"Система кровообращения", 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по окружающему миру "Система  кровообращения", 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx982.74 КБ
Microsoft Office document icon konspekt.doc82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Системы кровообращения

Слайд 3

легкие печень желудок сердце

Слайд 4

Циркуляция - круговорот крови в организме.

Слайд 5

вена артерия капилляры

Слайд 7

сердце Правое предсердие Левое предсердие Правый желудочек Левый желудочек

Слайд 10

эритроцит лейкоцит тромбоцит



Предварительный просмотр:

Конспект занятия, проведенного в 4 классе

Тема занятия: «Система кровообращения»

Форма проведения: освоение новых знаний

Цели урока: узнать о работе системы кровообращения, о работе сердца, циркуляции и составе крови.

Задачи: 

О: познакомить учащихся о строении и функциях крови; проследить как происходит движение крови в организме; рассмотреть особенности строения органов кровообращения..

Р: развитие мышления, внимания, сообразительности, памяти у обучающихся на разных этапах обучения при помощи приемов технологии критического мышления, формировать умения: работать с текстом и рисунками учебника.

В:  Воспитывать положительное отношение к знаниям, любознательность

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

  • Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы.
  • Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
  • Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.
  • Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

Коммуникативные УУД:

  • Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов  и дополнительных сведений.
  • Понимать точку зрения другого.

Планируемые результаты

  • предметные: научатся называть составляющие системы кровообращения, получат представление о работе сердца, циркуляции крови, составе крови, понимать необходимость использования знания о строении и функционировании человеческого организма для сохранения и укрепления своего здоровья, учащиеся получат возможность научиться использовать знания о строении и функционировании человеческого организма для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены.
  • личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

 Методы обучения: словесный, наглядный, картографический.

Оборудование: презентация.

Оборудование: учебник окружающего мира (С.А.Федотова, 4 класс, 2 часть), презентация, карточки с работой.

Этап урока. Методы и приёмы.

Содержание урока

Планируемые результаты (УУД)

  1. Организационный момент
  1. Приветствие

Здравствуйте! Присаживайтесь. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, меня зовут Татьяна Романовна.

  1. Проверка готовности к уроку

Ребята, проверьте, все ли у вас готово для работы?  На сегодняшнем занятии понадобятся: учебник, пенал…..

 Р: настраиваться на работу.

  1. Актуализация знаний

- Вспомним прошлый урок!

- Какие органы относятся к пищеварительной системе? (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, тонкий кишечник, толстый кишечник)

- Раз это органы одной и той же системы, значит они связаны друг с другом и выполняют общую задачу.

- Какую? (все органы пищеварения, работая дружно, снабжают организм человека питательными веществами и водой)

- Как называется процесс, который позволяет человеческому организму получать питательные вещества и воду из поступающей в него пищи? (пищеварение)

- Чтобы пища попадала «в то горло», о каком правиле нужно помнить во время еды? (во время еды нельзя разговаривать и смеяться)

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

  1. Объявление темы урока

- Сегодня мы познакомимся с ещё одной системой нашего организма, а для того, чтобы узнать с какой, попробуйте угадать, о чём я говорю?

- Бежит она очень быстро: меньше, чем за минуту, успевает обежать всё тело и побывать в каждом его уголке. Ей надо разнести по всему телу кислород и питательные вещества, а на обратном пути унести вредные отходы, которые постоянно образуются в организме. Что это? ( кровь)

-О какой системе мы будем говорить?  (о системе кровообращения)

-Кто может сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

  1. Изучение нового материала

- Как называется система в организме человека, которая обеспечивает перенос кровью кислорода, углекислого газа и питательных веществ? (система кровообращения)

- Откройте ваш учебник на странице 25.

-Прочитайте тему.

- Что значит слово «система»? (группа связанных друг с другом органов, выполняющих определённую задачу)

- Что значит слово «кровообращение»? (это процесс движения крови по организму)

Решение частных задач

.

- В теле человека находятся незаменимые органы.

- Перечислите эти органы (сердце, почки, желудок, печень, лёгкие).

- Какой из перечисленных органов является  часть системы кровообращения? (сердце).

- Глядя на схему в учебнике, назовите остальные составляющие системы кровообращения (артерии и вены).

Каждый орган имеет два типа кровеносных сосудов артерии и вены.

Артерии (артериальные сосуды) похожи на трубочки разного диаметра с более толстыми стенками. Артерии называются так, потому что по ним от сердца течет артериальная кровь, то есть кровь богатая кислородом. Скорость циркуляции крови по артериям очень большая (несколько метров в секунду). На рисунке артерии изображаются красным цветом.

Вены – это кровеносные сосуды, по которым течет венозная кровь, то есть кровь с низким содержанием кислорода. По венам кровь возвращается от органов к сердцу. Как и артерии, вены бывают разного диаметра. По венам кровь течет медленно (несколько сантиметров в секунду). На рисунке вены показаны синим цветом.

Капилляры – это мельчайшие кровеносные сосуды нашего тела. Диаметр капилляров измеряется несколькими микронами, что сравнимо с диаметром клеток крови человека. Стенки капилляров чрезвычайно тонкие. Через стенки капилляров происходит обмен газами и питательными веществами между кровью и тканями нашего тела т.е. в капиллярах происходит обмен кислорода на углекислый газ. Скорость течения крови по капиллярам минимальна.

Кровеносная система организма – это очень сложная система сосудов. От сердца отходит аорта – крупный сосуд. Затем она разделяется на сосуды помельче – артерии. В тканях органов артерии разветвляются на густую сеть капилляров. Капилляры – тончайшие сосуды, в 50 раз тоньше человеческого волоса. На выходе из органов капилляры вновь собираются в крупные сосуды – вены.

-

-

-

- В учебнике на странице 26 показано как выглядит сердце.

Сердце – это мышца, которая находится в левой части груди, размером примерно с кулак.

-Сожмите вытянутую руку в кулак – вот примерно такого размера ваше сердце.

Сердечная мышца обеспечивает циркуляцию, т. е. круговорот, крови в организме человека.

Циркуляция - круговорот крови в организме. 

- В нашем организме кровь непрерывно движется по замкнутой системе сосудов в строго определенном направлении. Это непрерывное движение крови называется кровообращением.

Круги кровообращения - это путь, по которому осуществляется движение крови.

Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой теме из курса зоологии и анатомии.

Это большой и малый круги кровообращения.

Давайте посмотрим видео о крагах кровообращения.

-Кто может выйти и показать  большой круг кровообращения?

БОЛЬШОЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ - начинается в левом желудочке, который сокращаясь выталкивает кровь в аорту- самую большую артерию. Из аорты, которая делится на две артерии артериальная кровь поступает в различные участки тела: голову, руки, органы брюшной полости, туловище и конечности. Затем артерии распадаются на капилляры, а артериальная кровь большого круга кровообращения отдает кислород и присоединяет углекислый газ. И в вены поступает кровь, бедная кислородом- венозная. Венозная кровь из туловища, нижних конечностей, органов брюшной полости через крупный сосуд- нижнюю полую вену попадает в правое предсердие. Сюда же через верхнюю полую вену поступает венозная кровь от головы, шеи и рук. Круговорот происходит за 23 секунды.

-Кто сможет показать малый круг кровообращения?

МАЛЫЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ (лёгочный) - начинается в правом желудочке. Желудочек сокращается и венозная кровь направляется по двум легочным артериям. Правая артерия ведет в правое легкое, а левая - в левое легкое. По легочным артериям движется венозная кровь. В легких артерии ветвятся, становятся все тоньше и тоньше.

Они подходят к легочным пузырькам- альвеолам. В области альвеол артерии разделяются на капилляры, оплетая тонкую стенку каждого пузырька. Содержащийся в венах углекислый газ уходит в альвеолярный воздух легочного пузырька, а кислород из альвеолярного воздуха переходит в кровь. Здесь он соединяется с гемоглобином. Кровь становится артериальной: гемоглобин вновь превращается в оксигемоглобин и кровь меняет цвет - из темно-вишневой становится алой. Артериальная кровь по лёгочным венам возвращается к сердцу. В левом предсердии малый круг кровообращения заканчивается. Круговорот крови происходит за 4 секунды. Кровь переходит в левый желудочек, и далее начинается вновь большой круг кровообращения.

Иногда человек слышим, как бьется его сердце.

Можно несколько раз ритмично сжать в кулак и разжать ладонь, примерно так сжимается и расслабляется сердечная мышца, проталкивая через себя кровь. Сердце работает день и ночь,  не переставая

- Приложите руку к сердцу и послушайте

-Что вы слышите? («Стук, короткая пауза, стук, короткая пауза»)

- Так вот, когда вы слышите «стук» - это сердце выталкивает кровь, а короткая пауза-это сердце наполняется кровью, тогда оно и отдыхает (дети выполняют). 

Когда мы слышим толчок (тук), сердечная мышца выталкивает кровь, а во время паузы желудочки сердца наполняются кровью и наступает короткая передышка. Сердце человека расслабляется и сокращается автоматически, без приказа и желания человека.

Здоровое сердце человек как правило не чувствует, но в жизни каждого есть моменты, когда во время подъема, бега, подвижной игры можно почувствовать, как колотится сердце. В состоянии покоя сердце совершает около 75 ударов в минуту, а при физических нагрузках ритм сердца может возрастать до 180–200 ударов в минуту, потому что потребность организма в крови резко возрастает. Поэтому важно заботиться о здоровье сердца, укреплять его: физический труд на свежем воздухе, плавание, занятия физкультурой, утренняя гимнастика, катание на коньках и лыжах.

Важно остерегаться перегрузки, следить за пульсом – показателем ритмических сокращений сердца. Пульс можно почувствовать, прижав пальцы к артерии на запястье.

Давайте найдем пульс на руке.

Давайте посмотрим видеоролик о составе крови.

-Кто может еще раз назвать, из чего состоит кровь? (лейкоциты, тромбоциты, эритроциты).

-Какую функцию выполняют эритроциты, лейкоциты и тромбоциты? (эритроциты переносят кислород от легких к каждой клетке организма, а углекислый газ – от клеток тела к легким, лейкоциты- они защищают организм от болезней и борются с инфекциями, Тромбоциты отвечают за свертывание крови в организме).

-В каких процессах кровь принимает участие? (питание, дыхание, защита организма).

- Какого размера ваше сердце?

- Как думаете, почему в крови столько разных клеток? (каждая из них выполняет свою функцию)

- Какие клетки защищают наш организм? (поднимаются «белые кровяные клетки»)

- А какую роль выполняет плазма? (в ней свободно перемещаются клетки крови, она несёт клеткам питательные вещества, а из клеток забирает отработанные вещества).

Болезни системы кровообращения поражают, прежде всего, разные отделы сердца и сосуды. Эти заболевания с одинаковой частотой встречаются у мужчин и женщин, кроме того, такие недуги сегодня диагностируются у людей самого разного возраста.

  1. Один из важнейших симптомов, сопровождающих болезни системы кровообращения – это изменения сердцебиения. Когда человек здоров, находясь в состоянии покоя, либо выполняя легкое физическое усилие, он совершенно не ощущает своего сердцебиения. Люди же, имеющие те или иные болезни системы кровообращения, отчетливо чувствуют удары сердца при самой небольшой физической нагрузке, а нередко даже в состоянии покоя. 
    Это состояние, проявляющееся учащением сердцебиения, именуется тахикардией. Подобный симптом является следствием уменьшения сократительных возможностей сердца, когда оно, за одно сокращение направляет в аорту меньший объем крови, чем положено при нормальном функционировании. Сердцу приходится сокращаться с повышенной частотой – чтобы обеспечить нормальные поставки крови. Однако подобный ритм работы не является для сердца естественным и благоприятным. Усиление сердцебиения ведет к укорочению фазы расслабления, необходимой для прохождения восстанавливающих процессов.
  2. При незначительном ослаблении сердечной мышцы, появление одышки происходит только после физических нагрузок. Тяжелая форма заболевания характеризуется появлением одышки даже в горизонтальном положении.
    У сердечной недостаточности есть еще один характерный симптом – отеки. Речь в данном случае касается правожелудочковой недостаточности. Снижение сократительных возможностей правого желудочка провоцирует застой крови и повышение кровяного давления. По причине застоя крови, жидкая ее часть проникает через стенки сосудов в ткани. Обычно, сначала отекают ноги. При дальнейшем ослаблении работы сердца, жидкость начинает скапливаться в брюшной и плевральной полости.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

  1. Закрепление изученного материала

Теперь давайте выполним несколько заданий.

  1. (23)Возьмите и положите перед собой листы с заданиями. Прочитает первое задание….

Рассмотри рисунок. Подпиши стрелки, указывающие на составляющие системы кровообращения. Раскрась правую половину синим цветом, а левую - красным.

Кто сможет назвать составляющие системы кровообращения?

-Хорошо, подписываем.

  1. (24)В какой половине сердца течет артериальная кровь, а в какой – венозная?

-Давайте еще раз повторим, по какой половине сердца течет артериальная кровь, а в какой – венозная

  1. (25)

Какой орган вызывает движение крови по организму?

  1. (26)

Назовите состав крови

Красные кровяные клетки это?

Белые кровяные клетки это?

  1. (27)

Что кровь доставляет к органам?

Что кровь выводит из организма человека?

  1. Итог урока. Рефлексия

- сердце, артерии, вены, капилляры, циркуляция, белые кровяные клетки, красные кровяные клетки, кровяные пластинки, плазма- это все органы?

- Как происходит движение крови по организму?

- Каков состав крови? (плазма, белые кровяные клетки, красные кровяные клетки, кровяные пластинки)

- Я желаю, чтобы ваша система кровообращения всегда работала как часики. Занимайтесь спортом, закаляйтесь, работайте, правильно питайтесь, соблюдайте правила гигиены, обходитесь без вредных привычек, а ещё будьте добрыми ко всем, кто вас окружает.

- Спасибо за урок!

Р: понимание      причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...