Почва
методическая разработка по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности
ФИО участника
Класс 3
Предмет – окружающий мир
Тема – «Земля – наш общий дом»
Тема проекта – «Почва – святыня наша»
Исследуемый объект – почва ее состав и свойства.
Цель проекта: формирование… бережного отношения к земле. Как национальному достоянию страны, через создание стенгазеты.
Продукт проекта – стенгазета с полученной информацией вовремя исследования.
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)
Предметные:
- Знают о почве, ее полезных свойств, ее состав.
Метапредметные:
Коммуникативные
- отстаивают свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами;
- при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая другие аргументации;
- слушают и слышат собеседника;
- работают в группах;
- ставят вопросы и формулируют ответы.
Регулятивные
- выбирают тему проекта;
- составляют план выполнения задач, решение проблем творческого характера;
- выполняют проект самостоятельно;
- работают по плану, проверяют свои действия, при необходимости исправляют ошибки;
- использовуют основные и дополнительные средства;
- оценивают результативность проекта: успехи и допущенные ошибки.
Познавательные
- проводят наблюдение и исследование почвы по предложенному плану;
- оформляют результаты наблюдений и исследований по теме «Почвы» в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставят простейшие опыты с объектом природы – почвой.
Личностные:
- стремятся к творческому и исследовательскому решению поставленных задач;
- сформированность желания участвовать в процессе работы.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Продукт |
1. Подготовительный / мотивационный | |||
1.1 Выбор и формулировка темы | Читает стихотворение о святыне. Дает определение слову святыня. Задает наводящие вопросы: «Как вы думаете, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не представляется возможной?» Читает загадки: 1. «Меня бьют, колотят, ворочают, режут, Я все терплю и всем добром плачу». 2. «Дождь льёт, она пьёт, всё зеленеет да растёт». 3. «Самый верхний слой земельный, В ней растут трава, деревья, Плодородием обладает, Как ее все называют?». На основании ответов, спрашивает: «А как вы думаете, как связаны слова «святыня» и «почва»? «Так какая же тема нашего проекта?» | Слушают стихотворение. Записывают понятие «Святыня» и его определение. Отвечают на вопросы учителя – земля. Дают ответ на загадки – почва. Формулируют на основании своих ответов тему: «Почва – святыня наша». | Сформулирована тема: «Почва – святыня наша». |
1.2 Определение проблемы и формулировка цели | Предоставляет на экране ряд фотоиллюстраций, где представлены различные виды загрязнения и порчи почвы. «Исходя из ваших ответов, как вы думаете, в чем же проблема?» После формулирования проблемы, задает вопрос: «Что люди могут сделать, чтобы исправить проблему? Почему нам, людям, так важно сохранять почву?» Для формулировки цели проекта задает вопрос: «Зачем нам нужен этот проект?» Предлагает ученикам сформулировать цель помощью следующих слов (выводит на экран): «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать», «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить» | Просматривают фоторяд. Отвечают на вопросы по картинкам: «Загрязнение почвы; как землю губят; заливают почву». Затем определяют проблему проекта: «Важна ли почва для человека?». На основе вопросов учителя формулируют цель проекта: «Раскрыть/выяснить/узнать/ значение почвы в жизни человека». | Определена проблема проекта: «Важна ли почва для человека?». Сформулирована цель: «Раскрыть значение почвы в жизни человека». |
1.3 Постановка задач | Задает вопрос: «Как Вы думаете, чтобы раскрыть значение почвы, что нам необходимо сделать?» Предлагает ученикам сформулировать задачи с помощью следующих слов (выводятся на экран): «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод» | С помощью наводящих вопросов учителя устанавливают задачи. | Поставлены задачи: 1. Собрать информацию о почве, ее составе, полезных свойствах и т.д.; 2. Выяснить, как почва влияет на жизнь людей. 3. Подготовить стенгазету на тему «Почва –святыня наша». |
1.4 Формулировка гипотезы | Направляет детей на формулирование гипотезы, при помощи вопроса: «Что будет, если почва исчезнет?» Записывает ответы учеников на доске. Вместе с учениками выбирает гипотезу, наиболее подходящую для цели проекта. | Отвечают на вопрос учителя, формулируют варианты гипотезы, выбирают рабочую гипотезу. | Сформулирована гипотеза проекта: «Если почвы не будет, исчезнет жизнь на Земле» или «Если люди будут бережно относиться к почве, то это поможет сохранить жизнь на Земле» |
2. Организационный / подготовительно-планирующий | |||
2.1 Планирование деятельности | 1. Помогает ученикам разработать план реализации проекта. Для определения этапов работы предлагает ученикам ответить на вопросы: «Что нам известно о почве? Чего мы еще не знаем? Что нам нужно сделать, чтобы получить необходимую информацию?» 2. Помогает ученикам разделиться на группы и распределить обязанности, выбрать срок презентации и форму защиты проекта, совместно определить критерии оценки проекта. | 1. Вместе с учителем разрабатывают план выполнения проекта. 2. Объединяются в группы и распределяют, кто за что будет отвечать. 3. Определяют сроки и форму защиты проекта, критерии оценки. | Составлен план реализации проекта: 1. Выбрать источники информации, изучить и обобщить информацию по теме «Почва». 2. Провести исследование свойств почвы, записать выводы. 3. Оформить результаты проекта в стенгазету. 4. Защитить и оценить проект. |
2.2 Выбор методов исследования | Предоставляет список методов, объясняет (напоминает) особенности их использования, помогает выбрать необходимые для проекта. | Выбирают наиболее подходящие методы исследования. | Выбраны методы исследования: эксперимент, поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.), ее анализ, наблюдение (описание, измерение, сравнение), обобщение. |
2.3 Подбор необходимых инструментов и оборудования | Задает вопрос о том, какие инструменты и оборудование могут понадобиться ученикам, чтобы сделать проект. | Выбирают инструменты и оборудование для исследования. | Выбраны необходимые инструменты и оборудование:
почва (земля), песок, глина, контейнеры, колба с водой, деревянная шпажка, тетради, ручки, цветные карандаши.
|
3. Информационно-операционный / исследовательско-технологический | |||
3.1 Сбор необходимой информации | 1. Напоминает ученикам, на какие вопросы о почве они должны найти ответы, оказывает помощь в поиске источников информации, анализе и обобщении результатов. 2. Предлагает ученикам ознакомиться с видами почв (коллекция «Виды почв»), записать их сходства и различия. | Ищут информацию для ответов на вопросы, анализируют и обобщают и фиксируют информацию. | Найдены и записаны ответы на вопросы: 1. Что такое почва? 2. Какие виды почвы бывают? Чем они похожи и чем отличаются? 3. Зачем нужна почва? |
3.2 Проведение исследования | 1. Мотивирует учеников на проведение исследования, с помощью демонстрации оборудования для исследования (почва, глина, песок, вода), помогает сформулировать цель исследования, задачи, гипотезу, методы исследования. 2. Проводит инструктаж по проведению исследования: порядок проведения опытов, наблюдения, фиксации результатов. 3. Помогает разделиться на группы. 4. Во время эксперимента задает вопросы, направляя внимание учеников на свойства почвы: «Что происходит? Что вы видите? Что происходит с водой / почвой / песком / глиной? Как вы думаете, почему? Чем полезно такое свойство почвы и кому?» 5. Помогает сформулировать и записать выводы. | 1. Формулируют цель исследования, задачи, гипотезу. 2. Делятся на группы по 3 человека или на пары. 3. Проводят исследование, наблюдают, записывают выводы: Опыт 1: исследуют почву при взаимодействии с водой. В контейнере находится почва (земля), в которую понемногу заливают воду из колбы. Тем самым, видят, что почва выпускает пузырьки. Опыт 2: исследуют отличия и сходства между почвой и глиной при взаимодействии с водой. В 1-ом контейнере находится почва (земля), а во 2-ом контейнере – глина, в них понемногу заливают воду из колбы. Тем самым видят, что почва быстрее впитывает воду, нежели глина, а также, глина останавливает процесс впитывания воды, где вода скатывается по ней. Опыт 3: исследуют отличия и сходства между почвой и песком при взаимодействии с водой. В 1-ом контейнере находится почва (земля), а во 2-ом контейнере – песок, в них понемногу заливают воду из колбы. Тем самым видят, что песок быстрее впитывает воду, чем почва, но почва дольше задерживает воду в себе, в отличие от песка. | 1. Определена цель исследования: изучить свойства почвы. 2 Поставлены задачи исследования: - Провести опыты. - Сравнить результаты взаимодействия почвы, песка, глины с водой. - Сделать выводы. - Определить, в чем польза исследуемых свойств почвы. 3. Определена гипотеза: почва обладает свойствами, необходимыми для жизни. 4. Определены методы исследования: эксперимент, наблюдение, анализ результатов, обобщение. 5. Проведено исследование, сделаны выводы: - Почва содержит кислород. - Почва хорошо впитывает влагу. - Почва хорошо сохраняет влагу. 6. Общий вывод: почва обладает свойствами, необходимыми для жизни растений и животных. |
3.3 Формулировка выводов | 1. Предоставляет возможность каждой группе высказать полученные в результате изучения информации и проведения исследования выводы, зафиксировать все полученные результаты с помощью …..(определить форму фиксации результатов: таблица, стикеры, схемы и т.д.). 2. Помогает сформулировать общий вывод. | 1. Делятся результатами и выводами. 2. Формулируют общий вывод. | Сформулирован вывод: «Почва – это важный компонент в жизни человека. Она имеет очень интересный состав и представляет собой не один вид. Почва играет огромную роль для людей, так как ее главное свойство – плодородие, а это дает нам возможность сеять и выращивать продукты питания. При выполнении опытов, выявились еще одни немаловажные свойства – содержание кислорода, быстрое впитывание влаги и ее сохранение, что является благоприятными условиями для жизни растений и животных. Поэтому почву необходимо беречь и не загрязнять». |
3.4 Оформление результатов проекта, подготовка к защите | 1. Помогает в оформлении стенгазеты. 2. Предлагает алгоритм выступления на защите проекта. | 1. Оформляют стенгазету. 2. Готовятся к защите. | 1. Стенгазета. 2. Конспект выступления на защите. |
4. Рефлексивно-оценочный | |||
4.1 Защита проекта | Выслушивает выступления учеников. | Публично представляют полученные результаты. | Проведена защита. Представлена стенгазета. |
4.2 Рефлексия и самоанализ | 1. Предлагает ученикам оценить результаты проектной работы в соответствии с критериями. 2. Проведение самоанализа с помощью ответов на вопросы анкеты:
3. Обобщает результаты, подводит итоги, помогает ученикам определить дальнейшие перспективы использования результатов проекта. | Оценивают результаты, проводят самоанализ, определяют, где в дальнейшем можно использовать результаты проекта. | 1. Оценены результаты работы. 2. Проведен самоанализ. 3. Подведены итоги, определены перспективы.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема : «Почва. Почвы Ставропольского края».4класс Плешаков А.А.
Материал с региональным компонентом....
Презентация к уроку "Почва. Почвы Ставропольского края"
В презентации представлены виды почв, состав почвы, виды почвы в Ставропольском крае....
Почва. Состав почвы.
В презентации представлены опыты по определению состава почвы....
Урок природоведения по теме "Почва. Охрана почв"
Предмет: природоведениеКласс: 4Тема: Почва. Охрана почвЦели:формирование представления о типах почв, о круговороте веществ в природе;развитие познавательной активности детей, умения работать в парах и...
Образование и разрушение почв. Охрана почв.
Комбинированный, включающий в себя проверку домашнего задания, изучения нового материала....
тест по теме "Земля-кормилица" ( к уроку : "Почва.Охрана почв")
Тест для закрепления по теме урока "Почва.Охрана почв"...
Урок экологии по теме "Причина разрушения почв. Охрана почв"
Подведение к пониманию высказывания «Земля – бесценное богатство». Выявление знаний о почве. Почвы г. Шимановска. Причины разрушения и способы защиты почв. Воспитание бережного отношения к почве....