Конспект урока окружающего мира "Трудовой фронт России" УМК "Перспектива" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру
Тема: Трудовой фронт России
Цели деятельности учителя: формирование представления о перестройке промышленности на военный лад, о тяжелом крестьянском труде, о сохранении культурного наследия в годы войны, о героизме людей, трудившихся для победы в борьбе за свободу Отечества.
Планируемые результаты
Предметные: раскрывать понятие «трудовой фронт»;
составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов своей семьи во время Великой Отечественной войны.
Личностные: развивать познавательный аппарат, мышление, память; способствовать развитию патриотизма
Основные понятия: трудовой фронт,
Тип урока: комбинированный;
Оборудование: УМК «Перспектива», учебник «Окружающий мир»: 4 класс, 2 часть, А.А. Плешакова и М.Ю. Новицкая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Трудовой фронт России | 40.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: ФИО учителя
Школа: ФИ студента Шестакова Татьяна группа№ 21
Класс: 4 ФИО методиста: Сачкова Татьяна Алексеевна
Кабинет:
КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру
Тема: Трудовой фронт России
Цели деятельности учителя: формирование представления о перестройке промышленности на военный лад, о тяжелом крестьянском труде, о сохранении культурного наследия в годы войны, о героизме людей, трудившихся для победы в борьбе за свободу Отечества.
Планируемые результаты
Предметные: раскрывать понятие «трудовой фронт»;
составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов своей семьи во время Великой Отечественной войны.
Личностные: развивать познавательный аппарат, мышление, память; способствовать развитию патриотизма
Основные понятия: трудовой фронт,
Тип урока: комбинированный;
Оборудование: УМК «Перспектива», учебник «Окружающий мир»: 4 класс, 2 часть, А.А. Плешакова и М.Ю. Новицкая
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД (развивающие) | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Методы: Словесный
| 1 мин | - Здравствуйте ребята. - Проверьте готовность к уроку, все ли у вас на парте: дневник, учебник, тетрадь? Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели. На меня все посмотрели. | Приветствуют учителя | Самоопределение (Л) |
II. Актуализация знаний и мотивация | 6 мин | Давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке.
А1. Когда началась Великая отечественная война?
А2. Какая страна напала на нашу страну в 1941г.?
А3. Какой город находился в блокаде 900 дней?
А4. Когда мы празднуем день победы?
В1. Кто руководил штурмом Берлина?
В2. Почему наша армия сначала терпела неудачи?
В3. Какое название относится к нашей легендарной военной технике времен войны 1941 – 1945гг.?
С1. Какие города получили звание героя?
| Ответ: 2 (1941г.) Ответ: 1 (Германия) Ответ: 4 (Ленинград) Ответ:2 (9 мая) Ответ: 3 (маршал Жуков) Ответ: 3 (нападение было внезапным и вероломным) Ответ: 4 («катюша») Ответ: 1, 2,4 (Новороссийск, Мурманск, Смоленск) | Контроль (Р). Коррекция (Р) Оценка (Р). Саморегуляция (Л) |
III. Постановка учебной задачи | 7 мин | Сейчас я покажу вам видеофрагмент. Посмотрев его, ответьте мне на вопросы. -А теперь вернемся к нашему уроку. - А говорить мы сегодня будем о том, как люди трудились во время ВОВ. Тыл в этой войне и стал Трудовым фронтом. | Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение. | Подведение под понятие (П) |
IV. Открытие нового знания | 10-11 мин 2 мин | Сегодня на уроке мы продолжим говорить о Великой Отечественной войне и подробнее остановимся на теме «Трудовой фронт России» Весь народ встал на защиту отечества. Воевать шли юноши и взрослые мужчины, девушки и женщины, старики и дети, а что было еще, вы узнаете, открыв учебник на с. 82 Я начинаю читать, вы следите, потом продолжите. Рассмотрите иллюстрации на с. 83 прочитайте задание к ним. Давайте ответим на вопросы: - Кто оставался во время войны в тылу? - Как участники трудового фронта обеспечивали армию всем необходимым? - Кто занял место мужчин на заводах, фабриках и в колхозах? - Какие фотографии на с. 83 иллюстрируют это? - Как дети, женщины, старики помогали ковать победу? - Какой вклад вносили в дела трудового фронта школьники и студенты? Многие школьники работали после школы в госпиталях, а собираясь вечерами у какого – нибудь дома, шили и вязали для бойцов теплые вещи: варежки, носки. Все вещи сопровождали письмами, надписями, которые поддерживали солдат на фронте. - Как вы думаете, как сказывалось это на состоянии боевого духа солдат? - Обратите внимание на изображение медали на стр. 82. Найдите в учебнике объяснение этой награде. - Прочитайте статью «Подвиг ленинградцев» на с. 84. - Почему так важно для страны было сохранить произведения искусства? Работники музеев по ночам, во время артобстрелов, дежурили на крышах зданий, обезвреживали зажигательные снаряды, тушили пожары. - Вспомните, что вы говорили о блокадных днях Ленинграда на прошлом уроке. Какой ценой работники музеев охраняли экспонаты? - В каких условиях была проведена эвакуация? - какие планы Гитлера, главы фашистской Германии, были сорваны? - В чем же заключается подвиг ленинградцев? Физминутка | Чтение текста, работа по тексту, ответы на вопросы (Они, ценой неимоверных усилий, голодая, под обстрелами, сохраняли произведения искусства нашей страны) Большой Екатеринский дворец в царском селе. Янтарная комната Выполнение физминутки | Определение основной и второстепенной информации (П) Структурирование знаний (П) |
V. Первичное закрепление во внешней речи | 4 мин | А я хочу рассказать о моем прадеде. Фаст Генрих Корнеевич. (1921- 2001). По национальности он – немец. Он очень хотел уйти на фронт, воевать за Советский союз, но так как он немец, ему не доверяли и не пускали на фронт. Помимо этого он каждый день ходил отмечаться, что он живет в этом же поселке и никуда не ушел. Он преподавал в школе немецкий язык. А во время войны он работал в угольной шахте. А женился на русской женщине Первых Зинаиде и рожденных детей записывали на фамилию жены, т.к. после войны немцам все равно не доверяли. (Если не знаете, спросите у своих бабушек и дедушек) | Воспринимают информацию | - установление причинно-следственных связей (П) |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический (дополнение упражнений) | 3 мин | Сейчас мы выполним работу, для закрепления сегодняшнего материала - Закончите предложения. 1. В дни наступлений работники тыла эвакуировали… 2. Из западных областей заводы эвакуировали в … 3. Рабочие места мужчин занимали… 4. Студенты после экзаменов уезжали… 5.Во время войны школьники… Дети производят взаимопроверку, 1 ребенок читает ответы, другие корректируют, дополняют ответ | заводы Казань, Омск, Новосибирск женщины, старики, дети сооружать Противотанковые рвы. ухаживали за ранеными, шили для бойцов теплые вещи, готовили бутылки с зажигательной смесью готовили к эвакуации музейные коллекции | - извлечение необходимой информации (П); |
VII. Включение в систему знаний Словесный (Беседа) | 3 мин | - Сделайте вывод: почему медаль, которую вручали участникам трудового фронта, называлась «За трудовую доблесть»? - В чем состоит доблестный труд наших соотечественников в тылу? - Лозунгом жизни в тылу во время войны стали слова «Все для фронта, все для победы». Как вы понимаете его смысл? Дополнительное задание: рассказать о членах своей семьи – участниках фронта. | Чтение статьи, ответы на вопросы | понимание текстов, извлечение необходимой информации из текстов (П); |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) Наглядный | 4 мин | Учащимся предлагается оценить свой вклад в урок. На плакате изображено звездное небо. Каждый оценивает свой вклад в работу группы: - красный – не доволен, сделал не все, что мог; - желтый – мог бы лучше; - зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы. Звездочки наклеиваются на плакат, затем идет обсуждение. На доске появляется наглядный итог урока. | Оценивают свою деятельность | - адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности (Л); |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока окружающего мира в 3 классе, III четверть. Тема урока: Растения-производители
Одним из способов повышения эффективности передачи и получения знаний является чередование разнообразных методик проведения занятий. В предлагаемом уроке важен не только результат творческого поиска,...
Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Космические тела. Планета Земля" (урок - исследование)
Урок - исследование по окружающему миру....
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"
Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)» УМК «Школа России»Подготовила: Кадурина С.М. учитель начальных классов.
Тема. Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)....
Конспект урока окружающего мира во 2 классе Тема: Вода и её свойства. УМК: Е.В.Чудинова «Окружающий мир, 2 класс», система Эльконина-Давыдова
Урок - исследование...
Конспект урока окружающего мира в 4 классе (Основная образовательная программа начального общего образования, авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», образовательная система «Школа России»).
Тема урока: Звездное небо - Великая книга Природы. Цели: сформировать представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба; учить находить со¬звездия на звездной карте и в...
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)»
На этом уроке дети знакомятся с органами чувств, изучая материал в групповой работе....