Тема: Формы земной поверхности. Водоемы
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок окружающего мира во 2 классе по программе Плешакова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_vo_2_klasse_formy_zemnoy_poverhnosti_vodoemy.doc | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира во 2 классе
Тема: Формы земной поверхности. Водоемы
Учитель: Харламова М.М.
Цели урока: | |
Обучающая | Дать понятие основных форм земной поверхности; познакомить со строением холмов и гор, видами водоемов. |
Развивающая | Различать части реки (исток, устье, русло, берега); сравнивать реку и озеро. |
Воспитательная | Воспитывать бережное отношение к природе. |
Ход урока
1.Организационный момент
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы с вами продолжим путешествие, начатое на прошлом уроке. А где мы будем путешествовать, вы скажите сами, отгадав загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она большущий шар.
(планета Земля).
- Правильно сегодня мы с вами продолжим путешествие по нашей планете Земля. Цель нашего урока изучить формы земной поверхности, а также водоемы.
- Как настоящие путешественники мы обязаны много знать, чтобы не заблудиться. На прошлом уроке мы узнали, что такое горизонт, учились определять стороны горизонта и сейчас мы все это повторим.
3.Проверка домашнего задания
Интересные вопросы
Ожидают смельчаков.
Пожелаем им удачи.
Выходите!
Кто готов?
Остальные дети выполняют задания учителя в карточках:
- Запишите, как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг? (Горизонт.)
- Запишите, как называется граница, где небо как бы сходится с земной поверхностью? (Линия горизонта.)
- Запишите названия основных сторон горизонта. (Север, юг, запад, восток.)
По окончании работы дети, сидящие за одной партой, обмениваются карточками. Осуществляется коллективный разбор заданий и взаимопроверка.
III. Объяснение нового материала
Беседа: «Формы земной поверхности»
Путешествуя по планете, люди видят вокруг себя много интересного. Например, отгадайте, что:
Носит бабка снежную шапку.
Каменные бока закутаны в облака.
(Гора)
Попробуйте по иллюстрации рассказать, что такое горы
Горы – это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. Одиночную гору встретишь редко, чаще всего горы расположены рядами – горными хребтами.
Но на Земле есть и ровные или почти ровные участки. Это равнины.
Учитель показывает таблицу «Равнины».
Равнины бывают плоские и холмистые.
- Объясните, почему равнины получили такие названия. (Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения.)
- Возвышения на равнине – это холмы. Но, кроме того, на равнинах имеются углубления с крутыми склонами – это овраги.
- Если холм и гора возвышаются над земной поверхностью, можно ли сделать вывод, что это одно и то же? (Ответы детей)
- Давайте рассмотрим схемы горы и холма и сравним их между собой. В чем их сходство? (Сходство: возвышаются над окружающей местностью, имеют одинаковые части: подошву (подножие), склоны, вершину.)
Учитель объясняет и показывает на схеме «Части холма и горы» подошву, склоны и вершину.
Подошва (подножие) – это место, где начинается холм (гора).
Вершина – самая высокая часть холма или горы.
Склоны – эта та часть горы или холма, которая располагается между подошвой и вершиной. Склоны бывают крутые и пологие.
- Чем отличается холм и гора? (Горы выше – холмы имеют высоту до 200м, горы - более 200м. В горах есть выходы скальных пород, на которых ничего не растет, а холмы всегда имеют почву и покрыты растительностью.)
Высота гор бывает разной. Одни из них возвышаются на несколько сотен метров, другие – на несколько километров! А как красивы горы! Прочитайте, как описывает красоту гор Николай Сладков (учебник с. 14-15).
Дети читают текст вслух по частям.
- Что вас поразило, удивило в рассказе Н. Сладкова?
Работа в тетради
IV.Физкультминутка
V. Какие бывают водоемы
Река.
- Посмотрите внимательно на карту/глобус и скажите какого больше всего цвета присутствует на ней? (голубого).
- А что на карте обозначают голубым цветом? (водоемы)
- Какие водоемы вы знаете?
- Первый водоем о котором сегодня пойдет речь – это река. В России очень много рек. Такие как Волга, Обь, Енисей и д.р. На карте реки обозначены тоненькими синими ниточками. Чем больше ниточка, тем больше и полноводнее река. Возле каждой ниточки название реки.
- У каждой реки выделяют некоторые части: (чтение учебника на стр. 17). исток – место, где река начинается, это может быть родник, болото, озеро или родник в горах.
Устье – место впадения реки в другую реку, озеро или море.
Реки и ручьи, впадающие в реку справа по ходу течения называются правыми притоками, с левой – левыми притоками.
Озеро.
- на схеме, с которой вы сейчас работали, изображены реки и озеро. Попробуйте объяснить, чем река отличается от озера? (река - это постоянный водоток. Озеро – это природный водоем со стоячей водой).
- Одно из красивейших озер России – озеро Байкал. Вода в Байкале такая прозрачная, что фарфоровую тарелку, опущенную в воду, видно на 40 – метровой глубине. К сожалению воды Байкала сейчас уже не так чисты как раньше. Как вы думаете почему?
Море.
- О каком водоеме пойдет речь вы узнаете отгадав загадку:
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется.
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона.
(море)
- А кто из вас был на море? На каком море вы бывали? Сможете ли вы показать его на карте? А чем отличается море от других водоемов? Какие животные живут в море?
- Отгадайте загадки: какие еще бывают водоемы
Не проедешь, не пройдешь – Обойдешь сторонкой. И водицы не попьешь С синеватой пленкой. (Болото) | Молодые березки Свои перед ним Поправляют прически. И месяц, и звезды – В нем все отражается... Как это зеркало называется? (Пруд) К маме-речке бегу И молчать не могу. Я ее сын родной, А родился – весной. (Ручей) |
На доске – карточки с отгадками.
- Река, море, пруд, ручей, болото – что это такое? Назовите одним словом (Водоемы)
- Какие еще бывают водоемы? (Дети называют, на доске – запись)
- На какие две группы можно разделить перечисленные водоемы? (Те, которые созданы природой, без участия человека, и те которые, которые создал человек.)
То есть естественные и искусственные водоемы. Дети называют, какие водоемы относят к естественным, какие к искусственным.
IX. Закрепление изученного
- Назовите основные формы земной поверхности.
- Что такое равнины, горы, холмы, овраги? В чем сходство и различие между холмом и горой?
- Объясните, что такое подошва (подножие), вершина, склон горы или холма.
- Какие водоемы называются естественными, какие искусственными, приведите примеры.
- Назовите части реки.
- Объясните, что такое исток, русло, берега, притоки.
- Чем отличается река от озера?
Домашнее задание, рефлексия, выставление оценок
Как вы поняли, что мы сегодня проходили. Рисуем человечка у горы
- Читать учебник; уметь пересказывать; в т.с 34 нарисовать море
- Знать изученные термины, уметь объяснять их
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочный тест по окружающему миру по теме «Формы земной поверхности».
Данный тест позволяет быстро и эффективно проверить знания учащихся по теме "Формы земной поверхности". Тест составлен по новому образовательному стандарту Е.М.Тихомирова....
самоанализ к уроку по теме - формы земной поверхности
самоанализ 2 класс окружающий мир...
Окружающий мир. Презентация по теме "Формы земной поверхности"
Презентация для изучения новой темы по окружающему миру во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Формы земной поверхности". Презентация состоит из двух частей: 1 часть - изучение нового материала, 2 ча...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «ФОРМЫ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ» (2 класс УМК «Гармония»)
АннотацияУрок проводится в третьей четверти 2 класса по программеУМК «Гармония». По типу – урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. Я плани...
Урок окружающего мира.Программа и УМК: «Школа России», УМК « Окружающий мир.2 класс» А. А. Плешаков.Тема: Формы земной поверхности.
Урок с использованием ТРКМ....
Урок окружающего мира.Программа и УМК: «Школа России», УМК « Окружающий мир.2 класс» А. А. Плешаков.Тема: Формы земной поверхности.
Урок с использованием ТРКМ....
Тема: Формы земной поверхности. Водоемы.
Тема: Формы земной поверхности. Водоемы....