Природные зоны. Тундра окружающий мир, 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Конспект урока по оружающему миру на тему: "Природные зоны. Тундра"  4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodnye_zony._tundra_okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx98.24 КБ

Предварительный просмотр:

I. Организационный момент.

- Добрый день! У нас сегодня необычный урок. Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их!

Прозвенел звонок веселый. 
Мы начать урок готовы. 
Будем слушать, рассуждать, 
И друг другу помогать.

Слайд

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмемся, ребята, скорей за работу,

Чтобы времени зря не терять.

О том, как потрудились дома,

Поспешим друг другу рассказать.

II. Актуализация знаний.

- Послушайте описание и скажите, о какой природной зоне идет речь

Исправь географические ошибки в тексте:

Арктика – огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно - островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно – косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике полярный день (правильно – полярная ночь), а летом – полярная ночь (правильно – полярный день). Температура воздуха зимой опускается до -60оС, а летом не поднимается выше нуля (правильно – поднимается на несколько градусов выше нуля).

Выполнение теста. Тест «Арктика». Слайд

  1. Природная зона арктических пустынь расположена…
    а) на островах Тихого океана;
    б) на островах Индийского океана;
    в) на островах Северного Ледовитого океана.
  2. В Арктике для растений и животных сложились…
    а) суровые условия;
    б) комфортные условия.
  3. В ледяной зоне растут…
    а) кедры, березы, черемуха;
    б) лишайники, мхи, полярные маки;
    в) бузина, орешник, айва.
  4. В Арктике обитают животные…
    а) бобры, нутрии, хомяки,
    б) волки, белые медведи, рыси;
    в) моржи, тюлени, белые медведи..
  5. Скопления птиц в Арктике называются
    а) птичьи рынки;
    б) птичьи слободки;
    в) птичьи базары.

Работа с картой.

- Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь, называя географические объекты.

- Как вы себе представляете Арктику?

Молодцы!.

III. Целеполагание.

Ребята, а вы любите путешествовать?

- Люди отправляются в путешествие по разным причинам. Одних побуждает любовь к приключениям, других - неутомимая жажда открытий, третьих - неизвестность и очарование таинственностью.
- А мы сегодня продолжим путешествовать по природным зонам России, но для этого мне нужна команда помощников: команда географов, ботаников, зоологов и экологов.

Мы сегодня снова будем наблюдать, 
Выводы делать и рассуждать.

В путешествиях можно многое узнать

И друзьям потом об этом рассказать.

Новая природная зона приглашает вас – 
И опять в экспедицию отправляется класс.


- А чтобы тему урока узнать, ребус , ребята, поспешим разгадать:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0327/001279b6-f6b222d1/5/img0.jpg

- Давайте определим для себя цели урока?

 Сегодня мы отправимся туда, где солнца не бывает по несколько месяцев. Там растут карликовые деревья. Вот как описывается она в стихотворении.

А на Севере, друзья,
Где тайга кончается,
Есть полярные края –
Тундрой называются.

- Слово «тундра» произошло от финского слова, которое означает «плоский безлесный холм», а другое значение этого слова: «бесплодная или враждебная территория». Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Расположена на материке Евразия. (Показ по карте.) На карте эта зона обозначена фиолетовым цветом.

- По какому плану изучаем любую природную зону? (Учащиеся называют основные пункты, по которым идет изучение каждой природной зоны).

1. Географическое положение.

2.Растительность.

3. Животный мир.

4.Тундра и человек.

4. Работа над новой темой по группам.

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах Давайте вспомним правила работы в группе.

, Каждая группа найдет у себя на столе карточки с заданиями.  Вам нужно заполнить кластер, используя в своей работе текст учебника. Распределите роли и приступайте к заданию. Время выполнения 7 минут. (Учащиеся в группах обсуждают ответы на вопросы)

Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.

Кейс для географов:

- карточка

Зона тундры протянулась_______________________________________________________________.

Климат тундры __________________. Зима ______________________ и очень __________________. В середине зимы примерно _______________ длится__________________________. Лето ____________, ______________________. И хотя наступает ___________________________________________ часто бывают ______________________. Круглый год в тундре дуют ____________________ ветры.

За короткое лето поверхность тундры оттаивает на небольшую глубину. Ниже лежит слой ________________________________________, который никогда не оттаивает. Мерзлота не пропускает воду на глубину. А с поверхности почвы вода испаряется _________________ из-за _______________ температуры воздуха. Поэтому в тундре очень много ___________ и ___________________. Почва тундры ________________ перегноем.

 

- учебник стр.84-85 или 60

- карта природных зон в учебнике;

Вывод: Слайд (на доске дополняется схема)

  • Расположена чуть южнее Арктики;
  • Холодная бескрайняя равнина;
  • Зима длится около 7-8 месяцев, t – ( -50 С) ;
  • 2 месяца – полярная ночь;
  • За короткое лето поверхность оттаивает

на глубину от 50 см до 1 метра;

  • Кругом болота, мелкие озера;
  • Лето очень короткое (2-3 месяца) и прохладное. Температура в июле не превышает (+14 С.)

Кейс для ботаников

Для всего живого условия в тундре очень __________________. В тундре можно встретить _______ и ______________________. На самом деле это не мох, а лишайник. Он является основной пищей для _____________.

В тундре очень много настоящих ___________. Здесь еще растут __________________, ________________, __________________. Удивительны ________________________ и _________________________________.

Растения тундры _________________. Многие из них стелются по земле. Так они приспособились к жизни в этой природной зоне.

Очень красива тундра весной. Быстро все оживает. Многие растения торопятся _____________, образовать _____________ и ________________. Ведь через несколько месяцев снег снова укроет землю.

- учебник стр.85-87 или 61-64

- карточки с изображением растений (прикрепить на карту на доске);

Вывод: Слайд «Особенности растений» (на доске составляется кластер)

  • карликовые формы растений, т. к. сильные ветры;
  • их мелкие листья часто свернуты, одеты волосяным покровом,
  • растения стелятся по земле, образуя подушки;
  • корни расположены близко к поверхности;
  • короткий период цветения и созревания плодов;
  • яркая окраска цветов, привлекает насекомых;
  • растения многолетние.
  • короткие корни, т. к. многолетняя мерзлота

Кейс для зоологов:

Летом в тундре очень много ___________ и _______________. Их личинки развиваются в _________________.

На лето в тундру прилетают ____________, __________________, ________________, _____________.

Здесь птицы выводят птенцов, а на лето улетают в теплые края.  Другие птицы - ___________________ и _______________________ - постоянно живут в тундре.

Белая куропатка - __________________ птица. Белая сова - __________________ птица. Она охотится на куропаток и грызунов _______________. Эти зверьки зимой не впадают в спячку.

От леммингов зависит жизнь зверей. Например, ________________. Совы и песцы едят леммингов сами и кормят им свое потомство. В те годы, когда леммингов мало, и потомство у сов и песцов малочисленное, так как малышам не хватает еды.

На куропаток и леммингов охотится редкая хищная птица ___________________.

Замечательны обитатель тундры -  ______________. Живут северные олени стадами. Стада кочуют по тундре в поисках корма.

- учебник стр.86-90, 61-64

- картинки животных прикрепить на доску к карте.

Вывод: Слайд «Особенности животных» (на доске составляется кластер)

  • Белая окраска меха зверей и оперенья птиц зимой, лишь на короткое время – летом – сменяется на пёструю.
  • Накопление слоя подкожного жира.
  • Густой мех у зверей, тёплый пух - у птиц.
  • Утепление конечностей на зиму: у песцов –тёплые стельки, у птиц опушение ног.
  • Зимняя спячка.
  • Сезонные миграции и кочевники (осенью покидают тундру)

Кейс для экологов:

Из- за суровых природных условий население тундры _________________. Основное занятие северных народов ______________________. Оленеводы разводят домашних ______________________________. Круглый год бригады оленеводов перемещаются по тундре в поисках пастбищ. Ездят оленеводы и их семьи на __________________________________.

В тундре ведутся поиски и добыча ________________________________, в первую очередь ________________ и _______________________.

К сожалению, хозяйственное освоение тундры приносит ей большой вред. Поверхность почвы ____________ от вездеходов и  тракторов. Растения ___________.

Во время добычи _____________ окружающая местность подвергается сильному ____________________. Очень важно не допускать загрязнения тундры.

Большой вред животному миру наносит и незаконная охота - _________________________________.

Под особую охрану взяты редкие животные, например, птицы ____________________ или стерх, малый или тундровый ______________________. , _______________________ и ____________________.

Они внесены в Красную книгу России.

.- учебник стр.90-92 или 64-67

Вывод на слайде: в тундре возникли экологические проблемы: 
1. Нарушается поверхность почвы от гусениц 
тракторов и вездеходов, гибнут растения; 
2. местность 
загрязняется нефтью во время её добычи; 
3. незаконная охота – 
браконьерство

5. Первичное закрепление

Ребята время закончилось. Приступаем к заслушиванию вашей работы.

Сообщения учащихся. (Учитель дополняет сообщения групп).

Отчеты групп.

Ребята, оцените работу себя и  своей группы в листе оценивания от 1 до 5 баллов.

Физминутка. Слайд 

Ты по тундре стал шагать (шагаем)
Далеко кругом видать (
присели, повороты вправо, влево, взгляд из-под руки)
Перешагивай деревья (
шаг с высоким подниманием бедра)
Их, смотри, не растопчи (
прыжок)
Если летом оказался, гнус скорее отгони (
машем руками)
А зимою – не дрожи 
(похлопывают себя)
Сядем в нарты, и опять
Дальше тундру изучать (
сели на место)

6. самостоятельная работа с проверкой по эталону

1) Выполнение заданий в рабочей тетради.

-Выполним задание 4 в тетради на странице 44. Следует составить схему цепи питания, характерную для тундры.

Лемминг – песец- волк

(Взаимопроверка).

Оцените себя на листе оценивания. Правильное выполнение 1 балл.

- прочитайте задание 5 на с. 44.

Оцените себя на листе оценивания. Правильное выполнение 1 балл.

7.Включение знаний в систему.

Покажите на карте зону тундры.

Почему в тундре много болот и озер.

Какие растения можно встретить в тундре.

Какие животные обитают в этой природной зоне.

Как человек повлиял на природу тундры.

Просмотр видеофильма о Таймырском заповеднике.

8. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке, подсчитайте количество баллов за все задания

 12-11 баллов- вы как ученые справились с задание на высоком уровне

 10-9 баллов- стоит немного подучиться, есть над чем работать

Менее 8 баллов- необходима консультация сильных товарищей, обратитесь к ребятам в группе или ко мне.

Какие задания вам понравились больше всего?

Какие вызвали затруднения?

Какие задания вы хотели бы включить в следующий урок?

Кто испытывал затруднения?

Что понравилось во время экспедиции?

О чем бы вам хотелось узнать подробнее?

Спасибо вам за плодотворную работу на уроке, мои юные исследователи.

9. домашнее задание

Откройте дневники и запишите задание на дом:

С. 59-67 в новых учебниках  и с.84-92  задание 1 или на на с.67.

Кейс для географов:

Зона тундры протянулась_______________________________________________________________.

Климат тундры __________________. Зима ______________________ и очень __________________. В середине зимы примерно _______________ длится__________________________. Лето ____________, ______________________. И хотя наступает ___________________________________________ часто бывают ______________________. Круглый год в тундре дуют ____________________ ветры.

За короткое лето поверхность тундры оттаивает на небольшую глубину. Ниже лежит слой ________________________________________, который никогда не оттаивает. Мерзлота не пропускает воду на глубину. А с поверхности почвы вода испаряется _________________ из-за _______________ температуры воздуха. Поэтому в тундре очень много ___________ и ___________________. Почва тундры ________________ перегноем.  

- учебник стр.84-85 или 60

- карта природных зон в учебнике;

Кейс для ботаников

Для всего живого условия в тундре очень __________________. В тундре можно встретить _______ и ______________________. На самом деле это не мох, а лишайник. Он является основной пищей для _____________.

В тундре очень много настоящих ___________. Здесь еще растут __________________, ________________, __________________. Удивительны ________________________ и _________________________________.

Растения тундры _________________. Многие из них стелются по земле. Так они приспособились к жизни в этой природной зоне.

Очень красива тундра весной. Быстро все оживает. Многие растения торопятся _____________, образовать _____________ и ________________. Ведь через несколько месяцев снег снова укроет землю.

- учебник стр.85-87 или 61-64

- карточки с изображением растений (прикрепить на карту на доске);

Кейс для зоологов:

Летом в тундре очень много ___________ и _______________. Их личинки развиваются в _________________.

На лето в тундру прилетают ____________, __________________, ________________, _____________.

Здесь птицы выводят птенцов, а на лето улетают в теплые края.  Другие птицы - ___________________ и _______________________ - постоянно живут в тундре.

Белая куропатка - __________________ птица. Белая сова - __________________ птица. Она охотится на куропаток и грызунов _______________. Эти зверьки зимой не впадают в спячку.

От леммингов зависит жизнь зверей. Например, ________________. Совы и песцы едят леммингов сами и кормят им свое потомство. В те годы, когда леммингов мало, и потомство у сов и песцов малочисленное, так как малышам не хватает еды.

На куропаток и леммингов охотится редкая хищная птица ___________________.

Замечательны обитатель тундры -  ______________. Живут северные олени стадами. Стада кочуют по тундре в поисках корма.

- учебник стр.86-90, 61-64

- картинки животных прикрепить на доску к карте.

Кейс для экологов:

Из- за суровых природных условий население тундры _________________. Основное занятие северных народов ______________________. Оленеводы разводят домашних ______________________________. Круглый год бригады оленеводов перемещаются по тундре в поисках пастбищ. Ездят оленеводы и их семьи на __________________________________.

В тундре ведутся поиски и добыча ________________________________, в первую очередь ________________ и _______________________.

К сожалению, хозяйственное освоение тундры приносит ей большой вред. Поверхность почвы ____________ от вездеходов и  тракторов. Растения ___________.

Во время добычи _____________ окружающая местность подвергается сильному ____________________. Очень важно не допускать загрязнения тундры.

Большой вред животному миру наносит и незаконная охота - _________________________________.

Под особую охрану взяты редкие животные, например, птицы ____________________ или стерх, малый или тундровый ______________________. , _______________________ и ____________________.

Они внесены в Красную книгу России.

- учебник стр.90-92 или 64-67

Лист оценивания

ФИ ________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 1.

1

2

3

4

5

Баллы ________ (от  1 до 5)

ЗАДАНИЕ 2.

МОЯ РАБОТА В ГРУППЕ ________________(баллы от 1 до 5)

ЗАДАНИЕ 3.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ТЕТРАДИ.

Баллы ________ (от 1 до 2)

4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ БАЛЛЫ

Баллы _________ (их оглашает учитель)

ИТОГО: __________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочные планы . Окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс. Природные зоны.Тундра"

Урок окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс . Тема "Тундра"...

Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Тундра" 4 класс

Урок представлен в виде технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС с использованием методов деятельностного типа....

Урок окружающего мира на тему "Природная зона тундра"(3 класс)

Урок окружающего мира на тему "Природная зона тундра"(3 класс)...

Конспект и презентация к уроку по окружающему миру "Природная зона - тундра" 4 класс

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе изучение природной зоны - тундра...