В царстве грибов
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)
В данной методической разработке рассматривается уникальность грибов, как отдельное царство. Чем они отличаются от животных и растений, о разнообразии грибов, об их связи в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 20.35 КБ |
metodicheskaya_razrabotka.docx | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Предмет «Окружающий мир» 3 класс
Тема: В царстве грибов
Основные цели:
Предметные:
1) сформировать представление о «царстве» грибов;
2) расширить представления учащихся о разнообразии грибов, об их связях в природном сообществе «лес».
Метапредметные:
Личностные:
умение соотносить свои поступки с этическими чувствами ; желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Регулятивные:
обеспечить младшему школьнику организацию учебной деятельности:
- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной и групповой работе);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Познавательные:
- включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- электронные материалы: презентация в программе PowerPoint.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
-Ребята, улыбнитесь мне, друг другу и с хорошим настроением начнём урок.
(Учитель включает музыку «Звуки леса». На экране появляется картинка леса.)
- Ребята, кто догадался, куда я хочу пригласить вас сегодня?
(В лес.)
- Молодцы! Вы совершенно правы. Мы отправимся в лес. А ведь лес – хранитель многих тайн. И я предлагаю вам открыть некоторые из них.
− Пожелайте друг другу удачи! В путь!
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Ребята, а что такое для вас лес? Кого и что там можно встретить? Посмотрите внимательно на экран.
- Молодцы! Каждый из вас по-своему прав. Всё перечисленное можно разделить на группы. Назовите эти группы.
(РАСТЕНИЯ, ГРИБЫ, ЖИВОТНЫЕ)
- А я ещё хочу добавить самых маленьких обитателей леса – БАКТЕРИИ.
- Каким словом учёные-биологи называют эти группы? (ЦАРСТВА)
- Вы уже знаете, что бактерии – это ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ организмы.
- Вы уже знаете, что бактерии – это ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ организмы.
- При помощи какого органа растение поглощает воду и растворённые соли?
(Растения при помощи корня поглощают воду и соли.)
- В каком органе растения из воды и углекислого газа вырабатывают сахар и крахмал?
(При помощи листа растение вырабатывает сахар и крахмал.)
- Какой орган у растений связывает корень и листья?
(Корень и листья связывает стебель.)
- Животные не могут сами создавать питательные вещества. Среди них есть одноклеточные или имеющие органы, но об этом вы узнаете в старших классах.
- При помощи какого органа растение поглощает воду и растворённые соли?
(Растения при помощи корня поглощают воду и соли.)
- В каком органе растения из воды и углекислого газа вырабатывают сахар и крахмал?
(При помощи листа растение вырабатывает сахар и крахмал.)
- Какой орган у растений связывает корень и листья?
(Корень и листья связывает стебель.)
- Животные не могут сами создавать питательные вещества. Среди них есть одноклеточные или имеющие органы, но об этом вы узнаете в старших классах.
5. Реализация построенного проекта.
Строение гриба.
- А вы любите собирать грибы?
- Когда вы были в лесу, то наверно заметили, что маслята можно встретить в еловом лесу, а подберёзовики в берёзовом. И это не случайно.
- Рассмотрите СТРОЕНИЕ гриба.
- Откройте учебник на стр. 112. Посмотрите на рисунок № 1. Как называется этот гриб? (Мухомор.)
- Что вы о нём знаете?
- Биологи выделяют подземную и надземную части гриба.
- Назовите подземную часть гриба.
(Грибница.)
- Назовите надземные части гриба.
(Ножка, шляпка.)
- На рисунке № 1 изображён мухомор, а у меня обитатель хвойных лесов – белый гриб.
Определите строение этого гриба.
- Какая часть гриба обозначена цифрой 1?
(Шляпка.)
- Какая часть гриба обозначена цифрой 2?
(Ножка.)
- Какая часть гриба обозначена цифрой 3?
(Грибница.)
- Я показываю на доске, а вы отвечаете и подписываете части гриба у себя на карточках.
- Какая часть гриба обозначена цифрой 1?
(Шляпка.)
- Какая часть гриба обозначена цифрой 2?
(Ножка.)
- Какая часть гриба обозначена цифрой 3?
(Грибница.)
- Я показываю на доске, а вы отвечаете и подписываете части гриба у себя на карточках.
Питание гриба.
- Ребята, на что похожа грибница?
(На нити.)
- Да, вы совершенно правы. Именно грибница - подземная часть гриба играет главную роль в его ПИТАНИИ.
- Где можно найти самую точную информацию о питании гриба?
(В учебнике.)
- На стр. 112 найдите глазками выделенное слово грибница и прочитайте следующие за ним предложения до конца абзаца.
- Что всасывает грибница из почвы?
(Воду и растворённые вещества.)
- Грибы производят сами питательные вещества?
(Нет.)
- А где грибы берут питательные вещества?
(Грибы поглощают питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и животных, т. е. из почвы.)
- В карточках записаны царства и способы питания. Соедините стрелками царства растений и грибов со способами их питания. У вас 1 мин.
Питание гриба.
- Ребята, на что похожа грибница?
(На нити.)
- Да, вы совершенно правы. Именно грибница - подземная часть гриба играет главную роль в его ПИТАНИИ.
- Где можно найти самую точную информацию о питании гриба?
(В учебнике.)
- На стр. 112 найдите глазками выделенное слово грибница и прочитайте следующие за ним предложения до конца абзаца.
- Что всасывает грибница из почвы?
(Воду и растворённые вещества.)
- Грибы производят сами питательные вещества?
(Нет.)
- А где грибы берут питательные вещества?
(Грибы поглощают питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и животных, т. е. из почвы.)
- В карточках записаны царства и способы питания. Соедините стрелками царства растений и грибов со способами их питания. У вас 1 мин.
- Правильно, ребята.
1. Грибами питаются лесные жители.
2. Грибами лечатся лесные животные.
3. Грибы – санитары леса. Они разрушают растительные остатки (пни, опавшие листья, ветки) и превращают их в перегной.
- Что такое перегной?
(Перегной – это верхний плодородный слой земли.)
4. Деревья и грибы – друзья. Корни деревьев в лесу оплетены грибницей.
Деревья и грибы помогают друг другу питаться. Грибы помогают деревьям добывать из почвы воду и минеральные соли. А растения образуют питательные вещества и делятся с грибами. Вот такая дружба.
Съедобные и несъедобные грибы.
- Если вы любите ходить в лес и собирать грибы, то тогда вы знаете, что есть съедобные и несъедобные грибы. А я проверю ваши знания.
- Давайте поиграем.
ФИЗМИНУТКА
Утром дети в лес пошли
И в лесу грибы нашли…
(Учитель показывает детям картинки съедобных и несъедобных грибов, а дети выполняют движения. Если гриб съедобный, то нужно сесть, срезать и положить в корзинку, а если несъедобный – поднять руки вверх и помахать)
- Молодцы!!!
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Вы сегодня многое узнали о грибах. Давайте вернёмся к нашему вопросу.
- Почему же грибы выделили в отдельное царство?
- Назовите части гриба.
- Такие ли части у растения?
- Может ли гриб сам вырабатывать питательные вещества как растения?
- Можно ли отнести гриб к царству растений?
- А животные могут сами вырабатывать питательные вещества как растения?
(Животные не могут сами вырабатывать питательные вещества.)
- Может быть грибы – это животные? Почему?
(Не животные, т.к. не умеют двигаться.)
- Именно по особенностям строения и питания грибы выделили в отдельное царство.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Предмет «Окружающий мир» 3 класс
Учитель Зиновьева А.В.
Тема: В царстве грибов
Основные цели:
Предметные:
1) сформировать представление о «царстве» грибов;
2) расширить представления учащихся о разнообразии грибов, об их связях в природном сообществе «лес».
Метапредметные:
Личностные:
умение соотносить свои поступки с этическими чувствами ; желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Регулятивные:
обеспечить младшему школьнику организацию учебной деятельности:
- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной и групповой работе);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Познавательные:
- включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- электронные материалы: презентация в программе PowerPoint.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
-Ребята, улыбнитесь мне, друг другу и с хорошим настроением начнём урок.
(Учитель включает музыку «Звуки леса». На экране появляется картинка леса.)
- Ребята, кто догадался, куда я хочу пригласить вас сегодня?
(В лес.)
- Молодцы! Вы совершенно правы. Мы отправимся в лес. А ведь лес – хранитель многих тайн. И я предлагаю вам открыть некоторые из них.
− Пожелайте друг другу удачи! В путь!
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Ребята, а что такое для вас лес? Кого и что там можно встретить? Посмотрите внимательно на экран.
- Молодцы! Каждый из вас по-своему прав. Всё перечисленное можно разделить на группы. Назовите эти группы.
(РАСТЕНИЯ, ГРИБЫ, ЖИВОТНЫЕ)
- А я ещё хочу добавить самых маленьких обитателей леса – БАКТЕРИИ.
- Каким словом учёные-биологи называют эти группы? (ЦАРСТВА)
- Вы уже знаете, что бактерии – это ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ организмы.
- Вы уже знаете, что бактерии – это ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ организмы.
- При помощи какого органа растение поглощает воду и растворённые соли?
(Растения при помощи корня поглощают воду и соли.)
- В каком органе растения из воды и углекислого газа вырабатывают сахар и крахмал?
(При помощи листа растение вырабатывает сахар и крахмал.)
- Какой орган у растений связывает корень и листья?
(Корень и листья связывает стебель.)
- Животные не могут сами создавать питательные вещества. Среди них есть одноклеточные или имеющие органы, но об этом вы узнаете в старших классах.
- При помощи какого органа растение поглощает воду и растворённые соли?
(Растения при помощи корня поглощают воду и соли.)
- В каком органе растения из воды и углекислого газа вырабатывают сахар и крахмал?
(При помощи листа растение вырабатывает сахар и крахмал.)
- Какой орган у растений связывает корень и листья?
(Корень и листья связывает стебель.)
- Животные не могут сами создавать питательные вещества. Среди них есть одноклеточные или имеющие органы, но об этом вы узнаете в старших классах.
5. Реализация построенного проекта.
Строение гриба.
- А вы любите собирать грибы?
- Когда вы были в лесу, то наверно заметили, что маслята можно встретить в еловом лесу, а подберёзовики в берёзовом. И это не случайно.
- Рассмотрите СТРОЕНИЕ гриба.
- Откройте учебник на стр. 112. Посмотрите на рисунок № 1. Как называется этот гриб? (Мухомор.)
- Что вы о нём знаете?
- Биологи выделяют подземную и надземную части гриба.
- Назовите подземную часть гриба.
(Грибница.)
- Назовите надземные части гриба.
(Ножка, шляпка.)
- На рисунке № 1 изображён мухомор, а у меня обитатель хвойных лесов – белый гриб.
Определите строение этого гриба.
- Какая часть гриба обозначена цифрой 1?
(Шляпка.)
- Какая часть гриба обозначена цифрой 2?
(Ножка.)
- Какая часть гриба обозначена цифрой 3?
(Грибница.)
- Я показываю на доске, а вы отвечаете и подписываете части гриба у себя на карточках.
- Какая часть гриба обозначена цифрой 1?
(Шляпка.)
- Какая часть гриба обозначена цифрой 2?
(Ножка.)
- Какая часть гриба обозначена цифрой 3?
(Грибница.)
- Я показываю на доске, а вы отвечаете и подписываете части гриба у себя на карточках.
Питание гриба.
- Ребята, на что похожа грибница?
(На нити.)
- Да, вы совершенно правы. Именно грибница - подземная часть гриба играет главную роль в его ПИТАНИИ.
- Где можно найти самую точную информацию о питании гриба?
(В учебнике.)
- На стр. 112 найдите глазками выделенное слово грибница и прочитайте следующие за ним предложения до конца абзаца.
- Что всасывает грибница из почвы?
(Воду и растворённые вещества.)
- Грибы производят сами питательные вещества?
(Нет.)
- А где грибы берут питательные вещества?
(Грибы поглощают питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и животных, т. е. из почвы.)
- В карточках записаны царства и способы питания. Соедините стрелками царства растений и грибов со способами их питания. У вас 1 мин.
Питание гриба.
- Ребята, на что похожа грибница?
(На нити.)
- Да, вы совершенно правы. Именно грибница - подземная часть гриба играет главную роль в его ПИТАНИИ.
- Где можно найти самую точную информацию о питании гриба?
(В учебнике.)
- На стр. 112 найдите глазками выделенное слово грибница и прочитайте следующие за ним предложения до конца абзаца.
- Что всасывает грибница из почвы?
(Воду и растворённые вещества.)
- Грибы производят сами питательные вещества?
(Нет.)
- А где грибы берут питательные вещества?
(Грибы поглощают питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и животных, т. е. из почвы.)
- В карточках записаны царства и способы питания. Соедините стрелками царства растений и грибов со способами их питания. У вас 1 мин.
- Правильно, ребята.
1. Грибами питаются лесные жители.
2. Грибами лечатся лесные животные.
3. Грибы – санитары леса. Они разрушают растительные остатки (пни, опавшие листья, ветки) и превращают их в перегной.
- Что такое перегной?
(Перегной – это верхний плодородный слой земли.)
4. Деревья и грибы – друзья. Корни деревьев в лесу оплетены грибницей.
Деревья и грибы помогают друг другу питаться. Грибы помогают деревьям добывать из почвы воду и минеральные соли. А растения образуют питательные вещества и делятся с грибами. Вот такая дружба.
Съедобные и несъедобные грибы.
- Если вы любите ходить в лес и собирать грибы, то тогда вы знаете, что есть съедобные и несъедобные грибы. А я проверю ваши знания.
- Давайте поиграем.
ФИЗМИНУТКА
Утром дети в лес пошли
И в лесу грибы нашли…
(Учитель показывает детям картинки съедобных и несъедобных грибов, а дети выполняют движения. Если гриб съедобный, то нужно сесть, срезать и положить в корзинку, а если несъедобный – поднять руки вверх и помахать)
- Молодцы!!!
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Вы сегодня многое узнали о грибах. Давайте вернёмся к нашему вопросу.
- Почему же грибы выделили в отдельное царство?
- Назовите части гриба.
- Такие ли части у растения?
- Может ли гриб сам вырабатывать питательные вещества как растения?
- Можно ли отнести гриб к царству растений?
- А животные могут сами вырабатывать питательные вещества как растения?
(Животные не могут сами вырабатывать питательные вещества.)
- Может быть грибы – это животные? Почему?
(Не животные, т.к. не умеют двигаться.)
- Именно по особенностям строения и питания грибы выделили в отдельное царство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Царство грибов"
Урок по окружающему миру "Царство грибов" составлен в соответствии программой 2 класса и содержит такую форму работы, как работа в группах. На уроке предусмотрено использование дополнительной литерату...
Проектная работа "В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные".
Проектная работа детей. Познавательно и увлекательно....
урок окружающего мира по теме "В царстве грибов"
разработка урока окружающего мира в 3 классе...
В царстве грибов
урок окружающего мира, 3 класс, виды грибов, ядовитые, съедобные, шляпочные, плесневые, самостоятельная работа...
Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе на тему:«В царстве грибов. Что такое гриб?»
название УМК – «Гармония». название вариативного учебника, автора учебника – О.Т. Поглазова, Окружающий мир. название предмета – окружающий мир тема урока –окружающий мир: «В царстве гр...
презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"
презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"...
Урок окружающего мира Тема: В царстве грибов. Разнообразие грибов. Правила сбора грибов.
Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир»....