Природные зоны России
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)

Васильева Надежда Николаевна
Тема урока «Природные зоны России» Класс 4 Учитель Васильева Надежда Николаевна Тип урока Открытие новых знаний Цель Познакомиться с природными зонами, т. е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и связью этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли. Результаты урока Личностные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях; Формирование желания выполнять учебные действия. Метапредметные: Регулятивные: Умение контролировать процесс и результаты деятельности; Овладение вносить необходимые коррективы; Умение адекватно оценивать свои достижения. Познавательные: Формирование умений устанавливать причинно – следственные связи и зависимости между объектами; Формирование умений обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативные: Формирование умения участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; Готовность слушать собеседника и вести диалог; Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Предметные: Сформированность уважительного отношения к России и природным зонам нашей страны; Осознание целостности окружающего мира, освоение правил нравственного поведения в мире природы; Освоение пользования планом изучения природной зоны; Развития навыков умения пользоваться картой природных зон России. Оснащение урока: Материалы для учащихся: учебник окружающего мира А.А. Плешаков 4 класс, презентация, видеоролик для физкультминутки, индивидуальные карточки для рефлексии. Материалы для учителя: технологическая карта, учебник окружающего мира А.А. Плешаков 4 класс, глобус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirdnye_zony_rossii.okruzh.mir_4_klass.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Природные зоны России»

Класс 4

Учитель  Васильева Надежда Николаевна

Тип урока Открытие новых знаний

Цель

Познакомиться с природными зонами, т. е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и связью этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли.

Результаты урока

Личностные:

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
  • Формирование желания выполнять учебные действия.

Метапредметные:

  • Регулятивные:
  1. Умение контролировать процесс и результаты деятельности;
  2. Овладение вносить необходимые коррективы;
  3. Умение адекватно оценивать свои достижения.
  • Познавательные:
  1. Формирование умений устанавливать причинно – следственные связи и зависимости между объектами;
  2. Формирование умений обсуждать проблемные вопросы.
  • Коммуникативные:
  1. Формирование умения участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
  2. Готовность слушать собеседника и вести диалог;
  3. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Предметные:

  • Сформированность уважительного отношения к России и природным зонам нашей страны;
  • Осознание целостности окружающего мира, освоение правил нравственного поведения в мире природы;
  • Освоение пользования планом изучения природной зоны;
  • Развития навыков умения пользоваться картой природных зон России.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник окружающего мира А.А. Плешаков 4 класс, презентация, видеоролик для физкультминутки, индивидуальные карточки для рефлексии.

Материалы для учителя: технологическая карта, учебник окружающего мира А.А. Плешаков 4 класс, глобус.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создаёт психологический настрой на урок, посредством нестандартного приветствия.

- Здравствуйте ребята.

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему ... 

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой ...

 

При встрече через много лет

Вы крикните друзьям ...

И улыбнутся вам в ответ

От слова доброго ...

И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям ... 

- Ребята как ваше настроение?

Получают мотивацию для дальнейшей деятельности.

Здравствуйте.

Привет.

Привет.

Привет.

Привет.

Привет.

Отвечают на вопрос учителя.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Предлагает задание для повторения ранее изученного материала.

На экране представлена физическая карта России.

- Посмотрите на экран. Что вы видите?

- Какие формы земной поверхности вы знаете? Откройте учебник на стр. 58-59.

- Найдите на физической карте России Восточно-Европейскую равнину. Каким цветом она обозначена на карте?

- Кто покажет эту равнину на нашей карте.

Вызывает учащегося к доске.

- Как правильно показать Восточно-Европейскую равнину?

- На физической карте мы видим разные оттенки зеленого цвета. Что они означают?

Посмотрите условные обозначения.

- Найдите на карте Среднесибирское плоскогорье. Каким цветом оно обозначено на карте?

- О чем говорит нам этот цвет, согласно условным обозначениям?

- Как обозначены на карте горы?

- Найдите и покажите на карте Уральские горы.

- Какие горы мы ещё можем увидеть на карте?

- Покажите их на карте.

Работают с картой.

Смотрят на экран.

- Здесь представлена физическая карта России.

- Горы и равнины.

- Светло-зелёным цветом

Выходит к доске. Показывает Восточно-Европейскую равнину.

- Нужно показывать так, чтобы не закрывать карту окружающим.

- Они означают, что поверхность неровная. Есть низменности и возвышенности.

- Светло-коричневым цветом.

- Есть возвышенности.

- Тёмно-коричневым цветом.

Показывают на карте Уральские горы.

- Алтай Саяны, Кавказские горы,

   https://uchi.ru/teachers/groups/6581758/subjects/6/course_programs/4/cards/79239

3. Этап выявления места и причины затруднения

Создаёт проблемную ситуацию для активизации мыслительной деятельности.

- Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое.

- Природа нашей страны очень разнообразна. Как вы думаете почему?

Предлагает рассмотреть карту природных зон.

- Что обозначают зоны на этой карте?

- Почему происходит смена природных зон?

- Как вы думаете, с чем мы будем знакомиться на уроке?

- Какие задачи мы перед собой поставим? Что мы должны узнать, чему научиться?

Анализируют сложную ситуацию.

Слушают учителя.

Высказывают свои предположения.

- Эти зоны показывают, что природа разнообразна.

Испытывают затруднение при ответе на вопрос.

- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое природные зоны России.

- Мы узнаем, что такое природные зоны России;

- Узнаем, почему происходит смена природных зон;

- Должны научиться работать с картой природных зон России, узнать её условные обозначения.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Побуждает к определению средств достижения цели.

- Вы поставили цели. А что же нам может понадобиться, чтобы их достичь.

- Как мы будем реализовывать наши цели?

Ставят задачи урока.

- Учебник, карта природных зон России, презентация.

- Будем работать с учебником, искать нужную информацию, слушать учителя.

5. Этап реализации построенного проекта

Физкультминутка

Организует работу с картой.

Предлагает учащимся опыт с глобусом и фонариком. Вызывает помощников.

- Что можно заметить? Равномерно ли солнце нагревает всю поверхность Земли?

- Откройте стр. 74 вашего учебника. Внизу автор учебника поместил схему. Что она показывает?

- В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности земли и слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Это и приводит к постепенному изменению всей картины природы

- Ребята, а какие природные зоны вы знаете?

- Куда мы можем обратиться, чтобы узнать?

- Найдём ответ в учебнике на стр. 74.

- Предлагаю ещё раз обратиться к карте и познакомиться с её условными обозначениями. Откройте стр. 72-73.

- Каким цветом на карте обозначена Арктическая пустыня?

- А на физической карте, что мы обозначаем таким цветом?

- Каким цветом на карте обозначена тундра?

- Вернитесь к физической карте. Скажите, здесь мы можем увидеть тундру?

- Найдите на карте природных зон Тайгу. Каким цветом она обозначена?

- В тайге можно встретить таких представителей растительного мира как: ель, сосна, пихта, кедр.

- Какая природная зона обозначена светло-зелёным цветом?

- Как вы думаете, почему смешанные леса называются именно так? Какие представители растительного мира можно встретить?

- Наряду с хвойными деревьями встречаются лиственные.

- Какой цвет определяет широколиственные леса?

- Почему эти леса называют широколиственными?

- Приведите пример таких растений.

- Дуб, ясень, клён, липа и другие теплолюбивые деревья с крупными широкими листьями.

- Ребята, а в какой природной зоне находится наша Ростовская область?

- Как вы думаете, почему эта зона обозначена красивым светло-жёлтым цветом?

- Это зависит от растительности. В этой зоне их немного, как правило, все деревья, привычные нам, насажены человеком искусственно.

- Почему зона пустынь и полупустынь окрашена на карте в ещё более яркий жёлтый цвет?

- Ребята, а кто ездил в этом году на море?

- Как вы думаете, какая это природная зона?

- Найдите на карте Черное море. Каким цветом обозначена зона, которая располагается рядом?

- Найдите среди условных обозначений название этой природной зоны.

- Какие промежуточные зоны мы не назвали?

- В природе не бывает резкого перехода. Поэтому есть промежуточные природные зоны, предполагающие постепенный переход от одной зоны к другой.

- А вот что бы вы сказали о смешанных лесах Дальнего Востока?

Предлагает физкультминутку, с целью сбережения здоровья учащихся.

Предлагает посмотреть на экран и повторить движения вместе с актёрами видеоролика.

- Ребята, что мы с вами делали до физминутки?

- Автор учебника задаёт нам вопрос: почему горные области на карте природных зон обозначены отдельно?

- Кто может ответить на этот вопрос?

- Что нам может помочь при ответе на этот вопрос?

- Найдите в учебнике ответ.

Узнают новый материал.

Анализируют получившийся опыт.

Это схема нагревания поверхности Земли солнечными лучами.

Рассматривают схему.

Испытывают затруднение при ответе на вопрос.

- Посмотреть в учебнике

- Арктические пустыни; тундра; тайга; смешанные и широколиственные леса; степи; пустыни; субтропики.

- Синим цветом.

- Моря, океаны, озёра.

- Фиолетовым.

- Нет.

- Зелёным.

- Смешанные леса.

Высказывают свои предположения.

- Салатовый.

- Там есть растения с широкими листьями.

- Дуб и т.д

Находят на карте зону степей.

Предлагают варианты.

Слушают учителя.

- Там практически нет растительности.

Делятся впечатлениями.

Высказывают предположения.

- Зелёным цветом.

- Субтропические леса.

- Лесотундра, Лесостепи, Смешанные леса Дальнего Востока, области высотной поясности

Высказывают предположения о лесах Дальнего востока.

Повторяют движения вместе с учителем.

Повторяют движения.

- Работали с картой Природных зон России.

Высказывают свои предположения, испытывают затруднение.

- Учебник.

- Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой. Это явление называется высотной поясностью.

   https://uchi.ru/teachers/groups/6581758/subjects/6/course_programs/4/cards/79242

      https://uchi.ru/teachers/groups/6581758/subjects/6/course_programs/4/cards/79242

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Предлагает видеоролик по теме, с последующим анализом.

- Мы познакомились с картой природных зон, но чтобы карта ожила, предлагаю посмотреть видеоролик.

- Скажите пожалуйста, что вам понравилось/запомнилось в арктической пустыне? (тундре, тайге, смешанных и широколиственных лесах, степях, пустыне, субтропиках)

Расширяют знания в области природных зон России.

Смотрят видеоролик.

Проводят анализ видеоролика.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Предлагает задание для выполнения в парах.

- Покажите друг другу арктическую пустыню, тундру, тайгу, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыню, субтропики

Выполняют работу в парах.

Показывают друг другу природные зоны России на карте в учебнике.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Организует повторение изученного материала по вопросам, предложенным автором учебника.

- Перечисли основные природные зоны России.

- Почему происходит смена природных зон?

- Почему горные области на карте природных зон обозначены отдельно?

- Прочтите, пожалуйста, вывод под зелёной чертой на стр. 75.

- Прочтите ещё раз про себя.

Отвечают на поставленные вопросы.

- Арктические пустыни; тундра; тайга; смешанные и широколиственные леса; степи; пустыни; субтропики.

- В северных районах солнечные лучи слабо нагревают Землю. Чем южнее, тем сильнее солнечные лучи нагревают земную поверхность. Это и приводит к постепенному изменению всей картины природы.

- Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой. Это явление называется высотной поясностью.

В направлении с севера на юг в нашей стране сменяют друг друга несколько природных зон. Их смена объясняется неравномерным нагреванием поверхности Земли солнечными лучами. В горах картина меняется с высотой.

   

 https://uchi.ru/teachers/groups/6581758/subjects/6/course_programs/4/cards/79241

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- мне нужна помощь

 4. Мне приятно было работать с … .

 5. Мне больше всего понравилось на уроке:

- Запишите д/з стр.71-75 читать пересказывать.

Рефлексируют свои действия на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Природные зоны России. Зона тундры".

Презентация к уроку окружающего мира, 4 класс, УМК "Школа России". Презентация поможет учащимся познакомиться наглядно с зоной тундры. Рассмотреть растительный и животный мир. Познакомиться с редкими ...

Урок окружающего мира "Природные зоны России.Зона лесов"

Цель:создать у учащихся  представление о лесах умеренного пояса, их особенностях и обитателях.Задачи:    Обучающие:·       знать правила поведения в л...

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь.

Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России. Зона Арктических пустынь. 4 класс. УМК "Школа России"....

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь

Разработка урока с презентацией  к уроку по предмету Окружающий мир в 4 классе Плешаков А.А....

Презентация "Природные зоны России. Зона лесов"

Презентация применялась на уроке окружающего мира по изучению темы :"Зона лесов"....

3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей

Урок окружающего мира (система Занкова Л.В., 3 класс, 2 четверть) Учебник: Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Окружающий мир», 3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей...

Урок на тему: "Ледяная зона" (1 урок из раздела "Путешествие по природным зонам России")

Раздел включает в себя 12 часов на изучение природных зон России (по 2 часа на каждую зону) и 1 час для написания контрольной работы. Представленный конспект урока является первым в теме «Ледяная зона...