Окружающий мир 2 класс Тема: «В лесу и на воде»
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Степанова Наталья Николаевна

УМК «Школа России»

В лесу и на воде

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формирование у обучающихся основных правил поведения в лесу и на воде.

Предметные результаты: учащиеся получат возможность научиться различать ядовитые грибы и растения, опасных насекомых; сформируют правила безопасного поведения в лесу и на воде.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchiy_mir_2_klass.docx42.15 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир 2 класс

Тема: «В лесу и на воде»

Выполнила и провела: Степанова Н.Н.

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 14»

Предмет

Окружающий мир

Класс

2

УМК

УМК «Школа России»

Тема урока

В лесу и на воде

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока

Формирование у обучающихся основных правил поведения в лесу и на воде.

Планируемые результаты

Предметные результаты: учащиеся получат возможность научиться различать ядовитые грибы и растения, опасных насекомых; сформируют правила безопасного поведения в лесу и на воде.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: осознание ответственности за своё здоровье и безопасность. Бережное отношение к природе, грамотное поведение в лесу.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно.

Познавательные УУД: поиск и выделение нужной информации из научного текста, выбор основание и критериев для сравнения, классификации объектов.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Этапы урока

Цель

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные результаты

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

I.Самоопределение к деятельности.

Проверка готовности к уроку.

У: Долгожданный дан звонок-начинается урок!

Уч-ся: Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Создает эмоциональный настрой.

Самоорганизация. Коллективное проговаривание.

-

Самоопределение.

Волевая саморегуляция.

II.Актуализация знаний.

Обобщение и конкретизация знаний учащихся о погоде?

Создание условий для актуализации знаний, необходимых для открытия новых знаний.

1.Наблюдение за погодой.

У: Ребята, что вы можете сказать о погоде сегодня? Изменилась ли погода по сравнению с предыдущими днями? Почему?

2.Мотивация к учебной деятельности.

У: Поднимите руки те из вас, кто хотел бы, чтобы скорее наступило тепло.

Посмотрите, весь класс с нетерпением ждет тепла!

Ну, тогда я предлагаю вам совершить виртуальное путешествие и оказаться на 2 времени впереди.

Ребята, как вы думаете, в каком времени года мы окажемся?

Уч-ся: Я думаю, что это будет лето.

У: Закройте все глаза и хором досчитайте до 5.

У: Очень добрым, очень светлым

Серебристым зимним днем

Все пришли мы в гости к лету,

В летний лес мы все идем! (Открывают глаза)

У: Посмотрите, ребята. Какая красота! Мы, и правда. Оказались в гостях у лета.

Назовите его признаки.

Уч-ся: Солнце светит ярко, тепло….

- Молодцы!

Инициирует уч-ся на ответы.

Мотивирует учащихся.

Демонстрирует слайды.

Инициирует учащихся на ответы.

Выявляет уровень знаний учащихся.

Проговаривают наблюдения за погодными явлениями.

Проговаривание имеющихся знаний.

Расширение и конкретизация знаний о погоде.

Обобщение имеющихся знаний.

Прогнозирование.

Понимание и толкование условных знаков и символов.

Умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Владение монологической формой речи.

Умение слушать.

III.Формулирование темы урока, постановка учебной задачи.

Определение учащимися темы и целей урока.

У: Действительно, ребята, зелёный лес – это большое летнее чудо! Зайдешь в прохладную зеленую чащу и сколько же всего увидишь и услышишь.

Скажите, какую роль играет лес в жизни человека?

Уч-ся: Лес дает нам древесину, грибы, ягоды, лекарственные травы; он источник здоровья; очищает воздух…

У: Конечно, лес делится с нами своими богатствами. В нем свежо, красиво, но, всегда ли безопасно?

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Прочтите тему.

А чему мы будем учиться?

Активизирует знания, необходимые для открытия нового.

Инициирует учащихся на ответы.

Создает условия для формулировки уч-ся темы и учебной задачи.

Уточняет понимание учащимися поставленной учебной задачи.

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Отвечают на вопросы учителя.

Обобщать знания о роли леса в жизни человека.

Нравственно-этическая ориентация.

Целеполагание.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Умение слушать и вступать в диалог.

IV.Работа с информацией.

Выявление об-ся новых знаний, развитие умения находить ответы на вопросы, информацию в дополнительной литературе.

  1. Работа в группах.

У: Итак, ребята, дома вы подготовили рисунки на тему «Богатства леса».

Посмотрите, какая замечательная лесная полянка у нас получилась. Каких только грибов и ягод не встретишь в лесу!

Предлагаю вам сейчас найти и подготовить о них небольшие сообщения.

У: Работать вы будите самостоятельно, в группах.

Объединитесь в группы. Вспомните правила работы в группе и выберите капитана.

Напомните правила работы в группе.

(Уч-ся читают памятку на доске)

У: Капитаны групп подойдите к доске и выберите гриб или ягоду, о которых будете готовить сообщение.

1 группа-о шиповнике;

2 гр.-о грибах лисичках;

3гр.-о ягоде волчье лыко;

4гр.- о вороньем глазе;

5 гр.- о мухоморах;

6гр.- о бледной поганке.

У: В своих сообщениях вы можете использовать разную информацию: вспомнить стихотворение, загадку, воспользоваться дополнительной литературой.

У: А для того, чтобы ничего не забыть, вам поможет план.

Представители каждой группы подойдите ко мне выберите необходимую литературу и получите план.

Работайте дружно, будьте внимательны!

  1. Презентация работы группы.

У: Итак, группы заканчивают работу. Послушаем ваши рассказы о лесных богатствах.

Молодцы! А откуда вы брали информацию?

Уч-ся: Мы работали по атласу – определителю, в энциклопедии…

У: А где еще можно найти достоверную информацию?

Уч-ся: В учебнике.

  1. Работа в парах (аналитическая деятельность).

У: Откройте учебник на С. 28. Обратите внимание на условный знак, как будем работать?

Прочитайте задание вслух.

Проверьте себя и соседа, насколько прочно вы запомнили грибы и ягоды, представляющие опасность для жизни человека.

-Поднимите руку те ребята, кто не допустил ошибок. Молодцы.

-У кого возникли трудности?

-Прочитайте вслух еще раз вывод.

Создает эмоциональный настрой.

Демонстрирует слайды коллективной творческой  работы учащихся.

Организуют работу в группах.

Формулирует задание для работы в группе.

Организовать, консультировать поисковую работу обучающихся. Контролировать выполнение работы.

Организовать презентацию сообщения каждой группы. Дать комментарии к сообщениям.

Оценивание.

Организовать аналитическую работу в парах, взаимопроверку.

Проговаривают имеющиеся знания.

Просматривают слайды. Коллективную работу.

Самостоятельно работают в группах.

Работают с дополнительной научной литературой.

Формулируют конечный результат поисковой работы.

Работают в парах по учебнику. Осуществляют самооценку.

Читают информацию в учебнике.

Обогащать знания о грибах и ягодах.

Осознание ответственности за свое здоровье и безопасность, учиться грамотному поведению в лесу.

Планирование своего высказывания.

Оценивание правильности.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах.

Владение диалогической формой речи. Умение строит высказывания.

Умения договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий.

Умение слушать.

Планирование учебного сотрудничества.

V.Динамическая пауза.

Снятие мышечного напряжения.

У: Ну а сейчас, ребята, предлагаю немного отдохнуть – встаньте и прогуляйтесь по лесу.

« Вместе по лесу идем»

Организует динамическую паузу.

Проговаривают и выполняют движения.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни.

VI.Работа с информацией.

Выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на вопросы. Подведение детей к самостоятельному выводу, способу действия с информацией.

У: ребята, мне кажется, или на самом деле я слышу какие-то звуки? (Жужжащие звуки.)

У: Как вы думаете, что это за звуки?

Уч-ся: Так жужжат насекомые - пчелы, осы, комары…

У: Точно, ребята, это звуки жужжащих насекомых.

-Рассмотрите насекомых на слайде. Кто из них жужжит? (шершень, кузнечик, стрекоза, бабочка, пчела…)

Подумайте, почему мы обратили внимание именно на этих насекомых?

Уч-ся: Потому, что они жалятся, они опасны.

У: Правильно. Рассмотрите жалящих насекомых. (оса, шершень, пчела, шмель)

У: Как называется самое крупное из них? (шершень)

У: Что вы знаете о нём?

Уч-ся: Шершень может сильно ужалить, он может быть опасен.

У: Совершенно верно, шершень-это самое большое ЖАЛЯЩЕЕ насекомое наших лесов. Эта крупная рыжеватая оса длиной до 3 см. Посмотрите на свою линейку, определите его размер. Шершни обычно строят гнёзда в дуплах деревьев. Жалят особенно болезненно.

У: Ребята, а как выдумаете, почему эти насекомые могут ужалить?

У: Найдите шершня в учебнике на с.29.

У: Назовите ещё раз опасных жалящих насекомых. (2-оса, 1-пчела, 4-шмель)

У: Прочитайте в учебнике информацию про них. Ответьте на вопрос – почему насекомое может ужалить?

У: ____, прочитайте вслух.

У: Почему же насекомые жалятся?

Уч-ся: Насекомые жалятся, потому что так они защищаются.

У: Как же надо себя вести, чтобы избежать неприятной встречи с такими насекомыми?

(ответы уч-ся)

У: Молодцы. Я уверена, что при встрече с жалящими насекомыми вы обязательно вспомните, о чем мы говорили, и не пострадаете от их укусов.

Мотивирует учащихся.

Инициирует уч-ся на ответы.

Демонстрирует слайды.

Сообщает новые знания.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Подводит обучающихся к выводу.

Проговаривают имеющиеся знания.

Просматривают слайды, прослушивают звуки насекомых.

Устанавливают причинно-следственные связи.

Слушают информацию.

Чтение информации в учебнике.

Формулировка и запоминание вывода.

Учиться различать жалящих насекомых.

Соблюдать правила поведения при встрече с жалящими насекомыми.

Осознание ответственности за свое здоровье и безопасность.

Грамотное поведение при встрече с опасными насекомыми.

Планирование своего высказывания.

Поиск и выделение необходимых знаний.

Поиск и выделение необходимой инормации

Умение структурировать знания.

Владение диалогической формой речи.

VII.Закрепление полученной информации.

Организация усвоения полученных знаний в практической деятельности.

У: Ну а сейчас предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Найди лишнее».

Для каждого ряда предлагаю свой слайд. На котором вы должны найти лишнее и объяснить, почему.

-Сыроежка, мухомор, маслёнок, лисичка.

-Смородина, малина, вороний глаз, черника.

-Пчела, муха, шершень, оса.

Молодцы!

Организует игру.

Инициирует учащихся на доказательные ответы.

Выполняют задания.

Закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, жалящих насекомых.

Смыслообразование.

Оценка.

Анализ объектов с целью выделение признаков. Сравнение. Доказательство.

Владение монологической формой речи. Умение выражать свои мысли.

VIII.Работа с информацией.

Выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на вопросы. Подведение детей к самостоятельному выводу.

У: Наша летняя прогулка по лесу продолжается. И где мы сейчас окажемся, вы узнаете отгадав загадку.(Слайд)

-Совершенно верно. Ребята, мы подошли к реке…Расскажите о своих ощущениях.

-Чего бы вам еще хотелось?

Уч-ся: Мне бы хотелось искупаться.

У: Приятно искупаться летом в реке, озере, но безопасно ли? Ответим на этот вопрос, работая по учебнику.

-Рассмотрите рисунок на стр. 26. Чем водоем может быть опасен для человека?

Работа в парах.

-Предлагаю сформулировать эти правила и навсегда их запомнить.

Откройте рабочие тетради, обсудите и допишите с соседом каждое правило, используя правило.

У: Какие же правила мы должны соблюдать во время купания?

Создает эмоциональный настрой.

Демонстрирует слайды.

Организует работу в парах.

Подводит обучающихся к выводу.

Отгадывание загадки.

Чтение информации в учебнике.

Формулируют правила поведения на воде.

Фиксируют ответы в рабочей тетради.

Формулировка и запоминание правила.

Соблюдать правила безопасного поведения на воде.

Осознание ответственности за свое здоровье и безопасность, учиться соблюдать правила безопасности на воде.

Умение планировать свое высказывание.

Поиск и выделение необходимых знаний.

Умение находить и выделять информацию, необходимую для выполнения заданий.

Умение строить доказательные ответы, высказывания.

Умение договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий.

IX.Рефлексия. Оценка (самооценка) деятельности.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания.  Оценка и рефлексия  собственной и коллективной деятельности

У: Наш урок подошел к концу. Чему вы учились сегодня на уроке?

-Как  вы думаете, смогли ли мы достичь цели урока?

Как мы это делали?

-Покажите с помощью светофоров-смайликов, как вы поняли тему урока.

-А для чего мы этому учились?

-Как вы теперь будете себя вести, оказавшись в лесу или на речке?

Молодцы. Я довольна вашей работой.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся.

Организует самооценку с помощью светофора-смайлика.

Оценивает.

Проговаривают выводы: правила безопасного поведения в лесу и на воде.

Соблюдение правил поведения в лесу и на воде.

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Умение выделять из темы урока новые знания и умения.

Умение структурировать знания.

Развитие диалогической формы речи.

Домашнее задание.

-Дома, ребята,  вы пересмотрите материал в учебнике и выполните задания в рабочей тетради.

Комментирует домашнее задание.

Слушают и записывают домашнее задание.

Осознание ответственности при подготовке задания.

Волевая саморегуляция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру 2 класс "Опасности в лесу и на воде"

УМК "Школа России" Опасности леса: ядовитые грибы и растения, жалящие насекомые. Правила сбора грибов.Первая помощь при укусах насекомых. Опасности на воде, правила поведения во время купания....

Урок по окружающему миру на тему "Животные леса" (2 класс,УМК "Начальная школа XXI века")

Урок по теме "Животные леса". Тема для детей известна и понятна. Как же сделать урок действительно познавательным, интересным и полезным?...

Урок окружающего мира. 4 класс. Тема: «Среди лесов». УМК "Перспектива".

Учащиеся научатся находить и показывать зону лесов на карте. Характеризовать природные условия, животный и растительный мир.  Различать тайгу, смешанный и широколиственный лес. В...

Презентация к уроку окружающего мира ,4 класс , тема "Жизнь леса"

Данная презентация предназначена для урока окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь леса"...

Тест по окружающему миру на тему «Зона лесов», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

Тест по окружающему миру на тему «Зона лесов», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс по теме "В лесу и на воде" УМК "Школа России"

Открытый урок потокружающему миру 2 класс "В лесу и на воде" УМК " Школа России"...