Тема: Формы земной поверхности. Водоемы
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Урок окружающего мира во 2 классе по программе Плешакова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе

Тема:        Формы земной поверхности. Водоемы

Учитель: Харламова М.М.

Цели урока:

Обучающая

Дать понятие основных форм земной поверхности; познакомить со строением холмов и гор, видами водоемов.

Развивающая

Различать части реки (исток, устье, русло, берега); сравнивать реку и озеро.

Воспитательная

Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Сообщение темы и цели урока.

 - Сегодня мы с вами продолжим путешествие, начатое на прошлом уроке. А где мы будем путешествовать, вы скажите сами, отгадав загадку:

 Ни начала, ни конца,

 Ни затылка, ни лица.

 Знают все, и млад и стар,

 Что она большущий шар.

 (планета Земля).

- Правильно сегодня мы с вами продолжим путешествие по нашей планете Земля. Цель нашего урока изучить формы земной поверхности, а также водоемы.

 - Как настоящие путешественники мы обязаны много знать, чтобы не заблудиться. На прошлом уроке мы узнали, что такое горизонт, учились определять стороны горизонта и сейчас мы все это повторим.

3.Проверка домашнего задания

Интересные вопросы

Ожидают смельчаков.

Пожелаем им удачи.

Выходите!

Кто готов?

Остальные дети выполняют задания учителя в карточках:

  1. Запишите, как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг? (Горизонт.)
  2. Запишите, как называется граница, где небо как бы сходится с земной поверхностью? (Линия горизонта.)
  3. Запишите названия основных сторон горизонта. (Север, юг, запад, восток.)

По окончании работы дети, сидящие за одной партой, обмениваются карточками. Осуществляется коллективный разбор заданий и взаимопроверка.

III. Объяснение нового материала

Беседа: «Формы земной поверхности»  

Путешествуя по планете, люди видят вокруг себя много интересного. Например, отгадайте, что:

Носит бабка снежную шапку.

Каменные бока закутаны в облака.

(Гора)

Попробуйте по иллюстрации рассказать, что такое горы

Горы – это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. Одиночную гору встретишь редко, чаще всего горы расположены рядами – горными хребтами. 

Но на Земле есть и ровные или почти ровные участки. Это равнины.

Учитель показывает таблицу «Равнины».

Равнины бывают плоские и холмистые.

  1. Объясните, почему равнины получили такие названия. (Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения.)
  2. Возвышения на равнине – это холмы. Но, кроме того, на равнинах имеются углубления с крутыми склонами – это овраги.
  3. Если холм и гора возвышаются над земной поверхностью, можно ли сделать вывод, что это одно и то же? (Ответы детей)
  4. Давайте рассмотрим схемы горы и холма и сравним их между собой. В чем их сходство? (Сходство: возвышаются над окружающей местностью, имеют одинаковые части: подошву (подножие), склоны, вершину.)

Учитель объясняет и показывает на схеме «Части холма и горы» подошву, склоны и вершину.

Подошва (подножие) – это место, где начинается холм (гора).

Вершина – самая высокая часть холма или горы.

Склоны – эта та часть горы или холма, которая располагается между подошвой и вершиной. Склоны бывают крутые и пологие.

  1. Чем отличается холм и гора? (Горы выше – холмы имеют высоту до 200м, горы -  более 200м. В горах есть выходы скальных пород, на которых ничего не растет, а холмы всегда имеют почву и покрыты растительностью.)

Высота гор бывает разной. Одни из них возвышаются на несколько сотен метров, другие – на несколько километров! А как красивы горы! Прочитайте, как описывает красоту гор Николай Сладков (учебник с. 14-15).

Дети читают текст вслух по частям.

  1. Что вас поразило, удивило в рассказе Н. Сладкова?

Работа в тетради

IV.Физкультминутка

V. Какие бывают водоемы

Река.

 - Посмотрите внимательно на карту/глобус  и скажите какого больше всего цвета присутствует на ней? (голубого).

 - А что на карте обозначают голубым цветом? (водоемы)

 - Какие водоемы вы знаете?

 - Первый водоем о котором сегодня пойдет речь – это река. В России очень много рек. Такие как Волга, Обь, Енисей и д.р. На карте реки обозначены тоненькими синими ниточками. Чем больше ниточка, тем больше и полноводнее река. Возле каждой ниточки название реки.

 - У каждой реки выделяют некоторые части: (чтение учебника на стр. 17). исток – место, где река начинается, это может быть родник, болото, озеро или родник в горах.

 Устье – место впадения реки в другую реку, озеро или море.

 Реки и ручьи, впадающие в реку справа по ходу течения называются правыми притоками, с левой – левыми притоками.

Озеро.

 - на схеме, с которой вы сейчас работали, изображены реки и озеро. Попробуйте объяснить, чем река отличается от озера? (река - это постоянный водоток. Озеро – это природный водоем со стоячей водой).

 - Одно из красивейших озер России – озеро Байкал. Вода в Байкале такая прозрачная, что фарфоровую тарелку, опущенную в воду, видно на 40 – метровой глубине. К сожалению воды Байкала сейчас уже не так чисты как раньше. Как вы думаете почему?

Море.

 - О каком водоеме пойдет речь вы узнаете отгадав загадку:

Шириною широко,

 Глубиною глубоко,

 День и ночь о берег бьется.

 Из него вода не пьется,

 Потому что не вкусна –

 И горька, и солона.

 (море)

 - А кто из вас был на море? На каком море вы бывали? Сможете ли вы показать его на карте? А чем отличается море от других водоемов? Какие животные живут в море?

  1. Отгадайте загадки: какие еще бывают водоемы

Не проедешь, не пройдешь –

Обойдешь сторонкой.

И водицы не попьешь

С синеватой пленкой.

(Болото)

Молодые березки

Свои перед ним

Поправляют прически.

И месяц, и звезды –

В нем все отражается...

Как это зеркало называется?

(Пруд)

К маме-речке бегу

И молчать не могу.

Я ее сын родной,

А родился – весной.

(Ручей)

На доске – карточки с отгадками.

  1. Река, море, пруд, ручей, болото – что это такое? Назовите одним словом (Водоемы)
  2. Какие еще бывают водоемы? (Дети называют, на доске – запись)
  3. На какие две группы можно разделить перечисленные водоемы? (Те, которые созданы природой, без участия человека, и те которые, которые создал человек.)

То есть естественные и искусственные водоемы. Дети называют, какие водоемы относят к естественным, какие к искусственным.

IX. Закрепление изученного

  1. Назовите основные формы земной поверхности.
  2. Что такое равнины, горы, холмы, овраги? В чем сходство и различие между холмом и горой?
  3. Объясните, что такое подошва (подножие), вершина, склон горы или холма.
  4. Какие водоемы называются естественными, какие искусственными, приведите примеры.
  5. Назовите части реки.
  6. Объясните, что такое исток, русло, берега, притоки.
  7. Чем отличается река от озера?

Домашнее задание, рефлексия, выставление оценок

Как вы поняли, что мы сегодня проходили. Рисуем человечка у горы

  1. Читать учебник; уметь пересказывать; в т.с 34 нарисовать море
  2. Знать изученные термины, уметь объяснять их


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочный тест по окружающему миру по теме «Формы земной поверхности».

Данный тест позволяет быстро и эффективно проверить знания учащихся по теме "Формы земной поверхности". Тест  составлен по новому образовательному стандарту Е.М.Тихомирова....

Окружающий мир. Презентация по теме "Формы земной поверхности"

Презентация для изучения новой темы по окружающему миру во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Формы земной поверхности". Презентация состоит из двух частей: 1 часть - изучение нового материала, 2 ча...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «ФОРМЫ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ» (2 класс УМК «Гармония»)

АннотацияУрок проводится в третьей четверти 2 класса по программеУМК «Гармония». По типу –   урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. Я плани...

Тема: Формы земной поверхности. Водоемы.

Тема:  Формы  земной поверхности. Водоемы....