Природные зоны России
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirdnye_zony_rossii.okruzh.mir_4_klass.docx | 30.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Природные зоны России»
Класс 4
Учитель Васильева Надежда Николаевна
Тип урока Открытие новых знаний
Цель
Познакомиться с природными зонами, т. е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и связью этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли.
Результаты урока
Личностные:
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
- Формирование желания выполнять учебные действия.
Метапредметные:
- Регулятивные:
- Умение контролировать процесс и результаты деятельности;
- Овладение вносить необходимые коррективы;
- Умение адекватно оценивать свои достижения.
- Познавательные:
- Формирование умений устанавливать причинно – следственные связи и зависимости между объектами;
- Формирование умений обсуждать проблемные вопросы.
- Коммуникативные:
- Формирование умения участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- Готовность слушать собеседника и вести диалог;
- Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Предметные:
- Сформированность уважительного отношения к России и природным зонам нашей страны;
- Осознание целостности окружающего мира, освоение правил нравственного поведения в мире природы;
- Освоение пользования планом изучения природной зоны;
- Развития навыков умения пользоваться картой природных зон России.
Оснащение урока:
Материалы для учащихся: учебник окружающего мира А.А. Плешаков 4 класс, презентация, видеоролик для физкультминутки, индивидуальные карточки для рефлексии.
Материалы для учителя: технологическая карта, учебник окружающего мира А.А. Плешаков 4 класс, глобус.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Создаёт психологический настрой на урок, посредством нестандартного приветствия. - Здравствуйте ребята. Когда встречаем мы рассвет, Мы говорим ему ... С улыбкой солнце дарит свет, Нам посылая свой ...
При встрече через много лет Вы крикните друзьям ... И улыбнутся вам в ответ От слова доброго ... И вы запомните совет: Дарите всем друзьям ... - Ребята как ваше настроение? | Получают мотивацию для дальнейшей деятельности. - Здравствуйте. - Привет. - Привет. - Привет. - Привет. - Привет. Отвечают на вопрос учителя. | |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | Предлагает задание для повторения ранее изученного материала. На экране представлена физическая карта России. - Посмотрите на экран. Что вы видите? - Какие формы земной поверхности вы знаете? Откройте учебник на стр. 58-59. - Найдите на физической карте России Восточно-Европейскую равнину. Каким цветом она обозначена на карте? - Кто покажет эту равнину на нашей карте. Вызывает учащегося к доске. - Как правильно показать Восточно-Европейскую равнину? - На физической карте мы видим разные оттенки зеленого цвета. Что они означают? Посмотрите условные обозначения. - Найдите на карте Среднесибирское плоскогорье. Каким цветом оно обозначено на карте? - О чем говорит нам этот цвет, согласно условным обозначениям? - Как обозначены на карте горы? - Найдите и покажите на карте Уральские горы. - Какие горы мы ещё можем увидеть на карте? - Покажите их на карте. | Работают с картой. Смотрят на экран. - Здесь представлена физическая карта России. - Горы и равнины. - Светло-зелёным цветом Выходит к доске. Показывает Восточно-Европейскую равнину. - Нужно показывать так, чтобы не закрывать карту окружающим. - Они означают, что поверхность неровная. Есть низменности и возвышенности. - Светло-коричневым цветом. - Есть возвышенности. - Тёмно-коричневым цветом. Показывают на карте Уральские горы. - Алтай Саяны, Кавказские горы, | https://uchi.ru/teachers/groups/6581758/subjects/6/course_programs/4/cards/79239 |
3. Этап выявления места и причины затруднения | Создаёт проблемную ситуацию для активизации мыслительной деятельности. - Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое. - Природа нашей страны очень разнообразна. Как вы думаете почему? Предлагает рассмотреть карту природных зон. - Что обозначают зоны на этой карте? - Почему происходит смена природных зон? - Как вы думаете, с чем мы будем знакомиться на уроке? - Какие задачи мы перед собой поставим? Что мы должны узнать, чему научиться? | Анализируют сложную ситуацию. Слушают учителя. Высказывают свои предположения. - Эти зоны показывают, что природа разнообразна. Испытывают затруднение при ответе на вопрос. - Сегодня на уроке мы узнаем, что такое природные зоны России. - Мы узнаем, что такое природные зоны России; - Узнаем, почему происходит смена природных зон; - Должны научиться работать с картой природных зон России, узнать её условные обозначения. | |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | Побуждает к определению средств достижения цели. - Вы поставили цели. А что же нам может понадобиться, чтобы их достичь. - Как мы будем реализовывать наши цели? | Ставят задачи урока. - Учебник, карта природных зон России, презентация. - Будем работать с учебником, искать нужную информацию, слушать учителя. | |
5. Этап реализации построенного проекта Физкультминутка | Организует работу с картой. Предлагает учащимся опыт с глобусом и фонариком. Вызывает помощников. - Что можно заметить? Равномерно ли солнце нагревает всю поверхность Земли? - Откройте стр. 74 вашего учебника. Внизу автор учебника поместил схему. Что она показывает? - В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности земли и слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Это и приводит к постепенному изменению всей картины природы - Ребята, а какие природные зоны вы знаете? - Куда мы можем обратиться, чтобы узнать? - Найдём ответ в учебнике на стр. 74. - Предлагаю ещё раз обратиться к карте и познакомиться с её условными обозначениями. Откройте стр. 72-73. - Каким цветом на карте обозначена Арктическая пустыня? - А на физической карте, что мы обозначаем таким цветом? - Каким цветом на карте обозначена тундра? - Вернитесь к физической карте. Скажите, здесь мы можем увидеть тундру? - Найдите на карте природных зон Тайгу. Каким цветом она обозначена? - В тайге можно встретить таких представителей растительного мира как: ель, сосна, пихта, кедр. - Какая природная зона обозначена светло-зелёным цветом? - Как вы думаете, почему смешанные леса называются именно так? Какие представители растительного мира можно встретить? - Наряду с хвойными деревьями встречаются лиственные. - Какой цвет определяет широколиственные леса? - Почему эти леса называют широколиственными? - Приведите пример таких растений. - Дуб, ясень, клён, липа и другие теплолюбивые деревья с крупными широкими листьями. - Ребята, а в какой природной зоне находится наша Ростовская область? - Как вы думаете, почему эта зона обозначена красивым светло-жёлтым цветом? - Это зависит от растительности. В этой зоне их немного, как правило, все деревья, привычные нам, насажены человеком искусственно. - Почему зона пустынь и полупустынь окрашена на карте в ещё более яркий жёлтый цвет? - Ребята, а кто ездил в этом году на море? - Как вы думаете, какая это природная зона? - Найдите на карте Черное море. Каким цветом обозначена зона, которая располагается рядом? - Найдите среди условных обозначений название этой природной зоны. - Какие промежуточные зоны мы не назвали? - В природе не бывает резкого перехода. Поэтому есть промежуточные природные зоны, предполагающие постепенный переход от одной зоны к другой. - А вот что бы вы сказали о смешанных лесах Дальнего Востока? Предлагает физкультминутку, с целью сбережения здоровья учащихся. Предлагает посмотреть на экран и повторить движения вместе с актёрами видеоролика. - Ребята, что мы с вами делали до физминутки? - Автор учебника задаёт нам вопрос: почему горные области на карте природных зон обозначены отдельно? - Кто может ответить на этот вопрос? - Что нам может помочь при ответе на этот вопрос? - Найдите в учебнике ответ. | Узнают новый материал. Анализируют получившийся опыт. - Это схема нагревания поверхности Земли солнечными лучами. Рассматривают схему. Испытывают затруднение при ответе на вопрос. - Посмотреть в учебнике - Арктические пустыни; тундра; тайга; смешанные и широколиственные леса; степи; пустыни; субтропики. - Синим цветом. - Моря, океаны, озёра. - Фиолетовым. - Нет. - Зелёным. - Смешанные леса. Высказывают свои предположения. - Салатовый. - Там есть растения с широкими листьями. - Дуб и т.д Находят на карте зону степей. Предлагают варианты. Слушают учителя. - Там практически нет растительности. Делятся впечатлениями. Высказывают предположения. - Зелёным цветом. - Субтропические леса. - Лесотундра, Лесостепи, Смешанные леса Дальнего Востока, области высотной поясности Высказывают предположения о лесах Дальнего востока. Повторяют движения вместе с учителем. Повторяют движения. - Работали с картой Природных зон России. Высказывают свои предположения, испытывают затруднение. - Учебник. - Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой. Это явление называется высотной поясностью. | https://uchi.ru/teachers/groups/6581758/subjects/6/course_programs/4/cards/79242 https://uchi.ru/teachers/groups/6581758/subjects/6/course_programs/4/cards/79242 |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Предлагает видеоролик по теме, с последующим анализом. - Мы познакомились с картой природных зон, но чтобы карта ожила, предлагаю посмотреть видеоролик. - Скажите пожалуйста, что вам понравилось/запомнилось в арктической пустыне? (тундре, тайге, смешанных и широколиственных лесах, степях, пустыне, субтропиках) | Расширяют знания в области природных зон России. Смотрят видеоролик. Проводят анализ видеоролика. | |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Предлагает задание для выполнения в парах. - Покажите друг другу арктическую пустыню, тундру, тайгу, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыню, субтропики | Выполняют работу в парах. Показывают друг другу природные зоны России на карте в учебнике. | |
8. Этап включения в систему знаний и повторения | Организует повторение изученного материала по вопросам, предложенным автором учебника. - Перечисли основные природные зоны России. - Почему происходит смена природных зон? - Почему горные области на карте природных зон обозначены отдельно? - Прочтите, пожалуйста, вывод под зелёной чертой на стр. 75. - Прочтите ещё раз про себя. | Отвечают на поставленные вопросы. - Арктические пустыни; тундра; тайга; смешанные и широколиственные леса; степи; пустыни; субтропики. - В северных районах солнечные лучи слабо нагревают Землю. Чем южнее, тем сильнее солнечные лучи нагревают земную поверхность. Это и приводит к постепенному изменению всей картины природы. - Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой. Это явление называется высотной поясностью. - В направлении с севера на юг в нашей стране сменяют друг друга несколько природных зон. Их смена объясняется неравномерным нагреванием поверхности Земли солнечными лучами. В горах картина меняется с высотой. |
https://uchi.ru/teachers/groups/6581758/subjects/6/course_programs/4/cards/79241 |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | - мне нужна помощь 4. Мне приятно было работать с … . 5. Мне больше всего понравилось на уроке: - Запишите д/з стр.71-75 читать пересказывать. | Рефлексируют свои действия на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира "Природные зоны России. Зона тундры".
Презентация к уроку окружающего мира, 4 класс, УМК "Школа России". Презентация поможет учащимся познакомиться наглядно с зоной тундры. Рассмотреть растительный и животный мир. Познакомиться с редкими ...
Урок окружающего мира "Природные зоны России.Зона лесов"
Цель:создать у учащихся представление о лесах умеренного пояса, их особенностях и обитателях.Задачи: Обучающие:· знать правила поведения в л...
Природные зоны России. Зона Арктических пустынь.
Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России. Зона Арктических пустынь. 4 класс. УМК "Школа России"....
Природные зоны России. Зона Арктических пустынь
Разработка урока с презентацией к уроку по предмету Окружающий мир в 4 классе Плешаков А.А....
Презентация "Природные зоны России. Зона лесов"
Презентация применялась на уроке окружающего мира по изучению темы :"Зона лесов"....
3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей
Урок окружающего мира (система Занкова Л.В., 3 класс, 2 четверть) Учебник: Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Окружающий мир», 3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей...
Урок на тему: "Ледяная зона" (1 урок из раздела "Путешествие по природным зонам России")
Раздел включает в себя 12 часов на изучение природных зон России (по 2 часа на каждую зону) и 1 час для написания контрольной работы. Представленный конспект урока является первым в теме «Ледяная зона...