Почему радуга разноцветная?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Класс: 1
Урок: 45 минут
Предмет: Окружающий мир
Программа: «Школа России»
Автор: А.А. Плешаков
Тип урока: урок открытия нового знания
Тема | Почему радуга разноцветная? | ||||
Цель урока: | - изучение последовательности цветов радуги | ||||
Задачи урока: | - познакомить детей с основными понятиями: радуга, дождь, солнце - проанализировать причины появления радуги - изучить последовательность цветов радуги - получить эффект радуги в условиях классной комнаты - учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя | ||||
Планируемый результат: | Предметные: научатся определять, как образуется радуга, называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника, запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма, отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок , находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, работать в паре, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, осуществлять взаимопроверку. | ||||
Основные понятия | Природные явления: солнце, дождь, радуга. | ||||
Межпредметные связи | Литературное чтение, технология, изобразительное искусство | ||||
Ресурсы: | Основные: А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2ч., с. 40, 41, А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 2, с.26, 27 Дополнительные: ИКТ (презентация к уроку), электронное приложение, компьютер, проектор, интерактивная доска | ||||
Приемы ТРКМ | «Загадка», Таблица «ЗУХ», «Толстые и тонкие вопросы», «Да-нет», «Синквейн» | ||||
Форма организации учебной деятельности | индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах. | ||||
Структура технологической карты | |||||
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Методы и приемы работы | Формирование УУД |
Вызов | Проверяют готовность к уроку Участвуют в учебной ситуации, осознают мотив и цель предстоящей деятельности, озвучивают цель, | Приветствие, мотивация учащихся к учебной деятельности, проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу
| Прозвенел уже звонок, Как же мы начнём урок? -На уроке мы сидим -Не шумим и не кричим, Руку тихо поднимаем, Если спросят, отвечаем. -Мы хороший, дружный класс? - Да! И всё получится у нас! Учащиеся хлопают соседа по ладошке, желая друг другу удачи на уроке. | Фронтальная. | Коммуникативные УУД: Включение в учебный процесс Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней. Подготовка рабочего места. |
«Загадка» Таблица «ЗУХ» | Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей. Дети обмениваются информацией и дописывают в тетрадь новое то, что узнали от соседа. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются Демонстрируют знания- незнания о радуге. Высказывают предположения. Делают выводы совместно с учителем. | Актуализирование знаний обучающихся, необходимых для открытия новых знаний
Учащимся предлагается самостоятельно подумать и записать все, что они знают о радуге в свою таблицу
| На прошлом уроке мы изучали тему Звуки. -Закройте глазки. -Послушайте, что это за звуки? (Сверчок, шум ветра, дождя). – Однажды Муравей-Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо …Какое? Отгадайте загадку: Что за чудо-красота! – Что появилось на небе? (Правильно. Радуга.) (На доске по ходу рассказа учителя появляются картинки: Муравьишка, дождь, солнце, радуга.) | Сообщение, наблюдение, беседа, слушание. Индивидуальная, работа в парах | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Регулятивные УУД: понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале Планирование Прогнозирование контроль Личностные УУД: |
Осмысление Таблица «ЗУХ» «Тонкие вопросы» «Да-нет» | Совместно выдвигают варианты формулировок цели и задач, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях. Осуществляет контакт с новой информацией; Сопоставляет информацию с имеющимся знанием и опытом; Акцентирует внимание на поиске ответов на вопросы; Выявляет неясности и ставит новые вопросы; Отслеживают процесс знакомства с новой информацией; Проводят классификацию, градацию; Готовятся к анализу и обсуждению прочитанного и услышанного Предположения детей | Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели и учебных задач. Организует деятельность учащихся; Отслеживает степень активности работы; Консультирует; Служит источником информации; Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном; Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме. .
| -Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (радуга) -Запишите в таблицу все, что знаете по этой теме – Дети, кто из вас видел радугу? - Какое настроение было, когда ты увидел радугу? - Какие вопросы у вас возникли? Электронное приложение Запишите в таблицу все, что знаете по этой теме - Сколько цветов у радуги? (Семь) - Мы много раз видели радугу, но не знаем, почему она бывает разноцветной А хотели ли бы узнать? Проблемный вопрос. Почему же радуга разноцветная? Тема : Почему радуга разноцветная? Как вы думаете? Предположения детей Вопрос 1. У радуги 7 цветов? Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке? Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет? Вопрос 4. Строители радуги – солнце и дождь? Цель: узнать почему радуга разноцветная. -Научимся перечислять цвета радуги в правильной последовательности | Побуждающий диалог Фронтальная. Индивиду-альная. Коллективные формы работы (в парах). | Познавательные УУД: Уметь проводить сравнение по заданным критериям . Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. высказывают свои предположения. Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему. Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
Таблица «ЗУХ» | Слушает сообщение учителя. Учится обобщать. Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса «Почему бывает радуга?»;, проблемных ситуаций: «Почему радуга разноцветная?», «Сколько у радуги цветов?» Решение проблемной ситуации | Организует открытие нового материала. Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Побуждает перестраивать условия проблемной задачи и находить главные определяющие принципы ее построения. Побуждает к анализу собственных действий. Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение. | Презентация - Все ли слова понятны? Кто может объяснить? -На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя) -Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики.) -Что при этом образуется? (Радуга). -Кто главный “художник” в природе? (Солнце) - Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (высказывания детей) - В радуге 7 цветов и все они всегда расположены в одном порядке. - Ребята, а у меня ещё к вам вопрос: «Как запомнить цвета по порядку и очень быстро?» – Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такую фразу – подсказку: “Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.” – По первым буквам слов и запоминаются цвета. | Наглядно-демонстра-ционные. Фронтальная. Индивиду-альная. Коллективные формы работы (в парах). | Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о цветах радуги и причинах ее возникновения; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.). Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений. |
Физминутка | Мы по лугу прогулялись И немножко отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем, Руки в стороны, вперед, Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети, А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Дружно хлопаем, ногами топаем! Хорошо мы погуляли И нисколько не устали! | Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Я | |||
Таблица «ЗУХ» | Осуществляет контакт с новой информацией; Сопоставляет информацию с имеющимся знанием и опытом; Акцентирует внимание на поиске ответов на вопросы; Выявляет неясности и ставит новые вопросы; Отслеживают процесс знакомства с новой информацией; Проводят классификацию, градацию; Готовятся к анализу и обсуждению прочитанного и услышанного | Организует фиксирование и усвоение учениками нового; Отслеживает степень активности работы; Консультирует; Служит источником информации; Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном; Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме. Организует проведение опытов | Работа по учебнику с.41 Чтение объяснения Мудрой Черепахи . - Посмотрите на картинку на с.41 - Что делают Черепаха и Муравьишка? (поливают) - Как думаете, что они хотят получить? (радугу) - Может у них получиться радуга? -Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.) - Где еще можем мы наблюдать маленькие “радуги” в жизни, вокруг себя? Опыты: получение радуги в условиях классной комнаты | Индивидуальные и коллективные формы работы | |
Таблица «ЗУХ» | Отвечают на вопросы учителя, заполняют таблицу Делают выводы. Практическая работа. Коллективные формы работы (в парах). Контрольно-оценочные действия | Организует практическую работу, организует работу в паре в учебной ситуации «Создание модели радуги» | Работа в тетради с. 27, №2 - Что надо сделать, прочитайте задание.-Оцените работу. (взаимопроверка) Выбор проекта, обоснование. – Чтобы закрепить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу. Выбор материалов и инструментов. – Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага.) – Нам сегодня подходит ? Планирование проекта. – Работать будем в группах. У каждой группы картинка.(картинки- город, луг, река) Создайте свою радугу. Защита проекта. (Дети вывешивают работу на доску) Оцените работу | Выделение ключевых слов подчеркиванием; Поиск ответов на поставленные вопросы; Практическая работа Работа в группах, в парах. | Познавательные УУД: Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия. Личностные УУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания. Уметь самостоятельно выполнять учебные задания |
Физминутка для глаз | Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. | ||||
Рефлексия «Да-нетка» Таблица «ЗУХ» | Обмениваются мнениями; Заполняют рефлексивные таблицы, карточки; Отвечают на вопросы; Систематизируют новую информацию; Отбирают наиболее важную информацию; Высказывают оценочные суждения; Выражаю новые идеи собственными словами; Самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи; Ставят новые цели. Оценивают свои действия на уроке. | Создает условия проведения рефлексии, обмена мнениями; оценки и коррекции собственной деятельности Организует обсуждение, задает вопросы. Побуждает к дальнейшему расширению информационного поля (ближайший вектор развития). Создает условия для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции и оценки процесса. Организует самооценку учебной деятельности | Проверка предположений. Вопрос 1. У радуги 7 цветов? Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке? Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет? Вопрос 4. Строители радуги – солнце и дождь? Проверка по ключу на доске. - Поднимите руки, кто не ошибся. -У кого 1-2 ошибки. | Индивиду-альная. Фронтальная | Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные УУД: Уметь структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания. |
Таблица «ЗУХ» «Синквей» | Отвечают на вопросы учителя. Подводят итог урока. Систематизируют новую информацию; Отбирают наиболее важную информацию; Высказывают оценочные суждения; Выражаю новые идеи собственными словами; Самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи; Ставят новые цели | Организует фиксирование содержания. Организует подведение итога урока. | - Давайте посмотрим в ваши таблички и прочитаем, что же мы еще узнали нового. Прошу всех внимательно слушать и дополнять, но не повторять сказанное. - На все ли вопросы получили ответ? - Все ли удалось? - Какое настроение было на уроке? Почему? - А что бы вы хотели узнать? - А вы помните, какая была у нас тема урока? - Какая цель ? Узнали почему радуга разноцветная? - Как и когда появляется радуга. -Где можно использовать знания и умения, полученные сегодня на уроке? Предлагаю написать «Синквейн» всем самостоятельно | Таблица «ЗУХ» Фронтальная «Синквей» | Личностные УУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания. Познавательные УУД: Уметь структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные УУД: Уметь управлять поведением партнера, контролировать, корректировать действия партнера. Регулятивные УУД: Уметь определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата |
Дом.задание | Не предусмотрено По желанию В дополнительной литературе или в сети Интернет, с помощью взрослых найдите новые сведения о радуге и дополните таблицу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Почему радуга разноцветная" 1 класс. Окружающий мир.
урок окружающего мира в 1 классе с использованием ИКТ...
Почему радуга разноцветная? Окружающий мир. 1 класс. Презентация.
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе. Тема урока: Почему радуга разноцветная? Можно использовать и на уроках ИЗО....
Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"
Цели: 1.Формировать первоначальное представления о свете и цвете.2. Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью. 3.Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.4.Воспитыв...
Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"
Презентация поможет детям понять как образуется радуга и запомнить последовательность цветов радуги....
"Почему радуга разноцветная"
УМК "Школа России", конспект "Почему радуга разноцветная"...
Почему радуга разноцветная?
Изучение цветов радуги и их последовательности....
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему радуга разноцветная?""
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использованы различные приемы и методы для развития познавательной активности учащихся....