Экологическое воспитание в сельской школе
статья по окружающему миру
Виды работ для получения экологического образования в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ekolog.vospitanie_v_selskoy_shkole.docx | 26.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Лопатинская ООШ»
Сергачского района Нижегородской области
Статья
«Экологическое воспитание в сельской малокомплектной школе»
Быкова Елена Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Лопатинская ООШ»
Раб.телефон 8319144342
Моб.телефон 89308010098
Рубрика «Маленькие секреты большого опыта»
“Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь,
открыватель мира. Так пусть перед ним откроется
чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках”.
В.А.Сухомлинский
Экологическая ситуация, сложившаяся в России, потребительское
отношение к природной среде, упрощѐнное понимание глобальных
экологических проблем - настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества и каждого конкретного человека. Формирование нового экологического мышления на принципах
совместного развития природы и Общества невозможно без широкого
экологического образования и воспитания. В связи с этим, экологическое образование становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики.
Сельская школа вплотную сталкивается с экологическими проблемами: свалки в окрестностях села, весенние палы, лесные пожары, загрязнённые водоёмы, обработка полей ядохимикатами. Жителям села необходимо экологическое образование и воспитание для решения этих проблем.
Я создала систему работы по формированию экологических компетенций младших школьников посредством краеведения. Урочная и внеурочная деятельность направлена на приобретение у детей научных и практических знаний и умений на основе краеведческого материала.
Согласно ФГОС, экологическое образование и воспитание реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов, во внеурочной деятельности.
Экологическое образование и воспитание направлено на подготовку выпускника, осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни. Экологическое воспитание – одно из направлений реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания в начальной школе.
Экологическое воспитание происходит в рамках учебной и внеурочной деятельности, а также в работе с родителями.
В содержании каждого учебного предмета уже заложены возможности для осуществления экологического образования и воспитания учащихся.
Кроме этого я использую на уроках математики следующие виды работ:
-решение экологических задач;
-решение задач природоохранного характера;
-составление задач, используя цифровые данные
(длина рек, продолжительность жизни деревьев, экологическая роль леса, экологическая роль птиц, насекомых и т.д)
-составление задач, используя краеведческий материал о реке Волге и Пьяне, Сергачском сахарном заводе, о Сергачском дендропарке «Явлейка » населении Сергачского района, полезных ископаемых и т.д.
Содержание предметов гуманитарного цикла позволяет обогащать запас впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней.
На уроках русского языка происходит развитие речи:
-написание изложений и сочинений по картинам русских художников- пейзажистов;
-словарная работа;
-объяснение экологических пословиц;
-экологические орфографические пятиминутки;
- диктанты на экологические темы в т.ч на краеведческие.
Я использую краеведческий материал (сочинения на тему «Живи родник, живи!», «Мы в саду повесили кормушку…»,«Моё любимое домашнее животное », «В моём селе есть прекрасный уголок природы…»
На уроках окружающего мира происходит теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения).
Это - работа с текстом; практические работы; экскурсии; проекты; рассказ о Сергачском Дендрарии; рассказ о реках Сергачского района; знакомство с промышленностью района; знакомство с несъедобными и съедобными растениями Сергачского района; знакомство с растительным и животным миром Сергачского района; чтение стихов о природе родного края.
При обучении изобразительному искусству подчеркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение учащихся эстетически воспринимать красоту природы. Я провожу беседы по картинам местных и известных художников. Дети рисуют пейзажи родного края, натюрморты, с натуры и по памяти объекты природы.
На уроках технологии дети изготовляют поделки из природного материала. Каждый год участвуют в районном конкурсе «Самая практичная кормушка». В классе много цветов и дети ухаживают за ними. С удовольствием работают ребята на пришкольном участке, выращивая лук, бобы, декоративные растения.
Внеурочная деятельность направлена на экологическое воспитание школьников. В школе я веду кружок «Друзья природы». Программа кружка составлена на 4 года обучения.
1 год - «Знакомые незнакомцы»
2 год - «Экология моего дома»
3 год - «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов»
4 год - «Познавательная экология»
Дети на занятиях кружка получают более глубокие экологические знания краеведческого характера.
Во внеурочной деятельности можно выделить следующие направления работы:
- Познавательное направление.
Дети принимают участие в районных олимпиадах по окружающему миру, викторине о птицах, участвуем во Всероссийских олимпиадах по окружающему миру «Всё о птицах», «Я познаю мир», в Международных дистанционных олимпиадах. Во время экскурсий в Сергачский дендропарк и краеведческий музей дети узнают об особенностях природы родного края.
- Познавательно-развлекательное направление работы.
Традиционными мероприятиями стали «День птиц», «Праздник осени», о лесе, зимующих птицах. Проводится конкурс поделок из природного материала, конкурс стихов о временах года. Принимаем участие в областном конкурсе «Марш парков. Керженский заповедник», предварительно проведя его в школе. Так же организуются внеклассные мероприятия по здоровому образу жизни –«Папа, мама, я- спортивная семья», «День здоровья», где дети знакомятся с правилами здорового образа жизни.
- Практическое направление работы.
Каждый год проводим озеленение класса и посадку деревьев и декоративных растений на территории школы. Дети принимают участие в социальных проектах: «Ёлочка, живи!», «Покормите птиц зимой!», «Зелёный друг.
- Исследовательское направление.
Мы принимали участие в областном конкурсе исследовательских проектов «Я познаю мир», районном конкурсе «Шаг в науку».
Работа с родителями способствует экологическому воспитанию детей.
Ведь именно в семье происходит закладка основных социальных, нравственных, экологических понятий и представлений, жизненного опыта ребенка.
Формы и методы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей по различным вопросам, в том числе и по вопросам формирования экологических знаний и представлений, на усиление воспитательного потенциала.
В своей практике я применяю следующие формы работы с родителями:
- Информационные
С этой целью я провожу специальные родительские собрания, на которых даю консультации по экологии, разъясняю суть проектно-исследовательской работы и ее значимость для развития личности ребенка, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней родителей.
- Совместная деятельность с детьми
Это внеклассные мероприятия, природоохранные акции, конкурсы поделок из природного материала, изготовление кормушек и скворечников.
- Создание эколого-развивающей среды в домашних условиях.
Работа в малокомплектной школе предполагает свою специфику. Экологическое образование и воспитание невозможно осуществлять без сетевого образовательного пространства: это сотрудничество со школьной библиотекой, районным Домом детского творчества, Сергачским краеведческим музеем, Сергачским дендропарком, агрофирмой «Золотой колос».
Я провела мониторинг по выявлению уровней экологической воспитанности и экологических знаний младших школьников на начало и конец каждого учебного года . Использовала методику В.Я. Ясвина «Альтернатива», Н.П. Капустина «Уровень воспитанности учащихся», Л.В. Моисеевой «Определение уровня экологической воспитанности учащихся».
Систематическая целенаправленная работа позволяет повысить познавательную активность учащихся, способствует формированию правильного представления детей о природе, обществе и человека в них. В результате у младших школьников развиваются эмоциональная, интеллектуальная, действенно-практическая сферы.
Данный опыт направлен на экологическое образование и воспитание личностного отношения к природе и труду человека, привитие норм и правил поведения в природе, эстетического восприятия природы, а в целом воспитание экологически грамотного человека, гражданина своей родины.
Литература
1. Зверев, И. Д. , Салеева Л. Т. Компоненты экологического образования/ Зверев И. Д.- М.- 1991. -213 с.
2. Кириллова, З. П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования/ М.: Просвещение. – 1983.-113 с
3. Захлебный А. Н. , Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. – М. : Просвещение, 1984. – 160 с.
4. Каропа Г. Н. Теоретические основы экологического образования школьников / Г. Н. Каропа. – Мн. : НМО, 1999.-114 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологического воспитания в школе
Участие в проекте совместно с СГУ "Зеленая Аллея Памяти"...
«Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в условиях сельской школы. Из опыта работы».
В творческой работе описан мой практический опыт. Представлена интересная система дидактических заданий. Вопросы для беседы, тексты для чтения, задачи и текстовые задания можно использовать для органи...
Экологическое воспитание обучающихся сельских малокомплектных школ в условиях реализации ФГОС
В статье раскрываются вопросы организации экологического воспитания обучающихся сельских малокомплектных школ в условиях реализации требований ФГОС...
Экологическое воспитание в школе.
Одно из направлений воспитательной работы школы - экологическое. Данное направление представлено подпрограммой "Живая планета". Цель- воспитание осознанного понимания экологической культур...
Воспитание личности ребенка в сельской школе
Данный материал можно использовать при проведении родительских собраний...
Статья "ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ."
Миссия социального воспитания – в приспособлении человека к общественным требованиям: «жить в мире с другими», «быть хорошим гражданином» (К.А. Гельвеций); в позитивном преобразовании общества н...
Экологическое воспитание младших школьников сельской малокомплектной школы в условиях реализации ФГОС
Выступление на круглом столе по теме "Экологическое воспитание младших школьников" в рамках курсов повышения квалификации....