«Свойства воды в жидком состоянии»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3А
Тема урока: «Свойства воды в жидком состоянии»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: сформировать представления о свойствах воды при нагревании и охлаждении.
Планируемые результаты обучающихся:
Предметные:
- познакомятся со свойствами воды при нагревании и охлаждении;
- научатся проводить опыты;
- научатся формулировать, фиксировать выводы в письменном виде.
Метапредметные:
регулятивные:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать учебную деятельность;
- удерживать учебную задачу в течение урока;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
познавательные:
- ориентироваться в информационном материале учебника;
- совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели;
- учиться строить простые рассуждения;
коммуникативные:
- строить монологические высказывания;
- использовать простые речевые средства;
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение;
- отвечать на вопросы учителя.
Личностные:
- проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном.
Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир» 3 класс (О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс (О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева), проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал: карточки самооценки.
ХОД УРОКА | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | |
Предметные | Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия) | |
I. Организационный момент | ||
- Здравствуйте, ребята! Звенит звонок, зовет звонок, Пора нам начинать урок! Ребята, всё ли у вас готово к уроку? (Все готово) - Тогда мы начинаем наш урок и отправляемся в мир новых знаний. | использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя (коммуникативные УУД) | |
II. Актуализация опорных знаний | ||
- Отгадайте загадку: В морях и реках обитает, Но часто по небу летает, А как наскучит ей летать, На землю падает опять. (Вода) - Какие свойства воды вы знаете? (Вода бесцветная, не имеет запаха и вкуса, текучая) - В каком состоянии может находиться вода? (Вода может находиться твердом, жидком и газообразном состоянии) - Как расположены молекулы в трех состояниях? (Во льду молекулы сильно связаны между собой, в воде - слабее, а у водяного пара свободны друг от друга) | использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя (коммуникативные УУД) | |
III. Изучение нового материала | ||
- Какую тему изучали на прошлом уроке? (Вода - необыкновенное вещество) - Мы с вами продолжаем изучать воду и ее свойства. - Откройте учебник на стр.57 и прочитайте тему нашего урока. (Свойства воды в жидком состоянии) - Определите цели урока, используя опорные слова. Сегодня на уроке мы... узнаем и изучим свойства воды в жидком состоянии. - Правильно, с помощью каких средств мы будем достигать этой цели? (Мы будем работать по ученику, в тетради на печатной основе, проведем опыты) - Верно, давайте узнаем, какими свойствами обладает вода. Предлагаю зачитать доклад Маши Ивановой «Что мы знаем о воде?» - А сейчас мы вами побудем в роли экспертов. Прочитайте опыт на стр.59 и определите основные свойства воды в жидком состоянии. - Какой вывод можно сделать исходя из этого опыта? (При нагревании вода расширяется, а при охлаждении – сжимается.) - Точно сформулировать вывод и узнать причину наблюдаемых явлений вам поможет учебник, стр. 60. (При нагревании воды частицы, из которых она состоит, движутся быстрее. Они сталкиваются, отталкиваются и отскакивают друг от друга. Расстояние между молекулами увеличивается, и они занимают больший объём. Поэтому вода при нагревании расширяется.) - Тогда как объяснить, почему при охлаждении вода занимает в трубке меньше места, т.е. сжимается? (При охлаждении воды частицы, из которых она состоит, движутся медленнее, меньше сталкиваются и меньше отскакивают друг от друга. Расстояние между ними уменьшается, поэтому вода занимает меньше места, т.е. сжимается.) - В учебнике на стр.60 найдите ответ, только ли вода обладает такими свойствами расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении? (Такими свойствами обладает не только вода, но и другие жидкости (спирт, ртуть, керосин, бензин). Теперь понятно, почему уровень спирта в трубочке термометра то опускается, то поднимается: когда на улице становится теплее, то спирт расширяется, поэтому он опускается, а когда, наоборот, становится холоднее, то спирт сжимается, поэтому он поднимается. Физкультминутка А теперь ребята встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели-вновь за дело! - Прочитайте в учебнике сообщение Кости Погодина и рассмотрите рисунок опыта в учебнике на стр. 61. - Почему нельзя оставлять на морозе бутылки с питьевой водой? (При замерзании воды становится больше, ее объем расширяется.) Какой можно сделать вывод из опыта Кости? (Вода при замерзании расширяется) - Где может пригодиться знание свойств воды при замерзании? (Знания о свойствах замерзающей воды используются строителями при прокладке к домам водопроводных труб. Их утепляют. Если этого не сделать, то в сильные морозы вода превратится в лед и разорвет трубы.) - Давайте прочитаем об этом на стр.62 учебника. | Уметь проводить опыты. Иметь представление и свойствах воды при нагревании и охлаждении. Уметь проводить опыты. | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить (регулятивные УУД) ориентироваться в информационном материале учебника; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели; учиться строить простые рассуждения; (познавательные УУД) понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать учебную деятельность; удерживать учебную задачу в течение урока (регулятивные УУД) ориентироваться в информационном материале учебника; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели; учиться строить простые рассуждения; (познавательные УУД) |
VI. Закрепление изученного материала | ||
- Какие свойства воды вы узнали? (При нагревании вода расширяется, при охлаждении сжимается, но при замерзании расширяется.) - Почему нельзя оставлять на морозе бутылки с водой? (На морозе бутылки с водой могут лопнуть.) - Почему замерзшая вода разрушает горы, асфальт на дорогах? (Замерзшая вода увеличивает старые трещины и образует новые.) Организует самостоятельную работу в ТПО на стр.23 задание 32. Самостоятельно выполняют рисунки и записывают вывод | Иметь представление и свойствах воды при нагревании и охлаждении. Формулировать и фиксировать выводы в письменном виде. | использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя (коммуникативные УУД) |
VII. Рефлексия | ||
- Что нового узнали на уроке? (Вода при нагревании и замерзании расширяется, при охлаждении сжимается) - Интересно ли вам было на уроке? - Что именно вам понравилось? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя…
| использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя (коммуникативные УУД) отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (регулятивные УУД) | |
VIII. Домашние задание | ||
- Прочитать статью учебника (стр.57-62). Проделать дома вместе с родителями опыт, который провел Костя, записать полученные результаты в тетрадь для самостоятельной работы. | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать учебную деятельность; удерживать учебную задачу в течение урока (регулятивные УУД) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру по теме Свойства воды в жидком состоянии
Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием групповой работы....
Свойства воды в жидком состоянии
Цель урока: освоение знаний о свойствах воды через исследовательскую деятельность.Задачи:- обучающие Объяснить свойства воды. Доказать это через опыты. создать условия для развития у учащихся ум...
Конспект урока по окружающему миру: "Свойства воды в жидком состоянии" 3 класс ПНШ
Урок по теме :Свойства воды в жидком состоянии". Обучающиеся более подробно знакомятся со свойсвом воды в жидком состоянии, понимают всю значимость воды для всего живого на Земле, проводят ...
« Свойства воды в жидком состоянии».
Открытый урок для 3 класса по программе " Планета Знаний"....
Свойства воды в жидком состоянии
Презентация к уроку окружающего мира....
Конспект урока окружающего мира "Свойства воды в жидком состоянии" 3 клаcc
Конспект урока окружающего мира в 3 классе, урок - эксперимент в ходе которого- дети приходят к вывод,у какими свойствами обладает вода в жидком состоянии....
"Свойства воды в жидком состоянии"
Презентацию можно использовать на уроках окружающего мира при любом УМК....