материал для учителей начальных классов
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Домашкина Софья Владимировна

Конспект урока по окружающему миру в 2 классе с регинальным компонентом. Тема: "Реки и озёра Республики Коми".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._reki_i_ozera_rk.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

 Внеурочного занятия по окружающему миру

ТЕМА: «Река и озёра Республики Коми»

Составила студентка 332 группы

Домашкина Софья

Класс 2

Дата проведения занятия: 1.10.2020

ФИО преподавателя-консультанта:

Фотиева С.В.

Допущена к проведению:

____________________, дата ________

                                                                                                              (Подпись преподавателя)

                                                                                       

Цель внеурочного занятия:

Деятельностная цель: сформировать у учащихся представление о реках и озёрах.

Содержательная цель: расширить знания о реках и озерах Республики Коми.

Задачи

Личностные:

Смыслообразование –установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

        

Регулятивные:

Целеполагание – как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Познавательные:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Оборудование

У учителя:

Презентация

Слова определений

Схема реки

Контурная карта Республики Коми

информация про реки для каждой пары

план рассказа детей

У учащихся:

Цветные карандаши

клей

Образовательные ресурсы:

https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-reku-dlya-detej-20-luchshih.html 

https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-ozero-dlya-detej-15-luchshih.html 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Река 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Озеро 

Ход внеурочного занятия:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Прием

1.Подготовительный

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Софья Владимировна сегодня у вас я проведу занятие окружающего мира.

1) Чтобы узнать тему нашего занятия вам нужно отгадать загадки

Мы с утра бежим туда,

Где волшебная вода.

Отражая облака В океан течёт…

2) Совсем закрытый водоём

И очень много рыбы в нём,

Он не похож на речку,

Что мчится бесконечно

Сквозь города и страны

К бескрайним океанам!

Какие вы смышленые отгадали все загадки.

Ребята, где мы с вами живем?

Россия очень большая, в ней много краев, республик, областей. А сегодня мы с вами изучим только одну республику.

Как же называется наша республика?

Кто же сформулирует тему нашего сегодняшнего занятия?

Правильно, ребята.

Тема сегодняшнего занятия: Реки и озера Республики Коми.

Ответ на загадку: Река

Озера.

Россия.

Наша республика называется Коми.

Тема нашего занятия «Реки и озёра

Республики Коми».

«Загадка»

2.Основной

Ребята, кто знает, что такое река? А что такое озеро?

На ваших партах заложены слова в хаотичном порядке. Вам нужно составить из них понятие. У кого-то река, а у кого-то озеро. Потом я спрошу у вас получившиеся определения.

поток Река - значительных естественным с природный течением водный от по до размеров устья. вниз руслу истока

Река -природный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока вниз до устья.

естественно с водоём, в чаши возникший и Озеро пределах имеющий морем озёрной заполненный водой соединения не (океаном).

Озеро-естественно возникший водоём, заполненный в пределах озёрной чаши водой и не имеющий соединения с морем (океаном).

Поднимите руку у кого также. Если есть ошибки, то исправьте их.

Ребята, посмотрите внимательно на схему.

Как вы думаете, что это?

А вы знаете части реки? Сейчас мы все узнаем.

Как вы думаете какое слово скрывается под цифрой 1, 2, 3, 4.

Правильно, ребята — это озеро, горы, болото, море.

С чего может начаться река?

А с моря она можется начаться? Правильно, не может.

Как называется место где начинается река?

А кто скажет полное определение?

Исток- место, где водяной поток берет своё начало.

Сколько здесь истоков?

Здесь 3 истока, давайте их подпишем. Они под цифрой 5,6,7.

У нас по середине находится главная река, что же находится слева и справа от нее?

Правильно, это приток.

Кто мне скажет определение и какие они бывают.

Приток-это водный объект, который впадает в более крупную реку, озеро или другой водоем. Притоки бывают левые и правые, крупная река может иметь десять и более притоков. Они по цифрой 8,9.

Мы узнали, что у реки есть начало, притоки и чего же не хватает на нашей схеме?

Как же называется участок реки, в котором она впадает в озеро?

Устье. А что такое устье?

Устье - конечный участок реки, место впадения реки в водохранилище, озеро, море, океан или другую реку. Цифры 10, 11, 12.

Какие вы молодцы. Теперь уберем карты на край стола чтобы они нам не мешали.

Ребята, вы, наверное, устали. Сейчас мы проведем физминутку.

Река – это водоём.

Река – водный поток.

Озеро – закрытый водоем.

Река -природный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока вниз до устья.

Озеро-естественно возникший водоём, заполненный в пределах озёрной чаши водой и не имеющий соединения с морем (океаном).

Это схема реки.

1 – озеро

2 – горы

3 – болото

4 – море

Озеро, горы.

Нет, она туда впадает.

Исток. Исток – это место где начинается река.

2, 3.

Другая река, приток.

У нас не обозначен конец реки.

Устье - конечный участок реки

«Реставратор»

физминутка

Видео

Какие реки Республики Коми вы знаете?

Вычегда, Сысола, Мезень, Печора, Уса, Луза. Ям- озеро, Синдор.

Правильно, ребята.

Сейчас вы поработайте в парах.

Какие правила работы в парах вы знаете?

Работать должны оба;

Один говорит, другой слушает;

Свое несогласие высказывать вежливо;

Если не поняла, переспроси.

У вас на партах есть текст про реку или озеро, которое вам досталась. Каждая пара должна составить небольшое сообщение по плану. Потом каждая пара выходит к доске и рассказывает про свою реку или озеро. Все остальные в это время заполняют контурную карту: находят на карте рассказываемую реку и пишут ее название.

Печора.

План текста:

  1. Название реки.
  2. Что означает.
  3. Где расположена.
  4. Протяженность.
  5. Растения.
  6. Животные.

Печора - река в Республике Коми. Слово печора означает «пещера». Берёт начало на Северном Урале, в юго-восточной части Республики Коми, и течёт сперва преимущественно на юго-запад. Высота истока — 675 м над уровнем моря. Длина реки 1809 км. Основные притоки — Унья, Северная Мылва, Велью, Лемью и другие. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Половодье начинается в конце апреля — начале мая, максимум — в середине мая в среднем течении и низовьях вплоть до первых чисел июня. Летом и зимой — межень. Летняя межень — с середины июля по август, часто прерывается дождевыми паводками. Важнейшие пристани на Печоре — Нарьян-Мар, Усть-Цильма, Щельяюр, Печора, Вуктыл. В бассейне Печоры имеются месторождения каменного угля, нефти и газа, золота. Несмотря на суровый горный характер, река помогает человеку вот уже несколько столетий, именно здесь появился один из первых портов, а произошло это в далеком 16-м столетии. Растения реки Печоры карликовая берёза, ель, можжевельник, красная смородина шиповник, ива. Богат и разнообразен животный мир. Из рыб в реке водятся семга, хариус, сиговые, щука, язь и другие виды. Из водоплавающей птицы в реке и ближайших озерах встречаются утки, гуси, малый тундровый лебедь, разнообразные кулики, крачка.

Что вы знали о этой реке? Что вы узнали нового о Печоре? Вы нашли ее на карте? У кого совпало с контурной картой на слайде поднимите руку.

Сысола.

План текста:

  1. Название реки.
  2. Что означает.
  3. Где расположена.
  4. Протяженность.
  5. Животный мир.

Сысола - река в Кировской области и Республике Коми. Сыктыл (Сыктыв) означает «река с топкими берегами, вытекающая из озеровидных болот».  Река Сысола берет начало на Северных Увалах, а впадает в Вычегду (в ее устье расположен Сыктывкар, название которому и дала эта река). Длина реки 487 км. Течёт на запад, принимая многочисленные притоки, в нижнем течении поворачивает на север. Питание реки смешанное, с преобладанием снегового. Главная лесообразующая порода - ель сибирская. Из других деревьев здесь встречаются береза, осина, пихта сибирская, сосна обыкновенная. Река сплавная. Богата рыбой (щука, чебак, судак). По берегам Сысолы находятся лесопромышленные и сельскохозяйственные предприятия. В бассейне реки большое количество ботанических, ихтиологических и других заказников.

Что еще вы знаете о реке? Кто выйдет к доске и покажет где находится эта река, чтобы все проверили у себя?

Вычегда.

План текста:

  1. Название реки.
  2. Где расположена.
  3. Какие населенные пункты построены.
  4. Протяженность.
  5. Применение реки.
  6. Старое название реки.

Вычегда — река на севере Европейской части России, в Архангельской области и Республике Коми общей протяженностью 1130 км. На Вычегде построены такие города как Сыктывкар, Сольвычегодск (от которой он и получил название) и Котлас, который находится в устье. Принимает в себя 1137 притоков. Вычегда является самым большим притоком Северной Двины. Питание снеговое. Вычегда издавна является основным водным путем в нашем крае. По неустойчивости русла и подвижности песков Вычегда занимает первое место в России, что усложняет обеспечение судоходства. Главные пристани: Сольвычегодск, Яренск, Межог, Айкино, Сыктывкар, Усть-Кулом. Старое название реки - Эжва. Название реки на языке коми Эжва значит «луговая вода» от эж «луг», «трава», «зелень» и ва «вода».  На языке народа коми - желтая река. Этому есть свое объяснение: вода в реке всегда мутная.

Обменяйтесь листочками и проверьте у друг друга правильно вы отметили на карте, если вы заметили ошибку покажи ее и попросите исправить на правильный ответ.

Мезень

План текста:

  1. Особенность.
  2. Где расположена.
  3. Название реки.
  4. Протяженность.
  5. Растения.

Мезень — река в России, протекает по территории Республики Коми и Архангельской области. Длина реки — 966 км. По территории Удорского района, протекает самая чистая река Европы, река Мезень. Основные притоки: справа — Мезенская Пижма, Сула, Кыма, Пёза; слева — Вашка, Пысса, Ус, Большая Лоптюга, Йирва. Свое название река получила от города, через территорию которого она протекает. Это лесотундра, северная тайга и средняя тайга. В верховье ее берега украшают ельники, березовые рощи, пихтовые леса и сосновые боры. В подлеске ельников и пихт ягодников почти нет, зато здесь много грибов. В сосновых и березовых лесах, наоборот, ягодных культур много. Здесь растут смородина, черника, голубика, жимолость, шиповник. Разнотравье представлено лютиком, сабельником, роголистником, по берегу растут хара, осока, нардосмия. Здесь можно встретить десятки видов животных, включая волков, лис, медведей, зайцев, белок, горностаев. Также очень много видов птиц, среди которых глухари, рябчики, совы, дрозды, клесты. Ближе к устью обитают семга, сиг, нельма. Обитают в Мезени хариус, минога, лещ, щука, налим, елец, плотва.

Ребята, покажите где находиться эта река на слайде.

Ям- озеро

План:

  1. Особенность
  2. Название
  3. Размеры озера
  4. Берега
  5. Река, впадающая в озеру
  6. Животные

Ямозеро - первый по величине природный водоём Республики Коми. Буквально Ямозеро переводится как «море-озеро».  Площадь зеркала — 31,1 км². Размеры озера — 7—10 на 5—6 километров. Берега Ямозера болотистые и низменные. В Ямозеро впадает речка Виска. Водиться в озере щука, окунь, плотва.

Посмотрите на доску. Если у вас также поднимите руку.

Синдор.

План:

  1. Название
  2. Размеры
  3. Животные
  4. Где располагается
  5. Растение
  6. Заказник

Синдорское или Синдор — таёжное озеро, второй по величине природный водоём Республики Коми, расположено в бассейне реки Вымь в 13 км к юго-востоку от железнодорожной станции Синдор. Площадь озера — 28,5 км. В Синдоре обитают: окунь, плотва, ерш, щука, язь, карась, налим. Озеро располагается на территории Синдорского комплексного заказника. Значительную площадь заказника занимают сосновые и берёзовые молодняки. В лесах вокруг озера встречается кедр сибирский, охраняемый в Республике Коми государством. Заказник создан в 1975 году для сохранения благоприятных условий для воспроизводства ценных промысловых животных: бобра, ондатры, норки, выдры.

Кто знает где находится это озеро?

Ребята, а сейчас мы с вами проверим как хорошо вы запомнили материал нашего занятия.

Каждому из вас я раздам таблицу в которой надо поставить +/- на против предложений.

Вопросы

+

-

1

Устье - место, где водяной поток берет своё начало.

2

Старое название реки Вычегды - Эжва

3

Приток-это водный объект, который впадает в более крупную реку, озеро или другой водоем. 

4

Слово печора означает «ущелье»

5

Ямозеро - второй по величине природный водоём Республики Коми.

6

Название города Сыктывкара образовалось от реки Сысола.

7

Мезень - самая чистая река Европы.

Вычегда, Сысола, Мезень, Печора, Уса, Луза.

Ям- озеро, Синдор.

Работаем вместе

Слушать мнения друг друга.

Дети выступают со своими текстами около доски, все остальные заполняют контурную карту.

Дети заполняют таблицу

«Восстановление деформированного текста»

«плюс/минус»

3. Заключительный

Ребята, вы отлично справились с работой на занятии. Ребята, вам надо закончить предложения.

Сегодня я узнала….

Было интересно….

Я научилась …

Меня удивило…

Мне захотелось….

Занятие окончено. До свидания.

Дети делятся впечатлениями о уроке.

«незаконченное предложение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для учителей начальных классов

Материал для учителей начальных классов...

Материал для учителей начальных классов

Материал для учителей начальных классов...

Материал для учителей начальных классов

Материал для учителей начальных классов...

Диагностический материал для учителя начальных классов по изучению учебной мотивации младших школьников

Диагностический материал, который поможет выявить уровень учебной мотивации у младших школьников, разобраться учителю во внешних и внутренних мотивох учения....

Диагностический материал для учителя начальных классов

Диагностика - эффективный инструмент для проектирования педагогической деятельности, учитывающей продвижение каждого ученика в классе.Как должен быть построен процесс дифференцированного обучения, что...

Досуг посвящённый Дню Матери. Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 города Турана Максимук Ирина Алексеевна

Цель: проведение совместного досуга для педагогов, детей и их родителей.Задачи: 1) Способствовать развитию речи как средства общения.2) Расширять словарный запас детей. 4) Развивать общую мо...

Диагностический материал для учителя начальных классов

Комплект диагностик на определение учебной мотивации младшего школьника, уровня воспитанности, межличностных отношений и др....