Межпредметный вариативный образовательный модуль «Путешествие по родному краю»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс)
Цели и задачи курса:
- Познание учениками своего края в прошлом и настоящем;
- Приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя;
- Осознание детьми разнообразия связи между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в нашей Калининградской области;
- Воспитание потребности общения с родной природой и бережного отношения к народному наследию;
- Обобщение знаний о природе своего края, ее влиянии на хозяйственную деятельность человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Межпредметный вариативный модуль | 993.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа межпредметного вариативного модуля
«Путешествие по родному краю»
Программа составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(в ред. приказов Минобрнауки России
от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357);
- Образовательная программа начального общего образования МАОУ гимназии №32;
- Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов МАОУ гимназии № 32;
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. –М.:Просвещение, 2010.
Пояснительная записка
Цели и задачи
- Познание учениками своего края в прошлом и настоящем;
- Приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя;
- Осознание детьми разнообразия связи между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в нашей Калининградской области;
- Воспитание потребности общения с родной природой и бережного отношения к народному наследию;
- Обобщение знаний о природе своего края, ее влиянии на хозяйственную деятельность человека.
- Описание места межпредметного вариативного модуля в учебном плане
Программа рассчитана на 24 учебных часа: из них теоретические занятия - 3 часа, практические занятия - 17 часов, занятия с применением ИКТ– 4часа.
Форма организации: Программа предусматривает проведение занятий с целым классом, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа.
Занятия проводятся 1 раз в месяц по 4 часа. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители здравоохранения, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).
II.Описание учебно-методического комплекта
Литература для учителя:
1. Аверина И. Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» [Текст]: Практическое пособие/ И. Е. Аверина. — М.: Айрис — пресс, 2005.-25 с.
2 Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» [Текст]: Методическое пособие/ М. Ю. Картушина. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 7, 15, 39, 145 с.
3.Мытарев И. И., Савельева Л.М., Сафонов Л. П., Тивяков С. Д. «Наш край родной» [Текст]: Методическое пособие /И, И, Мытарев, Л. М. Савельева,
Л. П.Сафонов, С. Д.Тивяков. — М.: Кемеровское книжное издательство, 1977.- с.66
4. Люби и знай родной свой край. Учебное пособие по географии, истории, культуре Калининградскойобласти для учащихся общеобразовательных школ. – Калининград, Центр духовного возрождения 2008.
5. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе: Пособ. Для учителя 1 кл./ под ред. А.Б. Воронцова./ - М.: ВИТА – ПРЕСС, 2011 – с.45
III. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Метапредметные результаты:
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- Определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
Познавательные:
- Извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций.
- Отбирать источники информации, необходимые для решения задачи.
Регулятивные:
- Составлять план действий и действовать по плану.
- Проверять и оценивать результаты работы.
Коммуникативные:
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.
3. Истолковывать текст через творческий пересказ.
Личностные:
- Формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты освоения модуля
- Научиться выбирать безопасные маршруты, совершая прогулки по городским улицам (пешеходные переходы разных видов).
- Освоить работу со схемами движения городского транспорта (виды транспорта, пересадки, число остановок).
- Научиться применять способы определения сторон горизонта по Солнцу, по звездам, по местным признакам, по компасу.
- Запомнить названия и уметь показывать на карте названия водоёмов Калининградской области.
- Познакомиться с некоторыми достопримечательностями родного края и уметь рассказать о них.
- Получить первый опыт оформления своей литературной творческой работы для оформления отчёта.
IV.Содержание изучаемого курса
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.
Содержание программы по курсу (3 класс – 24 часа).
Тема 1. Страницы история родного края.
Первые поселенцы на территории нашего края. Исследователи и путешественники нашего края. Коренное население Калининградскской области. Первые города области. Почетные граждане Калининградскской области.
Практические занятия: экскурсии, выставки, беседы, встречи с интересными людьми, викторины.
Тема 2. Символы Калининграда.
Гербы Калининграда и Калининградской области, флаги города и области, гимн города и области.
Результат работы над историей символов Калининграда станет выставка рисунков.
Тема 3. Я и моя семья.
Семейные традиции. Мои родители. Моя родословная. Мое имя. Что оно означает? Мои обязанности в семье. Семейные праздники. Семейная библиотека. Профессии моих родителей.
Перед первым занятием даем учащимся выяснить, где и в каком качестве трудятся их родители. Дети либо устно рассказывают об этом, либо могут попытаться нарисовать своих близких дома или на работе. Далее выясняем, кто у них из родных воевал, какие имеет награды. Можно пригласить кого— либо из семей для беседы или небольшого рассказа "Моя родословная".
Тема 4. Моя школа - моя судьба.
В самых простых формах учащиеся знакомятся с традициями, историей своей школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям.
Практические занятия: экскурсии, конкурсы, разработка правил классного сообщества.
Тема 5. С любовью к городу.
Что я знаю о своем районе, городе? Города Калининградской области . Обращается внимание на название города, историю его названия, его размеры, значение.
Улица, на которой я живу. История улиц района: исторические объекты на улице, интересные люди, проживающие на улице, мемориальные доски.
Практические занятия: экскурсии, встречи со старожилами, фотоконкурсы, составление безопасного маршрута от школы до дома, заочные путешествия. В результате прохождения темы учащиеся должны уяснить, для чего следует знать о прошлом, почему надо беречь то, что осталось от прошлого. Важно, чтобы с занятий дети вынесли практическое желание сделать что - либо для того, чтобы их город стал еще краше.
Попутно решаются задачи обучения правилам поведения вне дома.
Тема 6. Наш край в годы Великой Отечественной войны.
Данная тема предполагает изучение событий истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края и города.
Практические занятия: Детям предлагается узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
Тема 7. В гармонии с природой.
Территория и географическое положение области. Знакомство с картой области. Природа родного города. Изучение местной топонимики,
Практические занятия: экскурсия на природу (общение с живой природой);
- с участием родителей посадить деревья и кустарники у школы, у подъезда, у себя в саду, на даче, уход за ними;
- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
- в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
- в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);
- операция "Чистый двор"
Тема 8. Что дает наш край стране.
Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством края и города, его предприятиями, их историей. Памятники истории и культуры. Мы - будущее нашего города: Что такое сам? Кем я хочу быть?
Практические занятия: просмотр фильмов.
Тема 9. Культурное наследие Калининграда.
Знакомство с народными умельцами, местными поэтами, интересными людьми, краеведами.
Тема 10. Традиции, обряды, ритуалы земли родной.
В данной теме предполагается изучение народных праздников и традиций как средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям, к труду. "Месяцеслов" - сокровищница народной культуры, где приметы времен года, пословицы, поговорки, присказки, поверья и т.д.
Задача: познакомить с историей возникновения и развития праздничных ритуалов края, помочь осмыслить праздники, традиции.
Тема 11. Подведение итогов. Защита творческих работ, проектов.
3-ий класс. 24 часа: 1 раз в месяц по 4 часа (последняя пятница месяца)
Тематическое планирование – 3 класс.
№ п\п | Название тем курса | Форма контроля | Кол-во часов |
Введение | Знакомство класса с темой. Выбор подтем (областей знания). | 2 | |
Страницы истории родного края | Образование области. Географическое положение. Особенности янтарного края. | 2 | |
Символы Калининграда | Самостоятельная работа для проверки знаний детей о символах Калининграда; о страницах истории своего края. Выставка рисунков. | 2 | |
Я и моя семья | Конкурс рисунков «Моя семья», «Моя школа», «Моя улица». | 2 | |
Моя школа – моя судьба | Слушать рассказы о родных местах, о городах Калининградской области. Рассказывать о своих впечатлениях с опорой на фотографии, рисунки. Анализировать информацию, полученную на экскурсии | 2 | |
С любовью к городу | Рассказывать о своих впечатлениях с опорой на фотографии, рисунки. | 1 | |
Наш край в годы Великой Отечественной войны | Просмотр фильмов, посвящённых Великой Отечетвенной войне и штурму Кёнигсберга. Рассказывать о своих впечатлениях с опорой на фотографии, рисунки. | 2 | |
В гармонии с природой | Называть животный мир своей местности. Составлять сообщения о животных. Анализировать правила поведения во время экскурсии на природу. Сопоставлять своё поведение с нормами. Праздник «Мы твои друзья, природа!» Изучение правил поведения в природе. | 2 | |
Что дает наш край стране | Рассказывать о красоте природы Янтарного края, о добыче полезных ископаемых. Анализировать правила поведения во время экскурсии на природу, полученную информацию | 2 | |
Культурное наследие Калининграда | Изучать достопримечательности края. Выставка рисунков декоративно прикладного искусства народов населяющих Калининград. | 2 | |
11. | Традиции, обряды, ритуалы земли родной | Просмотр и обсуждение фильмов о традициях нашего края. Праздник «Край ты наш родной» | 1 |
12. | Подведение итогов | Разрабатывать проекты, составлять фотоколлаж. Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов. | 3 |
V.Практическая часть
Ожидаемые результаты реализации программы
Знания и умения учащихся в конце обучения:
- знать историю происхождения своего города, района, области уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;
- знать растительный и животный мир родных мест, охраняемые виды; уметь экологически грамотно вести себя в природе;
Занятия курса способствуют обучению навыкам общения, развитию речи, наблюдательности, сообразительности.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, приобретение теоретических знаний):
- познание учениками своего края в прошлом и настоящем;
- приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя;
- осознание детьми разнообразия связи между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в нашей Калининградской области.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности вцелом, обучение практическим навыкам поиска информации):
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности вцелом,
- обучение практическим навыкам поиска информации
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социальногодействия, создание собственной проектной работы):
- воспитание потребности общения с родной природой и бережного отношения к народному наследию;
- обобщение знаний о природе своего края, ее влиянии на хозяйственную деятельность человека;
- оформление результатов самостоятельных наблюдений в проект.
Итоги реализации программы могут быть представлены через экспресс-исследования,коллективные, групповые и индивидуальные исследования, презентации и защиту исследовательских работ, создание проектов.
Курс модуля «Путешествие по родному краю»предполагает безотметочную форму оценивания. Предусматривается самооценка и самоконтроль учащихся - определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации— энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых,экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Итогработы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме(изготовление журнала)
В списке ниже можно найти темы исследовательских проектов в начальной школе 3 класс «Путешествие по родному краю»
- Достопримечательности родного края.
- Ориентирование по местным признакам. Карта России.
- Песни родного края. Походные песни.
- Безопасное движение в городе. Безопасные маршруты.
- Географический центр.
Учебный план
№п/п | Раздел | Кол-во часов | Тема |
1 | Литературное чтение | 2 | Достопримечательности родного края. Произведения калининградских писателей. |
2 | Русский язык | 2 | Составление и редактирование текстов для составления работ. |
3 | Математика | 4 | Величины. Задачи на сравнение. |
4 | Окружающий мир | 5 | Семья. Человек и домашние животные. Где ты живёшь? Правила поведения на дорогах. Родной край. Дом, в котором ты живёшь. Наша страна- Россия. Мы- граждане России. |
5 | ИЗО | 2 | Иллюстрации «Достопримечательности родного края». |
6 | Музыка | 1 | Песни родного края. Песни земляков. |
7 | Физическая культура | 1 | Безопасное движение в городе. Безопасные маршруты. |
Событие «Путешествие по родному краю» (7 ч.) | |||
8 | Поход «Путешествие по родному краю» | 2 (ФЗК) | Поход. Сбор данных для оформления работ. |
9 | Оформление проектов | 3 (ЛЧ-1 Т-1 РЯ-1) | Обработка собранных материалов и оформление результатов работы. |
10 | Презентации проектов | 2(ЛЧ) | Презентации проектов. |
Итого: | 24 ч |
Приложение 1
Анкета
«Я познаю мир»
По итогам занятий по образовательномув межпредметному модулю
«Путешествие по родному краю»
Твои фамилия, имя__________________________
Класс_____________________________
1. Каких известных людей родного края ты знаешь?_____________________________________________________________________________________________________________________________
2. В честь каких людей названы улицы в г. Калининграде?________________________________________________________________________________________________________________________
3. Кто написал сказку "Щелкунчик и мышиный король»?_______________________________________________________________________________________________________________
4. Что мы называем Малой Родиной?____________________________________________________________________________________________________________________________
5. Когда основан город? Герб и флаг города?________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Как раньше называся наш город? Почему его так назвали?_____________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какие национальности проживают на территории нашей области?________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какие народные праздники принято отличать в нашей области?________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Оцени, пожалуйста, свои итоги в работе по внеурочной деятельности,
по 5- бальной шкале
Полностью не согласен
Частично согласен
Полностью согласен
Узнал много нового
1
2
3
4
5
Научился самостоятельно работать с литературой
1
2
3
4
5
Научился грамотно структурировать материал
1
2
3
4
5
Больше имел возможности пообщаться с учителем
1
2
3
4
5
Повысил свой авторитет в классе
1
2
3
4
5
Стал увереннее себя чувствовать во время публичного выступления
1
2
3
4
5
Зауважал себя ещё больше
1
2
3
4
5
Я не сожалею о потраченных усилиях на подготовку данной работы
1
2
3
4
5
10. Что бы ты мог(ла) пожелать учителю для более интересного проведения занятий ____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Приложение2.
Методика ПЛ. Капустина «Критерии оценки и показатели воспитанности ученика или качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха» ориентирована на такую оценку эффективности деятельности, которая выступает как оценка достижения запланированных результатов и сравнение их в динамике.
3-и классы
| Я оцениваю себя вместе с родителями | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки |
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ: * мне интересно учиться * я люблю мечтать * мне интересно находить ответы на непонятные вопросы * мне нравится выполнять домашние задания * я стремлюсь получить хорошие отметки |
|
|
|
2. ТРУДОЛЮБИЕ: * я старателен в учебе * я внимателен * я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью * мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу * мне нравится дежурство в школе |
|
|
|
3. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ: * к земле * к растениям * к животным * к природе |
|
|
|
4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ * я выполняю правила для учащихся * я добр в отношениях с людьми * я участвую в делах класса и школы |
|
|
|
5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ: * я аккуратен в делах * я опрятен в одежде * мне нравится все красивое вокруг меня * я вежлив в отношениях с людьми |
|
|
|
6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ: * я управляю собой * я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой * у меня нет вредных привычек |
|
|
|
Приложение 3
Приложение 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие по родному краю
В 2013ГОДУ КУЗБАССУ ИСПОЛНИЛОСЬ 70ЛЕТ. мОЖНО ПРОВЕСТИ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ КРАЮ " сДНЁМ РОЖДЕНИЯ ,РОДНОЙ КРАЙ!"...
Внеклассное мероприятие "Путешествие по родному краю"
Интегрированное мероприятие по окружающему миру с элементами краеведения....
Путешествие по родному краю.
Данное мероприятие имеет краеведческую направленность. Знакомит детей с особенностями родного края....
Проект "Путешествие по родному краю"
Туризм – одна из популярных форм активного отдыха, но изучение природных и исторических объектов Сергиевского района остаётся в стороне....
Урок-путешествие по родному краю
Разработка урока кубановедения. Можно использовать в качестве классного часа....
Проект внеурочного мероприятия с использованием региональной программы «Увлекательное путешествие по Архангельской области».Тема: "Путешествуем по родному краю".
Проект внеурочного мероприятия с использованием региональной программы "Увлекательное путешествие по Архангельской области" Тема: "Путешествие по родному краю"...
Рабочий лист по окружающему миру. 1 класс. Путешествие по родному краю. Культурные объекты родного края.
Путешествие по родному краю. Культурные объекты родного края....