение полученных знаний по всему курсу «Окружающий мир». | Обобщать и делать выводы об особенностях исторического развития и современной жизни России, применять полученные знания при ответах на занимательные и проверочные вопросы. | Уметь оценивать трудность предлагаемого задания, адекватно оценивать свои возможности, осознавать причины успешности / неуспешности. | Анализировать и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, произведений искусства, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации и презентовать результаты исследований. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 2 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:· Федераль...
Рабочая программа по музыке 2 класс Планета знаний
Пояснительная записка и примерное тематическое планирование...
рабочая программа по математике, 2 класс, "Планета знаний"
Рабочая программа по математике, 2 класс, "Планета знаний"...
рабочая программа по технологии, 2 класс, "Планета знаний"
рабочая программа по технологии, 2 класс, "Планета знаний"...
Рабочая программа по математике 3 класс "Планета знаний".
Планирование для электронного журнала....
Рабочая программа по математике 3 класс Планета знаний
Рабочая порограмма, тематическое планирование...
Рабочая программа по ИЗО 3 класс Планета знаний
Рабочая порограмма, тематическое планирование...