Познавательное занятие на тему: «Лекарственные растения»
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение, развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatzanlek_travy.docx | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное занятие на тему: «Лекарственные растения»
Учитель Тимошина О.Н.
Цели: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение, развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое воображение.
Игровой момент.
В гости к детям приходит Незнайка и предлагает отправиться в царство растений, просит детей отгадать загадки, отгадав которые, они узнают, какие это растения.
Ведущий:
- Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (крапива)
- Рос шар бел, дунул ветер –
Шар улетел. (одуванчик)
- Нарядные платьица,
Жёлтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одёжке. (ромашки)
- Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (подорожник)
Ведущий: - Как называются эти растения? Ответы детей: лекарственными.
- Для чего они нужны человеку? Ответы детей: чтобы выздороветь, вылечиться.
- Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях.
Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
- Посмотрите на это растение (учитель показывает картинку и засушенное растение). Его можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно – тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется? Ответы детей: каждый лист тысячелистника состоит из множества крохотных листков, и у каждого листка – ажурные края.
- Тысячелистник – лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.
- Кто знает, как называется это растение? Ответы детей: подорожник.
- Почему оно так называется? Ответы детей: подорожник растёт вдоль дороги.
- Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения.
Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называют зелёным бинтом. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.
- О каком растении говорят, что оно жжёт? Ответы детей: крапива.
Правильно, это крапива. Но почему же всё-таки крапива обжигает? Ответы детей: на листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок – как игла крошечного шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай укол.
-Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волокна.
- А сейчас. Ребята, послушайте стихотворение поэта Д.Зуева и скажите, о каком растении идёт речь.
- Цветочки, цветочки!
Белые рубашки,
Жёлтые колечки
Прибежали к речке.
За руки взялись и вот
Дружно водят хоровод!
Попробуйте угадать, о каком цветке говорится в загадке.
Стоят в поле сестрички,
Жёлтый глазок,
Белые реснички. Ответы детей: о ромашке.
- Где растут ромашки? Ответы детей: ромашки растут на лесных опушках, полянках, вырубках, в лугах, на полях.
-Белые лепестки ромашки обрамляют ярко-жёлтый глазок. Среди густых зелёных трав выделяется ромашка своей белой «рубашкой».
- Какие насекомые опыляют цветы ромашек? Ответы детей: пчёлы, бабочки. Шмели видят ромашку издалека и летят к ней за нектаром. Они опускаются на крупные белые лепестки, пьют сок из маленьких жёлтых цветочков, собранных в круглую розетку в центре ромашки.
- А сейчас я вам расскажу, как выглядит ромашка. Сердечко ромашки снизу похоже на блюдечко, только не гладкое, а чешуйчатое, покрытое маленькими листочками. Так как они находятся при цветах, то ботаники называют их «прицветными листочками». А сверху жёлтый кружочек состоит из множества маленьких столбиков. Если рассмотреть такой столбик в лупу, то можно заметить, что это самый настоящий, только крошечный, цветок, с пятью лепестками, внутри которого спрятаны пять тычинок и пестик. Белые лепестки ромашки, которые мы обрываем, когда хотим погадать на ней, тоже маленькие цветочки с пятью лепестками, тир из них сильно вытянутые и белые, а два других очень короткие и почти незаметные.
- Почему ромашку относят к семейству сложноцветных? Ответы детей: ромашка относится к семейству сложноцветных, потому что множество мелких цветов составляют один крупный сложный цветок.
- Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? Ответы детей: цветки собирают, когда растение цветёт. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог.
- А сейчас, ребята, давайте поиграем в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы.
1. У нашего Миши болит горло, давайте порекомендуем ему лечение. Ответы детей: очень полезен отвар календулы, ромашки. Ими можно полоскать горло.
2. А у нашей Лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем? Ответы детей: ей полезно будет попить отвар мать- и мачехи, чабреца.
3. Вы обратили внимание, какая бледная Обезьянка? У неё нет сил. Что же делать? Ответы детей: ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.
- Давайте сделаем витаминный чай из трав, и нашим зверюшкам будет намного легче.
Учитель угощает детей витаминным чаем.
Игра «Четвёртый лишний»
-Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
1.Незабудка, ландыш, ромашка, берёза.
2.Дуб, липа, фиалка, ива.
3.Сирень, орешник, шиповник, одуванчик.
4.Фиалка, одуванчик, роза, мать- и-мачеха.
5.Пион, незабудка, ирис, тюльпан.
6.Медуница, василёк, кувшинка, хохлатка.
7.Подснежник, ромашка, василёк, колокольчик.
Игра в слова.
- Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее к цветку мать-и-мачеха,
медуница,
подснежник,
хохлатка,
кувшинка.
Словарь:
Белоснежный, медонос, голубая, хохолок, жёлтый, соцветие, семена – парашютики. Снег, река, март, лиловая, белый, «цветные часы», «первенец весны», поле, «фарфоровые колокольчики», кислая, ранневесенний, синий. Плавающие листья, муравей. Лес, луг, «русалочий цветок».
Составь рассказ – описание с опорой на план.
1.Как называется цветок?
2.Как он выглядит?
3.Когда расцветает?
4.Где растёт?
5.Какие насекомые опыляют цветок?
6.Как выглядят плоды растения?
7.Как распространяются семена растения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе. Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)
Цели занятия:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, люб...
Урок на тему "Лекарственные растения"
Урок для учащихся начальной школы, где рассказывается о наиболее распространённых лекарственных растениях....
Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"
занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...
Занятие по теме "Лекарственные растения родного края"
Цель: раскрыть красоту природы родного края через изучение лекарственных растенийЗадачи:Образовательные: ознакомить учащихся с лекарственными растениями родного края; углубление и расширение теоретиче...
Презентация к занятию "Окружающий мир". Тема: Лекарственные растения. Крапива.
Презентация к занятию «Окружающий мир».Тема: Лекарственные растения. Крапива.Цель: знакомство с видами и основными свойствами крапивы....
Конспект занятия в старшей группе Тема: «Лекарственные растения».
Цели. Познакомить детей с лекарственными растениями; правилами сбора, применения и охраны растений; научить различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик, цикорий и ...