"У лесного озера", 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Конспект урока по окружающему миру "У лесного озера", 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sam._rabota.docx | 11.96 КБ |
u_lesnogo_ozera.docx | 42.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа
Задание№1.Среди перечисленных рыб, подчеркните только хищных рыб.
Плотва, карась, щука, карп, сазан, окунь, лещ.
Задание№2 «Установи соответствие.»
-Определи, какие животные и растения живут в водоёме или вблизи него:
Белка, ондатра, ряска, волк, дятел, клевер, бобр, медведь, лягушка, карась, синица,
выдра, лебедь, лиственница, кувшинка , лисица, жук-плавунец, тростник, сова, окунь, водомерка.
-Подчеркните правильный ответ.
Задание№3 Составьте пищевую цепочку из трех звеньев.
Самостоятельная работа
Задание№1.Среди перечисленных рыб, подчеркните только хищных рыб.
Плотва, карась, щука, карп, сазан, окунь, лещ.
Задание№2 «Установи соответствие.»
-Определи, какие животные и растения живут в водоёме или вблизи него:
Белка, ондатра, ряска, волк, дятел, клевер, бобр, медведь, лягушка, карась, синица,
выдра, лебедь, лиственница, кувшинка , лисица, жук-плавунец, тростник, сова, окунь, водомерка.
-Подчеркните правильный ответ.
Задание№3 Составьте пищевую цепочку из трех звеньев.
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира в форме технологической карты на тему: «У лесного озера», проведенного в 2 классе
Образовательная система: «Планета знаний».
Тип урока: изучение нового материала.
Тема: «В мире живой природы. У лесного озера»
Цель: Формировать знания учащихся о разнообразии обитателей водоёма и связях между ними.
1. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Познакомить учащихся с представителями животного и растительного мира лесного озера;
2. Развивать познавательный интерес к изучению предмета и природе родного края;
- развивать познавательную активность, логическое мышление ,умение анализировать и делать выводы;
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, России;
- воспитывать культуру общения, способствующую созданию благоприятного климата при работе в классе.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-развитие умения работать с информацией;
-развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
-развитие мышления: умение сравнивать, сопоставлять, выделять лишнее, анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать.
-формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
-формирование умения грамотно строить речевые высказывания;
-формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
-формирование умения взаимодействовать в статичных парах, группах.
3. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
Планируемый результат:
- познакомятся с особенностями растительного и животного мира лесного озера;
- получат представление о том, какие животные и растения обитают в водоёме;
- узнают, что некоторые из растений и животных занесены в «Красную книгу»
Основные понятия: «озеро», «экологические проблемы», «природное сообщество».
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство.
Ресурсы:
Основные: Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник.
Дополнительные: раздаточный материал, карточки с заданиями, презентационный материал.
Форма работы: беседа, индивидуальная работа.
Технологическая карта урока
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Формируемые УУД |
I этап Организационный момент. Цель – активизация учащихся. | Настраивает детей на работу. | Взаимное приветствие. Анализирует услышанное. | - Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»! -Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня Татьяна Романовна. -Все тихонечко садитесь. -Снова пришёл долгожданный миг- Нам пора в дорогу, Он зовёт нас в загадочный мир, Таинственный мир природы. | Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: самоопределение. |
III. Сообщение темы урока. Цель – познакомить с природной зоной- степь. | Организует практическую, исследовательскую работу по изучению природного сообщества. Направляет детей на формулирование темы урока. | Отгадывает загадку. Учувствуют в практической, исследовательской работе по изучению природного сообщества. Цепляются ко дну при помощи корней. | -Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним сообществом. А вот с каким? Вы мне скажите сами, отгадав загадку. Глядятся в него голубые рябинки, Цветные свои примеряя косынки. Глядятся в него молодые берёзки, Свои перед ним поправляя причёски. И месяц, и звёзды – всё в нём отражается, -Как это зеркало называется? (Озеро)Слайд№2 - Сегодня на уроке будем говорить об озере. Узнаем о растениях и животных этого водоёма, а также как они зависят друг от друга, какое имеют значение для человека и как должен вести себя человек, чтобы не нарушать жизнь этого сообщества. Озеро – это хранилище пресной воды и местообитания живых организмов. Слайд№3
-Когда в тёплое время года приходишь к озеру, то видишь только некоторых его обитателей. Всех увидеть невозможно. А ведь их очень много! Лесное озеро — это место, где живут самые разнообразные живые существа а) Растения озера Слайд№4 - Некоторые из растений (рогоз, камыш, тростник, осока) своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Слайд№5 Корни кубышки жёлтой и кувшинки белой тоже на дне, а их широкие листья плавают на поверхности водоёма. Кубышка жёлтая – её красивые жёлтые цветки многие видели, и они привлекаю внимание своей яркой окраской. Форма её напоминает круглую колбу с очень коротким горлышком. Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки. Листья крупные, плотные, округло- сердцевидной формы. Обитает в водоёмах со спокойной водой: в озёрах, прудах, реках, с медленным течением. Слайд№6 -Но есть и такие растения, которые ко дну совсем не прикрепляются. Это, например, ряска, которая плавает на поверхности воды. Ряска часто покрывает всю поверхность стоячих вод, сильно ветвится. Её безлистные маленькие стебли, соединённые по 2-5 пластинок .От каждого такого стебелька отходит один корешок. Корни не прикрепляются ко дну, а являются органом равновесия, способным поддерживать растение на поверхности воды. Ряска очищает водоёмы от углекислоты и снабжает их кислородом. Ещё одним представителем растений водоёма является рогоз. Рогоз(Слайд№7) - многолетнее растение от 1- 2 метров в высоту, с ползучим корневищем. Цветки собраны в цилиндрические початки. Цветёт с июня по июль Также в толще воды плавают мельчайшие зелёные водоросли. Разглядеть их можно только под микроскопом. Зато иногда их бывает так много, что вода кажется зелёной. Велика роль растений в водоёме. Они служат пищей животным, выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания организмов. Подводные заросли растений служат убежищем для животных. - Какие растения можно увидеть на лесном озере? - Как они приспособились к жизни на лесном озере? -Как вы думаете, если бы не было этих водных растений, кто бы не смог жить на озере? Почему?(рыбы, насекомые ,другие растения).Слайд№8 Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают воду от загрязнения. Кроме того, водные растения служат пищей и убежищем для некоторых животных. б) Животные озера -А сейчас познакомимся с животными, которые обитают в озере. -Животные есть в водоёме везде: на поверхности и в толще воды, у дна и на водных растениях. -Вот по поверхности воды стремительно бегают слайд №9, клоп- водомерки. Небольшой клоп длиной 8 – 10 см. Обитает на поверхности стоячих и проточных водоёмов. Он своеобразно передвигается по водному зеркалу, широко расставив длинные средние и задние ноги, которые смазаны жировым веществом и потому не смачиваются. Если на пути встречается препятствие, этот клоп перепрыгивает через него. Скачкообразные движения помогают водомерке спасаться от врагов. Кормится озёрная водомерка мелкими насекомыми, падающими на поверхность воды. Жук – плавунец (Слайд№10) Достаточно крупный жук. Верхняя часть тела тёмная, а нижняя светло- жёлтая. Вокруг тела идёт широкая желтоватая кайма. Плавунец окаймлённый живёт в прудах, небольших озерах. Он хорошо приспособлен к жизни в воде. Питается мелкими водными насекомыми, рачками, улитками, мальками рыб и даже головастиками. (Слайд№11) Комары ещё одни представители насекомых обитающих около водоемов. Это некрупное летающее насекомое, являющееся паразитом. Именно самки питаются человеческой кровью, а самцы в свою очередь питаются соком растений. - Богат животный мир лесного озера, с ним связана жизнь стрекоз. Одна из самых крупных стрекоз – большое коромысло(Слайд№12). У стрекозы голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам ее головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит из нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром полете. Свою добычу стрекоза схватывает и съедает на лету. Стрекозы и личинки приносят пользу: они истребляют личинки комаров и жуков-плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров. Я вижу, что вы устали, поэтому предлагаю отдохнуть. Выйдите из-за своих парт. Подравняйтесь и повторяйте движения за мной. Просмотрите видеофрагмент о жизни стрекоз около водоёмов. Физминутка ( Слайд№13) Утром стрекоза проснулась Улыбнулась, потянулась Раз - водой она умылась, Два– изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре - улетела. - В толще воды плавают хищные и «мирные» рыбы, например к хищным рыбам относятся: окунь, щука.(Слайд№14) Эти представители рыб питаются мальками рыб и мелкими рыбёшками. Чем крупнее хищная рыба, тем больше её добыча. - К «мирным» рыбам относится, например, карась, сазан, карп ,плотва, лещ, сазан. Они питаются личинками насекомых, растениями.(Слайд№15,16) - На дне обитают моллюски(Слайд№17), которых ребята обычно называют «ракушками». Их мягкое тело защищено раковиной, которая состоит из двух половинок — створок. Питаются эти моллюски очень интересно. Они всасывают и пропускают через своё тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа. -Также обитают на дне озера раки(Слайд№18). Они кормятся останками мёртвых животных. - Какую пользу приносят стрекозы? - Почему жуки-плавунцы поднимаются над поверхностью воды? - Чем отличается водомерка от жука-плавунца? -Каких рыб мы можем встреть на озере? -Какие из них хищные рыбы, а какие «мирные»? Живут в водоёме и млекопитающие — ондатра, бобр, выдра. Ондатра, или мускусная крыса(Слайд№19) Живёт на мелководье небольших озёр, рек и ручьёв с густой травянистой растительностью. Она ведёт полуназемный образ жизни, хорошо плавает и ныряет. Живёт ондатра в норах и хатках. Норы строит в высоких берегах, вход находится под водой. Ондатра питается в основном водными растениями (рогозом, тростником, камыш и др.) . Значительно реже она поедает мелких животных, таких, как моллюски, речные раки, лягушки . Ондатра служит важным объектом пушного промысла. Предлагаю просмотреть небольшой видеофрагмент о ондатре. Бобёр(Слайд№20)- это самый крупный представитель (до 30 кг весом) и ценный промысловый вид. Бобр предпочитает рыть норы, строить плотины. Обитает в зарослях прибрежных растений вдоль берегов больших и малых рек, озер, а также каналов, водохранилищ, прудов и заболоченных территорий. Питается растениями. -Предлагаю просмотреть видеофрагмент о жизни бобра. Выдра(Слайд№21)- небольшой зверёк. Она живёт в лесных реках, озёрах, ручьях и даже в болотах Везде она предпочитает более открытые участки берега со слабо развитой водной растительностью. Она прекрасно ныряет, плавает. На суше выдра передвигается шагом, рысью, опустив голову и волоча хвост. В случае опасности спасается прыжками. Выдра – хищник, питается рыбой, лягушками, птицами, зверьками. Охота на выдру в большинстве мест запрещена. Предлагаю просмотреть видеофрагмент о выдре. Также в лесных озёрах можно встретить и представителей. птиц, например — диких уток, цапель, аистов. Дикая утка(Слайд№22)-эта птица имеет маскировочный коричнево-рыжий окрас оперения. Брюшко имеет более темный оттенок. Клюв может быть темно-серого или оливкового цвета. Лапы оранжевые или красные. Утка кряква, как и любой другой вид уток, проживает непосредственно возле водоемов или болот. Предпочтение отдает мелководным озерам и рекам с медленным течением. Просмотрим видеофрагмент о диких утках. Цапля(Слайд№23)- Это длинноногая, длинношеяя птица, серой окраски сверху и белой снизу, с включениями чёрного цвета, с довольно длинным острым клювом. Размеры достаточно большие, вес взрослого самца может достигать 2 кг. Самки несколько меньше самцов, однако в остальном от них почти не отличаются. Цапли ведут околоводный образ жизни. Просмотрите видеофрагмент о цаплях в водоеме. Аист(Слайд№24)- это осторожная птица, но в большинстве мест своего обитания они пользуются гостеприимством человека и поэтому быстро привыкают к освоенной территории. Питаются аисты различной пищей, добываемой на влажных заболоченных участках. В полёте, аист хорошо отличается от цапель тем, что вытягивает шею. Он любит отдыхать, стоя на одной ноге. Сейчас они повсюду взяты под охрану. Каждая птица и её гнездо на учете. Аист, как очень редкий вид, занесен в Красную книгу. В нашей стране есть два вида аистов: белый аист и чёрный аист. Он отличается от своего белого собрата оперением спины, головы и шеи. Просмотрите видеофрагмент о жизни аистах на водоёме. Смотрите внимательно. - Какие птицы обитают на озере? -Какие животные обитают около лесного озера? -Почему у аиста и цапли длинные клювы? (питаются на мелководье, легко могут схватить длинным клювом головастика или мелкую рыбешку) Вывод: Жизнь озера - это особый мир. Видите, какие разнообразные живые существа обитают на водоёме. Они связаны друг с другом. Например, растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоёма питаются животные. Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука - карасями. Обитатели живут сообща. Тогда образуется сообщество. -Красота лесного озера радует глаз, но иногда случается и так, что водоёмы и их обитатели погибают, почему такое случается? - Да, огромное влияние на всё происходящее оказывает человек, уничтожая обитателей водоёмов, загрязняя их мусором, от которого гибнут растения и животные. Тогда водоём становится опасен для животных и даже для самых людей. Значение водоёмов в природе велико. Они – хранилища воды, которое необходимо всему живому. А для некоторых растений и животных это единственные дом. Велико значение пресных водоёмов и в жизни людей. И водоёмы необходимо охранять и заботиться об их чистоте. Запомните!(Слайд№24)
| Личностное УУД: - интерес к способу решения и общему способу действия. Регулятивные УУД: - умение определять и формулировать тему на уроке с помощью учителя. Коммуникативные УУД: - умение слушать собеседника, а также участвовать в диалоге;
Познавательные УУД: - умение с помощью загадок получать необходимую информацию для определения темы урока. |
IV.Первичная проверка понимания. Цель – проверить на сколько хорошо учащиеся усвоили материал. | Кубышка, кувшинка, рогоз, ряска. Растения выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают воду от загрязнения. Не ловить обитателей водоёма и не рвать растения. | - Итак, сейчас проверим кто же сегодня был внимателен на уроке и сможет ответить на мои вопросы. -Какие растения растут у лесного озера, в озере? -Какую роль играют растения в водоёме? -Почему жуки-плавунцы поднимаются над поверхностью воды? - Чем отличается водомерка от жука-плавунца? -Какие правила поведения на водоеме необходимо помнить человеку? - Какую пользу приносят стрекозы? -Каких птиц мы можем встретить в лесном озере? -Какие животные обитают у лесного озера? | Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: умение работать с источниками информации. Личностные УУД: умение преодолевать трудности | |
V. Первичное закрепление Цель – закрепить умение учащихся о природном сообществе-озеро. | – Сегодня мы исследовали жизнь лесного озера и постарались ответить на многие вопросы, которые нас интересовали. - Откройте учебники на стр. 44-46. Давайте прочитаем текст учебника «У лесного озера». -Проведём небольшую самостоятельную работу. У вас на столах карточки с заданиями. Положите их перед собой. Подпишите в верхнем правом углу свою фамилию. И послушайте меня внимательно. Задание№1 - Среди перечисленных рыб, подчеркните только хищных рыб. Плотва, карась, щука, карп, сазан, окунь, лещ, сазан. Задание№2 «Установи соответствие.» - Определи, какие животные и растения живут в водоёме или вблизи него: Белка, ондатра, ряска, волк, дятел, клевер, бобр, медведь, лягушка, карась, синица, выдра, лебедь, лиственница, кувшинка , лисица, жук-плавунец, тростник, сова, окунь, водомерка. -Подчеркните правильный ответ. Задание№3 Составьте пищевую цепочку из трех звеньев. ряска – карась – щука Игра «Кто здесь лишний?»(Слайд№25) - Водомерка, жук-плавунец, беззубка, стрекоза. Лягушка, щука, окунь, карась. - Утка, плотва, гусь, цапля. - Ковыль, тростник, кубышка, рогоз. Кто здесь лишний? Почему? | Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос, применить полученные знания; уметь составлять цепь питания. Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение. | ||
VI .Итог урока Рефлексия Цель – подвести итог проделанной работы. | -Вот мы и закончили своё путешествие в ещё одно природное сообщество. (Слайд№26) - С каким природным сообществом мы познакомились на уроке? - Какие растения растут у лесного озера? - Какие животные встречаются в этом природном сообществе? - Как животные приспособились к жизни в лесном озере? - Почему лесное озеро – это природное сообщество? -Для того, чтобы вы лучше усвоили материал сегодняшнего урока, вы дома прочитаете текст учебника на стр. 44-46 и ответите на вопросы. -Наш урок подошел к концу. Сегодня на уроке активно работали …...(оценки) - На этом наш урок закончен. До свидания! | Регулятивные УУД: Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Познавательные УУД: умение применять полученные знания Коммуникативные УУД: умение точно выражать свои мысли. Личностные УУД: Уметь оценивать свою работу на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. " У лесного озера"
Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе....
Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. " У лесного озера"
Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе....
Презентация "У лесного озера"
презентация "У лесного озера" из раздела "Живая природа"...
Конспект урока литературного чтения: А. Мещерский «У лесного озера» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А. Мещерский «У лесного озера»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве А. Мещерского; ознакомление с художественным произ...
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Поход в «Музейный дом» А. Мещерский «У лесного озера». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование умения делать выводы о характере героя, его интересах, опираясь на высказывания и поступки; проведение сравнительного анализа мироощущений героев поэтическ...
Конспект урока литературного чтения «Поход в музейный дом А. Мещерский «У лесного озера»» 3 класс
Цели деятельности учителя: Формирование представлений о творчестве А. Мещерского; ознакомление с художественным произведением «У лесного озера»; формирование представлений о многогранности...
Конспект урока литературного чтения «Поход в «Музейный Дом» А. Мещерский «У лесного озера» (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: «Поход в «Музейный Дом» А. Мещерский «У лесного озера» Цели деятельности учителя: формирование представлений у ...