"Покормите птиц зимой" (социальный проект)
проект по теме
Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы.
Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.
Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу:
1. Если изменить условия проживания птиц зимой, то не все перелётные птицы будут улетать в тёплые края.
2. Зимующие птицы – это пернатые, умеющие приспособиться к разным условиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ « Паникинская СОШ»
«Покормите птиц зимой»
(социальный проект)
номинация
«Прилетайте в гости к нам!»
Авторы: обучающиеся 1 класса Лукьянчиков Александр
Степанян Анастасия
Стародубцев Руслан
Макарова Виктория
Руководитель: Печурина
Наталья Викторовна
(кл. руководитель 1 класса)
2014 год
Тема: Покормите птиц зимой
Учащиеся должны знать: основные виды зимующих птиц, значение птиц в жизни человека; опасности, подстерегающие птиц зимой; разновидности кормушек; исходный материал для изготовления кормушек.
Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; составлять связные рассказы по материалам проведённой работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.
Ожидаемый результат:
- В ходе реализации проекта мы ожидаем, что наш опыт используют в своей деятельности ребята из других классов.
- Наша работа будет служить примером для подражания.
Оборудование: раздаточный материал для выполнения заданий каждой группой; альбомные листы для оформления разделов проекта; справочная литература; клей, фломастеры, кормушки, корм для птиц, фотоаппарат.
Ход проекта.
I. Организационный момент.
1. Распределение детей по группам.
Учитель организует несколько инициативных групп.
2. Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной
деятельности.
II. Формулирование темы, целей и задач проекта.
а) Учитель предлагает детям принять участие в проекте «Покормите птиц зимой».
- А что такое проект?
- Что значит проектировать? (ответы детей)
Учитель обобщает:
- Да, проектировать - это значит разрабатывать, составлять, предполагать собираться сделать что - либо.
Вот сегодня мы и будем намечать пути своей деятельности.
Для работы над проектом нам надо разделиться на группы.
Действия в группе:
- Обсуждение задания (коллективно).
- Выполнение практического задания («Экспериментаторы»).
- Формулирование выводов («Аналитики»).
- Применение результатов («Исследователи»).
- Творчество («Писатели»).
Коллективные действия:
Проведение испытания своего проекта.
Предлагаю детям обсудить цели и задачи урока.
В результате обсуждения называются следующие цели и задачи:
- Изучение образа жизни и поведения птиц зимой.(приложение1)
- Изучить дополнительную литературу и определить птиц, зимующих в наших краях.
- Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
- Сделать кормушки для птиц, следить за тем, чтобы постоянно был корм в кормушке.
- Провести фотосъёмки.(приложение2)
6.Провести массовое мероприятие «Снегирины»(приложение3)
7.Выставка рисунков «Покормите птиц зимой» (приложение 4)
III.Подготовительный этап.
- Обдумывание проекта проходит в форме «мозгового штурма».
- Распределение заданий.
IV. Разработка проекта.
Система действий учителя и учащихся на разных стадиях
работы над проектом.
№ | Этапы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. | Подготовка: выбор темы проекта, определение темы и содержания проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения проектной деятельности. | Уточняют информацию, обсуждают задания, принимают общее решение по теме, формируют творческие группы. | Отбирает возможные темы, предлагает их учащимся. Объясняет цель, формирует положительную мотивацию к деятельности, организует работу по формированию групп. |
2. | Планирование: анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп. | Вырабатывают план действий (собрать информацию), осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе. | Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта. |
3. | Принятие решения: сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности. | Работают с информацией, выполняют исследование, корректируют план деятельности. | Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. |
4. | Выполнение проекта. | Работают над проектом и его оформлением. | Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность |
5. | Оценка результатов: оценка выполнения проекта (поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков). | Обсуждают полученные результаты, исполняют возможные недочёты, формулируют выводы. | Наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении. |
6. | Презентация: защита проекта. | Докладывают о результатах совместной деятельности. | Оценивает работу учащихся. |
7. | Массовое мероприятие
| Распределяют роли, проводят репетиции. | Координирует деятельность учащихся |
Введение
Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы.
Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.
Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу:
- Если изменить условия проживания птиц зимой, то не все перелётные птицы будут улетать в тёплые края.
- Зимующие птицы – это пернатые, умеющие приспособиться к разным условиям.
Силами ребят, педагога, родителей было сконструировано 10 кормушек.
Итогом акции стало 6 кг. корма:
1.Семена подсолнечника – 2 кг.
2.Пшено – 0,5 кг.
3.Кормовая смесь – 2 кг.
4.Перловка – 1кг.
5.Овсяная крупа – 0,5 кг.
Работа проводится в группах.
- «Аналитики».
Чтобы помочь птицам, надо знать, какие из них зимуют и чем кормятся. При
наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Потому-то так важны кормушки! Кусочки сала и мяса - для синиц. Но обязательно не солёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь. Дятлы предпочитают семена тыквы и подсолнечника. Воробьи – просо, овёс, пшено. Свиристели, снегири любят полакомиться гроздьями ягод рябины, калины. У каждой птицы свои предпочтения. Главное – не дать им погибнуть от голода в зимнюю стужу, когда найти корм птицам значительно труднее, чем летом.
А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей.
Мы составили книжку «Зимующие птицы нашей местности», чтобы все дети знали этих птиц и смогли им помочь выжить в холодное время года. (Воробей, синица, сорока, ворона, снегирь, свиристель.)
Приложение №1
Вывод: Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к
выживанию в жёстких погодных условиях.
- «Экспериментаторы».
При изготовлении кормушки не стоит увлекаться слишком сложными и причудливыми конструкциями.
- Самые простые в изготовлении кормушки – из картонных пакетов из-под молочных продуктов. Нужно прорезать в них окошко, отогнуть вырезанный над отверстием клапан.
- Удобны различные варианты кормушек – автоматов, в которых пища высыпается постепенно по мере её потребления. Для этого можно применить укреплённую вверх дном пластиковую бутылку.
- Кормушку можно сделать из двух небольших кусков фанеры, четырёх брусков и четырёх реек. К брускам сначала крепят дно и крышу, затем – рейки по периметру кормушки. Такие рейки (бортики) необходимы, чтобы порывы ветра не сдували корм. А крыша в самодельной кормушке – элемент обязательный, она защищает пшено, семечки, крошки от дождя и снега. По углам крыши сверлят отверстия и протягивают через них верёвку, при помощи которой кормушка будет подвешиваться.
Способы крепления «птичьей столовой» разные. Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.
Украсив сад, двор или балкон такими кормушками, вы получите истинное наслаждение, наблюдая за пернатыми.
Вывод: Зимующие птицы охотно прилетают на места кормления.
Приложение 2 (фотографии кормушек)
- «Исследователи».
Какие птицы обычно на кормушках? По утрам галдят воробьи. Невольно проснёшься от их весёлого щебета. Стайка небольшая – всего птах сорок, но все постоянно крутятся возле дома. Самые постоянные гости – шустрые синицы. В сильные морозы появляются снегири. Возможен визит весёлой стайки свиристелей, они оповещают о своём прилёте громким серебристым свиристением. В тёплые дни меняется поведение птиц: голуби воркуют, сороки трещат. Но вот снова повалил снег, ударили морозы. Самое время наблюдать, кто и как обедает в столовой. Воробьи лущат семечки прямо здесь же. К синицам относятся крайне недружелюбно, часто провоцируют драки. Голуби подбирают, что упало, крутятся на снегу.
Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями.
Проведя наблюдения за птицами, можно сделать следующие выводы:
- Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем
птиц, посещающих кормушки в более тёплую погоду.
- Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма.
- В нашей местности рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки; прилетают из леса покормиться снегири.
- Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жёстких погодных условиях. Возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в тёплые края.
Наши наблюдения подтверждают гипотезу.
- «Писатели».
Учащиеся пишут рассказы, сочинения про кормушки и птиц; читают в классе лучшие рассказы.
Наша кормушка.
Наступила зима. Птицам трудно добывать корм. Мы с папой построили кормушку и повесили её в саду. Сало привязали на нитку, а крошки насыпали в кормушку. Стали наблюдать. Птички прилетели и стали дружно клевать корм. Я уверена, что птицы не погибнут от голода. (Макарова Виктория)
Снегирь, синицы и воробьи.
Мы сделали кормушку и украсили её. Насыпали зерна. Вскоре прилетели птицы. Синицы и воробьи стали клевать зёрнышки. Снегирь наблюдал за ними со стороны. Когда они улетели, снегирь смело подлетел к кормушке. Он быстро склевал оставшиеся зёрнышки. Я счастлива, что мои птицы сыты. Завтра я насыплю корм и буду ждать гостей. Сделайте кормушку и вы. Летом птицы отблагодарят всех.
(Степанян Анастасия).
Столовая для птиц.
Вместе с папой мы сделали кормушку для птиц, чтобы им было легче зимой. Так как в это время года птицам очень трудно найти корм. В первый день, когда мы повесили кормушку, прилетело мало птиц. Но с каждым днём их стало появляться всё больше и больше. Частые гости в нашей кормушке – синички, воробьи, сороки. Я их кормлю пшеничкой, семечками, несолёным салом, хлебными крошками. Птицы сидят и что-то щебечут. Наблюдаю и радуюсь. Наверное, они говорят мне спасибо.
(Лукьянчиков Александр)
Кормушка.
Мы с дедушкой сначала придумали, а потом сделали кормушку. Насыпали семечки, крупу. К нам прилетают воробьи, синицы, снегири, свиристели. Мне очень нравятся снегири. У них красная грудка. Они похожи на яблочки. Свиристели с хохолком. Мы поможем перезимовать этим замечательным птицам.
(Дерябин Дмитрий)
V. Итог
- Подводя итог, дети прочли стихотворение Т. Евдошенко «Берегите птиц».
О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам, -
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышишь ты.
VI..Массовое мероприятие «Снегирины».(приложение
Использованная литература.
- М.К. Господникова «Проектная деятельность в начальной школе». «Учитель», Волгоград, 2011г.
- Материалы газеты «1000 советов».
- В. Бианки «Лесная газета». М. 1986г.
- Ю. Дмитриев «Книга природы». М. 1990г.
- Материалы журналов : «Юный натуралист», «В мире животных», «Муравейник», «Начальная школа».
- Т. Нуждина «Мир животных и растений». Ярославль, 1997г.
- Интернет.
Снегирины
(Праздник зимующих птиц)
Действующие лица:
-Зима
-Уточка
-Сорока
-Зимородок
-Лиса.
Декорации:
-гроздья рябины в «снегу»;
-выставка кормушек и рисунков о птицах;
-озеро;
-ветви берёз с изображением снегирей, щеглов, свиристелей;
-еловая лапа с изображением клестов.
Выходит Зима.
Зима.
На дорогу, на тропинку , на поляны чистые
Опускаются снежинки , лёгкие ,пушистые.
Посмотри ,как всё бело, сколько снегу намело!
А следов-то на снегу - разгадать я все могу!
(Мимо пробегает Лиса ,прячется за ширму.)
Что происходит?
В нашем сказочном лесу вижу рыжую лису.
Появляется Сорока.
Сорока.
Собрались к отлёту утки,
Им давно пора на юг,
Зазевалась на минутку
Молодая утка вдруг.
Вот лиса её схватила
И крыло ей повредила.
Обыгрывается сюжет.
Зима.
Вам знаком такой сюжет?
Вы читали это? Нет?
Сорока.
Да, осталась серая шейка одна.
А озеро скоро промёрзнет до дна.
Из-за ширмы появляется Серая Шейка, садится на озеро, вытирает глаза.
Зима.
Поможем Серой Шейке!
-Что представляет для неё опасность зимой? Почему утки улетают на юг?
-Как она может выжить?
За правильные ответы даются жетоны .
Игра «Лиса и уточка»
Зима.
-Спасенье уточки в воде, а на суше быть беде.
Лиса(бегает вокруг озера).
Скоро будут холода ,не уйдёшь ты никуда,
Скоро утку эту съем вместе с перьями совсем.
Утка.
Помогите ,помогите!
Круг свой теплый сохраните!
Зима.
Нам под ветром ,снегопадом
Угадать загадки надо.
Кто снежок большой поймает,
Тот вопрос и отгадает .Коль не знаешь ты ответ,
То прощай – большой привет!
Ты в сторонке посидишь
И глазами поглядишь.
Загадки о птицах.
Кто гулял у нашей двери?
Что за птицы, что за звери?
Видишь, лапки по две в ряд
Точно прутики лежат,
Полевей и поправей?
Это прыгал …(воробей)
Ребенок в костюме воробья несёт уточке зёрнышки, она качает головой.
Вот опять гнездо себе я
Мастерю в печной трубе.
И туда, на крышу дома,
Тащу ветки и солому,
Натаскаю ваты, пуха-
Хорошо птенцам и сухо!
Сгодится для гнезда любая палка.
Эта птица, друзья,…(галка).
Ребенок в костюме Галки несет уточке корочку хлеба ,она качает головой.
Стойкий ,стужам неподвластный,
Песней славит он зарю.
Знать , недаром галстук красный
Дан с рожденья …(снегирю)
Ребенок в костюме Снегиря несёт Уточке крылатки ясеня или клёна, она качает головой.
В ярком красненьком пальтишке,
Клюв широкий и кривой.
Достаёт, клюёт зерно.
В шишках зёрнышек полно!
Среди веток ,среди шишек
Слышен писк до темноты.
Это птенчиков- малышек
В стужу вывели… ( клесты)
Ребёнок в костюме Клеста несёт Уточке шишку, она качает головой.
Мы всегда большою стаей
Вместе все в лесу летаем.
Как все ягоды съедим,
В огороды прилетим.
Ну а кроме сочных ягод
Ничего нам есть не надо.
Это…(дрозд - рябинник)
Ребёнок в костюме Дрозда несёт Уточке гроздь рябины, она качает головой.
Я очень красивая птица.
Со мной попугай лишь сравнится.
Я ем семена сорняков,
Помочь бедолаге готов.
Это прилетел …(щегол).
Ребёнок в костюме Щегла несёт Уточке семена репейника, она качает головой.
Утка.
Я не ем такую пищу,
Мне рачок бы был нелишний,
Рыба ,тина ,что на дне-
Вот что в пищу надо мне.
«прилетает» Зимородок.
Зимородок.
Я зимородок - синяя птица,
Зимой лишь оляпка со мною сравнится.
Мы умеем и зимой
Прокормится под водой.
Лишь была бы для меня
Среди льда хоть полынья.
Рыбку Уточке несу,
Её от голода спасу.
Ребёнок в костюме Зимородка подаёт Уточке рыбку, она «съедает» её.
Игра «Поймай рыбку».Дети ловят на «удочку» рыбу для Уточки, появляется Лиса.
Лиса.
Да, от голода спасите,
Ей еду пока найдите.
Чем эта Уточка сытей,
Тем жирнее и вкусней.
Скоро встанет водоём,
И тогда ей быть добычей.
Что поделаешь? Обычай!
Сорока.
Безобразие в лесу!
Птицы! Гоним прочь Лису!
Лиса убегает.
Зима.
Чтобы не было скучно Уточке нашей одной, давайте построим по снежной фигуре, хотя бы по одной!
Игра «Собери снеговика».
Сорока.
Посмотрите все скорей на красивых голубей.
Выступление группы учащихся с голубями . (Голуби приносят конверт с запиской.)
Зима (открывает конверт).
Дружно с вами мы старались
Нашу уточку спасти.
Все мы правы оказались,
Ведь весна уже в пути!
Сорока.
Знают люди ,знают птицы-
С дружбой солнце лишь сравнится.
Будешь с птицами дружить-
Сможешь всё лихо пережить.
Зима.
Мы с пернатыми друзьями
Поиграем с ворбьями.
Игра «Воробушки».
Утка.
Благодарю ,друзья, я приглашаю вас на перепляс!
Уточка танцует с ребятами «Танец маленьких утят».
Все(выходят)
-Желаем открытий радостных,
-Добрых новостей,
-И улыбок солнечных
-От всех своих друзей!
-Ведь если рядом есть друзья,
-Нам не страшна никакая беда!
Награждение активных участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный проект "Покормите птиц зимой"
В.Н. Патрина, учитель начальных классовМКОУ «Средняя общеобразовательная с углубленным изучением отдельных предметов школа №5»,городского округа, город Фролово «Покормите птиц зимой» Экологи...
Экологический проект «Покормите птиц зимой!
Учебно-воспитательный проект....
Экологический проект "Покормите птиц зимой!"
В данном проекте задействованы дети 1 класса. Практическим путём на протяжении четырёх месяцев детьми изучается образ жизни и поведение птиц зимой....
Экологический проект "Покорми птиц"
Цель проекта:Изучение образа жизни и поведения птиц зимой.Задачи проекта:1. расширить представления о жизни зимующих птиц нашего посёлка;2. провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;3...
«Помогите птицам зимой» социальный проект
laquo;Помогите птицам зимой»социальный проект...
«Спасаем птиц зимой» (социальный проект) 3 класс
Тема проекта: «Спасаем птиц зимой» Актуальность: Зима – трудный период в жизни птиц. Птицам необходима помощь. Нет на земле такого уголка, где бы н...