"Птицы" Окружающий мир 2 класс ПНШ
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока | Птицы | |
Тип урока | Изучение нового материала | |
Цель урока | Расширение знаний учащихся о птицах. | |
Задачи | - повторить отличительные признаки насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся; - дать учащимся знания о важности перьевого покрова в жизни птиц; - расширить знания учащихся о питании птиц, проследить взаимосвязи внешнего вида птицы со способом добывания пищи; Коррекционно-развивающие: -уточнение и расширение лексического запаса по теме "Птицы"; - развитие и коррекция связной речи; - развитие и коррекция произвольного внимания; слухового восприятия; - развитие и коррекция мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение; | |
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД | предметные | УУД |
Учащиеся научатся: Узнавать птиц на рисунке и на фотографиях; узнавать птиц среди других животных, называть основные признаки птиц; познакомятся с многообразием птиц. Получат возможность научиться исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания. | регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать свою работу и работу группы. познавательные – использовать различные способы поиска информации (в справочных источниках , иллюстрациях и учебнике), использовать жизненный опыт; сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; формирование уверенности в себе | |
Формируемые понятия: | «пернатые» | |
Межпредметные связи | Русский язык, литературное чтение | |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | ИКТ; системно-деятельностный подход; технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание. | |
Ресурсы | О.Н. Федотова Окружающий мир» учебник ч 2, О. Н. Федотова, Г.В. Трафимова « Окружающий мир», тетрадь 2 класс презентация, материалы для проведения опытов (перья птиц, лупа, ножницы, стакан с водой), аудиозапись, карточки-инструкции, карточки с заданиями. |
№ п/п | Этапы урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формируемые УУД |
1 | Мотивирование к учебной деятельности Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне за счёт мотивационного настроя | Окружающий нас мир Мы сегодня отправляемся в путь за новыми знаниями в мир животных - Все готовы? | Приветствуют учителя стоя. Самостоятельно организуют рабочее место, осуществляют самоконтроль. | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; Развитие мотивов деятельности; формирование личностного смысла учения Коммуникативные УУД: -слушать и понимать эмоциональный настрой других. Регулятивные УУД: - стабилизация эмоционального состояния для вхождения в урок. |
2 | Актуализация ранее усвоенных знаний и умений Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Работа по карточкам: слабые
- Давайте вспомним темы предыдущих уроков. С какими группами животных мы познакомились? (Рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся) Блиц-опрос «Закончи предложения:
Водные животные, тело покрыто чешуёй и слизью – это…
Как назвать одним словом: змей, ящериц, черепах? (пресмыкающиеся)
Животные, которые могут дышать кожей – это … Земноводные могут жить … Все взрослые земноводные - … У этих животных 3 пары ног, тело имеет насечки. (насекомые) Я знаю такие части тела насекомых, как… Многие бабочки, шмели – по типу питания …растительноядные Божьи коровки, стрекозы - … Рыжие муравьи - … хищники Работа в парах на карточках. «Кто в группе лишний». Зачеркните лишнее животное. Божья коровка, снегирь, шмель, муравей, медведка . Лягушка, жаба, ласточка, тритон, саламандра. Ворона, ерш, окунь, толстолобик, карп. Крокодил, голубь, гадюка, черепаха, ящерица. Проверка: составить кластер 1) Кто у вас остался? Дайте характеристику этой группе животных. 2) Назовите одним словом животных, которых вы подчеркнули. | Повторяют учебный материал, который потребуется при решении учебной задачи. Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности , мыслительные операции и учебные навыки. Работа в парах Животные рыбы насекомые земноводные пресмыкающиеся птицы | Познавательные УУД. Поиск, отбор и структурирование необходимой информации. - ориентирование в своей системе знаний, проводя её анализ. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. |
3 | Самоопределение к деятельности, целеполагание | -Сегодня вы познакомитесь еще с одной группой животного мира. Слайд 2 Ребятам предлагаю прослушать звуковую композицию Какие звуки вы услышали? Что их объединяет? Предположите, какова тема урока? Прослушать Мишу. Слайд 3 - Каких животных встретил Миша? Кто знает животное, похожее на белку, о котором они говорили? - Что объединяет всех этих животных? - Миша считает, что если они летают, значит, птицы? Согласны с ним? Можно ли их отнести к одной группе? -Какие учебные задачи мы ставим перед собой? Слайд 4 (узнать, каких животных называют птицами; научиться отличать птиц от других животных узнать о важности перьевого покрова, проследить взаимосвязь внешнего вида со способом добывания пищи) | Выявляют причину затруднения. Формулируют тему и цель урока (с помощью учителя) Ставят перед собой учебную задачу, фиксируя затруднение в выполнении пробного действия. | Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы. Личностные УУД. Самоопределение к деятельности: слушать педагога, предлагать вариант ответа. Регулятивные УУД. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. |
4 | Открытие новых знаний и способов деятельности Цель: | Давайте разберемся кого мы называем птицами? Назовите известных вам птиц. Отгадайте загадку, найдите изображение этой птицы Сильная, большая птица С хохолочком эта птица, Наливаю ей водицы. А ещё, сказал мой папа, Я пишу, как она лапой Грудка ярче, чем заря. У кого? Не заботится о детках, Что за птица, мороза не боится? Что за весенняя чёрная птица Желтенькое брюшко - воробья подружка. (Синица) Изображения еще каких птиц остались? Как же отличить птиц от других животных? 2. Организуется работа в паре (на карточках изображения птиц (ворона, пингвин) и таблица (общие признаки и отличительные) общее: крылья, клюв, хвост, 2 лапы, высиживают яйца, перья 3. Проверка результатов. Расскажите о результатах ваших исследований по цепочке, каждая группа называет один из признаков. - Начнем с отличительных признаков. Назовите общие признаки Можно ли общие признаки птиц, отнести и к другим животным? Что же является главной особенностью птиц? Чем отличаются они от других живых существ? Главное отличие птиц от других животных – наличие перьевого покрова тела. Птиц иногда называют пернатыми, как вы считаете, почему? (Потому, что это слово образовалось от слов перо, оперение.) (выделяю корень) опорная карточка Обобщение: Так какие животные называются птицами? Вывод: тело птиц покрыто перьями – это главный отличительный признак. Слайд 5 Где мы можем проверить правильность нашего вывода? (Посмотреть в словаре в конце учебника.) Давайте проверим. (Дети читают статью в словаре, стр. 126). Что ещё вы узнали? (Передние конечности превращены в крылья, ПАРА КРЫЛЬЕВ температура тела не зависит от температуры окружающей среды.) - Что бы вы ответили Мише, как ему определить, кто из тех животных кого он встретил - птицы? | Учащиеся читают загадки на карточках, находят среди избражений птиц нужное, вывешивают на доску. Работа в парах на карточках. . формулируют вывод: птицы отличаются от других животных наличием перьев. | Регулятивные УУД. Анализировать объекты с целью выделения признаков. Сравнение, обобщение, корректировка. Личностные УУД: -стремление к самоизменению и приобретению новых знаний; -определение границы собственного знания, незнания Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Поиск ответа на вопросы, ответ на проблемный вопрос. Коммуникативные УУД. Умение слушать и понимать партнера, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. Уметь оформлять свои мысли в устной форме Предметные: Учащиеся познакомятся с отличительными признаками птиц, научатся определять основной признак птиц. |
5 | Физминутка | Сейчас мы немного отдохнём Игра « Кто внимательный?» (называю рыбу – плывем; земноводное- подпрыгнули; пресмыкающееся- шипим и гладим живот; Щука, лягушка, крокодил, карась, жаба, ящерица, лещ, квакша, змея, ерш, уж, линь, черепаха. | Выполняют движения | |
6 | Исследование в малых группах. Поиск и систематизация информации Цель: дать возможность каждой группе представить собранные в ходе исследования материалы. Проведение эксперимента наблюдений, лабораторно- практической работы | Как вы думаете, зачем птицам перья? Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам узнать, как устроено перо. Сейчас мы на время превратимся в ученых, которые изучают птиц. Таких ученых называют - орнитологи. – Возьмите конверты и достаньте из них перья. Рассмотрите их. Самостоятельная исследовательская работа по группам. Следуя инструкции, вы исследуете перо птицы, затем расскажете о результатах своих исследований. 1 группа. Инструкция:
Слайд 6 2 группа. Инструкция:
Большие перья на крыльях помогают птицам летать. Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановку. Это маховые и рулевые перья. Много лет назад не было ручек, и люди писали такими перьями, обмакивая их в чернила. У некоторых птиц нет рулевых и маховых перьев. Как вы думаете, у каких? 3 группа: Инструкция:
Слайд 7 – Зачем так устроено перо?- Там пусто? Значит оно какое? 4 группа: Инструкция:
Слайд 8 в народе говорят… Почему очень важно, чтобы перо не намокало?) Я замечала, что куры перед дождем перебирают перья. Оказывается, птицы смазывают оперение жиром из железы над хвостом, чтобы оно не намокало. - Посмотрите на слайд (9), и скажите, чем птицы отличаются между собой? Формой клюва. -С чем это связано? Как вы считаете? Давайте попытаемся ответить на вопрос: «Почему у птиц разные клювы?» Я предлагаю рассмотреть три формы клювов. (на доску вывешивают картинки с формами клювов) - Давайте исследуем клюв под номером 1? Какой он? Что про него можно сказать? (тонкий и острый - насекомоядные) - Клюв под номером 2? (толстый и маленький - зерноядные) -А особенность клюва 3? (загнут вниз и острый - хищные). -Молодцы, дети мы с вами определили формы клювов. А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. (Учитель поочередно показывает предметы, дети определяют, на какой клюв они похожи. Пинцет – на клюв под номером 1, он тонкий и острый. Прищепка – на клюв под номером 2, она толстая и короткая. Заколка - загнута вниз, как клюв под номером 3.) А теперь постараемся подобрать пищу для каждого клюва. В качестве пищи будут семена тыквы, насекомые, зайка игрушка. | Дети работают по инструкции учителя Предлагают варианты, пробуют свои силы в нахождении способов решения учебной с помощью наводящих вопросов учителя. Выдвигают гипотезы Применяют ранее изученные навыки. . Выдвигают гипотезы, спорят, доказывают, обобщают. Формулируют выводы. | Личностные УУД: -способность оценивать свои достижения и трудности; -готовность совместно со сверстниками искать способы преодоления трудностей. Регулятивные УУД: -действовать по намеченному плану; -выполнение действий самоконтроля по ходу деятельности и после её завершения. Познавательные УУД: -нахождение необходимой информации, использование её для решения практических задач; -преобразование и переработка информации из одной формы в другую. построение логической цепи рассуждений , умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, принимать активное участие в работе группы, используя речевые коммуникативные средства Метапредметные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
7 | Применение полученных знаний и умений | Определить группу птиц по типу питания: зерноядные, насекомоядные, хищные, водоплавающие, всеядные - учащиеся по учебнику с. 23 готовят сообщение о своей группе птиц. (рассматривают иллюстрации особенности клюва, лап и т. д.) слайды 10-14 Почему этих птиц отнесли к той или иной группе?? Как вы понимаете поговорку? Без носа птица – как без рук. Как вы думаете, чей нос лучше? У В.Бианки есть замечательная книга "Чей нос лучше?" Вы ее можете прочитать к следующему уроку. Слайд 15 Индивидуальная по рабочей тетради. Р.т. №21, 22. Прочитайте задание самостоятельно. Что требуется сделать? Самостоятельное выполнение задания Взаимопроверка по эталону. Верное выполнение задания фиксируется на слайде 16 - Оцените работу при помощи оценочной шкалы? -Верните тетради, согласны ли вы с оценкой? Встаньте, кто получил высший балл. Где были ошибки? | Работа в группе. Самостоятельная работа в тетради. | Познавательные УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Регулятивные УУД. Учатся принимать и сохранять учебную задачу. Развивают способность к самооценке выполненной учебной задачи. Исправлять ошибки в устной и письменной речи. Коммуникативные УУД. Работают в группах, учатся контактировать друг с другом, слушать, выделять лидера-капитана, договариваться. Учатся эмоционально сопереживать. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Личностные УУД. Оценивают свои знания: что знали, что узнали. Оценивают свои достижения в дополнительных знаниях, заданиях; свои ответы. Проявляют интерес к живой природе, птицам. Предметные: Учащиеся познакомятся с отличительными признаками птиц, научатся определять основной признак птиц. сформируется базовый уровень умения характеризовать птиц, особенности их внешнего вида, среды обитания |
8 | Итог урока | Вставить пропущенное слово Слайд 17 ________ – это властелины воздуха. Тело птиц должно быть _______, а крылья ___________. Главные отличительные признаки птиц - это ______ и ______. Большие упругие перья крыльев и хвоста нужны для _______. Самые маленькие мягкие и пушистые перья называются ________, они __________ птицу. Клювы у птиц разные, это зависит от того, чем ________ птицы. При наличии времени посмотреть видео «Райские птицы» слайд 19 или дать на дом | ||
9 | Рефлексия учебной деятельности Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов. Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | А теперь вернемся к цели нашего урока. Продолжите высказывание Мы учились… Мы поняли… Всё ли мы узнали сегодня о птицах? За что вы бы похвалили себя сегодня? А кого в классе похвалили за хорошую работу? Что означает пословица "Дружные чайки и ястреба одолеют". К вам на парты прилетели птицы. Возьмите их и поселите на дерево. Если вам на уроке было легко, вы все поняли, поселите свою птичку на вершину дерева. Если не всё получилось и могли бы работать лучше - на нижние веточки. Если вам было трудно и вы плохо поняли материал – на травку под дерево. | Свободные высказывания учащихся Объясняют смысл пословицы | Регулятивные УУД. Осуществлять самоконтроль. Личностные УУД: -способность оценивать свои достижения на основе критерия успешности учебной деятельности. -осознание своей роли в проведённом исследовании. адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные УУД: -способность к невербальному общению. |
10 | Домашнее задание | - Наш урок подошёл к концу, дома выполните одно или несколько понравившихся заданий: Стр.21-23 1.Провести наблюдения за птицами, подготовить сообщение « Какие птицы прилетают к кормушке?» 2. Опишите любую птицу по плану, сделайте зарисовки 3.Найдите народные приметы, связанные с птицами. 4. Найти интересные факты по теме « Рекордсмены среди птиц» Выполнить задания: https://learningapps.org/1309980 https://learningapps.org/5529615 https://learningapps.org/6499313 - Урок окончен. Спасибо за работу! | Познавательные: структурирование знаний Личностные: понимание причин успеха в учебе Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
Задание
Главное "изобретение" птиц - это перья. Догадайся, какие это перья. Объясни свой выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...