Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс, УМК " Школа России".
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Полякова Татьяна Васильевна

  Настоящая рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской программы курса «Окружающий мир» 3 класс А.А Плешаков 2014. УМК " Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh._mir_3.docx57.9 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область, Чертковский район, с. Щедровка, ул .Южная,  48

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Щедровская основная общеобразовательная школа

«Согласовано»                                                          «Утверждаю»

на заседании МС                                                      Директор МБОУ Щедровская ООШ

протокол №___ от _______                                     Огула Л.А.____________________

Мельникова Т.В_________                                      Приказ №____ от ______________                                                                          

Рабочая программа

 окружающий мир

указать учебный курс предмет

   на 2020-2021 учебный год

указать период  

начальное общее образование 3 класс

Количество часов 69 ч

Учитель _Полякова Татьяна Васильевна ___

Программа разработана на основе

авторской рабочей программы «Окружающий мир»

А.А Плешаков 2014. УМК " Школа России"

                       Основание разработки программы ( указать примерную программу год издания, автор)

                                                     

                                                                с.Щедровка

Пояснительная записка

  Настоящая рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской программы курса «Окружающий мир» 3 класс А.А Плешаков 2014. УМК " Школа России"

    Данная программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания образования по окружающему миру в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Законом «Об образовании в Российской Федерации», п.2 ст. 28 №273-ФЗ от 29.12.12, Приказом Минобрнауки России от 30.08. 2013 №1015 «Об утверждении порядка деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего основного общего и среднего общего образования», Приказом Минобрнауки №1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»,утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 п.18.2.2.
  2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) .
  3. Уставом МБОУ Щедровская ООШ и локальным актом МБОУ Щедровская ООШ

      «Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин, программ         внеурочной деятельности» приказ №123 от 24.09.2018г.

Рабочая программа является гибкой по своей структуре.

В учебном плане МБОУ Щедровская ООШ на изучение учебного предмета окружающий мир в 3 классе отводится 2 часа в неделю- 70  часов в год. Согласно  календарному учебному графику  на 2020-2021 учебный год (приказ № 79 от 28.08.2020 и расписанию уроков 2020-2021 учебный год (приказ №_79 от 28.08.2020),  часы программы выпадают  на  нерабочий праздничный день 23.02.21года, то    рабочая программа по окружающему миру в 3 классе ,  рассчитанная на 70 часов,  будет выполнена и освоена за 69 часов в полном объеме  за  счет уплотнения учебных тем* (см раздел «Корректировка»)

Цель:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Курс окружающего мира направлен на решение следующих задач:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

 Планируемые результаты

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 Содержание  учебного предмета «Окружающий мир» 3класс

69 ч

Как устроен мир(6ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает?

Проект: «Богатства, отданные людям»        

Эта удивительная природа (18ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые,   рыбы,   земноводные,   пресмыкающиеся,   птицы,   звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии: Разнообразие растений. Разнообразие животных.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

Чему учит экономика (13ч)

Потребности  людей.   Какие  потребности  удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (15ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Проект «Музей путешествий».

Тематическое  планирование

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Кол-во

контрольных работ

Планируемые предметные результаты

1

 

«Как устроен мир»

     6ч

Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2

 

 «Эта удивительная природа»

 

18ч

Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3

 

  «Мы и наше здоровье»

10ч

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4

 

 «Наша безопасность»

Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5

«Чему учит экономика»

    13ч

Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

6

«Путешествие по городам и странам»

15ч

Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

Календарно-тематическое планирование

69 ч

№ п/п

Дата

Наименование раздела – часов.

Тема урока.

Кол-во часов

Формы и виды контроля

Корректировка

   По плану

Факт

                                                   «Как устроен мир» 6ч

 1.09

 Природа

1

Фронталь-ный опрос

 3.09

Человек

1

Фронталь-ный опрос

 8.09

Проект «Богатства, отданные людям»

1

Проект

 10.09

Общество

1

тест

 15.09

Что такое экология

1

Фронталь-ный опрос

 17.09

Природа в опасности!

1

Фронталь-ный опрос

                                        «Эта удивительная природа» 18ч

 22.09

Тела, вещества, частицы

1

Практичес-кая работа  

 24.09

Разнообразие веществ

1

Практичес-кая работа

 29.09

Воздух и его охрана

1

Фронталь-ный опрос

 1.10

Вода

1

Практичес-кая работа

 6.10

Превращения и круговорот воды

1

Фронталь-ный опрос

 8.10

Берегите воду!

1

Фронталь-ный опрос

 13.10

Как разрушаются камни

1

Фронталь-ный опрос

 15.10

Что такое почва

1

Фронталь-ный опрос

 20.10

Разнообразие растений

1

Фронталь-ный опрос

 22.10

Солнце, растения и мы с вами

1

Фронталь-ный опрос

 27.10

Размножение и развитие растений

1

тест

 29.10

Охрана растений

1

Фронталь-ный опрос

 10.11

Разнообразие животных

1

тест

 12.11

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»

1

 Проект

 17.11

Размножение и развитие животных

1

Фронталь-ный опрос

 19.11

Охрана животных

1

Фронталь-ный опрос

 24.11

В царстве грибов

1

Фронталь-ный опрос

 26.11

Великий круговорот жизни

1

Фронталь-ный опрос

                                          «Мы и наше здоровье» 10ч

 1.12

 Организм человека

1

Практичес-кая работа

 3.12

Органы чувств

1

Фронталь-ный опрос

 8.12

Надежная защита организма

1

 Текущий

 10.12

Опора тела и движение

1

 Текущий

 15.12

Наше питание. Проект «Школа кулинаров»

1

Проект

Практичес-кая работа  

 17.12

Дыхание и кровообращение

1

Практичес-кая работа

 22.12

Умей предупреждать болезни

1

Фронталь-ный опрос

 24.12

Здоровый образ жизни

1

Фронталь-ный опрос

 29.12

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие

1

Проверочная работа( тест)

 12.01

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

1

 Защита проектов

                                             «Наша безопасность» 7ч

 14.01

 Огонь, вода и газ

1

Фронталь-ный опрос

 19.01

Чтобы путь был счастливым

1

Фронталь-ный опрос

 21.01

Дорожные знаки

1

Тест

 26.01

Проект «Кто нас защищает»

1

Проект

 28.01

Опасные места

1

Составление схемы-проекта

 2.02

Природа и наша безопасность

1

Фронталь-ный опрос

 4.02

Экологическая безопасность

1

Проверочная работа

                         «Чему учит экономика» 13ч

 9.02                      

Для чего нужна экономика

1

Фронталь-ный опрос

 11.02

Природные богатства и труд людей – основа экономики

1

Фронталь-ный опрос

 16.02

Полезные ископаемые

1

Практичес-кая работа

 18.02

 

Растениеводство

1

Фронталь-ный опрос

Уплотнение учебного материала

Животноводство

 25.02

Какая бывает промышленность

1

Фронталь-ный опрос

 2.03

Проект «Экономика родного края»

1

Проект

 4.03

Что такое деньги

1

Практичес-кая работа

 9.03

Государственный бюджет

1

 Текущий

 11.03

Семейный бюджет

1

 Текущий

 16.03

Экономика и экология

1

Фронталь-ный опрос

 18.03

 Взаимосвязь экономики и экологии

1

Фронталь-ный опрос

 1.04

Проверим себя и оценим свои достижения

1

Фронталь-ный опрос

                    «Путешествие по городам и странам» 15ч

 6.04              

 Золотое кольцо России.

1

Текущий

 8.04

 Незабываемое путешествие. Углич, Кострома, Плёс.

1

Фронталь-ный опрос

 13.04

Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир.

1

Фронталь-ный опрос

 15.04

Проект «Музей путешествий»

1

Проект

 20.04

Наши ближайшие соседи

1

Фронталь-ный опрос

 22.04

На севере Европы

1

Фронталь-ный опрос

 27.04

Что такое Бенилюкс

1

Фронталь-ный опрос

 29.04

В центре Европы

1

Фронталь-ный опрос

 4.05

По Франции и Великобритании (Франция)

1

Фронталь-ный опрос

 6.05

Великобритания.

1

Фронталь-ный опрос

 11.05

На юге Европы. Греция.

1

Фронталь-ный опрос

 13.05

 Италия.

1

Фронталь-ный опрос

 18.05

По знаменитым местам мира

1

Фронтальный опрос

 20.05

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие

1

Проверочная работа( тест)

25.05

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края».

1

Презентация

 27.05

Презентация проекта «Музей путешествий»

1

Презентация

Критерии  оценивания  по окружающему миру

Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:

"5" - выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочёт, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.

"4" - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.

"3" - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.

"2" - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.

Ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки:

Ошибки:

  • неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
  • неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
  • неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • неумение ориентироваться по карте, правильно показывать изучаемые объекты.

Недочёты:

  • преобладание при описании объекта несущественных признаков;
  • неточности в определении назначения прибора, его использование;
  • неточности при нахождении объектов на карте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 4 класса. УМК "Школа России"

Рабочие программы содержат пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание програмы....

Рабочая программа в 3 классе. УМК "Школа России."

Документ включает в себя рабочии программы и тематическое планирование по русскому языку, математике,литературному чтению, окружающему миру,физической культуке и технологии. Тематическое планирование ...

Рабочие программы для 1 класса. УМК "Школа России"

Рабочие программы содержат пояснительные записки и тематическое планирование по математике, обучению грамоте, ИЗО, окружаещему миру, технологии, музыке,...

Рабочая программа для 2 класса УМК "Школа России"

Здесь представлена полная рабочая программа с календарно - тематическим планированием....

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету русский язык (специальный (коррекционный) класс VII вида)

Пояснительная записка.Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 1 поколения на основе авторской программы «Русский язык» авторов...

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету математика (специальный (коррекционный) класс VII вида)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторс...