Полезные ископаемые
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Тема урока: Полезные ископаемые.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели урока: создать условия для получения знаний о взаимосвязи полезных ископаемых и экономики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poleznye_iskopaemye.doc | 92 КБ |
poleznye_iskopaemye.pptx | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Карабут Н.И.
Учебный предмет: Окружающий мир, 3 класс
Тема урока: Полезные ископаемые.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели урока: создать условия для получения знаний о взаимосвязи полезных ископаемых и экономики.
Результаты:
Личностные:
- ценностное отношение к совместной учебной деятельности;
- учебно-познавательный интерес к предмету окружающий мир, богатству кладовых земли полезным ископаемым.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия: - умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение контролировать и оценивать свои действия;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия: - умение анализировать объекты с выделением существенных признаков;
- умение выбирать способы действий при получении различной информации о полезных ископаемых;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью учебной литературы;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные универсальные учебные действия: - умение слушать собеседника и вести диалог;
- высказывать свою точку зрения;
- умение работать в малой группе;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Предметные: - знания о разнообразии полезных ископаемых, их значении, способах добычи и о взаимосвязи с экономикой;
- умение различать важнейшие полезные ископаемые.
Ресурсы урока (программное обеспечение, дидактические, технические средства, демонстрационное оборудование и материалы) ПК, электронная доска, презентация «Добыча полезных ископаемых», коллекция полезных ископаемых.
Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся:
- Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, исследовательская, самостоятельная работа.
- Методы и приемы: частично-поисковый, практический, словесный, беседа, упражнение, работа с таблицей, объяснение, показ.
Место урока в системе уроков 3-ой урок по теме «Чему учит экономика». На предыдущих уроках учащиеся ознакомились с ролью экономики в нашей жизни, ролью природных богатств и труда людей в экономике.
Этап урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Цель этапа |
1.Психологический настрой Мотивация - создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. | Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. Сегодня у нас необычный урок, у нас присутствуют гости. Они пришли, чтобы посмотреть, чему мы научились и что мы умеем. Я надеюсь, что вы сегодня покажете все свои знания. | Настраиваются на включение в учебную деятельность | Включение в учебную деятельность |
2. Актуализация опорных знаний. Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; ориентироваться в своей системе знаний. | Раздаёт карточки для индивидуальной работы по проверке изученного материала. Организует фронтальную беседу. - Какой раздел из курса окружающего мира мы изучаем? - Назовите «три кита» экономики. - Какова главная задача экономики? - Что необходимо для удовлетворения потребностей человека? - Что такое товары? -Что такое услуги? - Без чего невозможно производство товаров и услуг? - Какие природные богатства используются в хозяйственной деятельности людей? | Повторяют пройденный матерал. Отвечают на вопросы. Учавствуют в беседе. Составляем кластер (Приложение 1) - Экономика - Природные богатства, капитал, труд - удовлетворить разные потребности людей - Для этого производят различные товары и услуги - это предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. - это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить потребности людей - без природных богатств - воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные. | повторение тех знаний, которые необходимы для построения нового знания. |
3. Мотивация и целеполагание. | -Сегодня мы поработаем только с одной частью нашего кластера: с природными богатствами. Мы постараемся расширить знания об этих богатствах. Показ образцов полезных ископаемых. Ребята, что это? -Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? -Сформулируйте тему. - Какую проблему сегодня на уроке вы можете перед собой поставить? -Давайте наметим основные моменты изучения данной проблемы, на что мы будем обращать внимание? | Формируют проблемный вопрос. - это полезные ископаемые - о полезных ископаемых и их роли в экономике - полезные ископаемые - Зачем экономике нужны полезные ископаемые? Может экономика существовать без полезных ископаемых и полезные ископаемые без экономики? - Мы будем обращать внимание на свойства полезных ископаемых и где их используют | развитие познавательных интересов учащихся. |
4. Работа по теме урока | От какого слова произошло слово "Ископаемые" Почему они полезные? Ребята, а какое определение полезным ископаемым вы бы дали? – А теперь откройте учебники на с.46. Найдите и прочитайте определение понятия «полезные ископаемые». Сравните его с составленным нами. Может быть, мы что-то упустили? | - от слова "копать" -Приносят пользу людям Ответы детей Полезные ископаемые- богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве. | |
6. Практическая работа. Исследование. Работа в группах. | - Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять – исследовать, заносить в таблицу и определять, в какой отрасли экономики его могут использовать. Итак, давайте обобщим работу в группах. Вы выходите, зачитываете о П.И.. А вы ребята, работаете на своих листах-исследователя. Слушаете и отмечаете свойства П.И. и его применения в экономике - Давайте вернёмся к целям нашего урока. Какую задачу мы ставили в начале урока? - Можно ли обходиться без строительных материалов? -Может ли экономика обойтись без угля, природного газа, бензина? Так какой вы сделаете вывод? - И этот вывод мы записываем в своём листке-исследователя | Детям дается план исследования. Каждая группа исследует два вида п.и. По окончанию работы выслушиваются сообщения (Приложение 2) - Может ли экономика существовать без полезных ископаемых - Экономика не может существовать без полезных ископаемых и полезные ископаемые без экономики | координирование слаженной работы. |
5. Физкультминутка. | По дорожке шли, шли. Много камешков нашли. Присели, собрали. И дальше пошли. По дорожке, по дорожке Прыгаем на левой ножке. И по этой же дорожке Прыгали на правой ножке. По дорожке побежим, до лужайки добежим. На лужайке, не лужайке Мы попрыгаем как зайки. Стоп! Немного отдохнём! И опять работать мы пойдём! | профилактика переутомления | |
7.Самостоятельное применение новых знаний | А как же добывают полезные ископаемые? Ребята на странице 48 описаны способы добычи полезных ископаемых, прочитайте, изучите и мы вместе подведем итог: как же добывают полезные ископаемые? Как называются места, где залегают полезные ископаемые? - Назовите профессию людей, которые изучают полезные ископаемые и разведуют их месторождения? -Посмотрите, какой способ добычи изображён? Какие полезные ископаемые так добывают? - А на этой картинке? -Здесь? А какие полезные ископаемые добывают в Выселковском районе? Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. Как вы думаете, что для этого нужно делать? | Читают учебник. - Месторождение. - геолог - Шахта, уголь, алмазы, соль - Карьер, торф, известняк,руда,фосфориты - Буровые установки, нефть - Песок, глину - Бережно добывать и перевозить; экономично использовать; заменять по возможности другими материалами; попусту не жечь газ | закрепление новых знаний и умений |
8. Проверка первичных знаний | А сейчас с помощью теста (Приложение 3) я проверю, как вы усвоили материал урока. Поменяйтесь друг с другом работой и проведём самопроверку. Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки…, 1 ошибка…, 2 ошибки. Поставьте себе оценку: «5» - все правильно, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки. | Самооценка тестов. | Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном |
9. Рефлексия учебной деятельности | Что необходимо сделать прежде, чем мы закончим урок? - Какие задачи ставили в начале урока? - Сделайте вывод с помощью цветных карточек. Жёлтая карточка означает положительный ответ, зелёная – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я сейчас буду предлагать вам утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия. - Я знаю о взаимосвязи полезных ископаемых и экономики. -Я знаю о способах добычи полезных ископаемых - В самостоятельной работе у меня всё получилось. - Я сегодня был в учебной деятельности. - Я доволен своей работой. Выставление оценок Сегодня на уроке активно работали ….., допустили неточности…, допустили ошибки в карточках по дом.заданию, не достаточно чётко формулировали свои ответы… | -Подвести итог урока, сделать выводы. -Узнать о взаимосвязи полезных ископаемых с экономикой. | Осуществление самоконтроля, умение адекватно воспринимать оценку учителя. |
10. Домашнее задание | Подготовить сообщение о заинтересовавшем вас полезном ископаемом, способе его добычи и его необходимости для экономики. |
Приложение 1
Кластер
Экономика
природные капитал труд
богатства
воздух полезные растения и
ископаемые животные
вода почвы
Приложение 2
Название | Свойства | Где применяется | Способ добычи |
Нефть | Горючая жидкость | Из неё получают керосин и бензин, так же краски, шины и многое другое. Значит используют как топливо и в промышленности. | Буровые установки |
Торф | Горючие свойства, образован из остатков мха | Применяется как топливо для печей, на электростанциях, а также это удобрение для полей | Карьер |
Каменный уголь | Твёрдое горючее полезное ископаемое | Он источник тепла и электроэнергии | Шахта |
Известняк | Твёрдый, плотный | Из него делают строительные материалы, мел | Карьер |
Железная руда | Самое главное свойство руды – это плавкость. | Из руды получают железо и его сплавы: чугун и сталь. Изготавливают рельсы, трубы. | Карьер |
Алмазы | Твёрдый, драгоценный, хрупкий камень | Используют в ювелирной промышленности, а также в электронике | Шахта |
Каменная соль | Солёный вкус | Применяется как пищевой продукт | Шахта |
Фосфориты | Насыщена фосфором | Используют в сельском хозяйстве, как удобрение. А также изготавливают спички, взрывчатые вещества | Карьер |
На доске
Нефть Топливо
Торф Топливо, сельское хозяйство
Каменный уголь Топливо
Известняк Строительство
Железная руда Металлургия
Алмазы Ювелирная промышленность
Каменная соль Пищевая промышленность
Фосфориты Сельское хозяйство
Приложение 3
Тест
1. Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) Песок, глину; б) нефть, торф; в) уголь, соль.
2. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) Нефть, руда; б) уголь, природный газ; в) известняк, гранит.
3. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) Гранит, песок; б) уголь, руда; в) нефть, газ.
4. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) Строители; б) геологи; в) шахтёры.
Ответы: 1-а. 2-б. 3-в. 4-б.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Э К О Н О М И К А ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА КАПИТАЛ ТРУД ВОЗДУХ ВОДА ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ ПОЧВЫ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые Архангельской области.""
Конспект урока "Добыча полезных ископаемых" с использованием краеведческого материала "Полезные ископаемые Архангельской области" 4 класс. Программа Занкова....
Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)
Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые"....
Урок по кубановедению "Полезные ископаемые краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."
Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....
Презентация к уроку по кубановедению "Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."
Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....
Конспект урока: "Полезные ископаемые родного края. Полезные ископаемые Мордовии
На предложенном занятии младшие школьники получат возможность продолжить формирование географических представлений в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление о полезных и...
Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые
Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые"
Предмет: окружающий мирКласс: 3-2Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые.Цель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü ...