Экологическое воспитание в сельской школе
статья по окружающему миру

Быкова Елена Анатольевна

Виды работ для получения экологического образования в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ekolog.vospitanie_v_selskoy_shkole.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Лопатинская ООШ»

Сергачского района Нижегородской области

Статья

«Экологическое воспитание в сельской малокомплектной школе»

Быкова Елена Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Лопатинская ООШ»

Раб.телефон  8319144342

Моб.телефон 89308010098

Рубрика «Маленькие секреты большого опыта»

  “Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь,      

открыватель мира. Так пусть перед ним откроется

                                   чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках”.

        В.А.Сухомлинский

Экологическая ситуация, сложившаяся в России,  потребительское

  отношение к  природной среде,  упрощѐнное     понимание  глобальных 

экологических проблем - настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества  и каждого конкретного человека. Формирование  нового  экологического  мышления  на  принципах             

  совместного  развития  природы  и  Общества невозможно  без  широкого 

экологического  образования  и  воспитания. В связи с этим, экологическое  образование становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики.    

  Сельская школа вплотную сталкивается с экологическими проблемами:  свалки в окрестностях села, весенние палы, лесные пожары, загрязнённые водоёмы, обработка полей ядохимикатами. Жителям села необходимо экологическое образование и воспитание  для решения этих проблем.

  Я создала систему работы по формированию экологических компетенций младших школьников посредством краеведения. Урочная и  внеурочная деятельность  направлена на приобретение у детей научных и практических знаний и умений на основе краеведческого материала.

    Согласно ФГОС, экологическое образование и воспитание реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов, во внеурочной деятельности. 

   Экологическое образование и воспитание направлено на подготовку выпускника, осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни. Экологическое воспитание – одно из направлений реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания в начальной школе.

  Экологическое воспитание происходит в рамках учебной и внеурочной деятельности, а также в работе с родителями.

В содержании каждого учебного предмета   уже заложены  возможности для осуществления экологического образования и воспитания учащихся.

Кроме этого я использую на уроках математики следующие виды работ:

-решение экологических задач;

-решение задач природоохранного характера;

-составление задач, используя цифровые данные

  (длина рек, продолжительность жизни  деревьев, экологическая роль леса, экологическая роль птиц, насекомых и т.д)

-составление задач, используя краеведческий материал о реке Волге и Пьяне, Сергачском сахарном заводе, о Сергачском дендропарке «Явлейка » населении Сергачского района, полезных ископаемых и т.д.

Содержание предметов гуманитарного  цикла позволяет обогащать запас впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней.

 На уроках русского языка происходит развитие речи:

-написание изложений и сочинений по картинам русских художников- пейзажистов;

-словарная работа;

-объяснение экологических пословиц;

-экологические орфографические пятиминутки;

- диктанты на экологические темы в т.ч на краеведческие.

Я использую краеведческий материал (сочинения на тему «Живи родник, живи!», «Мы в саду повесили кормушку…»,«Моё любимое домашнее животное », «В моём селе есть прекрасный уголок природы…»

На уроках окружающего мира происходит теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения).

Это - работа с текстом; практические работы;  экскурсии; проекты;  рассказ о Сергачском Дендрарии; рассказ о реках Сергачского района; знакомство с промышленностью района; знакомство с несъедобными и съедобными растениями Сергачского района; знакомство с растительным и животным миром Сергачского района; чтение стихов о природе родного края.

 При обучении изобразительному искусству подчеркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение учащихся эстетически воспринимать красоту природы. Я провожу беседы по картинам  местных и известных художников. Дети  рисуют  пейзажи  родного края, натюрморты, с натуры и по памяти объекты природы.

На уроках технологии дети изготовляют поделки из природного материала. Каждый год участвуют в районном  конкурсе  «Самая практичная кормушка». В классе много цветов и дети ухаживают за ними. С удовольствием работают ребята на  пришкольном участке, выращивая лук, бобы, декоративные растения.

Внеурочная деятельность направлена на экологическое воспитание школьников. В школе я веду кружок «Друзья  природы». Программа кружка составлена на 4 года обучения.

1 год - «Знакомые незнакомцы»

2 год -  «Экология моего дома»

   3 год -  «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов»

   4 год -  «Познавательная экология»

Дети на занятиях кружка получают более глубокие экологические знания краеведческого характера.

Во внеурочной деятельности можно выделить следующие направления работы:

  1. Познавательное направление.

  Дети принимают участие в районных олимпиадах по окружающему миру, викторине о птицах,  участвуем во Всероссийских  олимпиадах по окружающему миру «Всё о птицах», «Я познаю мир», в Международных дистанционных олимпиадах. Во время  экскурсий в Сергачский дендропарк и  краеведческий музей дети узнают об особенностях  природы  родного края.

  1. Познавательно-развлекательное направление работы.

 Традиционными мероприятиями стали «День птиц», «Праздник осени», о лесе,  зимующих птицах. Проводится конкурс поделок из природного материала, конкурс стихов о временах года. Принимаем участие в областном конкурсе «Марш парков. Керженский заповедник», предварительно проведя его  в школе. Так же организуются внеклассные мероприятия по здоровому образу жизни –«Папа, мама, я- спортивная семья», «День здоровья», где дети знакомятся с правилами здорового образа жизни.

  1. Практическое направление работы.

Каждый год проводим озеленение класса и посадку деревьев и декоративных растений на территории школы.  Дети принимают участие в социальных проектах: «Ёлочка, живи!», «Покормите птиц зимой!», «Зелёный друг.

  1. Исследовательское направление.

Мы принимали участие в областном конкурсе исследовательских проектов «Я познаю мир», районном конкурсе «Шаг в науку».

       Работа с родителями способствует экологическому воспитанию детей.

Ведь именно в семье происходит закладка основных социальных, нравственных, экологических понятий и представлений, жизненного опыта ребенка.

Формы и методы работы с родителями  направлены на повышение педагогической культуры родителей по различным вопросам, в том числе и по вопросам формирования экологических знаний и представлений, на усиление воспитательного потенциала.

В своей практике я применяю следующие формы работы с родителями:

  • Информационные

С этой целью я провожу специальные родительские собрания, на которых даю консультации по экологии, разъясняю суть проектно-исследовательской работы и ее значимость для развития личности ребенка, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней родителей.

  • Совместная деятельность с детьми

Это внеклассные мероприятия, природоохранные акции, конкурсы поделок из природного материала, изготовление кормушек и скворечников.

  • Создание эколого-развивающей среды в домашних условиях.

Работа в малокомплектной школе предполагает свою специфику. Экологическое образование и воспитание невозможно осуществлять без сетевого образовательного пространства: это сотрудничество со школьной  библиотекой,  районным Домом   детского творчества, Сергачским краеведческим  музеем, Сергачским дендропарком, агрофирмой «Золотой колос».

Я провела мониторинг по выявлению уровней экологической воспитанности и экологических знаний  младших школьников на начало и конец каждого учебного года .  Использовала методику В.Я. Ясвина «Альтернатива», Н.П.  Капустина «Уровень воспитанности учащихся»,  Л.В. Моисеевой «Определение уровня экологической воспитанности учащихся».

 Систематическая целенаправленная работа позволяет повысить познавательную активность учащихся, способствует формированию правильного представления детей о природе, обществе и человека в них. В результате у младших школьников развиваются эмоциональная, интеллектуальная, действенно-практическая сферы.

Данный опыт направлен  на экологическое образование и  воспитание личностного отношения к природе и труду человека, привитие норм и правил поведения в природе, эстетического восприятия природы, а в целом воспитание экологически грамотного человека, гражданина своей родины.

Литература

 1. Зверев, И. Д. , Салеева Л. Т. Компоненты экологического образования/ Зверев И. Д.- М.-  1991. -213 с.

2. Кириллова, З. П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования/ М.: Просвещение. – 1983.-113 с

3. Захлебный А. Н. , Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. – М. : Просвещение, 1984. – 160 с.

4.  Каропа Г. Н. Теоретические основы экологического образования школьников / Г. Н. Каропа. – Мн. : НМО, 1999.-114  с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологического воспитания в школе

Участие в проекте совместно с СГУ "Зеленая Аллея Памяти"...

«Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в условиях сельской школы. Из опыта работы».

В творческой работе описан мой практический опыт. Представлена интересная система дидактических заданий. Вопросы для беседы, тексты для чтения, задачи и текстовые задания можно использовать для органи...

Экологическое воспитание обучающихся сельских малокомплектных школ в условиях реализации ФГОС

В статье  раскрываются вопросы организации экологического воспитания обучающихся сельских малокомплектных школ в условиях реализации требований ФГОС...

Экологическое воспитание в школе.

Одно из направлений воспитательной работы  школы - экологическое. Данное направление  представлено подпрограммой "Живая планета". Цель- воспитание осознанного понимания экологической культур...

Воспитание личности ребенка в сельской школе

Данный материал можно использовать при проведении родительских собраний...

Статья "ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ."

Миссия  социального воспитания – в приспособлении человека к общественным требованиям: «жить в мире с другими», «быть хорошим гражданином» (К.А. Гельвеций); в позитивном преобразовании общества н...

Экологическое воспитание младших школьников сельской малокомплектной школы в условиях реализации ФГОС

Выступление на круглом столе  по теме "Экологическое воспитание младших школьников" в  рамках курсов повышения квалификации....