Программа "Юный эколог" для начальной школы
рабочая программа по окружающему миру
Программа по экологическому воспитанию «Юный эколог» на ступени начального общего образования разработана в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Программа составлена на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта начального общего образования 2009г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программой духовно-нравственного развития и воспитания, где указывается на отсутствие нравственных ориентиров и согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, на недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостаточное уважение к родной природе, окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_ekolog.docx | 38.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ Тулагинская СОШ им. П.И. Кочнева
ПРОГРАММА
по экологическому воспитанию
«Юный эколог»
1-4 класс
1 час в неделю
Составитель: Дьячковская Л.Г.,
учитель начальных классов
Якутск-2020г.
Программа по экологическому воспитанию «Юный эколог» на ступени начального общего образования разработана в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Программа составлена на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта начального общего образования 2009г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программой духовно-нравственного развития и воспитания, где указывается на отсутствие нравственных ориентиров и согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, на недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостаточное уважение к родной природе, окружающей среде.
Пояснительная записка
Программа «Юный эколог» представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников. Программа кружка внеурочной деятельности предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 67 занятий: 1-2 класс – 33 ч., 3-4 класс – 34 ч. (1 занятие в неделю). Преподавание кружка основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии.
Цель программы: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.
Задачи программы «Юный эколог»:
1. Формирование у школьников знания основ экологии;
2. Научить использовать полученные знания об экологии;
3. Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
4. Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;
5. Воспитать чувство бережного отношения к природе.
Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
- формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые результаты освоения, обучающимися программы внеурочной деятельности.
Предметные результаты:
- различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
- называть характерные признаки времен года;
- различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
- называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
- ухаживать и размножать комнатные растения;
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
- ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
- замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
- сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
- устанавливать правильную последовательность событий;
- группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге при выполнении заданий;
- осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
- формирование коммуникативных навыков.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
В результате реализации программы обучающиеся должны:
- Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;
- Овладеть основными экологическими терминами;
- Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
- Научиться делать заключение на основе наблюдений;
- Уметь работать индивидуально и в группе;
- Быть способными отстаивать свою точку зрения;
- Выполнять правила поведения в природе;
- Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;
- Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;
- Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;
- Уметь изготовлять экологические памятки.
Формы и методы обучения
В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.
Учебно-тематический план
Программа кружка “Юный эколог” (1, 2-й класс) 34 часа.
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | В том числе занятия | |
теоретических | практических | |||
1 | Введение в экологию | 2 | 1 | 1 |
2 | Красота осенней природы | 4 | 2 | 2 |
3 | Изучаем родной край | 8 | 4 | 4 |
4 | Здравствуй, зимушка-зима! | 9 | 4 | 5 |
5 | Птицы – наши друзья. | 3 | 1 | 2 |
6 | Оранжерея на окне | 3 | 1 | 2 |
7 | Весенняя сказка. | 4 | 2 | 2 |
8 | Зачётное мероприятие | 1 | - | 1 |
| ИТОГО: | 34 | 15 | 19 |
Содержание программы
1 раздел «Введение в экологию»
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности.
2 раздел «Красота осенней природы»
Формируется обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды). О состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Зависимость существования растений, животных от условий внешней среды. Учащиеся знакомятся с описанием красоты осенней природы через поэзию, живопись, музыку.
3 раздел «Изучаем родной край»
В данном разделе учащиеся получают знания и представления об угрозе вымирания и уничтожения природного мира, знакомятся с Красной книгой, с животными и растениями, занесенными в неё. Прививается бережное отношение к природе своего родного края.
4 раздел «Здравствуй, зимушка-зима!»
Формируется обобщенное представление о зимних явлениях, о состоянии растений и животных зимой, и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Прививается заботливое отношение к зимующим птицам, умение наблюдать за явлениями природы. Учащиеся получают знания по изготовлению различных кормушек, участвуют в экологической викторине, выпускают коллективную стенгазету с описанием красоты зимней природы. Знакомятся с творчеством композиторов, поэтов, художников о зиме.
5 раздел «Птицы – наши друзья»
На занятиях учащиеся знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. В разделе отводится время на изготовление скворечников для птиц, и проведение праздника “Встреча пернатых друзей”. Так же много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.
6 раздел «Оранжерея на окне»
Учащиеся знакомятся с родиной комнатных растений, учатся ухаживать, выращивать и размножать комнатные растения. Дети занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
7 раздел «Весенняя сказка»
Учащиеся знакомятся с изменением в природе: с приходом весны на тематическом утреннике “Весенняя сказка”, с использованием стихотворений, музыкальных произведений. Наблюдают за весенними приметами и учатся заносить в классный уголок “Календарь природы”. Выполняют коллективную работу “Весенние цветы в вазе”, участвуют в конкурсах рисунков и поделок. Готовят почву к посадке деревьев на пришкольном участке и ухаживают за ними.
Тематическое планирование (1 год обучения)
№ п/п | Тема мероприятия |
1 | Вводное занятие. Составление списков. Знакомство с задачами кружка на учебный год. Распределение поручений. |
2 | Экскурсия в природу. Знакомство с объектами живой и неживой природы. Экологическая операция “Сделаем берег реки чище!” |
3 | Осень в творчестве художников, поэтов, музыкантов |
4 | Выпуск стенгазеты “Календарь природы. Осенние зарисовки” |
5 | Составление осеннего букета |
6 | Праздничная программа “Золотая осень” |
7 | Заочное путешествие “Животные родного края” |
8 | Коллективная работа. Изготовление животных из ладошек |
9 | Заочное путешествие “Растения родного края” |
10 | Коллективная работа Панно “Озеро с кувшинками” |
11 | Оформление стенгазеты “Роль растений в жизни животных” |
12 | Развлекательно-познавательная программа “Дары родного края” |
13 | Зима в творчестве художников, поэтов, музыкантов. Выпуск стенгазеты “В гостях у зимы” |
14 | Конкурс рисунков. “ Вот и пришла Чудесница – Зима…” |
15 | Изготовление снежинок из бумаги, бисера, пластиковых бутылок” |
16 | Развлекательная программа “Нужна ли ёлка дома…” |
17 | Презентация “Зимующие птицы” |
18 | Мастер-класс по изготовлению кормушек “Покорми птиц зимой!” |
19 | Экологическая викторина “Птицы – наши друзья” |
20 | Аппликация из макаронных изделий, зёрен, крупы “Птички-невелички” |
21 | Заочное путешествие “ В зимний мир диких животных” |
22 | Коллективная работа из солёного теста “Звери в зимнем лесу” |
23 | Утренник “Прощание с зимней сказкой” |
24 | Презентация “Весна, весна на улице…” Выпуск стенгазеты “Приметы весны” |
25 | Заочное путешествие в страну комнатных растений Выставка рисунков “Красота комнатных растений” |
26 | Мастер-класс “Изготовление мягкой рукавички для ухода за комнатными растениями” |
27 | Практическая работа “Пересадка и уход за комнатными растениями в классном уголке природы” |
28 | Презентация “Встреча пернатых гостей” |
29 | Коллективная работа “ Изготовление и вывешивание скворечников” |
30 | Экологическая викторина “Птицы нашего двора” |
31 | Акция “ Посади дерево” (Озеленение школьного двора) |
32 | Коллективная работа “Весенние цветы в вазе” |
33 | Утренник “Весенняя сказка” Подведение итогов за год |
34 | Зачётное мероприятие |
Учебно-тематический план
Программа кружка “ Юный эколог” (2 год обучения, 3-4 класс) 34 часа
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | В том числе занятия | |
Теоретических | Практических | |||
1 | Введение в экологию | 1 | 1 | |
2 | Огородная поляна | 5 | 2 | 3 |
3 | В царстве Берендея | 7 | 4 | 3 |
4 | Удивительное в мире животных зимой | 9 | 3 | 6 |
5 | Живительная водица | 4 | 2 | 2 |
6 | Мир насекомых | 7 | 3 | 4 |
7 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
| ИТОГО: | 34 | 15 | 19 |
Содержание программы
1 раздел «Введение в экологию»
Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу.
2 раздел «Огородная поляна»
Расширять представления детей о природном объекте – земля. Закреплять знания детей о фруктах, овощах, злаковых культурах. Формировать умение объединять плоды по сходному признаку и находить различия. Познакомить с отраслями растениеводства в нашем крае. Знать о пользе огородных растений для человека. Развивать творчество учащихся.
3 раздел «В царство Берендея»
Познакомить с многообразием растений в лесу, обратить внимание на красоту растений и показать значение растений для человека. Обобщить представление детей о взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе по отношению к растениям.
Продолжать знакомить детей с разнообразием грибов и ягод, выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о правилах сбора растений. Обогащать словарь детей за счет слов названий грибов и ягод. Выделить среди их разнообразия те, которые встречаются в нашем крае. Поощрять в детях познавательную активность.
4 раздел «Удивительное в мире животных зимой»
Животный мир (общее понятие). Формировать представления детей о животных, их приспособленности к среде обитания. Расширить представления детей о животном мире, показать его разнообразие. Звери, обитающие на территории нашей области. Красная книга области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Презентация “Собака – друг человека” Охрана животных.
5 раздел «Живительная водица»
Вода в природе. Основные свойства воды (опыты). Различные состояния воды (лед, пар, вода). Знакомство с круговоротом воды в природе (путешествие капельки). Вода в жизни человека, животных и растений. Использование воды человеком. Вода в нашем доме. Необходимость экономии воды. Рыбы, обитающие в реках области. Промысловые рыбы. Закреплять знания о других обитателях водоёмов (лягушках, пиявках, раках). Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Изготовление панно “Жители нашей реки” Воспитывать бережное отношение к воде.
6 раздел «Мир насекомых»
Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Способы передвижения насекомых. Их роль на земле. Насекомые нашей области и в Красной книге. Воспитывать бережное отношение к насекомым. Выполнить коллективную работу “Эти удивительные насекомые”.
Тематическое планирование (2 год обучения)
№ | Название мероприятий |
1 | Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово “Экология”? |
2 | Экскурсия в природу “Разнообразие растений” Сбор природного материала для поделок, гербария и заготовка семян для кормления птиц |
3 | Коллективная работа “ Тайна осенней поляны” |
4 | Устный журнал “Польза огородных растений для человека” |
5 | Театрализованное представление на экологическую тему “Дары Земли – матушки и Осени – красавицы” |
6 | Заочная экскурсия “По тропинке в лес пойдём” |
7 | Садовые деревья и их связь с насекомыми, птицами, зверями и другими растениями. |
8 | Коллективная работа “Сказочный лес” |
9 | Презентация “ Диковины грибного царства” |
10 | Изготовление поделок из солёного теста “Грибное лукошко” |
11 | Стенгазета “ Юный эколог” |
12 | Праздник “Краски и звуки осени” |
13 | Презентация “Книга зимы. Как зиму встречают животные?” |
14 | Сезонные изменения у растений и животных |
15 | Беседа “Берегите лесную красавицу” |
16 | Устный журнал “Домашние животные и птицы зимой, польза их для человека” |
17 | Презентация “Собака – друг человека” |
18 | Заочная экскурсия “Дикие животные зимой” |
19 | Изготовление аппликации из кругов диких животных |
20 | Дидактическая игра “В мире животных” |
21 | Выпуск стенгазеты “ Юный эколог” |
22 | Праздник “Царство снежной королевы” |
23 | Презентация “Вода вокруг нас. Путешествие с капелькой воды” |
24 | Устный журнал “Жизнь пресного водоёма” |
25 | Практическая работа “Свойства воды. Проблема чистой воды” |
26 | Познавательно-развлекательная программа, посвященная Дню воды |
27 | Презентация “Насекомые весной” |
28 | Экологическая игра “Пёстрый мир насекомых” |
29 | Беседа “Что мы знаем о комарах и их охрана” |
30 | Устный журнал “Незваные гости нашего сада” |
31 | Коллективная работа “Эти удивительные насекомые” |
32 | Изготовление “Запрещающих знаков природы” |
33 | Выпуск весеннего номера “Юный эколог” |
34 | Итоговая праздничная программа “ Друзья природы” |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"
Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.
Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...
Выпускной в начальной школе "До свидания, начальная школа!"
Выпускной проходит в форме телепередач, в которых охватывается вся школьная жизнь за 4 года. АНОНС. ________ Здравствуйте, дорогие зрители! Мы желаем вам приятного вечера и предлагаем пр...
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»
В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...
Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...