Трудные времена на русской земле
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект по окружающему миру.познакомить с историей монголо-татарского нашествия; с исторической личностью Александром Невским; битвами – Невская и Ледовое побоище; показать роль в истории Руси Александра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnye_vremena_na_russkoy_zemle_okruzh._mir.docx | 39.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Трудные времена на русской земле»
Цель урока: познакомить с историей монголо-татарского нашествия; с исторической личностью Александром Невским; битвами – Невская и Ледовое побоище; показать роль в истории Руси Александра
Планируемые результаты:
• Предметные
- развивать внимание, наблюдательность, учить устанавливать причинно-следственные связи
- научаться анализировать битвы
- познакомятся с исторической личностью Александром Невским
Пожарского.
• Личностные
- воспитывать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории
- формировать коммуникативные способности и умение вести диалог
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного Целеполагание | Читает стихотворение: Русь Под большим шатром голубых небес – Вижу – даль степей зеленеется. Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася!.. И во всех концах света белого Про тебя идет слава громкая. Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову! – Это стихотворение написал известный вам поэт Иван Саввич Никитин. Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям? – Когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена? – О чем пойдет речь на уроке? | Слушают учителя, принимают участие с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую тему, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка Самостоятельная работа | – Кто создал славянскую азбуку? – Какими были книги в Древней Руси? – Что в оформлении древних книг напоминает современные книги? Предлагает нескольким ученикам самостоятельно выполнить работу по карточкам | Отвечают Несколько учащихся выполняют индивидуальную работу по карточкам | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; осуществляют логические действия. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, Коммуникативные: обмениваются мне- | Устные ответы, выполненные задания |
III. Изучение | Беседа. Работа | – Сейчас мы совершим путешествие на несколько веков в прошлое. Для этого вспомните о городах Древней Руси. Чем они славились? Почему укреплялись? – Кто управлял городами? – Что вы можете сказать о некоторых князьях? – Как вы считаете, кому такая ситуация была выгодна? – В XIII веке на Русь обрушились тяжелые испытания. – Кто такие монголо-татары, кто возглавлял войско завоевателей, как сражались русские города, вы узна- | Отвечают | Фронтальная, групповая | Устные ответы | |
Работа Беседа. | ете, если прочитаете страницы древних летописей. Для этого вы объединитесь в группы историков-исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы. (Время для подготовки 2 минуты.) Предлагает вопросы для каждой группы . – Сколько вражеских воинов погибло под стенами этого города? – Подумайте, почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили? – Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев. – Вспомните, какой город не пострадал от нашествия хана Батыя. – В то время как хан Батый совершил новый поход на Русь (1239 год) ее южные княжества и покорил город Киев (1240), удар нанесли шведы на северо-западе страны. В 1240 году шведские корабли бросили якорь в устье реки Невы. – Подумайте, почему шведы начали свое наступление в 1240 году? Отчего они были уверены в успехе? Шведский военачальник Биргер послал послов | Делятся Выполняют Отвечают | ниями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связы- | |||
Работа | в Новгород к молодому князю Александру Ярославичу со словами: «Ратоборствуй, если сможешь. Я уже на твоей земле». Вы хотите узнать, что было дальше? Предлагает задание группам. – Несмотря на блестящую победу на Неве, на землю русскую пришла новая беда. В 1242 году в русских землях вновь появились рыцари-крестоносцы. Они уже овладели Псковом и стали продвигаться к Новгороду. Решающее сражение произошло на льду Чудского озера, в историю оно вошло как Ледовое побоище | Выполняют | вая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес | |||
IV. Вклю- чение | Работа с видеофрагментом. Фронтальный опрос. Работа | Демонстрирует видеофрагмент «Александр Невский». – Почему русские воины сумели победить рыцарей? – Как проявился полководческий талант Александра Невского в сражении на льду Чудского озера? – Что вы можете сказать о событиях XIII века в Древней Руси? Прочитайте на странице 64, как автор учебника оценивает события XIII века. – Кто напал на Русь в XIII веке? – Кто возглавил поход монголо-татарского войска на Русь? – Какой первый русский город оказался на их пути? – Какой город оказал Батыю серьезное сопротивление? – Что случилось с Киевом? | Смотрят фильм. Отвечают Читают текст | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя). Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. | Устные ответы, записи |
Составление схемы. Дидактическая игра «Ледовое побоище». Задания | – Как стало называться государство монголо-татар? – Почему монголо-татарские воины захватили древнерусские города? – Какая появилась угроза с северо-запада для Руси? – Кто выступил против них? (Новгородский князь Александр с дружиной.) – Как разбил шведов князь Александр? – Какое прозвище он получил за эту победу? (Невский.) – Под каким названием вошла в историю битва на льду Чудского озера? – Как строились крестоносцы? С какой целью? – Как разбил крестоносцев Александр? –Два летописца, принадлежащие к разным воюющим сторонам, описывают одну и ту же битву. Разделитесь на две команды. Первая команда описывает сражение одного войска, а вторая – другого. Сравните описания сражений. В чем есть различие? Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации | Заполняют Делятся на две команды, выполняют задания. Выполняют | Фронтальная. Групповая. Индивидуальная | Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям | ||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Вас заинтересовали события Древней Руси XIII века? Вы можете подробнее об этом узнать из исторических энциклопедий, а также в Интернете. – Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея АфанасьевичаЧумакова: Вовеки славься, Русь, Россия! И будь всегда сама собой. Твои народы вместе – сила! Никто не справится с тобой! | Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся | Устные ответы |
VI. Задание на дом | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 59–63. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания на с. 64 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач |
Самостоятельная работа по карточкам
№ 1. Вставь пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:
Славянскую азбуку создали византийские монахи… и… (Кирилл и Мефодий), которые жили в… (IX) веке. Письменность на Руси стала распространяться после принятия… (христианства). В Древней Руси велись записи важнейших событий – … (летописи). Самая известная летопись Древней Руси – … («Повесть временных лет»). Ее написал в начале XII века монах… (Нестор). Он рассказывает о племенах… (восточных) славян.
№ 2. С помощью стрелок соедини историческое событие и имя русского князя, связанное с данным событием:
Работа в группах
1-я группа. Рассказать о монголо-татарах.
План:
1) Кто такие монголо-татары?
2) Какие у них были жилища?
3) В чем заключалась сила монгольских племен?
2-я группа. Рассказать о походе монголо-татар на Русь.
План:
1) Кто возглавлял войско завоевателей?
2) Какое княжество подверглось первому удару?
3) Почему пала Рязань?
3-я группа. Рассказать об обороне русских городов.
План:
1) Какие еще города заняли монголо-татары?
2) Что вы узнали об обороне Козельска?
Работа в группах (продолжение)
1-я группа: Что сказал Александр своей дружине перед боем?
2-я группа: Почему Александр одержал победу над шведами?
3-я группа: Какое прозвище получил Александр за эту победу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок в 4 классе "Трудные времена на Русской земле" по окружающему миру
Материалы для проведения урока с презентацией...
Страницы истории.4 класс.Трудные времена на Русской земле
Тема: «Трудные времена на Русской земле».Задачи:1. Познакомить с историей Ледового побоища, расширить знания учащихся о личности Александра Невского и его роли в истории России;2. Развивать иссл...
Презентация к уроку окружающего мира "Трудные времена для русской земли" 4 кл.
Данный материал является наглядным пособием к уроку (содержание текста использовать из методического пособия)...
Тест "Трудные времена на Русской земле".
Рекомендую использовать как итог изучения темы....
Презентация "Трудные времена на русской земле".
В презентации представлен материал о трудных временах в истории нашей страны....
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе : Трудные времена на Русской земле.
Цель урока: дать представление о трудных временах на Руси в 13 веке....
Тест по окружающему миру "Трудные времена на Русской земле" 4 класс
Тест по окуружающему миру "Трудные времена на Русской земле" 4 класс....