Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Иванова Офеля Расимовна

Рабочая программа по  окружающему миру для  1  класса составлена на основе   авторской программы «Окружающий мир»  Плешаков А.А., Москва, «Просвещение» 2014 г; Федерального государственного об­разовательного стандарта начального общего образования,2009г; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос­сии, планируемых результатов начального общего образования и на основе учебника: Плешаков А. А.  Окружающий  мир.   Учебник.2 класс. В 2 - х ч. — М.: Просвещение, 2016 г 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx505.95 КБ

Предварительный просмотр:

D:\1 б кл Иванова О Р рабочие программы для Шабалиной\окружающий мир\титульник окр мир 1 кл  001.jpg

  1. Планируемые результаты освоения  учебного предмета

1.1.Личностные, метапредметные и общие предметные результаты.

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

У обучающегося будут сформированы:

 • первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;

• умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

• первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);

• ценностные представления о своей семье и своей малой родине;

• первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной; представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.);

• положительное отношение к школе и учебной деятельности;

• первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом; • эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;

 • этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

 • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

 • первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;

 • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.

Регулятивные УУД.

Учащиеся научатся:

• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

 • выделять из темы урока известные знания и умения;

 • планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);

• планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

 • сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;

• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;

 • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Познавательные УУД 

Учащиеся научатся: 

• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

• находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;

• понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, при- менять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;

• анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

• проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

• устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;

• располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».

Коммуникативные УУД .

Учащиеся научатся:

• включаться в диалог с учителем и сверстниками;

• формулировать ответы на вопросы;

• слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

• договариваться и приходить к общему решению;

• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

• интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

 • понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

• готовить небольшие сообщения с помощью взрослых по теме проекта.

Учащиеся научатся:

• правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);

• различать флаг и герб России; • узнавать некоторые достопримечательности столицы;

• называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;

• проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;

• проводить опыты с водой, снегом и льдом;

• различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);

• различать овощи и фрукты;

• определять с помощью атласа-определителя растения и животных;

• описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);

• сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;

• сравнивать реку и море;

• использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

• находить на глобусе холодные и жаркие районы;

• различать животных холодных и жарких районов;

• изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;

• различать прошлое, настоящее и будущее;

• называть дни недели и времена года в правильной последовательности;

• соотносить времена года и месяцы;

• находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;

• объяснять причины возникновения дождя и ветра;

• перечислять цвета радуги в правильной последовательности;

• ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;

• мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;

• раздельно собирать мусор в быту;

• соблюдать правила поведения в природе;

• правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;

• подбирать одежду для разных случаев;

• правильно обращаться с электричеством и электроприборами;

• правильно переходить улицу;

• соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;

• различать виды транспорта;

• соблюдать правила безопасности в транспорте.

1.2. Предметные результаты основных содержательных линий программы

 на базовом и повышенном уровне.

       В результате изучения курса выпускники начальной школы заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Человек и природа

обучающийся научится:

-узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

-описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

-проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

-использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

-использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

-использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

-обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

-определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

-понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

обучающийся получит возможность научиться:

-использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

-пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

-выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

обучающийся  научится:

-узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

-различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

-используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

-ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

-наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;

-проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

-определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  1. Содержание учебного предмета

2.1.Наименование разделов учебной программы.

№ п\п

Наименование раздела

Количество часов

Проверочная работа

Проектная

деятельность

1.

Задавайте вопросы.

1 ч

2.

Что и кто?

20ч

3.

Как, откуда и куда?

12ч

4.

Где и когда?

11ч

5.

Почему и зачем?

22ч

Итого:

66ч

2.2. Характеристика основных содержательных линий программы.

              Содержание программы носит личностно-развивающий характер. При проведении  уроков используют беседы, экскурсии, дидактические игры, практические работы, работу в группах, экскурсии.

Задавайте вопросы! 1 ч.

Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой

Что и кто? 20 ч

Что такое Родина? Наш край-ХМАО. Что мы знаем о народах России? Югра- единая семья народов. Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Растения края (деревья, кустарники, травы).  Что такое хвоинки? Растения края. Кто такие насекомые? Насекомые Югры. Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Разнообразный мир животных Югры. Птицы. Кто такие звери? Разнообразный мир животных Югры. Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?

Как, откуда и куда? 12 ч

Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Значение природы для человека, его влияние на природу. Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Взаимосвязь животного и растительного мира Югры. Как зимой помочь птицам? Взаимосвязь животного и растительного мира Югры. Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

Где и когда?  11 ч

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа».  Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Традиционная одежда народов Югры. Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?

Почему и зачем? 22 ч.

         Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Красная книга Югры. Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Твоё отношение к природе. Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Традиционная кухня Югры. Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? Твоё отношение к природе.

  1. Поурочное календарно-тематическое планирование учебного предмета

№ п/п

№  п/т

Тема урока

Дата/план

Дата/факт

Примечание

Задавайте вопросы. – 1 час

1

1

Задавайте вопросы.

Что и кто? – 20 часов

2

1

Что такое Родина?

Наш край-ХМАО.

3

2

Что мы знаем о народах России?

Югра- единая семья народов.

4

3

Что мы знаем о Москве?

5

4

Проект «Моя малая родина»

6

5

Что у нас над головой?

7

6

Что у нас под ногами?

8

7

Что общего у разных растений?

9

8

Что растет на подоконнике?

10

9

Что растет на клумбе?

11

10

Что это за листья?

Растения края (деревья, кустарники, травы)

12

11

Что такое хвоинки?

Растения края.

13

12

Кто такие насекомые?

Насекомые Югры.

14

13

Кто такие рыбы?

15

14

Кто такие птицы?

Разнообразный мир животных Югры. Птицы.

16

15

Кто такие звери?

Разнообразный мир животных Югры.

17

16

Что нас окружает дома?

18

17

Что умеет компьютер?

19

18

Что вокруг нас может быть опасным?

20

19

На что похожа наша планета?

21

20

Проверим себя по разделу «Что и кто?»

Презентация проекта «Моя малая Родина»

Как, откуда и куда? – 12 часов

22

1

Работа над ошибками. Как живет семья ?

Проект «Моя семья»

23

2

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит

24

3

Откуда в наш дом приходит электричество?

25

4

Как путешествует письмо.

26

5

Куда текут реки?

Значение природы для человека, его влияние на природу.

27

6

Откуда берутся снег и лед?

28

7

Как живут растения?

29

8

Как живут животные?

Взаимосвязь животного и растительного мира Югры.

30

9

Как зимой помочь птицам?

Взаимосвязь животного и растительного мира Югры.

31

10

Откуда берется и куда девается мусор?

32

11

Откуда в снежках грязь.

33

12

Проверим себя  по разделу «Как, откуда и куда?»

Где и когда? -11 часов

07.12

34

1

Работа над ошибками.

Когда учиться интересно?

35

2

Проект «Мой класс и моя школа»

36

3

Когда придет суббота?

37

4

Когда наступит лето?

38

5

Где живут белые медведи?

39

6

Где живут слоны?

40

7

Где зимуют птицы?

41

8

Когда появилась одежда?

Традиционная одежда народов Югры.

42

9

Когда изобрели велосипед?

43

10

Когда ты станешь взрослым?

44

11

Проверим себя по разделу «Где и когда?»

Почему и зачем? - 22часа

45

1

Работа над ошибками.

Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?

46

2

Почему Луна бывает разной?

47

3

Почему идет дождь и дует ветер?

48

4

Почему звенит звонок?

49

5

Почему радуга разноцветная?

50

6

Почему мы любим кошек и собак?

51

7

Проект «Наши домашние питомцы»

52

8

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Красная книга Югры.

53

9

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Твоё отношение к природе.

54

10

Зачем мы спим ночью?

55

11

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Традиционная кухня Югры.

56

12

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

57

13

Зачем нам телефон и телевизор?

58

14

Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда?

59

15

Зачем строят корабли?

60

16

Зачем строят самолеты?

61

17

Почему в автомобиле  и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

62

18

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

63

19

Контроль  знаний.

64

20

Работа над ошибками. Зачем люди осваивают космос?

65

21

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Твоё отношение к природе.

66

22

Проверим себя по разделу «Почему и зачем?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"

Рабочая программа русский язык 4 класс на 2023-2024 год с обновленными ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру - 1 класс ("Школа России")

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  1 класс (33 ч)Программа: ШКОЛА РОССИИ. Плешаков А.А.  Окружающий мир.// Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс, Школа России

Программа составлена с требованиями ФГОС (содержит УУД)...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа России"

Программа разработана на основе:- примерной образовательной программы Учебно – методического комплекса «Школа России» 2010 года,         -  авторской...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (школа России)

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по программе школа России....