Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Растениеводство"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
На уроке учащиеся знакомятся с отраслями растениеводства, учатся работать с гербарием, изучают растениеводство нашего края. Воспитывается любовь и бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_doc._rastenievodstvo_4_kl.docx | 28.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
Урок окружающего мира в 4-классе по теме:
«Растениеводство в нашем крае»
Учитель
Боровлева В. В.
Воронеж – 2021 год.
Цели:
-сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае;
-познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях;
-развивать познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
-гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов, зёрна полевых культур;
-иллюстрации растений, фотографии;
-видеофильм «Растениеводство нашего края».
Ход урока.
1.Организационный момент, сообщение темы и целей урока. (Слайд 1,2)
-Сегодня мы узнаем, как появились культурные растения, какие сорта культурных растений выращивает человек, познакомимся с отраслями растениеводства, будем учиться различать полевые культуры по их характерным признакам.
2. Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний.
-Разгадав кроссворд «Обитатели водоёма», мы узнаем, о чем будет наш разговор.
Вопросы к кроссворду:
1.Растение с плавающими на поверхности водоёма листьями и жёлтыми цветами. Занесено в Красную Книгу.
2.Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на лопатку.
3.Детёныш лягушки.
4. Растение, имеющие листья – стрелы с большими широкими наконечниками.
5.Грызун, хорошо плавает и ныряет.
6.Растение, часто называемое камышом, с мягким коричневым наконечником на стебле. (Слайд 3,4)
с | |||||
т | о | ||||
р | н | ||||
к | г | е | д | ||
у | б | о | л | а | р |
б | о | л | о | т | о |
ы | б | о | л | р | г |
ш | р | в | и | а | о |
к | а | с | з | ||
а | с | т | |||
т | |||||
и | |||||
к |
- О болоте будет наш разговор. Скажите, надо ли охранять болота?
-Выполняя какие либо действия, человек всегда должен задумываться о последствиях. В природе нет ничего лишнего.
-Докажите на примерах, что водоём является природным сообществом.
-Расскажите о правилах поведения у водоёма. (Слайд 5)
2.Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка №1
- К искусственным водоёмам относятся:
а) реки, моря, океаны;
б) водохранилища, пруды, каналы;
г) ручьи, реки, озёра, моря;
2.Растения водоёма это:
а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;
б) брусника, черника, мох;
в) кувшинка, ряска, тростник;
3.Санитарами пресных водоёмов считают…
а) рака, беззубку;
б) прудовика, катушку;
в) клопа – водомерку, жука – плавунца;
4.Живым фильтром называют:
а) головастиков;
б) раков;
в) двустворчатых моллюсков;
Карточка №2.
1.Строителями хаток и плотин на пресных водоёмах являются:
а) люди;
б) ондатры;
в) цапли;
г) бобры;
2.С водоёмами связана жизнь:
а) зябликов, трясогузок, соек;
б) цапель, уток;
в) лебедей, тетеревов, сов;
3.Хищниками пресных водоёмов являются:
а) жуки – плавунцы, щуки, клопы – водомерки;
б) караси, мотыли, раки;
в) циклопы, прудовики, головастики;
4.Вода в пресных водоёмах иногда имеет зелёный цвет, потому что…
а) это плавает ряска;
б) много микроскопических водорослей;
в) на дне много ила;
3. Работа над новой темой.
Слово учителя. (Слайд 6)
- В далёкой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Ведь для того, чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от
капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зёрна и корешки…
И, вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной тёрке перетирали зёрна, выросли колоски
с такими же зёрнами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Попробовали специально рассыпать зёрна – получилось, да ещё как: где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Шли годы, развивался человек, совершенствовалось земледелие, всё разнообразней становились растения, которые выращивал человек. Вырастить хороший урожай - дело не простое, для этого много надо знать. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что необходимо растениям для хорошего роста, когда убирать созревшие плоды.
-За разведение культурных сельскохозяйственных растений и их выращивание отвечает растениеводство. Посмотрите в словаре, как толкует слово растениеводство С.И.Ожегов? (Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение.) (Слайд 7)
-Растениеводство делится на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.
Растениеводство
Полеводство Цветоводство
Овощеводство Плодоводство
- В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности. (Слайд 8,9,10)
-Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? Он не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Многие семьи
имеют садовые участки, где выращивают овощи, ягоды, фрукты. Рассмотрим простой пример. Люди убрали картофель, и что дальше? (Картофель увозят в погреб, сортируют по размеру, отбирают на семена для посадки в следующем году)
- И не просто отбирают, а берут самые лучшие. Большой картофель никогда не оставляют на семена. Хороший хозяин, опираясь на свой опыт, заботится о будущем урожае. Над выведением новых сортов работают лаборатории и опытные станции.
- Поговорим отдельно о каждой отрасли растениеводства.
Полеводство. (Слайд 11)
-Подумайте, чем занимается эта отрасль.
Дети получают материалы гербария: пшеница, рожь, ячмень, овёс, гречиха, лён, их зёрна, зёрна кукурузы, подсолнечника, картофель. Работа проводится в группах.
Карточка – помогай - ка. (Слайд 12)
1.Название группы растений по месту выращивания.
2.Что получают из каждого растения.
3. Чем отличаются зёрна. (Слайд 13, 14)
Обсуждение: Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры. Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб. Эти растения отличаются по форме колосков, у ржи длинные, твёрдые, разные по высоте усы. Рожь выше пшеницы. Зёрна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету. Зёрна овса продолговатые, из них варят кашу. Гречиха отличается зёрнами коричневого цвета и необычной формой. Из неё получают гречневую крупу.
- А что получают из проса и ячменя? (Из ячменя получают перловую крупу, а из проса – пшено.) (Слайд 15, 16)
-Что получают из подсолнечника? (Подсолнечное масло и семечки) (Слайд 20)
-А изо льна? ( Льняное масло) (Слайд 21)
- Это очень интересная культура. Изо льна получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду.
-А картофель? (У него используют в пищу подземные части – клубни) (Слайд 19)
-Ещё из картофеля получают крахмал. Любите кисели?
-Выращиванием таких сельскохозяйственных культур занимается полеводство.
- В нашем совхозе «АгроСвет» выращивают эти полевые культуры.
Овощеводство. (Слайд 22,23,24)
-Чем занимается эта отрасль? (Выращиванием овощей)
- Правильно. Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах, а ещё в теплицах. Какие овощные культуры вы знаете? (Капуста, огурцы, кабачки, морковь, свёкла, лук)
Показ муляжей и образцов культур.
-Овощи играют огромную роль в питании человека.
-Такие овощи как лук и чеснок способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитонциды. Неслучайно их рекомендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде. (Слайд 25)
4. Физкультминутка. (Слайд 26)
Тара – тара – тара – ра!
Из колхозного двора
Выезжают трактора.
Будем сеять и пахать
Семена сажать.
5. Работа по теме.
Плодоводство. (Слайд 27,28,29)
-Плодоводство – это выращивание плодовых культур, дающих фрукты. Какие фруктово – ягодные деревья и кустарники вы знаете? (Яблоня, груша, вишня, слива, малина, смородина)
Цветоводство. (Слайд 30)
-О цветоводстве вы прочитаете самостоятельно на стр. 206.
-Почему одни цветы выращивают в открытом грунте, другие – в теплицах, а третьи - в комнате? (В теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холода. Цветы бывают теплолюбивые и не очень.)
-Мир цветов поразительно красив и разнообразен. Помните, какие прекрасные цветы встретили нас 1 сентября и радовали нас своей красотой.
Работа в рабочей тетради. (Слайд 32)
С. 68 №1,2,3.
6.Закрепление изученного.
- Перечислите отрасли растениеводства. (Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство).
-Какие отрасли развиты в нашем крае?
7. Игра «Узнай растение». (Слайд 32)
-Угадай растение и назови отрасль растениеводства, которая его выращивает.
1.За кудрявый хохолок 5. В поле – метёлкой,
Лису из норки поволок. В мешке – жемчугом.
На ощупь очень гладкая, (Рожь, полеводство)
На вкус, как сахар, сладкая. 6.Расселась барыня на грядке,
(Морковь, овощеводство) Одета в шумные шелка.
2.На сучках висят шары, Мы для неё готовим кадки
Посинели от жары. И крупной соли полмешка.
(Слива, плодоводство) (Капуста, овощеводство).
3.Удивительное солнце, 7.Низок да колюч,
В этом солнце сто оконцев. Сладок да не пахуч.
Из оконцев тех глядят Ягоды сорвёшь –
Сотня маленьких галчат. Всю руку обдерёшь.
(Подсолнечник, полеводство) (Крыжовник, плодоводство)
4.Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
(Мак, цветоводство)
-Самостоятельно дополните схему «Растениеводство» названиями культур, которые выращивает каждая отрасль.(Взаимопроверка в парах)
8.Тест по теме: «Растениеводство нашего края»
9. Подведение итогов урока.
-Назовите отрасли растениеводства.
Выставление оценок.
10. Домашнее задание.
Прочитать текст, ответить на вопросы (с.201 – 207).
Выполнить задание № 1, 4 в рабочей тетради (с.68 - 70)
Подготовить сообщение о культурном растении нашего края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»
Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»
Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...
Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"
Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...
Урок окружающего мира 4 класс УМК "Школа России" по теме "Растениеводство в нашем крае"
Урок окружающего мира, 4 класс, УМК «Школа России». Тема: «Растениеводство нашего края». Данный урок предполагает познакомить учащихся с отраслями растениеводства. На основе поиска и отбора информации...
конспект урока окружающего мира 3 класс Тема: "Растениеводство"
конспект урока окружающего мира 3 класс Тема: "Растениеводство"...