Познавательное занятие на тему: «Лекарственные растения»
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Тимошина Ольга Николаевна

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение, развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое воображение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatzanlek_travy.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное занятие на тему: «Лекарственные растения»

Учитель Тимошина О.Н.

Цели: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение, развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое воображение.

Игровой момент.

В гости к детям приходит Незнайка и предлагает отправиться в царство растений, просит детей отгадать загадки, отгадав которые, они узнают, какие это растения.

Ведущий:

  1. Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня.   (крапива)

  1. Рос шар бел, дунул ветер –

Шар улетел.     (одуванчик)

  1. Нарядные платьица,

Жёлтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одёжке.   (ромашки)

  1. Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог.   (подорожник)

Ведущий: - Как называются эти растения?   Ответы детей: лекарственными.

                  - Для чего они нужны человеку?   Ответы детей: чтобы выздороветь, вылечиться.

                  - Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях.

Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

                  - Посмотрите на это растение (учитель показывает картинку и засушенное растение). Его можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно – тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется? Ответы детей: каждый лист тысячелистника состоит из множества крохотных листков, и у каждого листка – ажурные края.

                 - Тысячелистник – лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.

                 - Кто знает, как называется это растение?   Ответы детей: подорожник.

                - Почему оно так называется?   Ответы детей: подорожник растёт вдоль дороги.

                - Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения.

Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называют зелёным бинтом. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

               - О каком растении говорят, что оно жжёт?   Ответы детей: крапива.

Правильно, это крапива. Но почему же всё-таки крапива обжигает?  Ответы детей: на листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок – как игла крошечного шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай укол.

-Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волокна.

                - А сейчас. Ребята, послушайте стихотворение поэта Д.Зуева и скажите, о каком растении идёт речь.

                 - Цветочки, цветочки!

                   Белые рубашки,

                   Жёлтые колечки

                   Прибежали к речке.

                   За руки взялись и вот

                   Дружно водят хоровод!

Попробуйте угадать, о каком цветке говорится в загадке.

                   Стоят в поле сестрички,

                   Жёлтый глазок,

                   Белые реснички.   Ответы детей: о ромашке.

- Где растут ромашки?   Ответы детей: ромашки растут на лесных опушках, полянках, вырубках, в лугах, на полях.

-Белые лепестки ромашки обрамляют ярко-жёлтый глазок. Среди густых зелёных трав выделяется ромашка своей белой «рубашкой».

- Какие насекомые опыляют цветы ромашек?    Ответы детей: пчёлы, бабочки. Шмели видят ромашку издалека и летят к ней за нектаром. Они опускаются на крупные белые лепестки, пьют сок из маленьких жёлтых цветочков, собранных в круглую розетку в центре ромашки.

- А сейчас я вам расскажу, как выглядит ромашка. Сердечко ромашки снизу похоже на блюдечко, только не гладкое, а чешуйчатое, покрытое маленькими листочками. Так как они находятся при цветах, то ботаники называют их «прицветными листочками». А сверху жёлтый кружочек состоит из множества маленьких столбиков. Если рассмотреть такой столбик в лупу, то можно заметить, что это самый настоящий, только крошечный, цветок, с пятью лепестками, внутри которого спрятаны пять тычинок и пестик. Белые лепестки ромашки, которые мы обрываем, когда хотим погадать на ней, тоже маленькие цветочки с пятью лепестками, тир из них сильно вытянутые и белые, а два других очень короткие и почти незаметные.

- Почему ромашку относят к семейству сложноцветных?   Ответы детей: ромашка относится к семейству сложноцветных, потому что множество мелких цветов составляют один крупный сложный цветок.

- Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить?   Ответы детей: цветки собирают, когда растение цветёт. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог.

- А сейчас, ребята, давайте поиграем в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы.

1. У нашего Миши болит горло, давайте порекомендуем ему лечение.   Ответы детей: очень полезен отвар календулы, ромашки. Ими можно полоскать горло.

2. А у нашей Лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем?   Ответы детей: ей полезно будет попить отвар мать- и мачехи, чабреца.

3. Вы обратили внимание, какая бледная Обезьянка? У неё нет сил. Что же делать?   Ответы детей: ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.

- Давайте сделаем витаминный чай из трав, и нашим зверюшкам будет намного легче.

Учитель угощает детей витаминным чаем.

Игра «Четвёртый лишний»

-Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

1.Незабудка, ландыш, ромашка, берёза.

2.Дуб, липа, фиалка, ива.

3.Сирень, орешник, шиповник, одуванчик.

4.Фиалка, одуванчик, роза, мать- и-мачеха.

5.Пион, незабудка, ирис, тюльпан.

6.Медуница, василёк, кувшинка, хохлатка.

7.Подснежник, ромашка, василёк, колокольчик.

Игра в слова.

- Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее к цветку мать-и-мачеха,

                                                                                                       медуница,

                                                                                                       подснежник,

                                                                                                   хохлатка,

                                                                                                  кувшинка.

Словарь:

Белоснежный, медонос, голубая, хохолок, жёлтый, соцветие, семена – парашютики. Снег, река, март, лиловая, белый, «цветные часы», «первенец весны», поле, «фарфоровые колокольчики», кислая, ранневесенний, синий. Плавающие листья, муравей. Лес, луг, «русалочий цветок».

Составь рассказ – описание с опорой на план.

1.Как называется цветок?

2.Как он выглядит?

3.Когда расцветает?

4.Где растёт?

5.Какие насекомые опыляют цветок?

6.Как выглядят плоды растения?

7.Как распространяются семена растения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе. Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)

Цели занятия:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, люб...

Урок на тему "Лекарственные растения"

Урок для учащихся начальной школы, где рассказывается о наиболее распространённых лекарственных растениях....

Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"

занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...

Занятие по теме "Лекарственные растения родного края"

Цель: раскрыть красоту природы родного края через изучение лекарственных растенийЗадачи:Образовательные: ознакомить учащихся с лекарственными растениями родного края; углубление и расширение теоретиче...

Презентация к занятию "Окружающий мир". Тема: Лекарственные растения. Крапива.

Презентация к занятию  «Окружающий мир».Тема:  Лекарственные растения. Крапива.Цель: знакомство с видами и основными свойствами крапивы....

Конспект занятия в старшей группе Тема: «Лекарственные растения».

Цели.  Познакомить детей с лекарственными растениями; правилами сбора, применения и охраны растений; научить различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик, цикорий и ...