Организация экскурсии в городской парк "Что нас окружает?" (3 класс)
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Юсупова Гульнара Бисинбаевна

Методические рекомендации по организации экскурсии "Что нас окружает?" учащихся 3 класса на уроке курса "Окружающий мир". УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

3 класс

Методические рекомендации  

по организации экскурсии «Что нас окружает?» учащихся 3 класса

на уроке курса «Окружающий мир»

УМК «Школа России»

Курс «Окружающий мир» закладывает основы естественнонаучных знаний и позволяет ребёнку адаптироваться в окружающей среде, воспитывает экологическую культуру и формирует мировоззрение учащихся, воспитывает любовь к родному краю, бережное отношение к природе, помогает детям осознать то, что мы являемся частью природы.

Одним из ведущих средств познания окружающего мира является экскурсия.  Актуальность использования такой формы обучения как экскурсии состоит в том, что во время их проведения развивается мышление, наблюдательность учащихся, формируются эстетические отношения, умение видеть такие явления и объекты, мимо которых дети раньше проходили, не замечая их. Неоценима роль экскурсии в экологическом образовании школьников. Именно на экскурсиях предоставляется возможность школьникам непосредственно показать как негативные, так и позитивные последствия деятельности человека, привлечь их к выполнению несложных природоохранительных мероприятий, способствовать формированию умений вести себя  в природе. Экскурсия в природу связана с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья.

Основная дидактическая цель экскурсии – формирование новых знаний путем непосредственных наблюдений за природными, социальными объектами и явлениями.

Экскурсия выполняет обучающую, развивающую и воспитывающую функции, позволяя сблизить методы обучения и методы научного исследования. Ее можно рассматривать как аналог научной экспедиции.

Задачи: наблюдение за связями между человеком и окружающей его средой (как природной, так и социальной её составляющих); представление о науке «экология» и важности охраны природы

Последовательность подготовки экскурсии учителем

  1. Отбор программного содержания. Педагог намечает экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.
  2. Детальное ознакомление с объектом экскурсии. Определение тех частей объекта, которые непосредственно представляют интерес относительно данной темы.
  3. Определение и изучение маршрута, которым будет осуществляться перемещение учеников от школы до объекта экскурсии.

Определяя место экскурсии, учитель выбирает наилучший путь к нему - не утомительный, не отвлекающий учащихся от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды. Как бы ни было знакомо место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, учитель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. 

  1. Проведение беседы с учениками, во время которой ученикам сообщается тема и цель экскурсии, повторяется нужный теоретический материал. Ученики получают вопросы, на которые нужно найти ответ во время экскурсии. Для того чтобы экскурсия была интересной, готовятся стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы

Деятельность учащихся во время экскурсий:

  • наблюдают объекты и слушают объяснение учителя;
  • ведут записи по ходу рассказа и наблюдения;
  • ведут сбор иллюстративных материалов для оформления отчетности;
  • придерживаются правил поведения на улице (в природе)

Структура экскурсии:

  • вводная беседа;
  • коллективное наблюдение;
  • индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
  • сбор материала;
  • игры детей с собранным материалом;
  • заключительная часть, во время которой учитель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

После экскурсии обязательно проводится обобщение.

Ученики делятся впечатлениями, дают ответы на вопросы, которые учитель поставил перед экскурсией. Оформляется письменный отчет об экскурсии (на выбор ученика: проект, презентация, рисунок с выводами и др.)

Экскурсия «Что нас окружает?»

Планируемые результаты:

Предметные: устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком.

Личностные: положительное отношение и интерес к изучению природы и человека.

Метапредметные: принимать и сохранять цель познавательной деятельности.

Место проведения: парк «Олимпийской деревни»

Оборудование: у учащихся ручки, блокноты

Ход экскурсии

1.  Вводная беседа

Инструктаж учащихся по ТБ и правилам поведения на экскурсии.

Организованное построение и выход на экскурсию.

2.  Коллективное наблюдение

Первая остановка.

Характеристика природного ландшафта парка, особенность в данный сезон года. Наблюдения за изменениями в живой и неживой природе, за изменениями погоды.

Обратить внимание на своеобразие и красоту природного пейзажа, отдельных природных объектов. Используются произведения писателей и поэтов.

Вторая остановка.

Искусственный пруд. Обнаруживается не четко выраженное воздействие человека на природу.

Третья остановка.

В той части парка, где обнаруживается четко выраженное воздействие человека на природу. (Искусственно насаженные деревья)

Провести беседу с учащимися по вопросам: что вкладывают в понятие «влияние человека на природу»? Каковы возможные последствия этого воздействия? Какие виды деятельности человека могут привести к отрицательным последствиям в окружающей среде?

Затем предложить школьникам привести конкретные примеры воздействия человека на данный природный объект и определить последствия этого влияния.

В ходе беседы учащиеся подводятся к выводу о том, что данный природный парк — это сложный комплекс живой и неживой природы, зависимый от хозяйственной деятельности человека. Необходимо проводить мероприятия по охране природы. Выяснить, какую конкретную помощь могут оказать младшие школьники природе (озеленение, изготовление и вывешивание кормушек для птиц, бережное отношение ко всему живому).

3.   Индивидуальное самостоятельное наблюдение детей

Предложить обследовать санитарное состояние произрастающих здесь деревьев и кустарников. Определить их название и количество.

  1. Сбор материала

Сбор гербария. Определяют деревья по листьям из гербария; показывают и называют деревья, кустарники, травы.

  1.  Игры:
  • «Большой – маленький»

Строятся в круг, в произвольном порядке бросают друг другу мяч и называют объекты живой и неживой природы, природные явления, например: «камень-камешек», «ручей-ручеёк» и т.п.

  • «Этажи леса»

Если дети слышат название трав – приседают, кустарников – хлопают в ладоши, деревьев – подпрыгивают.

Дуб, шиповник, осина, подорожник, береза, ель, черемуха, ландыш, малина, кедр, клен, мох, брусника, кислица.

  1. Подведение итогов экскурсии

Возвращение в класс.

Обсуждение результатов экскурсии, оформление записей, выполнение рисунков.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимняя экологическая экскурсия в городской парк".

Методическое руководство к проведению экскурсии. Зимняя экологическая экскурсия в городской парк на о.Чухонка....

Урок-экскурсия в городской парк «Осенние изменения в природе».

Наблюдение за осенними изменениями в природе....

Технологическая карта урока технологии (3 класс). Тема: Городской парк. Конструирование из природных материалов. Изделие: Макет парка из природных материалов. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения работать по плану; создание композиции из природных материалов.Образовательные: изучить выполнение создания макета парка.Воспитательные: воспи...

Конспект урока по технологии, 3 класс, Школа России, "Городской парк. Конструирование из природных материалов."

Конспект урока по технологии, 3 класс, Школа России, "Городской парк. Конструирование из природных материалов."...

Конспект урока по технологии на тему "Городской парк" 3 класс

Конспект урока по технологии на тему "Городской парк" 3 класс...

Конспект экскурсии в природу. Экскурсия в осенний парк.

Конспект экскурсии в природу.Экскурсия в осенний парк....

Технологическая карта урока, "Парк. Изготовление макета городского парка", УМК "Школа России", 3 класс

Цель урока: Формирование у обучающихся  представлений о парке, его разновидностяхЗадачи урока:Дидактические:1. Дать представление о парке;2. Познакомить обучающихся с понятием «парк»...