Урок окружающего мира в 4 классе. Тема "Пустыни"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ
ТЕМА «ПУСТЫНИ»
Учитель начальных классов Филатова И.Н.
Цели | Способствование формированию у учащихся представления о природной зоне пустынь, ее природных условиях, влажности, растительном и животном мире; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для раскрытия экологических проблем зоны пустынь; определения границ знания и «незнания» |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный, исследовательский; индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная |
Оборудование | Карта «Природные зоны России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира пустынь; глобус, атлас-определитель, карточка – «помощница», карточки с заданиями для групповой работы, толковый словарь. |
Основные | Пустыни |
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность | Формируемые умения |
Мотивация | Снова пришел долгожданный миг Нам пора в дорогу, Он зовет нас, в загадочный мир, Таинственный мир природы. | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
Актуализация опорных знаний Проверка | - С какой природной зоной познакомились на предыдущем уроке? - Поделитесь информацией со своими одноклассниками о природной зоне степей. - Для того, чтобы убедиться, что все знакомы с зоной степей, выполните тест. Тест «Зона степей»
| Отвечают на вопросы. Выполняют тест | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля |
Целеполагание | – Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами отправляемся на юго-запад России. Сегодня нам откроет свои тайны новая природная зона России. Разгадайте ребус и прочитайте, куда мы отправляемся: – О какой природной зоне идет речь? – Что мы должны узнать о новой природной зоне? Определим наши задачи. | Разгадывают ребус, отвечают на вопросы - О пустыне. - Узнать географическое положение и климат природной зоны. - Особенности растительного и животного мира. - Экологические проблемы зоны пустынь. | |
Изучение нового материала Работа со словарем. Открытие нового знания | Читает стихотворение: Что такое пустыня? Это место, где пусто. Что такое пустыня? Это место, где грустно. Ни травинки зелёной, Лишь холмы из песка. Ни рябинки, ни клёна, Сушь, жара и тоска! Как волны морские, Барханы текут, И песчинки сухие За собою влекут. - Вы, конечно же, уже слышали о пустынях. А что вы представляете, когда слышите слово «пустыня»? - От какого слова произошло слово «пустыня»? - Сегодня мы вновь будете исследователями. - Давайте вспомним, чем занимаются исследователи? - Что будем исследовать сегодня? - Да, исследовать будем природную зону пустынь. - В роли каких ученых мы можем заняться исследованием этой зоны? - Действительно, в роли ученых исследователей: географов, ботаников, зоологов и экологов. - Обратимся к карте. Попробуйте рассказать об этой зоне, используя карточку - «помощницу»: 1. Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон и сторон горизонта. 2. В каком тепловом поясе расположена зона пустынь?
Пустыня – 1. Обширное, обычно безводное пространство со скудной растительностью или вовсе без неё. 2. Безлюдное необитаемое место. – На самом ли деле пустыня – это безжизненное пространство? - К этому вопросу мы вернемся в конце урока. - В энциклопедическом словаре: «Пустыня – это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует в пустыне сомкнутого покрова». | Внимательно слушают. - Жаркое солнце, нет дождей, верблюды, песок… - От слова «пусто». - Пустыня - это место, где много песка и очень жарко. Небо голубое, и на нем нет ни облачка. Кажется, что тебя окружают пустота и жара). Отвечают на вопросы учителя. Читают определение понятия в словаре. Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге с учителем. | |
Рассказ учителя о географическом | – В России пустыни расположены в Волгоградской и Астраханской областях, а также в республике Калмыкии. Пустыня на карте обозначена желто-оранжевым цветом, расположена к югу от степной зоны по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Это небольшая по площади зона. – Какое лето и зима в пустыне? – Лето в пустыне жаркое, длится 5 – 6 месяцев. Воздух раскаляется до 50°С, а поверхность нагревается днем до +70°С, а ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. Сильный ветер порой устраивает песчаную бурю. Зима короткая, длится 2–3 месяца, но очень холодная – до минус 12°С, Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы называются барханами, они постоянно передвигаются, как морские волны, благодаря сухим и горячим ветрам пустынь – суховеям. Барханы медленно движутся и могут засыпать дороги, поля, селения. Высота барханов может достигать от 3 до 8 метров. Остановить барханы может только растительность, скрепляющая своими корнями пески и ослабляющая силу ветра. Пустыни бывают не только песчаные, но и глинистые, и каменистые. Между Каспием и Амударьёй находится самая большая пустыня – Каракумы | Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя Внимательно слушают учителя. | Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении |
Исследователь- Работа | – Используя текст и иллюстрации учебника, атласы, рисунки, соберите информацию о растительном и животном мире пустынь, об экологических проблемах этой зоны, после чего поделитесь своими знаниями. • Материалы для «ботаников»: учебник, рисунки Задания: 1. Общая особенность растений: корни___________, листья________ из-за того, что не хватает ________. 2. Индивидуальное приспособление растений к природным условиям.. • Материалы для «зоологов»: фотографии различных животных, населяющих пустыни, атлас-определитель, учебник. Задания: 1. Рассказать о приспособленности животных пустынь к природным условиям (размеры, окраска, образ жизни, чем питаются). 2. Перечислить животных. 3. Дать характеристику некоторым животным пустыни. • Материалы для «экологов»: иллюстрации жизни Задания: 1. Назвать экологические проблемы пустынь и пути их решения. 2. Рассказать об охране редких растений и животных, заповедниках. | Делятся на три группы: «ботаники», «зоологи», «экологи». «Ботаники» собирают информацию о растительном мире пустынь. «Зоологи» собирают информацию о животном мире пустынь. «Экологи» собирают информацию об экологических проблемах зоны пустынь. Представляют подготовленную информацию. Выполняют действия за учителем | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; выдвижение гипотез и их обоснование, поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели разных типов (схемы, знаки и т. д.); устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логические цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели задачи учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения. Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело |
Отчеты «ботаников», «зоологов», «экологов» по результатам работы Физкультминутка по стихотворению М. Ю. Картушиной «В пустыне». | |||
По пустыне мы шагаем, Шагать на носочках. На носочки наступаем. Шагать, высоко поднимая колени. По барханам мы идем, Шагать, закрыв глаза, вытянув руки вперед. От друзей не отстаем. Прыжки на месте. Змеи по песку ползут, За собою нас ведут. Выполнять рукой движение «змейка» и произносить «щ-щ-щ». | |||
Загадки | 1. На спине есть два горба, В них и пища и вода. 2. Скачет ловко он как зайчик. Но похож, скорей, на мышь Этот милый коротыш. Лапы зайца, хвост мышиный Очень быстрый, как машина 3. Какую ужасную злючку, Без всяких последствий и бед, Верблюд собирает не в кучку, А ест по утрам и в обед? 4. Быстрая и юркая, 6. Хоть я тени не даю, Жарко я в костре горю: Людям помогаю – Их я согреваю. 7. Солнце льет лучи, теплынь, А кругом растет… | Отвечают на вопросы, разгадывают загадки - Верблюд. - Тушканчик. - Верблюжья колючка. - Ящерица. - Саксаул. - Полынь. | |
Интересные факты | - Знакомо ли вам растение амарант? - Тогда, может быть, вы слышали о перекати-поле? Так вот, речь идет об удивительном растении. Перекати-поле похож на клубок сена, который ветер гоняет по просторам пустынь и степей. Когда амарант молод, он живет как обычное растение. Спустя год, после того, как растение отцветет и засохнет, оно отрывается от земли и пускается в путешествие по воле ветра. - Есть такое крылатое выражение «Это словно оазис в пустыне!». Так говорят, например, о добром человеке или интересной книге. Что же такое оазис? - Оазис – небольшой участок земли, где есть вода. оазисы возникают в пустыне, потому что иногда подземные воды выходят на поверхность, или вблизи протекает река. Здесь буйно и пышно разрастается зелень. В оазисах свежий и прохладный воздух, здесь селятся люди, строят города и поселки. | Слушают учителя | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. |
Итоги урока. Рефлексия | – Путешествие подошло к концу. Понравилось ли вам оно? – Какие выводы сделали? – Какая информация показалась для вас значимой? – Как оцениваете свою деятельность? | Отвечают на вопросы | Регулятивные: оценивают собственную деятельность |
Литература:
- Т.А. Шарыгина. Беседы о пустыне и полупустыне. Методические рекомендации. М.: Сфера, 2009
- Э. Бомон, Э. Паруасьен. Энциклопедия Зеленая планета. М.: Махаон, 2006
- Планирование учебной деятельности. Окружающий мир. 4 класс. УМК Школа России. Волгоград: Учитель, 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»
Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»
Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...
Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"
Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...
Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.
Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль»...
Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире
Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...