Программа "Юный эколог" для начальной школы
рабочая программа по окружающему миру

Любовь Дьячковская

Программа по экологическому воспитанию «Юный эколог» на ступени начального общего образования разработана в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

 Программа составлена на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта начального общего образования 2009г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программой духовно-нравственного развития и воспитания, где указывается на  отсутствие нравственных ориентиров и согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, на недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостаточное уважение к родной природе, окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ekolog.docx38.52 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ Тулагинская СОШ им. П.И. Кочнева

ПРОГРАММА

по экологическому воспитанию

«Юный эколог»

1-4 класс

1 час в неделю

Составитель: Дьячковская Л.Г.,

учитель начальных классов

Якутск-2020г.

Программа по экологическому воспитанию «Юный эколог» на ступени начального общего образования разработана в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

        Программа составлена на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта начального общего образования 2009г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программой духовно-нравственного развития и воспитания, где указывается на  отсутствие нравственных ориентиров и согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, на недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостаточное уважение к родной природе, окружающей среде.

Пояснительная записка

Программа «Юный эколог»  представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников. Программа кружка внеурочной деятельности предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 67 занятий: 1-2 класс – 33 ч., 3-4 класс – 34 ч. (1 занятие в неделю). Преподавание кружка основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии.  

Цель программы: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.

Задачи программы  «Юный эколог»:

1. Формирование у школьников знания  основ экологии;

2. Научить использовать полученные знания  об экологии;

3. Обучить работать индивидуально и  в группе; отстаивать свою точку зрения;

4. Сформировать умение  контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;

5. Воспитать чувство бережного отношения к природе.        

Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
  • формирование представлений о природе как универсальной ценности;
  • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
  • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  • вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Планируемые результаты освоения, обучающимися программы внеурочной деятельности.

Предметные результаты:

  • различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
  •  называть характерные признаки времен года;
  • различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
  • называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
  •  ухаживать и размножать комнатные растения;
  • интерес к познанию мира природы;
  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
  • осознание места и роли человека в биосфере;
  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

  • понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
  • ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
  •  принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
  • развитие морально-этического сознания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
  • замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные:

  • овладение начальными формами исследовательской деятельности;
  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
  • называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
  • сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
  • устанавливать правильную последовательность событий;
  • группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные:

  • участвовать в диалоге при выполнении заданий;
  • осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
  • формирование коммуникативных навыков.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

В результате реализации программы обучающиеся должны:

  • Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;
  • Овладеть основными экологическими терминами;
  • Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
  • Научиться делать заключение на основе наблюдений;
  • Уметь работать индивидуально и  в группе;
  • Быть способными отстаивать свою точку зрения;
  • Выполнять правила поведения в природе;
  • Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;
  • Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;                                      
  • Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;
  • Уметь изготовлять экологические памятки.

Формы и методы обучения

В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.

Учебно-тематический план

Программа кружка “Юный эколог” (1, 2-й класс) 34 часа.

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятия

теоретических

практических

1

Введение в экологию

2

1

1

2

Красота осенней природы

4

2

2

3

Изучаем родной край

8

4

4

4

Здравствуй, зимушка-зима!

9

4

5

5

Птицы – наши друзья.

3

1

2

6

Оранжерея на окне

3

1

2

7

Весенняя сказка.

4

2

2

8

Зачётное мероприятие

1

-

1

 

ИТОГО:

34

15

19

Содержание программы

1 раздел «Введение в экологию»

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности.

2 раздел «Красота осенней природы»

Формируется обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды). О состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Зависимость существования растений, животных от условий внешней среды. Учащиеся знакомятся с описанием красоты осенней природы через поэзию, живопись, музыку.

3 раздел «Изучаем родной край»

В данном разделе учащиеся получают знания и представления об угрозе вымирания и уничтожения природного мира, знакомятся с Красной книгой, с животными и растениями, занесенными в неё. Прививается бережное отношение к природе своего родного края.

4 раздел «Здравствуй, зимушка-зима!»

Формируется обобщенное представление о зимних явлениях, о состоянии растений и животных зимой, и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Прививается заботливое отношение к зимующим птицам, умение наблюдать за явлениями природы. Учащиеся получают знания по изготовлению различных кормушек, участвуют в экологической викторине, выпускают коллективную стенгазету с описанием красоты зимней природы. Знакомятся с творчеством композиторов, поэтов, художников о зиме.

5 раздел «Птицы – наши друзья»

На занятиях учащиеся знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. В разделе отводится время на изготовление скворечников для птиц, и проведение праздника “Встреча пернатых друзей”. Так же много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.

6 раздел «Оранжерея на окне»

Учащиеся знакомятся с родиной комнатных растений, учатся ухаживать, выращивать и размножать комнатные растения. Дети занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

7 раздел «Весенняя сказка»

Учащиеся знакомятся с изменением в природе: с приходом весны на тематическом утреннике “Весенняя сказка”, с использованием стихотворений, музыкальных произведений. Наблюдают за весенними приметами и учатся заносить в классный уголок “Календарь природы”. Выполняют коллективную работу “Весенние цветы в вазе”, участвуют в конкурсах рисунков и поделок. Готовят почву к посадке деревьев на пришкольном участке и ухаживают за ними.

Тематическое планирование (1 год обучения)

№ п/п

Тема мероприятия

1

Вводное занятие. Составление списков. Знакомство с задачами кружка на учебный год. Распределение поручений.

2

Экскурсия в природу. Знакомство с объектами живой и неживой природы. Экологическая операция “Сделаем берег реки чище!”

3

Осень в творчестве художников, поэтов, музыкантов

4

Выпуск стенгазеты “Календарь природы. Осенние зарисовки”

5

Составление осеннего букета

6

Праздничная программа “Золотая осень”

7

Заочное путешествие “Животные родного края”

8

Коллективная работа. Изготовление животных из ладошек

9

Заочное путешествие “Растения родного края”

10

Коллективная работа Панно “Озеро с кувшинками”

11

Оформление стенгазеты “Роль растений в жизни животных”

12

Развлекательно-познавательная программа “Дары родного края”

13

Зима в творчестве художников, поэтов, музыкантов. Выпуск стенгазеты “В гостях у зимы”

14

Конкурс рисунков. “ Вот и пришла Чудесница – Зима…”

15

Изготовление снежинок из бумаги, бисера, пластиковых бутылок”

16

Развлекательная программа “Нужна ли ёлка дома…”

17

Презентация “Зимующие птицы”

18

Мастер-класс по изготовлению кормушек “Покорми птиц зимой!”

19

Экологическая викторина “Птицы – наши друзья”

20

Аппликация из макаронных изделий, зёрен, крупы “Птички-невелички”

21

Заочное путешествие “ В зимний мир диких животных”

22

Коллективная работа из солёного теста “Звери в зимнем лесу”

23

Утренник “Прощание с зимней сказкой”

24

Презентация “Весна, весна на улице…” Выпуск стенгазеты “Приметы весны”

25

Заочное путешествие в страну комнатных растений Выставка рисунков “Красота комнатных растений”

26

Мастер-класс “Изготовление мягкой рукавички для ухода за комнатными растениями”

27

Практическая работа “Пересадка и уход за комнатными растениями в классном уголке природы”

28

Презентация “Встреча пернатых гостей”

29

Коллективная работа “ Изготовление и вывешивание скворечников”

30

Экологическая викторина “Птицы нашего двора”

31

Акция “ Посади дерево” (Озеленение школьного двора)

32

Коллективная работа “Весенние цветы в вазе”

33

Утренник “Весенняя сказка” Подведение итогов за год

34

Зачётное мероприятие

Учебно-тематический план

Программа кружка “ Юный эколог” (2 год обучения, 3-4 класс) 34 часа

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятия

Теоретических

Практических

1

Введение в экологию

1

1

2

Огородная поляна

5

2

3

3

В царстве Берендея

7

4

3

4

Удивительное в мире животных зимой

9

3

6

5

Живительная водица

4

2

2

6

Мир насекомых

7

3

4

7

Итоговое занятие

1

-

1

 

ИТОГО:

34

15

19

Содержание программы

1 раздел «Введение в экологию»

Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу.

2 раздел «Огородная поляна»

Расширять представления детей о природном объекте – земля. Закреплять знания детей о фруктах, овощах, злаковых культурах. Формировать умение объединять плоды по сходному признаку и находить различия. Познакомить с отраслями растениеводства в нашем крае. Знать о пользе огородных растений для человека. Развивать творчество учащихся.

3 раздел «В царство Берендея»

Познакомить с многообразием растений в лесу, обратить внимание на красоту растений и показать значение растений для человека. Обобщить представление детей о взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе по отношению к растениям.

Продолжать знакомить детей с разнообразием грибов и ягод, выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о правилах сбора растений. Обогащать словарь детей за счет слов названий грибов и ягод. Выделить среди их разнообразия те, которые встречаются в нашем крае. Поощрять в детях познавательную активность.

4 раздел «Удивительное в мире животных зимой» 

Животный мир (общее понятие). Формировать представления детей о животных, их приспособленности к среде обитания. Расширить представления детей о животном мире, показать его разнообразие. Звери, обитающие на территории нашей области. Красная книга области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Презентация “Собака – друг человека” Охрана животных.

5 раздел «Живительная водица»

Вода в природе. Основные свойства воды (опыты). Различные состояния воды (лед, пар, вода). Знакомство с круговоротом воды в природе (путешествие капельки). Вода в жизни человека, животных и растений. Использование воды человеком. Вода в нашем доме. Необходимость экономии воды. Рыбы, обитающие в реках области. Промысловые рыбы. Закреплять знания о других обитателях водоёмов (лягушках, пиявках, раках). Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Изготовление панно “Жители нашей реки” Воспитывать бережное отношение к воде.

6 раздел «Мир насекомых»

Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Способы передвижения насекомых. Их роль на земле. Насекомые нашей области и в Красной книге. Воспитывать бережное отношение к насекомым. Выполнить коллективную работу “Эти удивительные насекомые”.

Тематическое планирование (2 год обучения)

Название мероприятий

1

Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово “Экология”?

2

Экскурсия в природу “Разнообразие растений” Сбор природного материала для поделок, гербария и заготовка семян для кормления птиц

3

Коллективная работа “ Тайна осенней поляны”

4

Устный журнал “Польза огородных растений для человека”
Конкурс рисунков “ Урожай в корзинке”

5

Театрализованное представление на экологическую тему “Дары Земли – матушки и Осени – красавицы”

6

Заочная экскурсия “По тропинке в лес пойдём”
Ярусы леса. Хвойные и лиственные леса. Последствия уничтожения деревьев.

7

Садовые деревья и их связь с насекомыми, птицами, зверями и другими растениями.
Викторина “Кто в лесу живёт и что в лесу растёт?”

8

Коллективная работа “Сказочный лес”

9

Презентация “ Диковины грибного царства”

10

Изготовление поделок из солёного теста “Грибное лукошко”

11

Стенгазета “ Юный эколог”

12

Праздник “Краски и звуки осени”

13

Презентация “Книга зимы. Как зиму встречают животные?”

14

Сезонные изменения у растений и животных
Конкурс рисунков “Зимние узоры животных”

15

Беседа “Берегите лесную красавицу”
Изготовление ёлочек из природного материала

16

Устный журнал “Домашние животные и птицы зимой, польза их для человека”
Изготовление поделок из пластилина “ Мои домашние животные”

17

Презентация “Собака – друг человека”
Фотовыставка “ Наши любимцы”

18

Заочная экскурсия “Дикие животные зимой”

19

Изготовление аппликации из кругов диких животных

20

Дидактическая игра “В мире животных”

21

Выпуск стенгазеты “ Юный эколог”

22

Праздник “Царство снежной королевы”

23

Презентация “Вода вокруг нас. Путешествие с капелькой воды”
Конкурс рисунков “Наша река”

24

Устный журнал “Жизнь пресного водоёма”
Изготовление панно торцеванием “Жители нашей реки”

25

Практическая работа “Свойства воды. Проблема чистой воды”

26

Познавательно-развлекательная программа, посвященная Дню воды

27

Презентация “Насекомые весной”

28

Экологическая игра “Пёстрый мир насекомых”
Изготовление поделок из бумаги “ Бабочки”

29

Беседа “Что мы знаем о комарах и их охрана”

30

Устный журнал “Незваные гости нашего сада”

31

Коллективная работа “Эти удивительные насекомые”

32

Изготовление “Запрещающих знаков природы”

33

Выпуск весеннего номера “Юный эколог”

34

Итоговая праздничная программа “ Друзья природы”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Выпускной в начальной школе "До свидания, начальная школа!"

Выпускной проходит в форме телепередач, в которых охватывается вся школьная жизнь за 4 года. АНОНС.  ________ Здравствуйте, дорогие зрители! Мы желаем вам приятного вечера и предлагаем пр...

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»

В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...