социальный проект "Покормите птиц зимой"
проект по окружающему миру (2 класс)
Цель проекта: закрепить представление школьников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающим миром, о роли человека в жизни птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pokormite_ptits.doc | 263 КБ |
Предварительный просмотр:
«Покормите птиц зимой»
(социальный проект)
Подготовила
учитель начальных классов
Прохорова Светлана Владиславовна.
Социальный проект по теме: «Покормите птиц зимой»
Тип проекта: среднесрочный, информационно – практический.
Участники проекта: учащиеся, родители, учитель.
Срок реализации проекта: ноябрь – март.
Актуальность проекта
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с птицами, животными, растениями, человек становиться чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Став взрослыми, мы часто вспоминаем детство и многое забывается, но то что связано с природой, навсегда остается в памяти. И задача взрослых воспитать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, желание узнать новые факты их жизни, заботиться о них, получит радость от того, что подкармливая птиц зимой, ты спасаешь их от гибели.
Цель проекта: Закрепить представление школьников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающим миром, о роли человека в жизни птиц.
Задачи проекта
1.Расширить кругозор учащихся о зимующих птицах
2.Способствовать развитию творческих, интеллектуальных способностей детей
3.Привлечь родителей и учащихся к оказанию помощи птицам в суровых зимних условиях
4.Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
5.Обобщить знания учащихся, полученные при наблюдении за повадками птиц. Научить детей правильно их подкармливать
Планируемые результаты
В результате данного проекта у детей:
- Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой)
- Активное проявление у учащихся любознательности, творческих способностей, познавательного интереса, коммуникативных навыков.
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать.
Учащиеся должны знать: основные виды зимующих птиц, значение птиц в жизни человека; опасности, подстерегающие птиц зимой; разновидности кормушек; исходный материал для изготовления кормушек.
Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; составлять связные рассказы по материалам проведённой работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.
Ожидаемый результат:
- В ходе реализации проекта мы ожидаем, что наш опыт используют в своей деятельности ребята из других классов.
- Наша работа будет служить примером для подражания.
Оборудование: раздаточный материал для выполнения заданий каждой группой; альбомные листы для оформления разделов проекта; справочная литература; клей, фломастеры, кормушки, корм для птиц, фотоаппарат.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Распределение детей по группам.
Учитель организует несколько инициативных групп.
2. Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной
деятельности.
II. Формулирование темы, целей и задач урока.
а) Учитель предлагает детям принять участие в проекте «Покормите птиц зимой».
- А что такое проект?
- Что значит проектировать? (ответы детей)
Учитель обобщает:
- Да, проектировать - это значит разрабатывать, составлять, предполагать собираться сделать что - либо.
Вот сегодня мы и будем намечать пути своей деятельности.
Для работы над проектом нам надо разделиться на группы.
Действия в группе:
- Обсуждение задания (коллективно).
- Выполнение практического задания («Экспериментаторы»).
- Формулирование выводов («Аналитики»).
- Применение результатов («Исследователи»).
- Творчество («Писатели»).
Коллективные действия:
Проведение испытания своего проекта.
Предлагаю детям обсудить цели и задачи урока.
В результате обсуждения называются следующие цели и задачи:
- Изучение образа жизни и поведения птиц зимой.
- Изучить дополнительную литературу и определить птиц, зимующих в наших краях.
- Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
- Сделать кормушки для птиц, следить за тем, чтобы постоянно был корм в кормушке.
- Провести фотосъёмки.
III. Подготовительный этап.
- Обдумывание проекта проходит в форме «мозгового штурма».
- Распределение заданий.
3.Анкетирование родителей.
4. Создание необходимых условий для реализации проекта.
5.Обсуждение цели и задач с педагогами, детьми, родителями.
IV. Разработка проекта. Реализация проекта.
- Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний школьников о зимующих птицах.
- Заготовка корма для птиц.
- Изготовление кормушек.
- Изготовление стенгазеты «Покормите птиц зимой».
- Кормление птиц и наблюдение за ними.
- Выставка детских работ.
- Разработка методических материалов.
- Тематические выставки.
Система действий учителя и учащихся на разных стадиях
работы над проектом.
№ | Этапы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1 | Подготовка: выбор темы проекта, определение темы и содержания проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения проектной деятельности. | Уточняют информацию, обсуждают задания, принимают общее решение по теме, формируют творческие группы. | Отбирает возможные темы, предлагает их учащимся. Объясняет цель, формирует положительную мотивацию к деятельности, организует работу по формированию групп. |
2 | Планирование: анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, формулировка вопросов, на которые нужно ответ заданий для творческих групп ить, разработка | Вырабатывают план действий (собрать информацию), осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе. | Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта. |
3 | Принятие решения: сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности. | Работают с информацией, выполняют исследование, корректируют план деятельности. | Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. |
4 | Выполнение проекта. | Работают над проектом и его оформлением. | Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность |
5 | Оценка результатов: оценка выполнения проекта (поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков). | Обсуждают полученные результаты, исполняют возможные недочёты, формулируют выводы | Наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении |
6 | Презентация: защита проекта. | Докладывают о результатах совместной деятельности. | Оценивает работу учащихся. |
Работа с учащимися по реализации проекта.
Содержание | Образовательная область | Месяц | Ответственный |
Беседа «Синичка-невеличка» | Познавательное развитие | Декабрь | Учитель |
«Где обедал воробей» | Познавательное развитие | Декабрь | Учитель |
Анкетирование для родителей | Социально-коммуникативное развитие | Ноябрь | Учитель |
Консультация для родителей «Приучите птиц зимой к своему окну, чтобы без песен не пришлось вам встречать весну» | Социально-коммуникативное развитие | Ноябрь-Декабрь | Учитель |
Беседа «Чем питаются птицы» | Познавательное развитие | Ноябрь-март | Учитель |
Совместно с родителями изготовление и развешивание кормушек | Познавательное развитие | Ноябрь-январь | Родители |
Наблюдение за повадками и поведением птиц на кормушках | Познавательное развитие | Декабрь-март | Родители, учитель |
Подкормка птиц | Социально-коммуникативное развитие | Декабрь-март | Учитель |
Разучивание песен по теме проекта, музыкально-двигательные игры | Физическое развитие, художественно-эстетическое развитие | Ноябрь-март | Учитель |
Коллективное рисование «Птицы на кормушке» | Художественно-эстетическое развитие | Январь | Учитель |
Лепка «Прилетели воробьи, вот их сколько-посмотри» | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие | Январь | Учитель |
Аппликация «Снегири на ветках» | Художественно-эстетическое развитие | Январь | Учитель |
Изготовление стенгазеты «Покормите птиц зимой» | Художественно-эстетическое развитие | Январь | Родители |
Оригами «Такие знакомые птицы» | Художественно-эстетическое развитие | Февраль | Учитель |
Наблюдение за птичьими следами» | Познавательное развитие | Январь | Учитель |
Выставка рисунков Птицы на кормушке» | Художественно-эстетическое развитие | Февраль | Учитель, родители |
Чтение художественной литературы по теме проекта | Речевое развитие, познавательное развитие | Декабрь-март | Учитель, родители |
Дидактические игры «Добавь слово», «Закончи предложение», «Голоса птиц», «Дорисуй птицу», «Это что за птица?» | Познавательное развитие социально-коммуникативное развитие, | Декабрь-февраль | Учитель |
Подвижные игры «Птицы и автомобиль», «Стайка», «Кошка и птички» | Физическое развитие | Декабрь-февраль | Учитель |
Фотовыставка «На кормушке» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие | Февраль | Родители, учитель |
Экологический праздник «Птицы-наши соседи на земле» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие | Февраль-март | Родители, учитель |
Введение.
Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы.
Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.
Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу:
- Если изменить условия проживания птиц зимой, то не все перелётные птицы будут улетать в тёплые края.
- Зимующие птицы – это пернатые, умеющие приспособиться к разным условиям.
Работа проводится в группах.
- «Аналитики».
Чтобы помочь птицам, надо знать, какие из них зимуют и чем кормятся. При
наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Потому-то так важны кормушки! Кусочки сала и мяса - для синиц. Но обязательно не солёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь. Дятлы предпочитают семена тыквы и подсолнечника. Воробьи – просо, овёс, пшено. Свиристели, снегири любят полакомиться гроздьями ягод рябины, калины. У каждой птицы свои предпочтения. Главное – не дать им погибнуть от голода в зимнюю стужу, когда найти корм птицам значительно труднее, чем летом.
А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей.
Мы составили книжку «Зимующие птицы нашей местности», чтобы все дети знали этих птиц и смогли им помочь выжить в холодное время года. (Воробей, синица, сорока, ворона, снегирь, дятел.)
Приложение №1
Вывод: Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к
выживанию в жёстких погодных условиях.
- «Экспериментаторы».
При изготовлении кормушки не стоит увлекаться слишком сложными и причудливыми конструкциями.
- Самые простые в изготовлении кормушки – из картонных пакетов из-под молочных продуктов. Нужно прорезать в них окошко, отогнуть вырезанный над отверстием клапан.
- Удобны различные варианты кормушек – автоматов, в которых пища высыпается постепенно по мере её потребления. Для этого можно применить укреплённую вверх дном пластиковую бутылку.
- Кормушку можно сделать из двух небольших кусков фанеры, четырёх брусков и четырёх реек. К брускам сначала крепят дно и крышу, затем – рейки по периметру кормушки. Такие рейки (бортики) необходимы, чтобы порывы ветра не сдували корм. А крыша в самодельной кормушке – элемент обязательный, она защищает пшено, семечки, крошки от дождя и снега. По углам крыши сверлят отверстия и протягивают через них верёвку, при помощи которой кормушка будет подвешиваться.
Способы крепления «птичьей столовой» разные. Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.
Украсив сад, двор или балкон такими кормушками, вы получите истинное наслаждение, наблюдая за пернатыми.
Вывод: Зимующие птицы охотно прилетают на места кормления. (Приложение №2)
- «Исследователи».
Какие птицы обычно на кормушках? По утрам галдят воробьи. Невольно проснёшься от их весёлого щебета. Стайка небольшая – всего птах сорок, но все постоянно крутятся возле дома. Самые постоянные гости – шустрые синицы. В тёплые дни меняется поведение птиц: голуби воркуют, сороки трещат. Но вот снова повалил снег, ударили морозы. Самое время наблюдать, кто и как обедает в столовой. Воробьи лущат семечки прямо здесь же. К синицам относятся крайне недружелюбно, часто провоцируют драки. Голуби подбирают, что упало, крутятся на снегу.
Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями.
Проведя наблюдения за птицами, можно сделать следующие выводы:
- Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем
птиц, посещающих кормушки в более тёплую погоду.
- Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма.
- В нашей местности рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки.
- Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жёстких погодных условиях. Возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в тёплые края.
Наши наблюдения подтверждают гипотезу.
- «Писатели».
Учащиеся сочиняют рассказы про кормушки и птиц; читают в классе.
V. Заключительный. Подведение итогов.
- Презентация проекта.
- Участие в фотоконкурсе «На моей кормушке».
- Организация птичьей столовой «Лакомка» на территории школы.
- Праздник «Птицы - наши соседи на земле».
- Подводя итог, дети прочли стихотворение Т. Евдошенко «Берегите птиц».
О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам, -
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышишь ты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Покормите птиц зимой" (социальный проект)
Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы.Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы...
Социальный проект "Покормите птиц зимой"
Социальный проект "Покормите птиц зимой"...
Педагогический социальный проект «Помоги птицам зимой» (1 класс)
Данный проект "Помоги птицам зимой" первый шаг к приобретению обучающимися знаний о природе, которая окружает их, развитию практических умений и навыков, необходимых для ответственного отношения к при...
Социальный проект "Покормите птиц зимой"
Социальный проект "Покормите птиц зимой"...
Социальный проект "Покормите птиц зимой"
В ходе реализации проекта ребята работают в группах. Они выполняют поисковую деятельность, анализируют её результаты, делают выводы. Дети узнают основные виды зимующих птиц, значение птиц в жизни чело...
Социальный проект "Покормите птиц зимой"
Пернатым особенно трудно в суровые морозы, сильные снегопады, а также когда почва, ветки и стволы деревьев покрываются ледяной коркой. Естественный корм в таких условиях становится практически недосту...
социальный проект "Покормите птиц зимой"
социальный проект для детей начальной школы о защите птиц зимой от холода и голода....