РП 4 класс Окружающий мир
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Нелюбова Ирина Анатольевна

Программы разработаны в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников Программы отражают обязательное для усвоения в начальной школе содержание обучения окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4v_okruzhayushchiy.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского» 

 (МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)

Рабочая программа

основной общеобразовательной программы начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»

образовательная область «Обществознание и

естествознание

(Окружающий мир)»

предмет «Окружающий мир»

4 класс

на 2020 – 2021 учебный год

Составитель:

Нелюбова И.А.,

 учитель начальных классов

                               

город Черняховск

2020 год

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса составлена в соответствии с Положением о рабочей программе педагога МАОУ «СОШ № 5 им. И. Д. Черняховского», на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.№373;
  • Примерной программы  по учебному  курсу «Окружающий мир». – М.: Просвещение, 2011. – 232 с. – (Стандарты второго поколения) для начальной школы.
  • Авторской программы «Окружающий мир» для начальной школы, разработанной Виноградовой Н.Ф., Калиновой Г.С. в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).
  • основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ № 5 И. Д. Черняховского»;
  • учебного плана МАОУ «СОШ № 5 им. И. Д. Черняховского» на 2020-2021 учебный год;
  • годового учебного календарного графика на 2020 -2021 учебный год;
  • учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» (Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2-х ч. Ч. 1, 2 / Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова.-4-е изд., дораб. -  М.: Вентана-Граф, 2014. - 144с.: ил.
  • Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31марта 2014 г. № 253;
  • санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189) с последующими изменениями.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Окружающий мир» в 4классе является формирование следующих умений:

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения учебного курса «Окружающий мир» в 4 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Работа с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки;

Устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период;

Оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения учебного курса «Окружающий мир» в  4 классе являются:         

  • Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
  • Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
  • Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
  • Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Обучающиеся научатся:

  • характеризовать признаки живого организма, присущие человеку;
  • моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
  • устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;
  • оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные, из художественной литературы) проявления доброты,  честности, смелости и др.;
  • анализировать модели, изображающие землю (глобус, план, карту);
  • описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
  • составлять рассказ - описание  о странах - соседях России.

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • соотносить события, персоналии и конкретные исторические эпохи;
  • применять в житейской практике правила здорового образа жизни; соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
  • различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
  • раскрывать причины отдельных событий в жизни страны: войны, изменение государственного устройства, события в культурной жизни (в рамках изученного).

Содержание учебного предмета, курса

Человек- живое существо (организм)

Человек - живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спиной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно - двигательная система: скелет  и мышцы (общие сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно - двигательной системы. Движения и физкультура.

Пищеварительная система. Её органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Её органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.)

Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции. Сердце- главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения- почки. Кожа, её роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия  их развития.

Универсальные учебные действия

Характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов. Объяснять особую роль нервной системы в организме.

Твоё здоровье

Человек и его здоровье. Знание своего организма- условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.

Универсальные учебные действия

Раскрывать принципы здорового образа жизни.

Объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя.

Различать ядовитые грибы и растения.

Конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.

Практические работы

Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.)

Человек –часть природы

Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребёнка.

Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Универсальные учебные действия

Характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного.

Устанавливать последовательность этапов развития человека.

Характеризовать условия роста и развития ребёнка.

Человек среди людей

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках- качества культурного человека. Правила культурного общения.

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Универсальные учебные действия

Различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др. характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми.

Родная страна: от края до края

Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва- среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно- Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. Кремлёвские города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия и её соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

Универсальные учебные действия

Описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.

Моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв.

Находить на карте равнины и горы России (своего края).

Выделять особенности кремлёвских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям).

Обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран- соседей России.

Человек- творец культурных ценностей

Что такое культура. Ценности культуры. О чём рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Фёдоров. Просвещение в России при Петре 1, во второй половине 18 века. Первые университеты в России. М. В. Ломоносов.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древняя икона. Андрей Рублёв. художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство России 18 века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова и др.

Человек – защитник своего Отечества

         Героические страницы истории нашей Родины. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость Родины.

Практические работы.

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

Гражданин и  государство

Россия- наша Родина. Русский язык - государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.

Внутрипредметный модуль «Наш край».  История области и города. Государственные символы области и города. Расположение Калининградской области и города на карте. Растения Калининградской области. Животные Калининградской области. Птицы Калининградской области, выделять главные особенности, знать роль птиц в природе. Водоёмы Калининградской области. Растения и животные Калининградской области, включенные в Красную книгу. Предприятия, расположенные на территории Калининградской области, профессии родителей, понимать важность труда.

        Форма промежуточной аттестации – административная контрольная работа (итоговая).

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во часов

Раздел 1. Человек- живое существо (организм)

13 часов

1

Общее строение организма человека

1

2

Нервная система. Головной и спинной мозг

1

3

Двигательная система организма человека

1

4

Пищеварительная система. Дыхательная система

1

5

Кровеносная   система. Кровь и её значение. Сердце – главный орган кровеносной системы

1

6

 Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества

1

7

Входная контрольная работа

1

8

Как человек воспринимает окружающий мир. Кожа

1

9

Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение. Гигиена зрения

1

10

Слух. Гигиена слуха

1

11

Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека

1

12

Внимание. Память

1

13

Проверочная работа «Как человек воспринимает окружающий мир»

1

Раздел 2. Твоё здоровье

6 часов

14

Здоровье человека.Режим дня школьника

1

15

Правила закаливания.Можно ли снять усталость?

1

16

Поговорим о вредных привычках. Проверочная работа «Здоровый образ жизни»

1

17

Когда дом становится опасным

1

18

Улица полна неожиданностей

1

19

Если случилась беда

1

Раздел 3. Человек – часть природы

2 часа

20

Чем человек отличается от животного

1

21

От рождения до старости

1

Раздел 4. Человек среди людей

3 часа

22

Поговорим о доброте

1

23

Поговорим о справедливости, трудолюбии, смелости

1

24

Умеешь ли ты общаться? Избегай общения с незнакомыми людьми

1

Раздел 5. Родная страна: от края до края

10 часов

25

Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра

1

26

Природные зоны России. Тайга и зона смешанных и широколиственных лесов

1

27

Контрольная работа за I полугодие

1

28

Природные зоны России. Степи и пустыни. Влажные субтропики

1

29

Почвы России

1

30

Рельеф России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская  равнины

1

31

Проверочная работа «Природные зоны России. Почвы России». Рельеф России. Урал-Каменный пояс. Кавказские горы

1

32

Как возводили города

1

33

Россия и ее  близкие и дальние соседи. Япония. Китай

1

34

Россия и ее соседи. Финляндия. Королевство Дания

1

Раздел 6. Человек – творец культурных ценностей

11 часов

35-36

Что такое культура. Из истории письменности

2

37

О первых школах и книгах

1

38

Чему и как учились в России при Петре I

1

39

Русское искусство до XVIII века. Художественные ремёсла в Древней Руси

1

40

Русское искусство до XVIII века. Скоморохи (потешники)-первые артисты на Руси

1

41

Искусство России XVIII века. Архитектура

1

42

Искусство России XVIII века. Живопись

1

43

Золотой век» русской культуры-XIX век. Поэты и писатели 19 века

1

44

Золотой век русской культуры- XIX век. Композиторы  и художники 19 века

1

45

Искусство России ХХ века. Тест по теме «Человек – творец культурных ценностей»

1

Раздел 7. Человек – защитник своего Отечества

6 часов

46

Как Русь боролась с половцами

1

47

Битва на Чудском озере

1

48

Куликовская битва

49

Отечественная война 1812 года

1

50

Великая Отечественная война 1941– 1945 гг.

1

51

Великая Отечественная война 1941– 1945 гг. Проверочная работа по теме «Человек – защитник своего Отечества»

1

Раздел 8. Гражданин и государство

4 часа

52

Мы живём в Российском государстве

Права и обязанности граждан

Символика России

1

53

Всероссийская проверочная работа по окружающему миру

1

54

Урок повторения и обобщения. Древняя и Московская Русь

1

55

Урок повторения и обобщения. Россия 18-20 веков

1

Итого

55 часов

 Тематическое планирование модуля «Наш край»

Кто живёт рядом с тобой

6 часов

1

Мой город - Черняховск.

Мой город сегодня и в прошлом

1

2

Государственная символика города

1

3-4

Памятные места города. (экскурсия)

2

5

Область на карте России.  Символика края (флаг, герб)

1

6

История Калининградской области в прошлом и настоящем

1

Природа нашего края

7 часов

7

Растительный мир Калининградской области

1

8

Животный мир Калининградской области.

Птицы нашей местности. Забота о птицах.

1

9

Водоёмы области

1

10

Растения и животные нашей местности, включенные в Красную Книгу. Правила поведения в природе

1

11

Лекарственные растения нашей местности. Правили сбора лекарственных растений

1

12-13

Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством района, его предприятиями, их история. Виртуальная экскурсия на предприятие

2

Итого

13 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Окна в окружающий мир"(строение глаза) презентация к уроку 4 класс окружающий мир

К уроку Окружающего мира по учебнику Вахрушева А.А. презентация по теме "Окна в окружающий мир" поможет детям лучше усвоить строение глаза человека....

Проверочная работа по окружающему миру на тему «Карта – наш экскурсовод», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

Проверочная работа по окружающему миру на тему "Карта-наш экскурсовод", 4 класс, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой ("Перспектива")...

Проверочная работа по окружающему миру на тему «По равнинам и горам», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

Проверочная работа по окружающему миру на тему «По равнинам и горам», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...

Проверочная работа по окружающему миру на тему «В поисках подземных кладовых», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

Проверочная работа по окружающему миру на тему «В поисках подземных кладовых», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...

Тест по окружающему миру на тему «Зона лесов», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

Тест по окружающему миру на тему «Зона лесов», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...

Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)

Урок окружающего мира и  изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...