рабочая программа 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи
имени кавалера ордена Мужества А.В.Беляева
Рассмотрена на заседании кафедры учителей Протокол № 1 от « » августа 2020 г. | Приказ № от « » августа 2020 г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
1 КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОДИН ГОД
составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:
окружающий мир, автор А.А. Плешаков
Трапезниковой Н.А., учителем начальных классов
г. Оха
2020 г.
I РАЗДЕЛ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение целей:
- Формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.
- Духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации курса «Окружающий мир» являются:
- Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- Осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир и его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование этнических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- Использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир».
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты
- Понимание особой роли России и мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
- Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
- Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природе и социальной среде.
- Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников)
- Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире.
II РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Курс «Окружающий мир» в 1 классе рассчитан на 68 часов (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
- ВВЕДЕНИЕ
1.1 Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой
- ЧТО И КТО?
2.1 - 2.20 Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России. Многонациональный характер населения России. Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Москва — столица России. Достопримечательности Москвы. Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Камни как природные объекты, разнообразие их признаков. Представление о значении камней в жизни людей. Части растения. Представление о соцветиях. Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений. Распознавание растений цветника. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Лиственные и хвойные деревья. Распознавание хвойных деревьев. Насекомые как группа животных. Разнообразие насекомых. Рыбы — водные животные. Морские и речные рыбы. Знакомство с птицами как одной из групп животных. Внешнее строение и разнообразие зверей. Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним. Элементарные правила дорожного движения. Первоначальные сведения о планете Земля. Глобус — модель Земли. Презентация проекта «Моя малая Родина». Проверка знаний и умений
- КАК, ОТКУДА И КУДА?
3.1 - 3.12 Знакомство с целями и задачами раздела. Семья. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья». Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды. Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации. Реки и моря. Движение воды. Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда. Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Важность заботы о зимующих птицах. Правила подкормки птиц. Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Проверка знаний и умений
- ГДЕ И КОГДА?
4.1 - 4.11 Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы. Обращение к учителю. Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Названия месяцев и их последовательность. Зависимость природных явлений от смены времён года. Холодные районы Земли. Жаркие районы Земли. Зимующие и перелётные птицы. История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения. История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда. Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде. Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира. Проверка знаний и умений
- ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ?
5.1 - 5.24 Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Луна — спутник Земли, её особенности. Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных. Разнообразие звуков в окружающем мире. Необходимость беречь уши. Радуга и цвета радуги. Причины возникновения радуги. Взаимоотношения человека и его домашних питомцев. Особенности ухода за кошкой и собакой. Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Правила поведения на лугу. Звуки леса, их разнообразие. Необходимость соблюдения тишины в лесу. Значение сна в жизни человека. Овощи и фрукты, их значение в питании человека. Витамины. Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса— средства массовой информации. Интернет. Автомобили. Знакомство с устройством автомобиля. Поезда. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Корабли (суда). Виды кораблей. Устройство корабля. Самолёты. Виды самолётов. Устройство самолёта. Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае). Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Систематизация сведений о космосе. Освоение человеком космоса. Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции. Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. Проверка знаний и умений
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По организации обучения: очная
По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (ндивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)
По месту обучения: школьная, внешкольная
По продолжительности: академический час (45 минут)
По специфике взаимодействия педагога и учащихся: классно-урочная
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ
Проекты:
№ 1 «Моя малая Родина»
№ 2 «Моя семья»
№ 3 «Мой класс и моя школа»
№ 4 «Мои домашние питомцы»
Практические работы:
№ 1 «Модель Солнца из пластилина»
№ 2 «Разнообразие камней»
№ 3 «Стебель растений»
№ 4 «Особенности комнатных растений»
№ 5 «Строение листа»
№ 6 «Строение пера птиц»
№ 7 «Конструирование компьютера»
№ 8 «Национальные костюмы»
№ 9 «Очищение воды»
№ 10 «Чистый снежок?»
№ 11 «Дни недели»
№ 12 «Собери велосипед»
№ 13 «Как рождается звук»
№ 14 «Собери поезд»
Контрольные работы:
Административная диагностическая работа (апрель)
Итоговая комплексная работа (май)
III РАЗДЕЛ
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | № урока в разделе | Содержание (раздел, тема урока) | Сроки проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | |||||
1 | 1.1 | Задавайте вопросы! Экскурсия по школе | 01.09-04.09 | ||
ЧТО И КТО? (20 часов) (Прак. раб. – 8; проекты – 1) | |||||
2 | 2.1 | Что такое Родина? Экскурсия в школьную библиотеку | 01.09-04.09 | ||
3 | 2.2 | Что мы знаем о народах России? Экскурсия в городскую библиотеку | 07.09-11.09 | ||
4 | 2.3 | Что мы знаем о Москве? Экскурсия в музей | 07.09-11.09 | ||
5 | 2.4 | Проект «Моя малая Родина». Экскурсия в городской сквер | 14.09-18.09 | ||
6 | 2.5 | Что у нас над головой? Экскурсия в школьный сквер. Практическая работа № 1 «Модель Солнца из пластилина» | 14.09-18.09 | ||
7 | 2.6 | Что у нас под ногами? Экскурсия в школьный сквер. Практическая работа № 2 «Разнообразие камней» | 21.09-25.09 | ||
8 | 2.7 | Что общего у разных растений? Урок-викторина. Практическая работа № 3 «Стебель растений» | 21.09-25.09 | ||
9 | 2.8 | Что растет на подоконнике? Экскурсия по школе. Практическая работа № 4 «Особенности комнатных растений» | 28.09-02.10 | ||
10 | 2.9 | Что растет на клумбе? Экскурсия в городской сквер | 05.10-09.10 | ||
11 | 2.10 | Что это за листья? Экскурсия в городской сквер. Практическая работа № 5 «Строение листа» | 05.10-09.10 | ||
12 | 2.11 | Что такое хвоинки? Экскурсия в городской парк | 12.10-16.10 | ||
13 | 2.12 | Кто такие насекомые? Экскурсия в школьный сквер | 12.10-16.10 | ||
14 | 2.13 | Кто такие рыбы? Урок-викторина | 19.10-23.10 | ||
15 | 2.14 | Кто такие птицы? Урок-игра. Практическая работа № 6 «Строение пера птиц» | 19.10-23.10 | ||
16 | 2.15 | Кто такие звери? | 26.10-30.10 | ||
17 | 2.16 | Что окружает нас дома? | 26.10-30.10 | ||
18 | 2.17 | Что умеет компьютер? Практическая работа № 7 «Конструирование компьютера» | 09.11-13.11 | ||
19 | 2.18 | Что вокруг нас может быть опасным? | 09.11-13.11 | ||
20 | 2.19 | На что похожа наша планета? Практическая работа № 8 «Национальные костюмы» | 16.11-20.11 | ||
21 | 2.20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина» | 16.11-20.11 | ||
КАК, ОТКУДА И КУДА? (12 часов) (Прак. раб.- 2; проект – 1) | |||||
22 | 3.1 | Как живет моя семья. Проект «Моя семья» | 23.11-27.11 | ||
23 | 3.2 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Практическая работа № 9 «Очищение воды» | 23.11-27.11 | ||
24 | 3.3 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 30.11-04.12 | ||
25 | 3.4 | Как путешествует письмо? | 30.11-04.12 | ||
26 | 3.5 | Куда текут реки? | |||
27 | 3.6 | Откуда берутся снег и лёд? | 07.12-11.12 | ||
28 | 3.7 | Как живут растения? | |||
29 | 3.8 | Как живут животные? | 14.12-18.12 | ||
30 | 3.9 | Как зимой помочь птицам? | 14.12-18.12 | ||
31 | 3.10 | Откуда берется и куда девается мусор? | 21.12-25.12 | ||
32 | 3.11 | Откуда в снежках грязь? Практическая работа № 10 «Чистый снежок?» | 28.12-30.12 | ||
33 | 3.12 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | 11.01-15.01 | ||
ГДЕ И КОГДА? (11 часов) (Прак. раб.- 2; проект – 1) | |||||
34 | 4.1 | Когда учится интересно? | 11.01-15.01 | ||
35 | 4.2 | Проект «Мой класс и моя школа» | |||
36 | 4.3 | Когда придет суббота? Практическая работа № 11 «Дни недели» | 18.01-22.01 | ||
37 | 4.4 | Когда наступит лето? | 25.01-29.01 | ||
38 | 4.5 | Где живут белые медведи? | 25.01-29.01 | ||
39 | 4.6 | Где живут слоны? | 01.02-05.02 | ||
40 | 4.7 | Где зимуют птицы? | 01.02-05.02 | ||
41 | 4.8 | Когда появилась одежда? | 08.02-12.02 | ||
42 | 4.9 | Когда изобрели велосипед? Практическая работа № 12 «Собери велосипед» | 08.02-12.02 | ||
43 | 4.10 | Когда мы станем взрослыми? | 22.02-26.02 | ||
44 | 4.11 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 01.03-05.03 | ||
ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ? (24 часа) (Контр. раб. – 2; прак. раб.- 2; проект – 1) | |||||
45 | 5.1 | Почему Солнце светит днем, а звёзды - ночью? | 01.03-05.03 | ||
46 | 5.2 | Почему Луна бывает разной? | 09.03-12.03 | ||
47 | 5.3 | Почему идёт дождь, и дует ветер? | |||
48 | 5.4 | Почему звенит звонок? Практическая работа № 13 «Как рождается звук» | 09.03-12.03 | ||
49 | 5.5 | Почему радуга разноцветная? | 15.03-19.03 | ||
50 | 5.6 | Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы» | 15.03-19.03 | ||
51 | 5.7 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 22.03-25.03 | ||
52 | 5.8 | Зачем мы спим ночью? | 05.04-09.04 | ||
53 | 5.9 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 05.04-09.04 | ||
54 | 5.10 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 12.04-16.04 | ||
55 | 5.11 | Зачем нам телефон и телевизор? | 12.04-16.04 | ||
56 | 5.12 | Зачем нужны автомобили? | 19.04-23.04 | ||
57 | 5.13 | Зачем нужны поезда? Практическая работа № 14 «Собери поезд» | 19.04-23.04 | ||
58 | 5.14 | Административная диагностическая работа | 26.04-30.04 | ||
59 | 5.15 | Зачем строят корабли? | 26.04-30.04 | ||
60 | 5.16 | Зачем строят самолеты? | 03.05-07.05 | ||
61 | 5.17 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 03.05-07.05 | ||
62 | 5.18 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 10.05-14.05 | ||
63 | 5.19 | Зачем люди осваивают космос? | 10.05-14.05 | ||
64 | 5.20 | Итоговая комплексная работа | 17.05-21.05 | ||
65 | 5.21 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 17.05-21.05 | ||
66 | 5.22 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» | 24.05-28.05 | ||
67 | 5.23 | Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | 24.05-28.05 | ||
68 | 5.24 | Итоговый урок: обобщение знаний по курсу «Окружающий мир» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...