Формы земной поверхности
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Ситникова Алена Александровна

технологическая карта урока окружающий мир

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курсы учителей начальных классов по программе

«Методика использования игровых технологий в образовательном

 процессе в условиях внедрения ФГОС НОО»

Образовательный продукт  по теме: «Методика игровых технологий».

разработан учителями начальных классов:

Кровяковой Надеждой Сергеевной

МКОУ «Куртамышская  СОШ №1»  Куртамышский р-н

Таскаевой Ольгой Петровной

МКОУ «Куртамышская СОШ №1» Куртамышский р-н

Ситниковой Аленой Александровной

МКОУ «Куртамышская СОШ №1» Куртамышский р-н

Жеребятниковой Людмилой Леонидовной

МКОУ «Песьяновская СОШ» Куртамышский р-н

Коновцевой Натальей Владимировной

МКОУ «Куртамышская СОШ №1» Куртамышский р-н

Класс: 2

Предмет: окружающий мир

УМК: Школа России

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения  и следовать им; строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствование работы в парах, группе.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез; формулирование проблемной ситуации с помощью учителя.

Тема урока: Формы земной поверхности

Цель урока:  Формирование  понятий: равнина, горы, холм, овраг. Познакомить с основными частями горы и холма.

Задачи:

  1. Освоить понятия «гора», «холм», «равнина», «овраг» и обозначения основные части горы и холма.
  2. Активизировать познавательную деятельность  учащихся, развивать  внимание, память, логическое мышление, творческое воображение.  
  3. Активизировать познавательную деятельность учащихся через приемы игровой технологии.
  4. Создать условия для работы обучающихся в группах.

Тип урока: открытие новых знаний

Технология: Технология проблемного обучения, игровая, элементы личностно-ориентированной и мультимедиа  технологий.

Формы организации учебной деятельности: групповая, парная,  индивидуальная, фронтальная

Методы и приёмы обучения: словесные (беседа, рассказ), наглядно-демонстрационные:  (объяснительно-иллюстративные).

Оборудование:  Учебник ««Окружающий мир».2 класс, А.А. Плешаков, рабочая тетрадь, конструктор ЛЕГО «Построй свою историю», карточки с заданиями, кроссворд, мультимедиа проектор, презентация, стикеры, иллюстрации.

Планируемые результаты:

Предметные:

Узнают формы земной поверхности. Поймут  их отличие друг от друга. Смогут сравнить холм и гору. 

Личностные:

Учебно-познавательный  интерес к учебному материалу.

Проведут самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Метапредметные: 

(Регулятивные УУД).

Смогут определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану.  Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение 

(Коммуникативные УУД).

Смогут оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им,  строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствовать работу в парах, группе.

(Познавательные УУД).

Смогут ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез; формулировать проблемную ситуацию с помощью учителя.

Технологическая карта урока

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности обучающихся

Инструментарий

регулятивная

познавательная

коммуникативная

Этап 1: Мотивация к учебной деятельности

Личностные:

учебно-познавательный  интерес к учебному материалу.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками

Давайте все вместе проговорим девиз сегодняшнего урока:

«Окружающий нас мир интересно познавать. Его тайны и загадки все готовы разгадать!»

Выполним упражнение «Ладошка к ладошке». (Я готов с тобой работать, привет!).

Организует самостоятельно свое рабочее место.

Ориентируется в системе своих знаний

Приветствует друг друга и  учителя,

настраивают себя на открытие нового.

Этап 2: Актуализация знаний и способов деятельности.

Личностные:

Учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Регулятивные:

 выполнение учебных действий в материализованной, умственной форме.

Познавательные:  синтез, умение ориентироваться в системе своих знаний

Коммуникативные: 

совместно договариваться о правилах поведения и следовать им.

Предметные: различать стороны горизонта.

    - Чему мы уже научились для того, чтобы смогли отправиться в путешествие?

Давайте с вами сыграем в игру «Верю-не верю». Если вы согласны с утверждением, то вы хлопаете. Если не согласны, то – топаете.

•        Верите ли вы, что горизонт – это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя? (да)

•        Верите ли вы, что граница горизонта, где небо сходится с земной поверхностью называется линией горизонта? (да)

•        Верите ли вы, что основные стороны горизонта – это СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ? (нет)

•        Верите ли вы, что компас нужен для того, чтобы ориентироваться в космосе? (нет)

•        Верите ли вы, что если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет север, слева – восток, справа – запад? (нет)

Итак, я вижу, что вы очень хорошо подготовились к путешествию.

Отправляемся в путь!

Вносит необходимые коррективы в действие после его завершения

Ориентируется в системе своих знаний

Слушать и понимать речь других.

Этап 3: Выявление места и причины затруднения.

Личностные: учебно-познавательный  интерес к учебному материалу.

Познавательные:

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: учѐт разных мнений; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Предметные: 

овладение основами логического мышления, наглядного представления.

Путешествуя по Земле, люди заметили, что поверхность её не везде одинакова, на Земле есть ровные участки, возвышенности, впадины. Посмотрите на экран.

На какие группы можно разделить данные фотографии местности?  

Попробуйте определить тему урока.  

Тема урока: Формы земной поверхности.

уметь самостоятельно определять и формулировать тему и познавательную цель на уроке,

Анализирует объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Участвует в диалоге; слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения на  поступки

слайд

Этап 4: Построение проекта выхода из затруднения.

Личностные: учебно-познавательный  интерес к учебному материалу.

Регулятивные:

Определение цели на уроке

Познавательные:

 находить ответы на вопросы

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками;

Предметные:

освоение доступных способов изучения природы

Что будем делать дальше? Как? Что нам поможет в достижении учебной задачи? (Нам поможет план).

Какие бывают формы земной поверхности?

Как обозначаются?

Строение форм.

Какая поверхность в Куртамышском районе?

Ставит учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что еще неизвестно

Выдвигает  гипотезы и их обосновывает

Формулирует проблему

Учитывает разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

слайд

Этап 5: Реализация построенного проекта.

Личностные: учебно-познавательный  интерес к учебному материалу.

Познавательные:

находить ответы на вопросы, используя конструктор

Предметные: овладение основами логического мышления, пространственного воображения и наглядного представления данных и процессов

Работа в группах. Для того чтобы узнать где вам предстоит путешествовать, предлагаю по группам составить из кусочков целую картину и определить, что на ней изображено.

1 группа – гора

2 группа – холм

3 группа – равнина

4 группа – овраг

Каждая группа сейчас получит карточки с описанием определенного типа поверхности, познакомившись с содержанием, вы должны будете передать с помощью конструктора «Построй свою историю» предложенную вам форму поверхности, чтобы впоследствии остальные учащиеся смогли понять о какой поверхности идёт речь, увидеть её особенности.

Принимает и сохраняет учебную задачу

Строит логическую цепочку рассуждений, анализирует текст, выделяет главное

Критично относиться к своему мнению

Участвует  в диалоге

Картинки - «пазлы».

Карточки.

Конструктор «Построй свою историю».

Этап 6: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Личностные: формирование способность к самооценке

Регулятивные: самооценка, саопроверка.

Познавательные:

умение ориентироваться  в учебнике, рабочей тетради

Предметные:  освоение доступных способов изучения природы

Чтение учебника на стр.  78-79

Выполним упр.1 на стр. 32 в рабочей тетради.

С помощью учебника напишите определения.

А) Равнины – это…

Б) Горы - это …

Проверяем по эталону на слайде.

 Планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Создает алгоритмы деятельности при решении проблем  поискового характера

Читает вслух  текст учебника, понимает прочитанное

Учебники

Рабочие тетради

слайд

Этап 7: Самостоятельная работа.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные:

контроль; коррекция

Коммуникативные:

научится работать в паре.

Предметные: формулировать выводы на основе изученного материала.

А сейчас работаем в парах.

Соотнесите понятия с определением

ГОРА        

ХОЛМ

РАВНИНА

ОВРАГ

1)неровные участки земной поверхности, которые возвышаются над окружающей местностью

2)это ровный или почти ровный участок земной поверхности

3)это возвышения на равнине.

4)углубление  с крутым склоном

Осознает то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения

Соотносит выполненное задание  с предложенным образцом (совпадение линий)

Участвует  в паре контролирует действия партнера

Карточки –шнуровки

Этап 8: Включение в систему знаний и повторений.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности 

Предметные: умения распознавать формы земной поверхности

Решение кроссворда «Формы земной поверхности»

По горизонтали:

2. Равнины, которые имеют ровную поверхность, это … равнины.(плоские)

4. Возвышенности на равнинах называются…(холмы)

6. Ровные или почти ровные участки земной поверхности.(равнины)

8. Горы, расположенные рядами.(горные хребты)        

По вертикали:

1.Равнины, имеющие на поверхности возвышенности.(холмистые)

3. Эти чудо-великаны

    Носят каменные кафтаны.

    Белые шапки на макушках,

    До облаков достают верхушкой.(горы)

5.Углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами.(овраг)

7.Самая высокая часть холма или горы.(вершина)

Определяет последовательность действий

Наблюдает и делает самостоятельные   простые выводы

Допускать возможность существование разных точек зрения

Кроссворд

слайд

Этап 9: Рефлексия учебной деятельности.

Личностные: способность к самооценке

Регулятивные:

Оценка

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание

 Наше путешествие подошло к концу. Я хочу узнать, как вам понравилось на уроке.

 Подумайте и определите качество своей работы на уроке.

В разных местах класса висят иллюстрации «Равнина», «Холм», «Гора»,

- Те ребята, кто согласен с высказыванием:

-«На уроке мне было неинтересно, я слушал невнимательно,  материал урока не понял», прикрепите стикер к «Равнине».

Те ученики, кто считают:

-«Я внимательно слушал, но понял не всё; знания, полученные на уроке не смогу использовать в жизни», прикрепите стикер к «Холму».

Те ученики, кто уверен, что «- Я внимательно слушал. Я всё понял. Я могу воспользоваться полученными на уроке знаниями», прикрепите стикер к «Горе».

- Почти все флажки оказались на горе, значит, вы отлично поработали, и теперь вам любые горы по плечу.

Осуществляет самоконтроль

Строит речевое высказывание в устной форме

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Иллюстрации, стикеры

Приложение 1.

Карточки

1 группа «Горы»

Горы – это участки земной поверхности, которые могут иметь различную возвышенность. Нижняя часть (начало горы) начинается с лесного пояса (лес), дальше идёт пояс альпийских лугов, где деревья уже не  растут, лишь сочная травянистая растительность. Еще выше – нижняя граница пояса вечных снегов, а за ней вершина. В этих зонах постоянно холодно, поверхность покрыта снегом и льдом. На вершинах гор образуются реки изо льда - ледники.

2 группа «Холм»

Холм — форма рельефа в виде небольшой возвышенности, в плане округлой или овальной формы, с пологими склонами и слабо выраженным подножием. Относительная высота до 200 м. На холмах часто строились города, поэтому многие из них имеют свои названия.

3 группа «Равнина»

Равнина — это огромная, лишенная деревьев территория, покрытая травой. Равнины, покрытые обильным растительным покровом, самой природой приспособлены для жизни копытных животных. А человек использует их для скотоводства.

4 группа «Овраг»

Овра́г — форма рельефа в виде относительно глубоких и крутосклонных ложбин, образованных временными водотоками. Длина оврагов от нескольких метров до нескольких километров.

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочный тест по окружающему миру по теме «Формы земной поверхности».

Данный тест позволяет быстро и эффективно проверить знания учащихся по теме "Формы земной поверхности". Тест  составлен по новому образовательному стандарту Е.М.Тихомирова....

Формы земной поверхности

Формы земной поверхности. 4 класс. Урок ознакомления с окружающим миром...

Формы земной поверхности.

2 класс. Программа "Гармония"....

Формы земной поверхности

презентация к уроку "Формы земной поверхности" 2класс . программа"Школа России" 2класс...

Тема: Формы земной поверхности. Водоемы

Урок окружающего мира во 2 классе по программе Плешакова...

формы земной поверхности

урок окружающего мира во 2 классе...