"Система кровообращения", 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект и презентация урока по окружающему миру "Система кровообращения", 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 982.74 КБ |
konspekt.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Системы кровообращения
легкие печень желудок сердце
Циркуляция - круговорот крови в организме.
вена артерия капилляры
сердце Правое предсердие Левое предсердие Правый желудочек Левый желудочек
эритроцит лейкоцит тромбоцит
Предварительный просмотр:
Конспект занятия, проведенного в 4 классе
Тема занятия: «Система кровообращения»
Форма проведения: освоение новых знаний
Цели урока: узнать о работе системы кровообращения, о работе сердца, циркуляции и составе крови.
Задачи:
О: познакомить учащихся о строении и функциях крови; проследить как происходит движение крови в организме; рассмотреть особенности строения органов кровообращения..
Р: развитие мышления, внимания, сообразительности, памяти у обучающихся на разных этапах обучения при помощи приемов технологии критического мышления, формировать умения: работать с текстом и рисунками учебника.
В: Воспитывать положительное отношение к знаниям, любознательность
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
- Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы.
- Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
- Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.
- Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Коммуникативные УУД:
- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
- Понимать точку зрения другого.
Планируемые результаты
- предметные: научатся называть составляющие системы кровообращения, получат представление о работе сердца, циркуляции крови, составе крови, понимать необходимость использования знания о строении и функционировании человеческого организма для сохранения и укрепления своего здоровья, учащиеся получат возможность научиться использовать знания о строении и функционировании человеческого организма для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены.
- личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.
Методы обучения: словесный, наглядный, картографический.
Оборудование: презентация.
Оборудование: учебник окружающего мира (С.А.Федотова, 4 класс, 2 часть), презентация, карточки с работой.
Этап урока. Методы и приёмы. | Содержание урока | Планируемые результаты (УУД) |
|
Здравствуйте! Присаживайтесь. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, меня зовут Татьяна Романовна.
Ребята, проверьте, все ли у вас готово для работы? На сегодняшнем занятии понадобятся: учебник, пенал….. | Р: настраиваться на работу. |
| - Вспомним прошлый урок! - Какие органы относятся к пищеварительной системе? (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, тонкий кишечник, толстый кишечник) - Раз это органы одной и той же системы, значит они связаны друг с другом и выполняют общую задачу. - Какую? (все органы пищеварения, работая дружно, снабжают организм человека питательными веществами и водой) - Как называется процесс, который позволяет человеческому организму получать питательные вещества и воду из поступающей в него пищи? (пищеварение) - Чтобы пища попадала «в то горло», о каком правиле нужно помнить во время еды? (во время еды нельзя разговаривать и смеяться) | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения. Р: целеполагание. |
| - Сегодня мы познакомимся с ещё одной системой нашего организма, а для того, чтобы узнать с какой, попробуйте угадать, о чём я говорю? - Бежит она очень быстро: меньше, чем за минуту, успевает обежать всё тело и побывать в каждом его уголке. Ей надо разнести по всему телу кислород и питательные вещества, а на обратном пути унести вредные отходы, которые постоянно образуются в организме. Что это? ( кровь) -О какой системе мы будем говорить? (о системе кровообращения) -Кто может сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? | |
| - Как называется система в организме человека, которая обеспечивает перенос кровью кислорода, углекислого газа и питательных веществ? (система кровообращения) - Откройте ваш учебник на странице 25. -Прочитайте тему. - Что значит слово «система»? (группа связанных друг с другом органов, выполняющих определённую задачу) - Что значит слово «кровообращение»? (это процесс движения крови по организму) | |
Решение частных задач . | - В теле человека находятся незаменимые органы. - Перечислите эти органы (сердце, почки, желудок, печень, лёгкие). - Какой из перечисленных органов является часть системы кровообращения? (сердце). - Глядя на схему в учебнике, назовите остальные составляющие системы кровообращения (артерии и вены). Каждый орган имеет два типа кровеносных сосудов артерии и вены. Артерии (артериальные сосуды) похожи на трубочки разного диаметра с более толстыми стенками. Артерии называются так, потому что по ним от сердца течет артериальная кровь, то есть кровь богатая кислородом. Скорость циркуляции крови по артериям очень большая (несколько метров в секунду). На рисунке артерии изображаются красным цветом. Вены – это кровеносные сосуды, по которым течет венозная кровь, то есть кровь с низким содержанием кислорода. По венам кровь возвращается от органов к сердцу. Как и артерии, вены бывают разного диаметра. По венам кровь течет медленно (несколько сантиметров в секунду). На рисунке вены показаны синим цветом. Капилляры – это мельчайшие кровеносные сосуды нашего тела. Диаметр капилляров измеряется несколькими микронами, что сравнимо с диаметром клеток крови человека. Стенки капилляров чрезвычайно тонкие. Через стенки капилляров происходит обмен газами и питательными веществами между кровью и тканями нашего тела т.е. в капиллярах происходит обмен кислорода на углекислый газ. Скорость течения крови по капиллярам минимальна. Кровеносная система организма – это очень сложная система сосудов. От сердца отходит аорта – крупный сосуд. Затем она разделяется на сосуды помельче – артерии. В тканях органов артерии разветвляются на густую сеть капилляров. Капилляры – тончайшие сосуды, в 50 раз тоньше человеческого волоса. На выходе из органов капилляры вновь собираются в крупные сосуды – вены. - - - - В учебнике на странице 26 показано как выглядит сердце. Сердце – это мышца, которая находится в левой части груди, размером примерно с кулак. -Сожмите вытянутую руку в кулак – вот примерно такого размера ваше сердце. Сердечная мышца обеспечивает циркуляцию, т. е. круговорот, крови в организме человека. Циркуляция - круговорот крови в организме. - В нашем организме кровь непрерывно движется по замкнутой системе сосудов в строго определенном направлении. Это непрерывное движение крови называется кровообращением. Круги кровообращения - это путь, по которому осуществляется движение крови. Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой теме из курса зоологии и анатомии. Это большой и малый круги кровообращения. Давайте посмотрим видео о крагах кровообращения. -Кто может выйти и показать большой круг кровообращения? БОЛЬШОЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ - начинается в левом желудочке, который сокращаясь выталкивает кровь в аорту- самую большую артерию. Из аорты, которая делится на две артерии артериальная кровь поступает в различные участки тела: голову, руки, органы брюшной полости, туловище и конечности. Затем артерии распадаются на капилляры, а артериальная кровь большого круга кровообращения отдает кислород и присоединяет углекислый газ. И в вены поступает кровь, бедная кислородом- венозная. Венозная кровь из туловища, нижних конечностей, органов брюшной полости через крупный сосуд- нижнюю полую вену попадает в правое предсердие. Сюда же через верхнюю полую вену поступает венозная кровь от головы, шеи и рук. Круговорот происходит за 23 секунды. -Кто сможет показать малый круг кровообращения? МАЛЫЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ (лёгочный) - начинается в правом желудочке. Желудочек сокращается и венозная кровь направляется по двум легочным артериям. Правая артерия ведет в правое легкое, а левая - в левое легкое. По легочным артериям движется венозная кровь. В легких артерии ветвятся, становятся все тоньше и тоньше. Они подходят к легочным пузырькам- альвеолам. В области альвеол артерии разделяются на капилляры, оплетая тонкую стенку каждого пузырька. Содержащийся в венах углекислый газ уходит в альвеолярный воздух легочного пузырька, а кислород из альвеолярного воздуха переходит в кровь. Здесь он соединяется с гемоглобином. Кровь становится артериальной: гемоглобин вновь превращается в оксигемоглобин и кровь меняет цвет - из темно-вишневой становится алой. Артериальная кровь по лёгочным венам возвращается к сердцу. В левом предсердии малый круг кровообращения заканчивается. Круговорот крови происходит за 4 секунды. Кровь переходит в левый желудочек, и далее начинается вновь большой круг кровообращения. Иногда человек слышим, как бьется его сердце. Можно несколько раз ритмично сжать в кулак и разжать ладонь, примерно так сжимается и расслабляется сердечная мышца, проталкивая через себя кровь. Сердце работает день и ночь, не переставая - Приложите руку к сердцу и послушайте -Что вы слышите? («Стук, короткая пауза, стук, короткая пауза») - Так вот, когда вы слышите «стук» - это сердце выталкивает кровь, а короткая пауза-это сердце наполняется кровью, тогда оно и отдыхает (дети выполняют). Когда мы слышим толчок (тук), сердечная мышца выталкивает кровь, а во время паузы желудочки сердца наполняются кровью и наступает короткая передышка. Сердце человека расслабляется и сокращается автоматически, без приказа и желания человека. Здоровое сердце человек как правило не чувствует, но в жизни каждого есть моменты, когда во время подъема, бега, подвижной игры можно почувствовать, как колотится сердце. В состоянии покоя сердце совершает около 75 ударов в минуту, а при физических нагрузках ритм сердца может возрастать до 180–200 ударов в минуту, потому что потребность организма в крови резко возрастает. Поэтому важно заботиться о здоровье сердца, укреплять его: физический труд на свежем воздухе, плавание, занятия физкультурой, утренняя гимнастика, катание на коньках и лыжах. Важно остерегаться перегрузки, следить за пульсом – показателем ритмических сокращений сердца. Пульс можно почувствовать, прижав пальцы к артерии на запястье. Давайте найдем пульс на руке. Давайте посмотрим видеоролик о составе крови. -Кто может еще раз назвать, из чего состоит кровь? (лейкоциты, тромбоциты, эритроциты). -Какую функцию выполняют эритроциты, лейкоциты и тромбоциты? (эритроциты переносят кислород от легких к каждой клетке организма, а углекислый газ – от клеток тела к легким, лейкоциты- они защищают организм от болезней и борются с инфекциями, Тромбоциты отвечают за свертывание крови в организме). -В каких процессах кровь принимает участие? (питание, дыхание, защита организма). - Какого размера ваше сердце? - Как думаете, почему в крови столько разных клеток? (каждая из них выполняет свою функцию) - Какие клетки защищают наш организм? (поднимаются «белые кровяные клетки») - А какую роль выполняет плазма? (в ней свободно перемещаются клетки крови, она несёт клеткам питательные вещества, а из клеток забирает отработанные вещества). Болезни системы кровообращения поражают, прежде всего, разные отделы сердца и сосуды. Эти заболевания с одинаковой частотой встречаются у мужчин и женщин, кроме того, такие недуги сегодня диагностируются у людей самого разного возраста.
| Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем. П: дополняют и расширяют знания. Р: осмысляют учебный материал. П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств. |
| Теперь давайте выполним несколько заданий.
Рассмотри рисунок. Подпиши стрелки, указывающие на составляющие системы кровообращения. Раскрась правую половину синим цветом, а левую - красным. Кто сможет назвать составляющие системы кровообращения? -Хорошо, подписываем.
-Давайте еще раз повторим, по какой половине сердца течет артериальная кровь, а в какой – венозная
Какой орган вызывает движение крови по организму?
Назовите состав крови Красные кровяные клетки это? Белые кровяные клетки это?
Что кровь доставляет к органам? Что кровь выводит из организма человека? | |
| - сердце, артерии, вены, капилляры, циркуляция, белые кровяные клетки, красные кровяные клетки, кровяные пластинки, плазма- это все органы? - Как происходит движение крови по организму? - Каков состав крови? (плазма, белые кровяные клетки, красные кровяные клетки, кровяные пластинки) - Я желаю, чтобы ваша система кровообращения всегда работала как часики. Занимайтесь спортом, закаляйтесь, работайте, правильно питайтесь, соблюдайте правила гигиены, обходитесь без вредных привычек, а ещё будьте добрыми ко всем, кто вас окружает. - Спасибо за урок! | Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...