Почему радуга разноцветная?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_raduga.docx43.35 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Класс: 1

Урок: 45 минут

Предмет: Окружающий мир

Программа: «Школа России»

Автор: А.А. Плешаков

Тип урока: урок открытия нового знания

Тема

Почему радуга разноцветная?

Цель урока:

- изучение последовательности цветов радуги

Задачи урока:

- познакомить детей с основными понятиями: радуга, дождь, солнце

- проанализировать причины появления радуги

- изучить последовательность цветов радуги

- получить эффект радуги в условиях классной комнаты

- учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя

Планируемый результат:

Предметные:                                                                                                                                                                                       научатся определять, как образуется радуга, называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника, запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма, отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок , находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, работать в паре, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, осуществлять взаимопроверку.

Основные понятия

Природные явления: солнце, дождь, радуга.

Межпредметные связи

Литературное чтение, технология, изобразительное искусство

Ресурсы:

Основные: А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2ч., с. 40, 41, А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 2, с.26, 27

Дополнительные: ИКТ (презентация к уроку), электронное приложение, компьютер, проектор, интерактивная доска

Приемы ТРКМ

«Загадка», Таблица «ЗУХ», «Толстые и тонкие вопросы», «Да-нет», «Синквейн»

Форма организации учебной деятельности

индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.

Структура технологической карты

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Методы и приемы работы

Формирование УУД

Вызов

Проверяют готовность к уроку

Участвуют в учебной ситуации, осознают мотив и цель предстоящей деятельности, озвучивают цель,

Приветствие, мотивация учащихся к учебной деятельности,

проверка готовности к  уроку; концентрация  внимания; настрой на успешную  работу

 

 

Прозвенел уже звонок,

Как же мы начнём урок?

-На уроке мы сидим -Не шумим и не кричим,

Руку тихо поднимаем,

Если спросят, отвечаем.

-Мы хороший, дружный класс?

- Да! И всё получится у нас!

Учащиеся хлопают соседа по ладошке,  желая друг другу удачи на уроке.

 Фронтальная.

 Коммуникативные УУД:

Включение в учебный процесс

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней.

Подготовка рабочего места.

«Загадка»

Таблица «ЗУХ»

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.                      Дети обмениваются информацией и дописывают в тетрадь новое то, что  узнали от соседа. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются

Демонстрируют знания- незнания о радуге.

Высказывают предположения.

Делают выводы совместно с учителем.

 Актуализирование знаний обучающихся, необходимых для открытия новых знаний

 

Учащимся предлагается самостоятельно подумать и записать все, что они знают о радуге в свою таблицу

 

На прошлом уроке мы изучали тему Звуки.

-Закройте  глазки.

-Послушайте, что это за звуки?

(Сверчок, шум ветра, дождя).

– Однажды Муравей-Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо …Какое? Отгадайте загадку:

Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти?

– Что появилось на небе? (Правильно.  Радуга.)

(На доске по ходу рассказа учителя появляются картинки: Муравьишка, дождь, солнце, радуга.)

Сообщение, наблюдение, беседа, слушание.

Индивидуальная, работа в парах

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Регулятивные УУД: понимание выделенных  учителем ориентиров действия в  учебном материале

Планирование

Прогнозирование

контроль

Личностные УУД:

Осмысление

Таблица «ЗУХ»

«Тонкие вопросы»

«Да-нет»

Совместно выдвигают варианты формулировок цели и задач, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях.

Осуществляет контакт с новой информацией;

Сопоставляет информацию с имеющимся знанием и опытом;

Акцентирует внимание на поиске ответов на вопросы;

Выявляет неясности и ставит новые вопросы;

Отслеживают  процесс знакомства с новой информацией;

Проводят классификацию, градацию;

Готовятся к анализу и обсуждению прочитанного и услышанного

Предположения детей

Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели и учебных задач.

Организует деятельность учащихся;

Отслеживает степень активности работы;

Консультирует;

Служит источником информации;

Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном;

Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме.

.

 

-Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (радуга)                            -Запишите в таблицу все, что знаете по этой теме                    – Дети, кто из вас видел радугу?                                                   - Какое настроение было, когда ты  увидел радугу?                   - Какие вопросы у вас возникли?                                          Электронное приложение Запишите в таблицу все, что знаете по этой теме                      - Сколько цветов у радуги? (Семь)                                                      - Мы много раз видели радугу, но не знаем, почему она бывает разноцветной                   А хотели ли бы узнать?

Проблемный вопрос. Почему же радуга разноцветная?

Тема : Почему радуга разноцветная?                                  

Как вы думаете? Предположения детей

Вопрос 1. У радуги 7 цветов?

Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке?

Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет?

Вопрос 4. Строители радуги – солнце и дождь?

Цель: узнать почему радуга разноцветная.                                            -Научимся перечислять цвета радуги в правильной последовательности

Побуждающий диалог

Фронтальная.

Индивиду-альная.

Коллективные формы работы (в парах).

Познавательные УУД:

Уметь проводить сравнение по заданным критериям .

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. высказывают свои предположения.

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.

Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Таблица «ЗУХ»

Слушает сообщение учителя.

 Учится обобщать.

 Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса «Почему бывает  радуга?»;, проблемных ситуаций: «Почему радуга разноцветная?», «Сколько у радуги цветов?»

Решение проблемной ситуации

Организует открытие  нового материала.

 Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Побуждает перестраивать условия проблемной задачи и находить главные определяющие принципы ее построения. Побуждает к анализу собственных действий. Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение.

Презентация                                 - Все ли слова понятны? Кто может объяснить?

-На что попадают в небе солнечные лучи?  

(На капельки дождя)

-Что происходит с солнечными лучами?

(Распадаются на разноцветные лучики.) 

-Что при этом образуется? (Радуга).

-Кто главный “художник” в природе? (Солнце)

- Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (высказывания детей)

- В радуге 7 цветов и все они всегда расположены в одном порядке.

- Ребята, а у меня ещё к вам вопрос:

«Как запомнить цвета по порядку и очень быстро?»

– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такую фразу – подсказку:

“Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.”

– По первым буквам слов и запоминаются цвета.

Наглядно-демонстра-ционные.

Фронтальная.

Индивиду-альная.

Коллективные формы работы (в парах).

Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о цветах радуги и причинах ее возникновения; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений.

Физминутка

Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед,

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали!

Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Я

Таблица «ЗУХ»

Осуществляет контакт с новой информацией;

Сопоставляет информацию с имеющимся знанием и опытом;

Акцентирует внимание на поиске ответов на вопросы;

Выявляет неясности и ставит новые вопросы;

Отслеживают  процесс знакомства с новой информацией;

Проводят классификацию, градацию;

Готовятся к анализу и обсуждению прочитанного и услышанного

Организует фиксирование и усвоение учениками нового;

Отслеживает степень активности работы;

Консультирует;

Служит источником информации;

Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном;

Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме.

Организует проведение опытов

Работа по учебнику с.41

Чтение объяснения Мудрой  Черепахи .

- Посмотрите на картинку на с.41

- Что делают Черепаха и Муравьишка? (поливают)

- Как думаете, что они хотят получить? (радугу)

- Может у них получиться радуга?

-Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

- Где еще можем мы наблюдать маленькие “радуги” в жизни, вокруг себя?

Опыты: получение радуги в условиях классной комнаты

Индивидуальные и коллективные формы работы

Таблица «ЗУХ»

Отвечают на вопросы учителя, заполняют таблицу

Делают выводы. Практическая работа.

Коллективные формы работы (в парах).

 Контрольно-оценочные действия

Организует  практическую работу, организует  работу в паре в учебной ситуации «Создание модели радуги»

Работа в тетради с. 27, №2 - Что надо сделать, прочитайте задание.-Оцените работу. (взаимопроверка)                         Выбор проекта, обоснование.                            – Чтобы закрепить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу. Выбор материалов и инструментов.                                   – Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага.)                                 – Нам сегодня подходит ?

Планирование проекта.              – Работать будем в группах. У каждой группы картинка.(картинки- город, луг, река) Создайте свою радугу.                                   Защита проекта.                             (Дети вывешивают работу на доску) Оцените работу

Выделение ключевых слов подчеркиванием;

Поиск ответов на поставленные вопросы;

Практическая работа

Работа в группах, в парах.

Познавательные УУД: Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия.

Личностные УУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания.

 Уметь самостоятельно  выполнять учебные задания

Физминутка для глаз

Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Рефлексия

 «Да-нетка»

Таблица «ЗУХ»

Обмениваются мнениями;

Заполняют рефлексивные таблицы, карточки;

Отвечают на вопросы;

Систематизируют новую информацию;

Отбирают наиболее важную информацию;

Высказывают оценочные суждения;

Выражаю новые идеи собственными словами;

Самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи;

Ставят новые цели. Оценивают свои действия на уроке.

Создает условия проведения рефлексии, обмена мнениями; оценки и коррекции собственной деятельности

Организует обсуждение, задает вопросы.

Побуждает к дальнейшему расширению информационного поля (ближайший вектор развития).

Создает условия для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции и оценки процесса.

Организует самооценку учебной деятельности

Проверка предположений

Вопрос 1. У радуги 7 цветов?

Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке?

Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет?

Вопрос 4. Строители радуги – солнце и дождь?

Проверка по ключу на доске.

- Поднимите руки, кто не ошибся.

-У кого 1-2 ошибки.

Индивиду-альная.

Фронтальная

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

 

Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные УУД: Уметь структурировать

знания, выбирать

наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.

Таблица «ЗУХ»

«Синквей»

Отвечают на вопросы учителя.

Подводят итог урока.

Систематизируют новую информацию;

Отбирают наиболее важную информацию;

Высказывают оценочные суждения;

Выражаю новые идеи собственными словами;

Самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи;

Ставят новые цели

Организует фиксирование содержания.

Организует подведение итога урока.

- Давайте посмотрим в ваши таблички и прочитаем, что же мы еще узнали нового. Прошу всех  внимательно слушать и дополнять, но не повторять сказанное.                      - На все ли вопросы получили ответ?                                 - Все ли удалось?                       - Какое настроение было на уроке? Почему?                                   - А что бы вы хотели узнать? - А вы помните, какая была у нас тема урока?                                 - Какая цель ?                            Узнали почему радуга разноцветная?                           - Как и когда появляется радуга.                                                  -Где можно использовать знания и умения, полученные сегодня на уроке?  

Предлагаю написать «Синквейн» всем самостоятельно                                                                              

Таблица «ЗУХ»

Фронтальная

«Синквей»

Личностные УУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания.

Познавательные УУД: Уметь структурировать

знания, выбирать

наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные УУД: Уметь управлять

поведением партнера, контролировать,

корректировать действия партнера.

Регулятивные УУД: Уметь определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Дом.задание

Не предусмотрено

По желанию

В дополнительной литературе или в сети Интернет, с помощью взрослых найдите новые сведения о радуге и дополните таблицу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Почему радуга разноцветная" 1 класс. Окружающий мир.

урок окружающего мира в 1 классе с использованием ИКТ...

Почему радуга разноцветная? Окружающий мир. 1 класс. Презентация.

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе. Тема урока: Почему радуга разноцветная? Можно использовать и на уроках ИЗО....

Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"

Цели: 1.Формировать первоначальное представления о свете и цвете.2. Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью. 3.Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.4.Воспитыв...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"

Презентация поможет детям понять как образуется радуга и запомнить последовательность цветов радуги....

"Почему радуга разноцветная"

УМК "Школа России", конспект "Почему радуга разноцветная"...

Почему радуга разноцветная?

Изучение цветов радуги и их последовательности....

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему радуга разноцветная?""

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использованы различные приемы и методы для развития познавательной активности учащихся....