Проект: "Тайна семян. Фасоль"
проект по окружающему миру (1 класс)
Рост и развитие растений – волшебство природы в действии, а когда своими руками выращиваешь растение из семян, то чувствуешь себя волшебником. Это очень увлекательный процесс.
Рост растения начинается с прорастания семени. Семя имеет сложное строение и служит для размножения и расселения растений.
Для прорастания семян и дальнейшего роста растения необходимы благоприятные условия. Какие условия можно отнести к благоприятным? Какие же таинственные процессы влияют на прорастание семян….
Мы выдвинули гипотезу: предположим, что для прорастания и роста фасоли необходимы: тепло, вода, воздух, свет.
Цель работы: определить условия, необходимые для прорастания семян.
Объектом исследования явились семена фасоли.
Задачи: провести исследование по проращиванию фасоли,
узнать интересное о фасоли,
расширить словарный запас, кругозор.
Практическое применение данной работы возможно на уроках окружающего мира, в кружковой работе, при работе на пришкольном участке, дома совместно с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 35.68 КБ |
proekt_fasol.pptx | 841.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор:
Богданов Мирослав Дмитриевич
Тайна семян. Фасоль.
Руководитель:
Комогорова Мария Евгеньевна,
учитель начальных классов,
Россия, Московская область, Наро-Фоминский район, гп Калининец
Учреждение:
МАОУ Алабинская СОШ с УИОП им.Героя РФ С.А.Ашихмина
Класс:
1
Оглавление
Введение
1. Растение фасоль.
1.1 Полезные свойства фасоли.
1.2 Из истории фасоли.
2. Влияние природных условий на рост и развитие растений.
3. Методики исследований роста семян.
4. Результаты исследований по проращиванию семян фасоли.
Заключение
Список литературы
Введение
Рост и развитие растений – волшебство природы в действии, а когда своими руками выращиваешь растение из семян, то чувствуешь себя волшебником. Это очень увлекательный процесс.
Рост растения начинается с прорастания семени. Семя имеет сложное строение и служит для размножения и расселения растений.
Для прорастания семян и дальнейшего роста растения необходимы благоприятные условия. Какие условия можно отнести к благоприятным? Какие же таинственные процессы влияют на прорастание семян….
Мы выдвинули гипотезу: предположим, что для прорастания и роста фасоли необходимы: тепло, вода, воздух, свет.
Цель работы: определить условия, необходимые для прорастания семян.
Объектом исследования явились семена фасоли.
Задачи: провести исследование по проращиванию фасоли,
узнать интересное о фасоли,
расширить словарный запас, кругозор.
Практическое применение данной работы возможно на уроках окружающего мира, в кружковой работе, при работе на пришкольном участке, дома совместно с родителями.
Растение фасоль
Фасо́ль обыкнове́нная (лат. Phaséolus vulgáris) — вид растений из рода Фасоль семейства Бобовые (Fabaceae). Самый распространённый в культуре вид своего рода, широко возделываемый как пищевое растение.[5]
Имеет много разновидностей и сортов. Сорта отличаются между собой по форме и цвету листьев, цветов и плодов. В пищу используются как семена, так и бобы (стручки).[1]
Из истории фасоли
Фасоль обыкновенная — ценная продовольственная и кормовая культура. По составу белки фасоли близки к белкам мяса и усваиваются организмом на 75 %. Среди бобовых продовольственных культур фасоль по популярности занимает второе место после сои. Особенно широко она распространена в странах Южной Америки и Европы, любят и ценят её и в Китае. В рационе питания многих южных народов фасоль занимает важнейшее место.
Из плодов фасоли готовят супы, гарниры, консервы.[5]
Благодаря высокому содержанию калия её применяют в диетическом питании при атеросклерозе и нарушениях ритма сердечной деятельности.[2]
Створки бобов фасоли обыкновенной используются в медицине и известны под названием Phaseoli pericarpium. Экстракт из «стручков» понижает содержание сахара в крови и увеличивает диурез. Фасоль обыкновенная входит в сбор «Арфазетин», применяемый при диабете.
В народной медицине настои створок испо льзуют при заболевании почек, ревматизме, гипертонии и нарушениях солевого обмена.[2]
Интересные факты о фасоли
Первое упоминание о фасоли встречается в древних китайских летописях, относящихся к 2800 г. до н.э. Речь идёт о растении с прямостоячим стеблем высотой до 60 см, в то время как стебель большинства видов фасоли вьющийся. Китайцы варили фасоль с рисом, как теперь делают в Индии, Японии, Корее и на Филиппинских островах.[5]
Упоминания о блюдах из фасоли встречаются у Теофраста (за 350 лет до н.э.). Римляне также готовили из бобов фасоли муку, применяемую в косметическом средстве lomentum, оно заменяло им пудру. В течение столетий фасолевая мука входила в состав дамских белил. У немцев фасоль до сих пор называется белильными бобами (Schminkbohne).[5]
Фасоль — одно из главных растений древнего земледелия Перу, Мексики и других стран Южной и Центральной Америки.[3] Она является одной из древнейших культур мира.
Влияние природных условий на рост и развитие растений
Влияние света на рост растения огромно. Выросшие в разных условиях освещения растения выглядят по-разному. В тени растения тянутся к свету, поэтому они имеют тонкий, слабый, вытянутый стебель и бледный окрас. Растения, выросшие на солнце, выглядят «крепышами» с яркой изумрудной зеленью.
Отсюда можно заключить, что условия освещения определяют внешний облик растения.
Тепло – необходимое условие для нормального роста и развития растений. Для прорастания семян требуются более низкие температуры, чем для дальнейшего роста, цветения и плодоношения. Каждому виду растений требуется определённое количество тепла. По отношению к теплу все растения делятся на теплолюбивые и холодостойкие.Семена одних растений при прорастании требуют много тепла (огурцы, кукуруза), другие мало (пшеница, рожь). С этими особенностями семян связаны разные сроки посевов (пшеницу и рожь сеют ранней весной; кукурузу и огурцы — поздней весной, когда почва уже прогрелась).
Клетки растений содержат до 90% воды. Особенно её много в сочных плодах. В мягких листьях - 80-90% воды, а в корнях – от 70 до 90%. Меньше воды содержат зрелые семена, в среднем 10-15%. Только растворенные в воде минеральные и органические вещества могут передвигаться по растению и участвовать в процессах обмена веществ.
Больше всего воды в клеточном соке вакуолей. Это как бы внутренний запас растений. Вода из вакуолей легко уходит, если клетка теряет ее, и быстро всасывается, когда вода доступна. Клетки листа в жаркий день испаряют много воды, объем вакуолей уменьшается, оболочки клеток теряют упругость. Лист увядает и повисает.
Методики исследований роста семян
Наблюдения за влиянием условий на прорастание семян и развитием проростков мы проводили, проращивая семена на уроках окружающего мира. Для наблюдения мы использовали семена растения фасоль. Для решения поставленных задач были проведены следующие опыты[4]:
Опыт № 1: берём 3 стакана, на дно каждого кладём семена фасоли. Стакан № 1 оставляем сухим; стакан № 2 заполняем водой до краёв (т.е. без доступа воздуха); в стакан № 3 наливаем воды столько, чтобы она смочила семена, но не покрывала их полностью.
Смотрим результат:
- Стакан № 1 — остался без изменения;
- Стакан № 2 — семена набухли, но не проросли;
- Стакан № 3 — семена дали ростки.
Результат опыта доказывает, что для прорастания семян необходимы воздух и вода.
Опыт № 2: помимо влаги и воздуха на рост растений влияют температурные условия. В этом тоже легко убедится. Чтобы доказать необходимость температурных условий в прорастании семян, был поставлен следующий опыт. Берем 2 стакана, заполняем землей, сажаем в них проросшие семена фасоли, поливаем водой. Стакан № 1 оставляем в комнате (t=22—24). Стакан № 2 ставим в холодильник (t=2—4)
Смотрим результат:
- Стакан № 1 - фасоль проросла.
- Стакан № 2 - остался без изменений.
Следовательно, для роста растений необходимо тепло.
Опыт № 3: Для нормального роста растений также необходим свет. В этом поможет убедиться 3 опыт. Берем третий стакан, заполняем землей, сажаем в него проросшие семена фасоли, поливаем водой.
Стакан № 1 уже подготовлен и стоит в комнате на окне. Стакан № 3 ставим в темное место, то есть, без доступа света.
Смотрим результат:
В стакане № 1 фасоль проросла. Растение нежно - зеленого цвета. Растение в стакане № 3 - бледное, очень вытянулось в поисках света.
Следовательно: В темноте, семя прорастет, но для нормального роста растений необходим свет.
Результаты исследований
В ходе исследования, провели анализ полученных результатов и отразили в сводных таблицах:
Таблица № 1
«Условия необходимые для прорастания семян»
Кол-во | Стакан № 1 | Стакан № 2 | Стакан № 3 |
воздух | вода | воздух, влага | |
1 | - | семена набухли | семена набухли |
2 | - | семена набухли, но не проросли | семена проросли |
3 | - | вечером появились корешки у 2 семян | все семена дали корешки, рост корней быстрый, семена посадили в землю. |
4 | - | утром у всех фасолин появились корешки, рост корней медленный | - |
5 | - | корешки незначительно подросли, появился мутноватый осадок на дне стакана. | - |
6 | - | корешки незначительно подросли, вода мутная | - |
7 | - | корешки не растут, вода мутная, появился неприятный запах. Эксперимент окончен. | - |
Таблица № 2
«Влияние температурных условий на рост растений».
Кол-во | В стакане № 1 посажено два проросших семя фасоли | В стакане № 2 посажено два проросших семя фасоли |
Тепло, влага, свет | влага | |
4 | оба проросли на четвертый день после посадки | - |
5 | - | |
6 | - | |
7 | - | |
8 | на восьмой день стаканчик № 2 поставили в тепло. |
Таблица № 3
«Влияние солнечного света на рост растений».
Кол-во | В стакане № 1 посажено два проросших семя фасоли | В стакане № 3 посажено два проросших семя фасоли |
Тепло, влага, свет | Тепло, влага | |
3 | - | семена взошли на 3день после посадки, стебельки вытянулись, цвет бледный, листочки с желтым оттенком |
4 | семена взошли на 4 день после посадки, ростки нежно - зеленого цвета | стаканчик №3 поставили на подоконник |
Через три дня | растение выглядит здоровым, крепким, листочки зеленого цвета | на свету листочки быстро подросли, стали зеленого цвета, такие же красивые, как и у фасоли в стакане № 1. |
Заключение
В классе с ребенком провели ряд опытов и проследили механизм прорастания семян.
Установили, какие факторы влияют на этот процесс, в результате пришли к следующим выводам:
Создание благоприятных условий при проращивании семян дает появление всходов;
Благоприятных условий должно быть в меру;
На этапе прорастания семенам обязательны такие внешние условия как воздух, вода и тепло, а свет не обязателен, без него семена прорастают.
А для роста растению необходим еще солнечный свет.
- Растение относится к живой природе, нуждается в питании и дышит кислородом;
- По внешнему виду растения, можно понять о недостатке какого либо внешнего фактора;
- Также смогли раскрыть тайну семян, почему они «оживают».
Таким образом, при возделывании культурных растений важно учитывать влияние окружающих факторов на проращивание семян, чтобы в последующем получить дружные всходы, красивые и сильные растения, высокий урожай.
Проводя исследования по проращиванию семян, нами были выполнены все поставленные задачи, на практике было рассмотрено влияние внешних факторов на проращивание семян фасоли и их рост.
Список литературы
- Багрова Л.А. Я познаю мир (растения). Детская энциклопедия. М.: АСТ: Люкс, 2005 г.
- Лэм Э.К. Растения - М.: «Мир», 2010 г.
- Сергеев Б.Ф. Я познаю мир: Детская энциклопедия. М.: ООО Издательство АСТ 2009 г
- Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс – М.: Просвещение, 2013.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Фасоль
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы выдвинули гипотезу: предположим, что для прорастания и роста фасоли необходимы: тепло, вода, воздух, свет. Цель работы : определить условия, необходимые для прорастания семян. Объектом исследования явились семена фасоли. Задачи: провести исследование по проращиванию фасоли, узнать интересное о фасоли, расширить словарный запас, кругозор. Практическое применение данной работы возможно на уроках окружающего мира, в кружковой работе, при работе на пришкольном участке, дома совместно с родителями.
Опыт № 1 : берём 3 стакана, на дно каждого кладём семена фасоли. Стакан № 1 оставляем сухим; стакан № 2 заполняем водой до краёв (т.е. без доступа воздуха); в стакан № 3 наливаем воды столько, чтобы она смочила семена, но не покрывала их полностью. Смотрим результат: Стакан № 1 — остался без изменения; Стакан № 2 — семена набухли, но не проросли; Стакан № 3 — семена дали ростки.
Опыт № 2 : помимо влаги и воздуха на рост растений влияют температурные условия. В этом тоже легко убедится. Чтобы доказать необходимость температурных условий в прорастании семян, был поставлен следующий опыт. Берем 2 стакана, заполняем землей, сажаем в них проросшие семена фасоли, поливаем водой. Стакан № 1 оставляем в комнате (t=22—24). Стакан № 2 ставим в холодильник (t=2—4) Смотрим результат: Стакан № 1 - фасоль проросла. Стакан № 2 - остался без изменений. Следовательно, для роста растений необходимо тепло.
Опыт № 3 : Для нормального роста растений также необходим свет. В этом поможет убедиться 3 опыт. Берем третий стакан, заполняем землей, сажаем в него проросшие семена фасоли, поливаем водой.
Заключение В классе с ребенком провели ряд опытов и проследили механизм прорастания семян. Установили, какие факторы влияют на этот процесс, в результате пришли к следующим выводам : Создание благоприятных условий при проращивании семян дает появление всходов; Благоприятных условий должно быть в меру; На этапе прорастания семенам обязательны такие внешние условия как воздух, вода и тепло, а свет не обязателен, без него семена прорастают. А для роста растению необходим еще солнечный свет . Растение относится к живой природе, нуждается в питании и дышит кислородом; По внешнему виду растения, можно понять о недостатке какого либо внешнего фактора; Также смогли раскрыть тайну семян, почему они «оживают». Таким образом, при возделывании культурных растений важно учитывать влияние окружающих факторов на проращивание семян, чтобы в последующем получить дружные всходы, красивые и сильные растения, высокий урожай.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Тайны грибного царства"
Материал представляет собой презентацию проекта "Тайны грибного царства", над которым учащиеся 3 класса работали один месяц. Выходом проекта является книга "Тайны грибного царства"...
Учебный проект"Тайны словарных слов"
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание...
Проект "Тайны вкуса соленых сухариков"
Проектная работа посвящена определению вреда от частого употребления соленых сухариков....
Исследовательский проект "Тайны старинной книги"
Исследовательский проект "Тайны старинной книги" был выполнен по предмету "Технология" по теме "Технология изготовления книг". Учащимся было предложено выполнить исследовательский проект по теме "Книг...
Коллективный проект «Тайны слова»
Коллективный проект «Тайны слова»...
Проект "Тайна имени"
Проект "Тайна имени" (защита проекта, конкурс)...
Исследовательский проект "Тайны воды"
Интересный необычный проект, в котором ученик опровергает устойчивые представления о свойствах воды....