Полезные ископаемые
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Карабут Наталья Ивановна

Тема урока: Полезные ископаемые.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока: создать условия для получения знаний о взаимосвязи полезных ископаемых и экономики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poleznye_iskopaemye.doc92 КБ
Файл poleznye_iskopaemye.pptx1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Карабут Н.И.

Учебный предмет: Окружающий мир, 3 класс

Тема урока: Полезные ископаемые.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока: создать условия для получения знаний о взаимосвязи полезных ископаемых и экономики.

Результаты:

Личностные: 

- ценностное отношение к совместной учебной деятельности;

- учебно-познавательный интерес к предмету окружающий мир, богатству кладовых земли полезным ископаемым.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия: - умение принимать и сохранять учебную задачу;

- умение контролировать и оценивать свои действия;

- умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Познавательные универсальные учебные действия: - умение анализировать объекты с выделением существенных признаков;

- умение выбирать способы действий при получении различной информации о полезных ископаемых;

-  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью учебной литературы;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные универсальные учебные действия: - умение слушать собеседника и вести диалог;

- высказывать свою точку зрения;

- умение работать в малой группе;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Предметные: - знания о разнообразии полезных ископаемых, их значении, способах добычи и о взаимосвязи с экономикой;

- умение различать важнейшие полезные ископаемые.

Ресурсы урока (программное обеспечение, дидактические, технические средства, демонстрационное оборудование и материалы) ПК, электронная доска, презентация «Добыча полезных ископаемых», коллекция полезных ископаемых.

Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся:

- Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, исследовательская, самостоятельная работа.

- Методы и приемы: частично-поисковый, практический, словесный, беседа, упражнение, работа с таблицей, объяснение, показ.

Место урока в системе уроков 3-ой урок по теме «Чему учит экономика». На предыдущих уроках учащиеся ознакомились с ролью экономики в нашей жизни, ролью природных богатств и труда людей в экономике.

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Цель этапа

        1.Психологический настрой

Мотивация - создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. Сегодня у нас необычный урок, у нас присутствуют гости. Они пришли, чтобы посмотреть, чему мы научились и что мы умеем. Я надеюсь, что вы сегодня покажете все свои знания.

Настраиваются на включение в учебную деятельность

Включение в учебную деятельность

2. Актуализация опорных знаний.

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; ориентироваться в своей системе знаний.

Раздаёт карточки для индивидуальной работы по проверке изученного материала.

Организует фронтальную беседу.

- Какой раздел из курса окружающего мира мы изучаем?

- Назовите «три кита» экономики.

- Какова главная задача экономики?

- Что необходимо для удовлетворения потребностей человека?

- Что такое товары?

-Что такое услуги?

- Без чего невозможно производство товаров и услуг?

- Какие природные богатства используются в хозяйственной деятельности людей?

Повторяют пройденный матерал.

Отвечают на вопросы. Учавствуют в беседе.

Составляем кластер (Приложение 1)

- Экономика

- Природные богатства, капитал, труд

- удовлетворить разные потребности людей

- Для этого производят различные товары и услуги

- это предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.

- это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить потребности людей

- без природных богатств

- воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные.

повторение тех знаний, которые необходимы для построения нового знания.

3. Мотивация и целеполагание.

-Сегодня мы поработаем только с одной частью нашего кластера: с природными богатствами.  Мы постараемся расширить знания об этих богатствах.

Показ образцов полезных ископаемых. Ребята, что это?

-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

-Сформулируйте тему.

 - Какую проблему сегодня на уроке вы можете перед собой поставить?

-Давайте наметим основные моменты изучения данной проблемы, на что мы будем обращать внимание?

Формируют проблемный вопрос.

- это полезные ископаемые

- о полезных ископаемых и их роли в экономике

- полезные ископаемые

- Зачем экономике нужны полезные ископаемые? Может экономика существовать без полезных ископаемых и полезные ископаемые без экономики?

- Мы будем обращать внимание на свойства полезных ископаемых и где их используют

развитие познавательных интересов учащихся.

 4. Работа по теме урока

От какого слова произошло слово "Ископаемые"

Почему они полезные?

Ребята, а какое определение полезным ископаемым вы бы дали?

– А теперь откройте учебники на с.46. Найдите и прочитайте определение понятия «полезные ископаемые». Сравните его с составленным нами. Может быть, мы что-то упустили?

- от слова "копать"

-Приносят пользу людям

Ответы детей

Полезные ископаемые- богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

6. Практическая работа. Исследование.

Работа в группах.

- Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять – исследовать, заносить в таблицу и определять, в какой отрасли экономики его могут использовать.

Итак, давайте обобщим работу в группах. Вы выходите, зачитываете о П.И.. А вы ребята, работаете на своих листах-исследователя. Слушаете и отмечаете свойства П.И. и его применения в экономике

- Давайте вернёмся к целям нашего урока. Какую задачу мы ставили в начале урока?

- Можно ли обходиться без строительных материалов?

-Может ли экономика обойтись без угля, природного газа, бензина?

Так какой вы сделаете вывод? 

- И этот вывод мы записываем в своём листке-исследователя

Детям дается план исследования. Каждая группа исследует два вида п.и.

По окончанию работы выслушиваются сообщения (Приложение 2)

- Может ли экономика существовать без полезных ископаемых

- Экономика не может существовать без полезных ископаемых и полезные ископаемые без экономики

координирование слаженной работы.

5. Физкультминутка.

По дорожке шли, шли.

Много камешков нашли.

Присели, собрали.

И дальше пошли.

По дорожке, по дорожке

Прыгаем на левой ножке.

И по этой же дорожке

Прыгали на правой ножке.

По дорожке побежим, до лужайки добежим.

На лужайке, не лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немного отдохнём!

И опять работать мы пойдём!

профилактика переутомления

7.Самостоятельное применение новых знаний

А как же добывают полезные ископаемые?

Ребята на странице 48 описаны способы добычи полезных ископаемых, прочитайте, изучите и мы вместе подведем итог: как же добывают полезные ископаемые?

Как называются места, где залегают полезные ископаемые?

- Назовите профессию людей, которые изучают полезные ископаемые и разведуют их месторождения?

-Посмотрите, какой способ добычи изображён? Какие полезные ископаемые так добывают?

- А на этой картинке?

-Здесь?

А какие полезные ископаемые добывают в Выселковском районе?

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. Как вы думаете, что для этого нужно делать?

Читают учебник.

- Месторождение.

- геолог

- Шахта, уголь, алмазы, соль

- Карьер, торф, известняк,руда,фосфориты

- Буровые установки, нефть

- Песок, глину

- Бережно добывать и перевозить; экономично использовать; заменять по возможности другими материалами; попусту не жечь газ

закрепление новых знаний и умений

8. Проверка первичных знаний

А сейчас с помощью теста (Приложение 3) я проверю, как вы усвоили материал урока.

Поменяйтесь друг с другом работой и проведём самопроверку. Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки…, 1 ошибка…, 2 ошибки. Поставьте себе оценку: «5» - все правильно, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки.

Самооценка тестов.

Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном

9. Рефлексия учебной деятельности

Что необходимо сделать прежде, чем мы закончим урок?

- Какие задачи ставили в начале урока?

- Сделайте вывод с помощью цветных карточек. Жёлтая карточка означает положительный ответ, зелёная – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ.

Я сейчас буду предлагать вам утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

- Я знаю о взаимосвязи полезных ископаемых и экономики.

-Я знаю о способах добычи полезных ископаемых

- В самостоятельной работе у меня всё получилось.

- Я сегодня был в учебной деятельности.

- Я доволен своей работой.

Выставление оценок Сегодня на уроке активно работали ….., допустили неточности…, допустили ошибки в карточках по дом.заданию, не достаточно чётко формулировали свои ответы…

-Подвести итог урока, сделать выводы.

-Узнать о взаимосвязи полезных ископаемых с экономикой.

Осуществление самоконтроля, умение адекватно воспринимать оценку учителя.

10. Домашнее задание

 Подготовить сообщение о заинтересовавшем вас полезном ископаемом, способе его добычи и его необходимости для экономики.

Приложение 1

Кластер

Экономика

                                       природные          капитал          труд

                                       богатства

                                             воздух        полезные        растения и

                                   ископаемые    животные

                                                        вода                   почвы

Приложение 2

Название

Свойства

Где применяется

Способ добычи

Нефть

Горючая жидкость

Из неё получают керосин и бензин, так же краски, шины и многое другое. Значит используют как топливо и в промышленности.

Буровые установки

Торф

Горючие свойства, образован из остатков мха

Применяется как топливо для печей, на электростанциях, а также это удобрение для полей

Карьер

Каменный уголь

Твёрдое горючее полезное ископаемое

Он источник тепла и электроэнергии

Шахта

Известняк

Твёрдый, плотный

Из него делают строительные материалы, мел

Карьер

Железная руда

Самое главное свойство руды – это плавкость.

Из руды получают железо и его сплавы: чугун и сталь. Изготавливают рельсы, трубы.

Карьер

Алмазы

Твёрдый, драгоценный, хрупкий камень

Используют в ювелирной промышленности, а также в электронике

Шахта

Каменная соль

Солёный вкус

Применяется как пищевой продукт

Шахта

Фосфориты

Насыщена фосфором

Используют в сельском хозяйстве, как удобрение. А также изготавливают спички, взрывчатые вещества

Карьер

На доске

                                                             Нефть                                                Топливо

Торф                                                  Топливо, сельское хозяйство

Каменный уголь                               Топливо

Известняк                                          Строительство

Железная руда                                  Металлургия

Алмазы                                              Ювелирная промышленность

Каменная соль                                  Пищевая промышленность

Фосфориты                                        Сельское хозяйство

Приложение 3

Тест

1. Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

        а) Песок, глину;         б) нефть, торф;         в) уголь, соль.

2. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

        а) Нефть, руда;         б) уголь, природный газ;         в) известняк, гранит.

3. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

        а) Гранит, песок;    б) уголь, руда;         в) нефть, газ.

4. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

        а) Строители;         б) геологи;         в) шахтёры.

Ответы: 1-а. 2-б. 3-в. 4-б.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Э К О Н О М И К А ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА КАПИТАЛ ТРУД ВОЗДУХ ВОДА ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ ПОЧВЫ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые Архангельской области.""

Конспект урока "Добыча полезных ископаемых" с использованием краеведческого материала "Полезные ископаемые Архангельской области"  4 класс. Программа Занкова....

Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые"....

Урок по кубановедению "Полезные ископаемые краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Презентация к уроку по кубановедению "Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Конспект урока: "Полезные ископаемые родного края. Полезные ископаемые Мордовии

На предложенном занятии младшие школьники получат возможность продолжить формирование географических представлений в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление о полезных и...

Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые

Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые"

Предмет: окружающий мирКласс: 3-2Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые.Цель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü ...