"Птичьи разговоры" экологический КВН
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Канайкина Ирина Николаевна

"Птичьи разговоры" экологический КВН

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ptichi_razgovory.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Птичьи разговоры.

Экологический КВН.

      Ведущий: Сегодня мы узнаем, кто из вас знает больше о птицах. Кто не слышал пение птиц? Кто никогда не наблюдал за полётом ласточек? Вряд ли мы встретим человека, который на эти вопросы  ответит: «Я». Нельзя представить нашу планету без птиц. Они приносят много пользы. Но и о них нужно заботиться, а порой и охранять от любителей охоты за птицами.

                                    Покормите птиц зимой!

                                    Пусть со всех концов

                                    К вам слетятся, как домой,

                                    Стайки на крыльцо.

                                    Сколько гибнет их – не счесть!

                                    Видеть тяжело.

                                    А ведь в нашем сердце есть

                                    И для птиц тепло.

                                    Приучайте птиц в мороз к своему окну.

                                    Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

      Ученик:                 Хочу, чтоб в мире было много света.

                                     Хочу, чтоб в мире было больше лета,

                                     В котором – солнце. Птичьи голоса,

                                     И на траве – зелёная роса.

     Ведущий: Символом мудрости со времён античной Греции является сова. Двуглавый орёл в гербе России, ведь орёл – это символ храбрости, силы. Белоголовый орлан – символ США. Некоторые птицы всё время проводят на одном месте, другие с наступлением холодов улетают в тёплые края. А самое древнее из известных останков птицы имеет возраст около 150 миллионов лет. Учёные назвали эту птицу археоптериксом, что означает в переводе на русский язык «древнее крыло». Она жила в лесах и, скорее всего, плохо летала. О птицах написано много книг. Насколько хорошо вы знаете жизнь и повадки птиц, мы узнаем из результатов КВНа.

   Каждая команда должна представить себя в соответствии с выбранным названием.

       (Наивысшая оценка этого задания – 6 баллов)

     А теперь разминка.

       (Каждой команде предлагается одна из карточек, на которой напечатаны вопросы. Капитан команды выбирает карточку, но вопросы задаёт  ведущий.)

     1 команда.

   1. Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри.)

   2.Какая птица выше всех летает? (Орёл.)

   3.Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королёк.)

      2 команда.

    1. Какая птица в мире самая большая? (Страус.)

    2.Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Одинаковая.)

    3.Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь.)

        (За каждый правильный ответ – 1 балл.)

      Ведущий: Следующее задание легко выполнит тот, кто внимательно читал книги А.Поповкиной «Чёрные лебеди», В.Флинта «Где живёт белый журавль», В.Суровой «Путешествие к пеликанам».

      1 команда.

    1. В какой стране строят гнёзда и выводят птенцов белые журавли? (В России.)

    2.Каким образом пеликаны-матери выкармливают своих птенцов? (Отрыгивают из зоба рыбу в клюв птенца.)

    3.Как чомга спасается от врагов? (Погружается в воду, как подводная лодка.)

    4.Кто написал сказку «Гадкий утёнок»?(Андерсен)

      2 команда.

    1. Сколько яиц откладывают журавли? (Два.)

    2. Как охотится серая цапля? (Стоит неподвижно, поджав одну ногу.)

    3. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь.)

    4.Какие ещё сказки Андерсена вы помните, в заголовках которых есть название птиц? («Соловей», «Дикие лебеди».)

      Ведущий: Мы продолжаем игру. Вам, члены команд, сейчас предстоит нарисовать обложку одной из книг, название которой указано на карточке. Прошу капитанов команд выбрать карточку.

   1 карточка: А.Поповкина «Чёрные лебеди» (Вариант рисунка: солнце, вода и два чёрных лебедя.)

   2 карточка: В.Флинт «Где живёт белый журавль» (Вариант рисунка: взрослый журавль и птенец.)

      Ведущий: (обращаясь к зрителям): пока члены команд будут работать над заданием, я хочу предложить зрителям викторину:

  1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)
  2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвина.)
  3. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока.)
  4. Какую пользу приносят синицы? (Поедают жуков и личинок.)
  5. Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда появляются гусята.)
  6. Как гуси защищают своих детей от непогоды? (Прячут под своими крыльями.)

 

   Ведущий: Я не случайно задала вам много вопросов о гусях. Когда я была маленькой, у моей бабушки были гуси. Вот такой случай произошёл у неё однажды с гусями.

   (Инсценируется сцена из песни «Весёлые гуси».)

      Ведущий: Соревнование команд продолжается. Следующий конкурс на лучшее знание пословиц о птицах.

   (Командам предлагаются карточки, в которых написаны названия птиц.)

   Вспомните пословицы, в которых упоминаются эти птицы.

    1 команда. Воробей. Кулик.

   (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

    Старого воробья на мякине не проведёщь.

    Всяк кулик своё болото хвалит.)

    2 команда. Гусь. Синица.

    (Гусь свинье не товарищ.

     Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

     Синичка не велика, а птичка.)

     Ведущий: Вновь вопросы для зрителей. Назовите любимое лакомство аистов. (Лягушка.) Что такое Красная книга?  (Книга о животных и растениях, которым грозит исчезновение.)

     Ведущий: Хочу рассказать вам, ребята, о Красной книге. Много разных зверей и птиц истребили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили клочка леса или степи, где они могли бы жить, третьих выловили хищники. А растения либо срывали, не дав возможности созреть семенам, выкорчёвывали, выпахивали, сжигали. Немало исчезло растений с лица Земли. В конце концов люди поняли: если не помочь природе, животных будет гибнуть всё больше. Чтобы этого не случилось, учёные составили книгу – Красную книгу. Писатель Николай Сладков, написавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: «Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя! В Красную книгу мира уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц, которых уже нет на планете Земля или осталось очень мало – единицы. Но записать животное или растение в Красную книгу – ещё не значит их сохранить, это пока только сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не охраняет, а только устанавливает, предупреждает.

    Красная книга состоит из цветных иллюстрированных страниц. На чёрных страницах списки тех животных, кого уже мы никогда не увидим. На красных страницах записаны особо редкие животные. На жёлтых страницах те животные, количество которых быстро уменьшается. На белых страницах записаны те животные, численность которых всегда была невелика. На серых страницах перечислены те животные, которые до сих пор мало изучены. На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные, численность которых удалось сохранить.

    Главные наши заботы: чтобы ни одно живое существо больше не попало в чёрные списки чёрных страниц. Идея Красной книги – спасти весь животный и растительный мир Земли.

    Насколько хорошо вы знаете птиц, их повадки, оперение, мы узнаем после того, как зрители отгадают загадки о птицах автора Ольги Дружковой, которая в своей книге «1000 весёлых загадок для детей» поместила очень много интересных загадок о птицах, животных, насекомых, растениях и так далее.

  1. Длинный нос –

Короткий хвост,

Стоит, притихший,

На высокой крыше,

На чьей крыше гнездо вьёт –

В тот дом счастье принесёт.  (Аист.)

               2.  Один клин торчит в пыли,

                    Второй – по небу поплыл,

                    Издали гляди – клин один,

                    Да вблизи видно – клин сборный, не единый,

                    Кто в клине летит – курлычет да грустит.  (Журавли.)

  1. Унылая старушка живёт в одной избушке,

Одно и то же говорит, один слог всю жизнь твердит.  (Кукушка.)

  1. Всем птицам – царь, гордо смотрит вдаль,

Чёткий профиль, римский нос –

Высоко себя вознёс,

Строго оперенье – острое зренье.  (Орёл.)

  1. Крылья есть да не летает,

Усталости не знает.

Километры пробегает.  (Страус.)

  1. «Ты нас, слышишь, слегка попугай-ка,

Спой нам песню, посмейся, залай-ка!» -

Говорили ему все подряд.

И он выполнить просьбу был рад,

И теперь, если даже не хочет,

Он пугает, рыдает, хохочет.  (Попугай.)

      Ведущий: А сейчас наступило время для конкурса капитанов. Капитаны выбирают карточки с заданиями. Вам предстоит отгадать загадки.

    1 команда.    Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит.  (Грач.)

                           Он серенький на вид, но пением своим знаменит.    (Соловей.)

                           Днём слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот.   (Сова.)

    2 команда.     Встали братья на ходули, ищут корма по пути.

                           На бегу ли, на ходу ли

                           Им с ходулей не сойти. (Журавль)

                           

                           Маленький мальчишка

                           В сером армячишке

                           По дворам швыряет,

                           Крохи собирает,

                           В полях ночует,

                           Коноплю ворует. ( Воробей)

                           

                           Каждый год я к вам лечу –

                           Зимовать у вас хочу.

                           И ещё красней зимой

                           Ярко красный галстук мой.  (Снегирь.)

     Ведущий: Все мы – и взрослые, и  дети – любим сказки. Следующий  конкурс так и называется: «Конкурс на лучшее знание сказок». Каждой команде предлагается посмотреть на рисунки с изображением героев разных сказок. Одним из действующих лиц в них обязательно является птица. Вспомните название сказок и их авторов. (Галчонок, Э.Успенский, «Дядя Фёдор, пёс и кот2; Попугай, Г.Остер «Зарядка для хвоста»; Соловей, Г.Х.Андерсен, «Соловей»; Гусь, С.Лагерлёф, «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»; Петушок, А.С.Пушкин, «Сказка о золотом петушке»; Сова, А. Милн, «Винни   Пух и все, все, все»; Ласточка, Г.Х. Андерсен, «Дюймовочка»; Лебедь, Г.Х. Андерсен, «Дикие лебеди»; Жар-птица, П.Ершов, «Конек-горбунок»; Лебеденок, Г.Х. Андерсен, «Гадкий утенок».)

    Отгадайте загадки:  

    Крылатый, горластый, красные ласты. (Гусь.)

    Среди деревьев кузнецы куют.  (Дятлы.)

    Днём спит, ночью летает, прохожих пугает.  (Филин.)

   Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.  (Сорока.)

   

      Ведущий: Пока жюри подводит итоги игры, я предлагаю вам угадать пословицу, которая вскоре появится на табло: Птицу… Кто продолжит эту пословицу, получит приз. (Птицу узнают в полёте, человека в работе.)

    А какая пословица вспомнится вам, когда вы прослушаете следующее стихотворение Романа Сефа?

                         Летела ворона, присела на куст,

                         Подумав, что куст безопасен и пуст.

                         Но в этом кусте притаился украдкой

                         Отважный охотник со страшной рогаткой.

                         Он тихо прицелился – бах! – и с куста

                         Взлетела ворона уже без хвоста.

                         Что стало с вороной? Другой разговор,

                         Но очень пуглива ворона с тех пор.

  (Пуганая ворона и куста боится.)

    Давайте, ребята, так относиться к птицам, чтобы они нас не пугались, чтобы звонкие песни их радовали наш слух всегда.

      (Члены жюри объявляют результаты игры, завершается КВН награждением.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник Осени "Птичий переполох"

Осень - это не только золотая пора фруктов, овощей и сжатых полей. Если рассмотреть это время года с эколого-арнетологической точки зрения, то получится примерно такой интересный, полезный и необычный...

Птичья азбука. 1 часть

Презентация со стихами о птицах на каждую букву алфавита с голосами птиц. 1 часть А - К....

Птичья азбука. 2 часть

Презентация со стихами о птицах на каждую букву алфавита с голосами птиц. 2 часть. Л - Я....

Внеклассное мероприятие "Птичий КВН"

Данное мероприятие проходит в виде КВН, выбирается жюри-родители. Целью данного мероприятия является воспитание бережного отношения к окружающему миру....

Экологический проект "Птичья столовая"

Экологический проект«Птичья столовая»Цель:Познакомить детей с жизнью птиц, зимующих в нашей местности;Сделать и развесить кормушки, провести наблюдения: какие птицы посещают «Птичью столовую»;Способст...

Внеклассное мероприятие (викторина)" Птичий базар"

Мероприятие посвящено "Дню птиц", организовано в форме КВН....

Птичий КВН

Мероприятие проводится в форме КВН. После подведения итогов учащиеся развешивают кормушки в школьном саду или в парке....