Почва
методическая разработка по окружающему миру

Безрукова Валерия Юрьевна

Окр.мир почва

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorozhnaya_karta.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности

ФИО участника

Класс  3

Предмет – окружающий мир  

Тема – «Земля – наш общий дом»

Тема проекта – «Почва – святыня наша»

Исследуемый объект – почва ее состав и свойства.

Цель проекта: формирование… бережного отношения к земле. Как национальному достоянию страны, через создание стенгазеты.

Продукт проекта – стенгазета с полученной информацией вовремя исследования.

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Предметные:

  • Знают о почве, ее полезных свойств, ее состав.

Метапредметные:

Коммуникативные

  • отстаивают свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами;
  • при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая  другие аргументации;
  • слушают и слышат собеседника;
  • работают в группах;
  • ставят вопросы и формулируют ответы.

Регулятивные

  • выбирают тему проекта;
  • составляют план выполнения задач, решение проблем творческого характера;
  • выполняют проект самостоятельно;
  • работают по плану, проверяют свои действия, при необходимости исправляют ошибки;
  • использовуют основные и дополнительные средства;
  • оценивают результативность проекта: успехи и допущенные ошибки.

Познавательные

  • проводят наблюдение и исследование почвы по предложенному плану;
  • оформляют результаты наблюдений и исследований по теме «Почвы» в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставят простейшие опыты с объектом природы – почвой.

Личностные:

  • стремятся к творческому и исследовательскому решению поставленных задач;
  • сформированность  желания участвовать  в процессе работы.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Продукт

1. Подготовительный / мотивационный

1.1 Выбор и формулировка темы

Читает стихотворение о святыне. Дает определение слову святыня.

Задает наводящие вопросы: «Как вы думаете, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не представляется возможной?»

Читает загадки:

1. «Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

Я все терплю и всем добром плачу».

2. «Дождь льёт, она пьёт, всё зеленеет да растёт».

3. «Самый верхний слой земельный,

В ней растут трава, деревья,

Плодородием обладает,

Как ее все называют?».

На основании ответов, спрашивает: «А как вы думаете, как связаны слова «святыня» и «почва»?

«Так какая же тема нашего проекта?»

Слушают стихотворение. Записывают понятие «Святыня» и его определение.

Отвечают на вопросы учителя – земля.

Дают ответ на загадки – почва.

Формулируют на основании своих ответов тему: «Почва – святыня наша».

Сформулирована тема: «Почва – святыня наша».

1.2 Определение проблемы и формулировка цели

Предоставляет на экране ряд фотоиллюстраций, где представлены различные виды загрязнения и порчи почвы.
Задает вопросы: «Что вы видите на картинках? Как вы считаете, это хорошо или  плохо? Почему?»

«Исходя из ваших ответов, как вы думаете, в чем же проблема?»

После формулирования проблемы,  задает вопрос:

 «Что люди могут сделать, чтобы исправить проблему? Почему нам, людям, так важно сохранять почву?»  

Для формулировки цели проекта задает вопрос: «Зачем нам нужен этот проект?»

Предлагает ученикам сформулировать цель помощью следующих слов (выводит на экран):

«узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать»«расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить»

Просматривают фоторяд. Отвечают на вопросы по картинкам: «Загрязнение почвы; как землю губят; заливают почву».

Затем определяют проблему проекта: «Важна ли почва для человека?».

На основе вопросов учителя формулируют цель проекта: «Раскрыть/выяснить/узнать/ значение почвы в жизни человека».

Определена проблема проекта: «Важна ли почва для человека?». Сформулирована цель: «Раскрыть значение почвы в жизни человека».

1.3 Постановка задач

Задает вопрос: «Как Вы думаете, чтобы раскрыть значение почвы, что нам необходимо сделать?»

Предлагает ученикам  сформулировать задачи с помощью следующих слов (выводятся на экран):

«изучить», 

«собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод»

С помощью наводящих вопросов учителя устанавливают задачи.

Поставлены задачи:

1. Собрать информацию о почве, ее составе, полезных свойствах и т.д.;

2. Выяснить, как почва влияет на жизнь людей.

3. Подготовить стенгазету на тему «Почва –святыня наша».

1.4 Формулировка гипотезы

Направляет детей на формулирование гипотезы, при помощи вопроса: «Что будет, если почва исчезнет?»

Записывает ответы учеников на доске.

Вместе с учениками выбирает гипотезу, наиболее подходящую для цели проекта.

Отвечают на вопрос учителя, формулируют варианты гипотезы, выбирают рабочую гипотезу.

Сформулирована гипотеза проекта: «Если почвы не будет, исчезнет жизнь на Земле» или «Если люди будут бережно относиться к почве, то это поможет сохранить жизнь на Земле»

2. Организационный / подготовительно-планирующий  

2.1 Планирование деятельности

1. Помогает ученикам разработать план реализации проекта. Для определения этапов работы предлагает ученикам ответить на вопросы: «Что нам известно о почве? Чего мы еще не знаем? Что нам нужно сделать, чтобы получить необходимую информацию?»

2. Помогает ученикам разделиться на группы и распределить обязанности,   выбрать срок презентации и  форму защиты проекта, совместно определить критерии оценки проекта.

1. Вместе с учителем разрабатывают план выполнения проекта.

2. Объединяются в группы и распределяют, кто за что будет отвечать.

3. Определяют сроки и форму защиты проекта, критерии оценки.

Составлен план реализации  проекта:

1. Выбрать источники информации, изучить и обобщить информацию по теме «Почва».

2. Провести исследование свойств почвы,  записать выводы.

3. Оформить результаты проекта в стенгазету.

4. Защитить и оценить проект.

2.2 Выбор методов исследования

Предоставляет  список методов, объясняет  (напоминает) особенности их использования, помогает выбрать необходимые для проекта.

Выбирают наиболее подходящие методы исследования.

Выбраны методы исследования:

эксперимент, поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.), ее анализ, наблюдение (описание, измерение, сравнение), обобщение.

2.3 Подбор необходимых инструментов и оборудования

Задает вопрос о том, какие инструменты и оборудование могут понадобиться ученикам, чтобы сделать проект.  

Выбирают инструменты и оборудование для исследования.

Выбраны необходимые инструменты и оборудование:

  1. Для сбора информации: энциклопедии (названия, автор), интернет-ресурсы.
  2. Для исследования свойств почвы:

почва (земля), песок, глина, контейнеры, колба с водой, деревянная шпажка, тетради, ручки, цветные карандаши.

  1. Для оформления стенгазеты: ватман, клей, ножницы, карандаши, ручки, линейка, краски, кисточки, цветная бумага, картон.

3. Информационно-операционный  / исследовательско-технологический 

3.1 Сбор необходимой информации

1. Напоминает ученикам, на какие вопросы о почве они должны найти ответы, оказывает помощь в поиске источников информации, анализе и обобщении результатов.

2. Предлагает ученикам ознакомиться с видами почв (коллекция «Виды почв»), записать их  сходства и различия.

Ищут информацию для ответов на вопросы, анализируют и обобщают и фиксируют информацию.

Найдены и записаны ответы на вопросы:

1. Что такое почва?

2. Какие виды почвы бывают? Чем они похожи и чем отличаются?

3. Зачем нужна почва?

3.2 Проведение исследования

1. Мотивирует учеников на проведение исследования, с помощью демонстрации оборудования для исследования (почва, глина, песок, вода), помогает сформулировать цель исследования, задачи, гипотезу, методы исследования.

2. Проводит инструктаж по проведению исследования: порядок проведения опытов, наблюдения, фиксации результатов.

3. Помогает разделиться на группы.

4. Во время эксперимента задает вопросы, направляя внимание учеников на свойства почвы: «Что происходит? Что вы видите? Что происходит с водой / почвой / песком / глиной? Как вы думаете, почему? Чем полезно такое свойство почвы и кому?»

5. Помогает сформулировать и записать выводы.

1. Формулируют цель исследования, задачи, гипотезу.

2. Делятся на группы по 3 человека или на пары.

3. Проводят исследование, наблюдают, записывают  выводы:

Опыт 1: исследуют почву при взаимодействии с водой. В контейнере находится почва (земля), в которую понемногу заливают воду из колбы. Тем самым, видят, что почва выпускает пузырьки.

Опыт 2:  исследуют отличия и сходства между почвой и глиной при взаимодействии с водой. В 1-ом контейнере находится почва (земля), а во 2-ом контейнере – глина, в них понемногу заливают воду из колбы. Тем самым видят, что почва быстрее впитывает воду, нежели глина, а также, глина останавливает процесс впитывания воды, где вода скатывается по ней.

Опыт 3: исследуют отличия и сходства между почвой и песком при взаимодействии с водой. В 1-ом контейнере находится почва (земля), а во 2-ом контейнере – песок, в них понемногу заливают воду из колбы. Тем самым видят, что песок быстрее впитывает воду, чем почва, но почва дольше задерживает воду в себе, в отличие от песка. 

1. Определена цель исследования: изучить свойства почвы.

2 Поставлены задачи исследования:

- Провести опыты.

- Сравнить результаты взаимодействия почвы, песка, глины с водой.

- Сделать выводы.

- Определить, в чем польза исследуемых свойств почвы.

3. Определена гипотеза: почва обладает свойствами, необходимыми для жизни.  

4. Определены методы исследования: эксперимент, наблюдение, анализ результатов, обобщение.

5. Проведено исследование, сделаны выводы:

- Почва содержит кислород.

- Почва хорошо впитывает влагу.

- Почва хорошо сохраняет влагу.

6. Общий вывод: почва обладает свойствами, необходимыми для жизни растений и животных.

3.3 Формулировка выводов

1. Предоставляет возможность каждой группе высказать полученные в результате изучения информации и проведения исследования выводы, зафиксировать все полученные результаты с помощью …..(определить форму фиксации результатов: таблица,  стикеры, схемы и т.д.).

2. Помогает сформулировать общий вывод.

1. Делятся результатами и выводами.

2. Формулируют общий вывод.

Сформулирован вывод: «Почва – это важный компонент в жизни человека. Она имеет очень интересный состав и представляет собой не один вид. Почва играет огромную роль для людей, так как ее главное свойство – плодородие, а это дает нам возможность сеять и выращивать продукты питания. При выполнении опытов, выявились еще одни немаловажные свойства – содержание кислорода, быстрое впитывание влаги и ее сохранение, что является благоприятными условиями для жизни растений и животных. Поэтому почву необходимо беречь и не загрязнять».

3.4 Оформление результатов проекта, подготовка к защите

1. Помогает в оформлении стенгазеты.

2. Предлагает алгоритм выступления на защите проекта.

1. Оформляют стенгазету.

2. Готовятся к защите.

1. Стенгазета.

2. Конспект выступления на защите.

4. Рефлексивно-оценочный 

4.1 Защита проекта

Выслушивает выступления учеников.

Публично представляют полученные результаты.

Проведена защита. Представлена стенгазета.

4.2 Рефлексия и самоанализ

1. Предлагает ученикам оценить результаты проектной работы в соответствии с критериями.

2. Проведение самоанализа с помощью ответов на вопросы анкеты:

  1. Довольны ли вы своим выступлением?
  2. Что вам особенно понравилось и запомнилось?
  3. Что вам не понравилось?
  4. Воспользовались ли вы советами, полученными на занятиях?
  5. Что вы посоветовали бы друзьям и одноклассникам?

3. Обобщает результаты, подводит итоги, помогает ученикам определить дальнейшие перспективы использования результатов проекта.

Оценивают результаты, проводят самоанализ, определяют, где в дальнейшем можно использовать результаты проекта.

1. Оценены результаты работы.

2. Проведен самоанализ.

3. Подведены итоги, определены перспективы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Почва. Почвы Ставропольского края"

В презентации представлены виды почв, состав почвы, виды почвы в Ставропольском крае....

Почва. Состав почвы.

В презентации представлены опыты по определению состава почвы....

Урок природоведения по теме "Почва. Охрана почв"

Предмет: природоведениеКласс: 4Тема: Почва. Охрана почвЦели:формирование представления о типах почв, о круговороте веществ в природе;развитие познавательной активности детей, умения работать в парах и...

Образование и разрушение почв. Охрана почв.

Комбинированный, включающий в себя проверку домашнего задания, изучения нового материала....

тест по теме "Земля-кормилица" ( к уроку : "Почва.Охрана почв")

Тест для закрепления по теме урока "Почва.Охрана почв"...

Урок экологии по теме "Причина разрушения почв. Охрана почв"

Подведение к пониманию высказывания «Земля – бесценное богатство». Выявление знаний о почве. Почвы г. Шимановска. Причины разрушения и способы защиты почв. Воспитание бережного отношения к почве....