Конспект урока по окружающему миру: «Кто такие рыбы?».
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Конспект урока по окружающему миру: «Кто такие рыбы?».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_takie_ryby.docx | 35.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира «Кто такие рыбы?»
Цель урока: Познакомиться с признаками и разнообразием рыб. Расширить понятийную базу учащихся за счёт включения в неё новых элементов (знакомство с признаками и разнообразием рыб) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с понятием кто такие рыбы, с их внешним строением.
Познакомить детей с признаками и разнообразием рыб.
Расширить знания детей о рыбах пресных водоёмов и морей;
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения.
Продолжать формирование элементов экологической культуры.
Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа.
Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы.
Развивать коммуникативные навыки через работу в парах, оценку и самооценку деятельности.
Ход урока:
Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами снова отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах.
Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество - внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.
- Я рада, что у всех нас прекрасное настроение, а это значит - можно отправляться в путь.
- Актуализация знаний и формулирование темы урока.
- А любите ли вы, ребята, отгадывать загадки?
- Наш друг Муравьишка Вопросик приготовил для вас загадки.
- Я буду загадывать вам загадки, а вы - отгадывайте.
1. На лужайке всё стрекочет,
Резво прыгает, хлопочет.
Цветом он, как огуречик...
Как зовут его? ...(Кузнечик)
- Кто на пасеке живёт,
запасает летом мёд?
Работяга так мала!
Целый день в трудах... (Пчела)
3. Пищит над ухом он всю ночь
И укусить тебя не прочь.
Ну и зануда, вот кошмар!
Писклявый, маленький …(Комар)
4. Отгадайте-ка, ребятки,
Что за жук на нашей грядке:
Не вредитель, жук любезный,
Для растений он полезный.
Тлей проворно поедает,
Так растения спасает.
Что за жук-черноголовка?
Это - ... (Божья коровка)
- У реки, над камышами,
Вот с та – а – а - акущими глазами,
Зависает вертолёт.
Пассажиров не берёт!
И пропеллер... И глаза...
Да ведь это - ... (Стрекоза!)
-Как можно назвать одним словом всех перечисленных животных? (Это насекомые)
- Кто такие насекомые? (Насекомые - животные, у которых 6 ног).
- Кто из вас встречал вчера или сегодня насекомых? Почему их нет? (стало холодно, нет цветов)
Физкультминутка:
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
- Стрекоза долго кружилась над водой.
- Кого же она могла увидеть в воде? Отгадайте!
1. Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть — не мигаю,
Крылья есть — не летаю.
2. В воде они живут,
Нет клюва,
А они «клюют».
3. Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Вильнет хвостом туда-сюда –
И нет ее, и нет следа.
4. У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (РЫБЫ)
3.Постановка проблемного вопроса.
- Муравьишка – Вопросик говорит, что живет в лесу и не знает, кто такие рыбы.
- Ребята, может быть кто – то знает, по каким признакам можно отличить рыб от других животных? (Рыбы живут в воде, у большинства есть чешуя, есть плавники.)
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Кто такие рыбы?)(Слайд 8)
- Ребята, а где могут жить рыбы? (в водоемах: реках, озерах, морях, океанах)
- Как вы думаете, смогут ли жить рыбы в загрязненных водоемах? (нет, только в чистых)
- Мы должны помнить, что нельзя загрязнять водоемы – реки, пруды, озера, моря, океаны!
- Муравьишке Вопросику интересно: могут ли рыбы жить на суше? Как вы думаете? (Нет)
- А Муравьишка сомневается. Давайте подумаем, почему рыбы не могут жить на суше.
- А для этого - вместе с Муравьишкой рассмотрим рыбку в учебнике на с. 34
-Назовите части тела рыбы.
- Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде.
Туловища рыб обтекаемы, чтобы было легче плавать.
Плавники и хвост помогают рыбам плавать.
Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд.
Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок.
Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.
- Под жаберной крышкой расположены жабры.
- Как вы думаете, зачем рыбе нужны жабры?
Жабры устроены так, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащённая кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели.
- Так могут ли рыбы жить на суше? (Нет)
- Что необходимо им для жизни? (ВОДА)
-Почему? (Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь)
- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут?
(Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде) - Молодцы!
Физкультминутка
Рыбки плавали, играли
В чистой, светленькой воде.
То нырнут, то вдруг всплывают,
То зароются в песке.
4. Исследовательская работа.
- Мудрая Черепаха тоже приготовила для вас загадку. О ком она?
И у мамы, и у деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы).
- Какое слово помогло догадаться, что это рыбы? (Правильно,монетки – это чешуйки).
- Тело рыбы покрыто чешуёй.
Чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой рыба почти не растёт – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.
5. Практическая работа.
- Поработаем парами.
-Возьмите листочки с силуэтом рыбы и простым карандашом по очереди попробуйте нарисовать рыбке чешую на туловище и хвосте.
- У кого получилось – поднимите желтый смайлик!
- Молодцы!
- Назовите остальные части тела рыбы, которые у вас есть на столах.
- Соберите рыбку вместе со своим соседом и приклейте на лист бумаги.
- У кого рыбка получилась – поднимите желтый смайлик!
6. Знакомство с речными и морскими рыбами.
- Давайте ещё раз вспомним, в каких водоемах могут жить рыбы? (в реках, морях и океанах)
- Одни могут жить только в пресной воде – в озерах, прудах, речках.
-А другие выбирают соленую воду в морях и океанах. (Слайд 17)
- Муравьишке хочется проверить, знаете ли вы рыб? Я сейчас буду загадывать вам загадки, а вы их - отгадывать.
1. Под водою проплыла
Рыба с пастью, как пила.
Всех пугала эта злюка.
Кто она, скажите? (Щука)
2. До чего ж его иголки
Велики и очень колки.
Что за рыба, словно еж?
Догадались? Это... (ёрш)
3. Он всем рыбам говорил:
- Я к зиме зароюсь в ил,
Буду спать в нем до весны
И смотреть цветные сны.
Я не хрюшка, ил – не грязь,
А зовут меня…(карась)
4. На дворе зима ли, осень,
В глубине родной реки
Мы тельняшки гордо носим,
Как лихие моряки. (Окуни.)
5.На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)
У сома в отличие от других рыб тело не покрыто чешуёй, оно голое. Его защищает толстая кожа.
- По сравнению с другими нашими рыбами - сом великан.
Он - хищник.
- Сом - неповоротливый, ленивый. Гоняться за добычей не любит, предпочитает хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или гусёнка за лапку схватить и утащить под воду.
-Как вы думаете, где обитают все эти рыбы? (в реке)
-Итак, все названные рыбы – речные. Постараемся их запомнить.
- Ребята, а на берегу какой реки расположен наш город? (на реке Волге)
- Значит, каких рыб мы можем встретить в водах реки Волги?(речных)
- Кроме перечисленных рыб, в Волге водится Стерлядь - рыба, которая занесена в Красную книгу.
-Кто знает, что это значит? (Показать ребятам том «Красной книги» - про рыб)
- Стерлядь находится под охраной, ее ловля запрещена, потому что количество рыбы небольшое.
Физкультминутка
А теперь тихонько встали,
Быстро руки вверх подняли-
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
-Ну, а сейчас опустимся на дно моря.
- Я снова буду загадывать вам загадки, а вы - отгадывать.
1. Блещет в море чистом
Спинкой серебристой. (Сельдь)
2. Я в пятнах вся такая,
Но рыба не речная.
Я хищница морская,
Скажи, кто я такая? (Треска)
3. Зубы в пасти в три ряда.
Это целая беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он - морской бандит. (Акула)
Акулы - отличные пловцы с обтекаемой формой тела, которая также, как у сома, не покрыта чешуёй.
В пасти акулы несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акула – самые большие рыбы
6. Итог урока.
- На какой вопрос мы отвечали сегодня на уроке?
(Кто такие рыбы? Как их отличить от других животных?)
- Так кто такие рыбы?
(Рыбы - это животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй)
- В каких водоемах могут жить рыбы? (в реках, морях, океанах)
- Каких речных рыб запомнили?
- Каких морских рыб запомнили?
-Вы очень хорошо работали. Молодцы!
7. Рефлексия
- Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке.
Самооценка.
- Возьмите карточки смайликов с разной мимикой и оцените свою работу на уроке
- Желтый смайлик: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки
- Зеленый смайлик: если вы запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, но вам еще нужна помощь.
- Красный смайлик: если на уроке вы не всё запомнили, и вам было трудно.
- - На память о рыбах – картинка. Раскрасьте её, чтобы ваши рыбки приплыли к нам на следующий урок.
9. МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Что такое зоопарк?" 1 класс
Урок-путешествие. С использованием презентации. В роли животных выступали сами дети....
конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы" школа России ФГОС
сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; расширять кругозор учащихся....
Конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы?" (1 класс)
Конспект урока по окружающему миру для 1 класса. Тема "кто такие рыбы" А,А, Плешаков "Мир вокруг нас"...
Конспект урока по окружающему миру "Кто такие птицы?"
Данный урок формирует у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями, знакомит с особенностями строения, с местами обитания....
План-конспект урока по окружающему миру «Что такое хвоинки?» УМК «Школа России» Класс: 1
Цель: Познакомить учащихся с многообразием хвойных растений, научить по хвое определять породу дерева. ...
Конспект урока по окружающему миру "Кто такие птицы"
Конспект урока по окружающему миру "Кто такие птицы"...